Адаптация молодого педагога к профессиональной деятельности. Профессиональная адаптация и профессиональное развитие педагога

Утепление

Профессиональная деятельность учителя имеет характерные особенности:

  • педагогическая деятельность не допускает скидок на недостаточную квалификацию: высокие и жесткие требования к профессиональной компетентности со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы;
  • педагог не имеет возможности остановить педагогический процесс, отсрочить его для того, чтобы, например, получить консультацию; в связи с большой изменчивостью образовательной среды, наличием в ней большого числа трудно учитываемых флуктуации в деятельности педагога не бывает значительных повторений;
  • педагогическая деятельность требует зачастую мгновенной, но профессионально точной реакции;
  • высокая цена ошибок и значительный период проявления окончательных результатов педагогической деятельности;
  • учитель постоянно работает в условиях высокого уровня неопределенности (при сходных начальных условиях и аналогичных технологиях итоговые результаты зачастую могут быть разными);
  • наиболее существенное значение для его работы имеет внутренняя мотивация (С.М.Редлих, 1999).

Указанные особенности придают значение быстрой адаптации учителя к профессии. Начальный период вхождения в профессиональную среду специфичен своей напряженностью, важностью для личностного и профессионального развития начинающего педагога. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдет себя в другом деле.

Социально-профессиональная адаптация учителя, вопросы его вхождения в профессиональную среду освещены в работах В.Т. Ащепкова, Г.А. Балла, А.А. Баранова, В.И. Брудного, Н.М. Голянской, Л.Г.Земцовой, Л.Г. Егоровой, М.А. Кузнецова, П.С. Кузнецова, И.Д.Лушникова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, А.Г. Морова, В.А.Полякова, С.Н. Чистяковой, Е.В. Руденского и др.

В подавляющем большинстве работ по этой проблеме социально-профессиональная адаптация учителя исследуется в аспекте его педагогической деятельности, при этом выделяются профессионально важные функции учителя, ключевые моменты его деятельности, с помощью различных критериев проверяется уровень их реализации, на основании чего делаются выводы о той или иной степени адаптированности учителя. При этом, как правило, недостаточно освещаются вопросы изменения образовательной среды, личности самого учителя, его личностного и профессионального развития.

Данный подход разработан С.М.Рейдлихом (1999), который отталкивается от идеи Ж. Пиаже о том, что адаптация живых существ распадается на процессы двух типов: аккомодации - приспособления организма к среде; ассимиляции - изменения самой среды и ее приспособления к организму, Деятельность учителя неразрывно связана с образовательной средой, причем по специфике этой деятельности она носит исключительно активный характер, поскольку учитель, формируя, развивая, обучая и воспитывая учеников, взаимодействуя с коллегами и администрацией, преобразует, развивает и изменяет образовательную среду. Таким образом, учитель в процессе своей деятельности активным образом ассимилирует образовательную среду. Причем ассимиляция (преобразование образовательной среды) является одним из показателей его личностного и профессионального развития, качества его профессиональной подготовки и деятельности.

Процесс социально-профессиональной адаптации учителя, как частный случай адаптационных процессов вообще, тоже состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов - аккомодации и ассимиляции. Но поскольку процесс ассимиляции происходит при активном участии самого учителя как личности и профессионала, постольку он может осуществляться только в процессе его педагогической деятельности.

Таким образом, процесс социально-профессиональной адаптации учителя распадается на три составляющих: процесс аккомодации, процесс ассимиляции и связующее их звено - процесс педагогической деятельности. Итак, социально-профессиональная адаптация начинающего учителя - это процесс его вхождения в образовательную среду, процесс приобретения профессионального опыта, овладения стандартами и ценностями образовательной среды, ее культурой; процесс начала реализации накапливаемого опыта в каждой конкретной точке траектории его личностного и профессионального развития (С.М.Редлих, 1999).

Основой и движущей силой всякого развития являются противоречия и совершенно естественно, что в качестве оценки интенсивности адаптационных процессов выступает их глубина. Основными противоречиями, определяющими напряженность и интенсивность протекания процессов социально-профессиональной адаптации учителя, являются противоречия между его потребностями, способностями и нормами, своеобразными "хочу", "могу" и "должно быть". В соответствии с выявленными противоречиями можно оценивать напряженность адаптационных процессов.

Результаты научных исследований свидетельствуют о существовании глубокой взаимосвязи между процессами социально-профессиональной адаптации и личностным и профессиональным развития педагогов. Речь идет об устойчивых изменениях, новообразованиях, организации деятельности, однако имеются и отличия. Адаптация - это начало определенного периода развития, она относительно скоротечна, поэтому процесс социально-профессиональной адаптации целесообразно рассматривать как процесс развития, но за сравнительно короткий промежуток времени. Социально-профессиональная адаптация учителя - это составляющая процесса его личностного и профессионального развития, связанная с переходом из зоны актуального развития учителя в зону его потенциального развития.

Поскольку образовательная среда является структурой динамичной, постольку она непрерывно ставит перед учителем новые задачи. Поэтому реальная образовательная практика требует от учителя постоянного непрерывного личностного и профессионального развития. При этом для успешного протекания адаптационных процессов учителю необходимо всякий раз переходить из зоны актуального развития в зону потенциального развития, преодолевая ограничения связанные с особенностями образовательной среды и выражающиеся в уровне своеобразного барьера между этими зонами. Для успешного преодоления ограничений необходимо, чтобы уровень актуального развития был достаточно высоким, чтобы соответствующим был уровень мотивации, так как в противном случае в рассматриваемой зоне перехода резко возрастают напряжения и опасность попадания учителя в состояние дистресса.

Адаптация - это процесс непрерывный, длящийся всю жизнь, именно социально-профессиональная адаптация определяет направление, вектор и интенсивность профессионального и личностного развития учителя. В связи с такой трактовкой процесса социально-профессиональной адаптации учителя естественным образом изменяются временные рамки этого процесса. В современной психолого-педагогической литературе одни авторы связывают этот процесс с окончанием школы, другие - с окончанием вуза, третьи - с началом профессиональной деятельности. С точки зрения развиваемых идей, эти вопросы во многом теряют свою актуальность, поскольку процесс социально-профессиональной адаптации имеет место в каждой точке траектории профессионального и личностного развития учителя как его своеобразное начало. Эти идеи позволяют рассматривать социально-профессиональную адаптацию применительно к любому периоду личностного и профессионального развития учителя (не обязательно начинающего).

Таким образом, мы приходим к пониманию процесса социально-профессиональной адаптации учителя как процесса перехода из зоны его актуального личностного и профессионального развития в зону его потенциального развития.

Процесс социально-профессиональной адаптации учителя состоит из трех компонентов: начальной фазы его личностного и профессионального развития; начальной фазы развития его педагогической деятельности; начальной фазы развития образовательной среды.

Особенности социально-профессиональной адаптации учителя:

  • социально-профессиональная адаптация - начало развития, в определенном смысле его ближайшая зона, и каждый раз его начальная фаза имеет место в каждой точке траектории личностного и профессионального развития;
  • социально-профессиональная адаптация - непрерывный процесс, продолжающийся всю жизнь;
  • процесс социально-профессиональной адаптации педагога включает три равноправных и неразрывных аспекта: начальную фазу его личностно-профессионального развития и начальные фазы развития образовательной среды и педагогической деятельности;
  • степень адаптации отражает величину рассогласования между потребностями, способностями и нормами в данной точке траектории развития личности учителя;
  • на начальных, наиболее трудных этапах (своеобразных критических точках развития) социально-профессиональной адаптации большая роль отводится вопросам управления данным процессом, реализации специфичных для этого периода щадящих условий, так как именно в это время противоречия между потребностями, способностями и нормами, как правило, наиболее велики;
  • успешность процесса социально-профессиональной адаптации учителя определяют три параметра: уровень мотивированности к педагогической деятельности; уровень личностного и профессионального развития; особенности образовательной среды.

Установлено, что успешность социально-профессиональной адаптации учителя определяются тремя основными параметрами: мотивированностью на педагогическую деятельность, уровнем личностного и профессионального развития и особенностями образовательной среды. Именно мотивированность на педагогическую деятельность, педагогическая направленность определяет тот порог терпения и настойчивости, который может себе позволить учитель в процессе его личностного и профессионального развития и социально-профессиональной адаптации. Данные исследования показывают, что уже в период обучения в вузе студенты, у которых сформирована мотивация к педагогической деятельности, показывают заметно лучшие академические успехи и с большим желанием направляются работать в систему образования.

Модель социально-профессиональной адаптации учителя, его личностного и профессионального развития раскрывает их структуру, отражает своеобразное единство личности учителя, его педагогической деятельности и образовательной среды. Можно оценить уровень напряженности адаптационных процессов по трем компонентам структуры социально-профессиональной адаптации: личности учителя, образовательной среды и педагогической деятельности. Степень напряженности при личностном и профессиональном развитии учителя в любой момент времени определяется уровнем противоречий между способностями, потребностями и общепринятыми нормами ("хочу", "могу" и "должно быть").

С.М. Редлихом были выделены ключевые потребности-способности, существенно влияющие на общую картину социально-профессиональной адаптации учителя, и сконструирован критериально-оценочный аппарат, позволяющий оценить уровень интенсивности адаптационных процессов в каждый момент личностного и профессионального развития учителя.

Проведенный им анализ показал, что наиболее напряженно адаптационные процессы проходят в течение первого года работы и практически становятся устойчивыми уже к концу третьего года . Так, уровень адаптации в течение первого года работы равен 0,59 (при среднем 0,74 - 0,75), но на этот уровень выходит молодой учитель по итогам третьего - четвертого года работы. По его мнению, через три, четыре года работы молодой учитель становится профессионалом среднего уровня.

Наиболее острый период социально-профессиональной адаптации начинающих учителей продолжается в среднем около года, а напряженность адаптационных процессов достигает средних значений после трех лет работы.

Сущность процесса социально-профессиональной адаптации учителя основана на тесной взаимосвязи процессов социально-профессиональной адаптации учителя и его личностного и профессионального развития. Развитие - процесс, сравнительно протяженный во времени, а адаптация относительно скоротечна. Социально-профессиональная адаптация - предвестница развития, определяющая его вектор и интенсивность, а относительно учителя рассматривается как процесс его перехода из зоны актуального в зону потенциального личностного и профессионального развития.

Основными факторами , определяющими успешность процесса социально-профессиональной адаптации учителя, являются:

  • уровень его личностного и профессионального развития;
  • уровень мотивации;
  • особенности образовательной среды.

Это позволяет рассматривать социально-профессиональную адаптацию как начальную фазу личностного и профессионального развития учителя (и не только начинающего) и утверждать, что социально-профессиональная адаптация учителя - процесс непрерывный, продолжающийся на всех этапах его жизни. Успешность процесса социально-профессиональной адаптации начинающего учителя определяется внешней оценкой качества профессиональной первоначальной подготовки выпускника педагогического вуза.

Успешной социально-профессиональной адаптации начинающего учителя способствуют следующие педагогические средства :

  • целенаправленное выращивание и отбор при поступлении на педагогические специальности вузов педагогически одаренных и педагогически направленных будущих абитуриентов;
  • обеспечение личностно-ориентированной и практико-ориентированной специальной и психолого-педагогической подготовки студентов;
  • наличие ориентира - характеристики личностного и профессионального развития выпускника для администрации образовательного учреждения, предоставленной вузом;
  • создание образовательной средой комплекса условий, обеспечивающих успешное саморазвитие начинающих учителей;
  • наличие квалифицированного наставника и условий для поощрения стремления начинающего учителя к самосовершенствованию со стороны коллег и администрации;
  • взаимодействие начинающего специалиста с вузом.

В процессе профессионализации выделяют так называемые профессиональные кризисы. Первый такой кризис - это собственно начало профессиональной деятельности, связанное с поиском собственного стиля работы, своего профессионального "Я". По мнению А.К.Марковой, для начинающих учителей характерна поглощенность собственной информационной деятельностью и противоречивость, когда ему, с одной стороны, необходимо взаимодействие с более опытными учителями, а с другой - желательно не утерять собственные взгляды.

Для учителей с педагогическим стажем менее 3-х лет характерны низкие показатели по всем педагогическим способностям, связанным с общением учителя с учащимися, созданием положительного эмоционального климата. Такие учителя имеют теоретические знания предмета, но испытывают психологические трудности в установлении контакта с учениками.

Педагоги со стажем 10-15 лет, по данным Л.М.Митиной, обладают высоким уровнем развития всех почти педагогических способностей. Произошло профессиональное становление, поэтому на первое место выходит не самоутверждение, а творческий поиск новых способов и приёмов работы.

У педагогов со стажем более 20 лет уровень развития педагогических способностей (общение, поддержание творческой атмосферы на уроке и др.) резко падает. Лишь способность поддерживать дисциплину на уроке находится на высоком уровне. По мнению Л.М.Митиной, это объясняется тем, что учителя, накопив достаточную, по их мнению, теоретическую и практическую базу, прекращают своё самообразование. После 40 лет у учителя падает интерес к педагогической литературе. Их навыки приобретают характер стереотипов. В новой информации они ищут подтверждение собственного опыта, что ведет к закреплению стереотипов. Главным они считают сохранение дисциплины на уроке.

Анализируя причины спада профессиональной деятельности учителя после 10-15 лет работы, Ю.Л.Львова выделяет признаки "педагогического кризиса", среди которых - "прирастание" учителя к излюбленным приемам, что лишает его раскованности, изоляция учителя от педагогического коллектива и вследствии этого - чувства одиночества, напряженности, неверия в себя.

Для отдельных периодов профессионального развития учителя могут быть свойственны такие состояния, как "истощение", "эмоциональное сгорание", уход от контактов. "Эмоциональное сгорание" возникает вследствие душевного переутомления, эмоционального выкладывания в процессе работы. Для этого состояния свойственны приглушение эмоций, исчезновение остроты переживаний, возникновение конфликтов, когда человек своё раздражение переносит на другого, потеря представления о ценности жизни.

Дж.Фридман и Б.Фарбер обнаружили, что феномен эмоционального сгорания свойственен учителям с противоречивым самовосприятием, причем наибольшую силу он обретает, когда наблюдаются противоречия между оценкой собственной компетентности и удовлетворённостью своей профессией.

Проблемы адаптации молодого педагога

Современная общероссийская статистика упрямо заявляет о том, что большинство педагогов - это женщины с высшим образованием и высшей квалификационной категорией, со стажем работы более 20-ти лет, в возрасте от 40 до 50-ти лет. Очевидной становится проблема «старения кадров». Небольшой процент педагогов, приходящих в школу впервые, неспособен удовлетворить запрос на «омоложение» кадров, поэтому возникает проблема поиска и привлечения молодых специалистов. Здесь учреждение придерживается трех основных путей.

  1. «Выращивание» кадров из числа выпускников школы. Используя возможности целевого набора, некий процент выпускников, окончивших педагогические ВУЗы, возвращаются работать в свое образовательное учреждение. В качестве причин, побудивших их на этот шаг, они называют пример любимого учителя, атмосферу в школе, интерес к профессии. Это наиболее мотивированные специалисты, так как их выбор сложился еще на стадии школьного обучения. Они знают традиции школы, знакомы с педагогическим коллективом, его требованиями, отношениями внутри. Получая возможность начать профессиональную деятельность, будучи еще студентом, они обретают опыт, овладевают методическими приемами.
  2. «Выращивание» кадров из числа студентов высших учебных заведений, педагогических училищ. В этом случае, студенты, пришедшие на практику или просто желающие проверить себя, понять свои возможности перед принятием окончательного решения, принимаются на работу в качестве воспитателей групп продленного дня. Будущий педагог понимает на практике, что такое работа с детьми, сможет ли он посвятить себя этой профессии. Кроме того, появляется возможность «войти в класс» в качестве замещающего учителя. Это достаточно эффективный способ отбора кадров. Практика, полученная в течение периода работы и учебы, позволяет человеку получить полную информацию об учебном заведении, его коллективе, администрации, традициях, требованиях и т.д. Кроме того, и у администрации есть время для принятия решения о дальнейшей судьбе молодого специалиста.
  3. Установление связей с педагогическими высшими учебными заведениями, училищами. Это самый неоднозначный путь. Мотивация будущего педагога в этом случае может быть самой разной: от «просто никуда не берут» до «очень люблю детей, чувствую, что это мое призвание». Единственной условной «гарантией» выступает учебное заведение, выпускником которого является педагог. В этом случае очень важно, чтобы запрос учебного заведения на молодого специалиста совпал с личными характеристиками кандидата в учителя. Часто представления выпускника педагогического вуза имеют мало общего с реалиями школьного образования.

Какой бы путь не был использован, в результате приема на работу молодого специалиста, мы сталкиваемся с проблемами, связанными с мотивацией и адаптацией педагога.

Устраиваясь на работу, молодые педагоги часто попадают в ситуацию большой нагрузки. В этом случае начинающий педагог не успевает восстанавливаться, работает в режиме постоянного стресса и усталости. Все это сопровождается постоянной необходимостью осваивать все новые виды деятельности. Подобный вариант развития событий вызывает негативные переживания и, как следствие, уход из системы образования. Поэтому создание социально-экономических и организационных условий необходимое и важное условие для мотивации начинающих педагогов. Однако, это не главное. Проблема привлечения педагогов будет решаться, если со стороны всего коллектива образовательного учреждения будут предприняты совместные усилия. Педагогические коллективы далеко не все готовы к сотрудничеству и партнерству.

Период вхождения в профессиональную деятельность называют профессиональной адаптацией. «Это процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения, как личности, так и среды» .

Выделяют несколько аспектов адаптации работника к новой среде:

  • Организационный - усвоение сотрудником роли педагога в общей организационной структуре школы, особенностей управления школой, привыкание к новым условиям трудовой деятельности: нормативно-правовым, социально-экономическим, морально-психологическим, организационно-управленческим;
  • Психофизиологический - приспособление к физическим и психологическим нагрузкам педагога, его физиологическим условиям труда;
  • Профессиональный - освоение молодым педагогом всех видов деятельности учителя в соответствии с должностными обязанностями этическими нормами, доведение основных показателей деятельности учителя до необходимого уровня;
  • Социально-психологический - приспособление к относительно новому социуму, нормам поведения и взаимоотношениям в педагогическом коллективе, принятие единых педагогических требований .

На первых порах молодой специалист должен получать постоянную помощь и поддержку со стороны администрации образовательного учреждения, коллег, методистов. Ситуация, при которой он остается один на один с классом, уроком, школой, создает невыносимые условия для молодого специалиста.

Надо также отметить еще один аспект работы с молодыми специалистами: профессиональная и общественная карьера учителя. Педагог, особенно, молодой, должен видеть и понимать перспективы своего профессионально роста. Необходимо создавать условия для вхождения учителя в педагогическое сообщество не только, а может быть и не столько, своего коллектива. Конкурсное движение, повышение квалификации, работа в творческих группах, инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий и т.д. Мир педагога должен быть шире одного образовательного учреждения, где зачастую его профессиональная деятельность сводиться к тому, что, он осваивает какие-то компетенции, и дальше он фактически попадает в «учительскую рутину». Целеустремленные педагоги при хорошей методической поддержке - кадровый потенциал современной школы. «В школу необходимо привлекать амбициозных, нацеленных на рост людей. Ни большее количество мужчин и женщин, ни молодых и ни старых, а просто более амбициозных людей, потому что в конечном счёте это будет формировать амбиции тех, кто в школе учится ».

Молодые специалисты.

Работа с молодыми специалистами, конечно, зависит от личных характеристик педагога. Но есть ряд мероприятий обязательных для адаптации учителя в профессии и педагогическом коллективе. На первом этапе молодого педагога знакомят со школой, ее структурой, локальными документами, педагогическим коллективом, правилами внутреннего распорядка, проводятся первичный и вводный инструктажи на рабочем месте. Заместитель директора и руководитель проводят ряд собеседований. Педагог-наставник помогает на первом этапе разобраться с основными требованиями к работе учителя и классного руководителя, знакомит с основными действиями учителя, степенью ответственности педагога за результаты своего труда. Этот этап охватывает от одного до двух месяцев (1 четверть).

Вхождение в должность предполагает знакомство молодого педагога с деятельностью школы, методического объединения, психологической службы. Особенно важную роль играют поддержка и коммуникация с опытными коллегами. Методическое объединение и педагог-наставник оказывают помощь в вопросах методики преподавания, специфики учебного процесса и оценивания результатов обучения учащихся. Чаще всего молодые учителя сталкиваются с проблемами методического и организационного характера из-за отсутствия какой-либо теоретической основы. Сложности начинаются с первого учебного дня. В связи с чем, на этом этапе важно совместно с опытным учителем-наставником четко планировать свою деятельность на уроке, чтобы понимать свои цели, видеть не только и не столько свою деятельность, сколько деятельность учащихся.

На втором этапе молодой педагог включается в работу творческих групп по организации общешкольных мероприятий. Обязательно нужно развивать чувство самостоятельности и ответственности учителя в новой профессии и коллективе: выполнение общественных поручений, назначение ответственным по параллели. В этот период педагог-наставник и заместитель директора регулярно посещают уроки, приглашают на уроки опытных педагогов. Составляется график посещений и взаимопосещений уроков.

Так же на этом этапе молодой педагог проходит процедуру обязательной аттестации на соответствие занимаемой должности. Этот период адаптации охватывает первое полугодие-год.

Результатами этих этапов профессиональной адаптации молодого педагога становится создание атмосферы диалога (не столько контроля!), учитель понимает к кому и с каким вопросом он может обратиться, получить помощь и консультацию. В результате собеседований и анкетирования администрация получает первичную информацию о прохождении процесса адаптации: успешность профессиональной деятельности, взаимоотношения с учителями, родителями и учениками, психологическая комфортность, оплата труда, решение бытовых вопросов, потребность в повышении квалификации. На основании сделанных выводов формулируются следующие задачи.

В качестве основных стратегий поведения начинающего учителя психологи выделяют две: пассивная и активная. «Для пассивной стратегии характерно подчинение личности интересам и требованиям среды. Люди не уверены в своей профессиональной компетентности, не готовы к изменению сложившегося образа жизни. Люди не уверены в своей профессиональной компетентности, не готовы к изменению сложившегося образа жизни. Не редко кризисная ситуация вызывает у них ухудшение самочувствия, заставляя тем самым уйти от решения проблем. Они не предпринимают каких-либо активных действий, полагаясь на помощь со стороны других или ориентируют свою активность (в какой-то мере это конструктивно) на другие сферы - семью, хобби ». В этом случае учитель переживает дискомфорт и неудовлетворенность процессом, ему необходима особая поддержка и стимулирование педагогической деятельности, так как выбор данной стратегии может быть обусловлен различными факторами. Анализ этих факторов задача руководства. Это может быть следствием неблагожелательности педагогического коллектива, трудности самого человека (сложности индивидуальных особенностей), высокая цена усилий несопоставимая с отдачей и т.д.

Вторая стратегия - активная. Выделяют активно-конструктивную и активно-деструктивную стратегии. Первая характерна для людей с оптимистичным мировоззрением, устойчивой положительной самооценкой, реалистичным подходом к жизни и желанием достичь более высокой позиции. Это уверенное профессиональное развитие. Эта стратегия - самая прогрессивная для развития молодого специалиста .

Активно-деструктивная стратегия свойственная амбициозным и склонным к проявлению агрессии личностям. Низкий уровень профессионального самосознания постоянно заставляет противопоставлять себя окружающим. Агрессивная реакция на замечания и критику приводит к ухудшению общения с коллегами, учениками и родителями. Это сложный путь адаптации, который, как правило, заканчивается уходом из профессии или постоянным переходом из одного учреждения в другое.

Следующий этап - это профессиональное становление и развитие (2-3 год работы). В течение этого периода молодой педагог включается в конкурсное движение: конкурс педагогического мастерства («Педагогические надежды»), конкурс методических разработок, конкурс открытых уроков и т.д. Обретение такого опыта позволяет более широко реализоваться в профессии. Увидеть лучших из таких же как ты. Получить рекомендации опытных наставников. Определить свои конкурентные преимущества и увидеть недостатки. На этом этапе полезно выявить мотивы, побуждающие учителя заниматься своим профессиональным ростом, чтобы именно эти мотивы и стимулировать. Это может быть мотивы самоутверждения, общественного признания, стабильности, защищенности, мотив скорейшего достижения самостоятельности и независимости, реализации себя как творческой личности в коллективе, мотив саморазвития, удовлетворения интереса в приобретении новой информации, в повышении заработной платы и т.п.

В этот период молодой специалист также должен пройти процедуру аттестации на первую квалификационную категорию. Соответственно, кроме участия в профессиональных конкурсах необходимо создать условия для активного участия педагога в семинарах и конференциях профессиональной направленности. Провести ряд собеседований и занятий, посвященных навыкам выступления и написания статей. Этим занимается педагог-наставник, совместно с молодым учителем посещая мероприятия.

Работа с родителями и учащимися - отдельное направление, которое также курируется и сопровождается администрацией и педагогом-наставником. Учитель вместе с учениками принимает участие в предметных олимпиадах и конкурсах.

Завершающий этап адаптации - это четвертый год работы. Подводятся итоги адаптации и делается анализ успешности. На успех профессиональной адаптации указывают несколько показателей:

  • в какой степени работа вызывает у начинающего педагога чувство напряжения, тревоги, неуверенности;
  • в какой степени педагог овладел знаниями и навыками, необходимыми для работы;
  • в какой степени закончен ориентированный этап, этап знакомства с новой должностью;
  • каковы мотивы выбора данной профессии;
  • насколько педагог овладел профессиональной ролью (обрел ли свой стиль деятельности);
  • насколько у педагога выражено желание повышения профессиональной компетентности;
  • в какой степени педагог удовлетворен выполняемой работой и ее результатами;
  • какова оценка педагогическим коллективом достижений работы педагога .

Это период, когда можно, проанализировав полученный опыт, определить, способен ли учитель перейти от стадии ремесла к стадии мастерства. Длительность перечисленных периодов может быть разной, это зависит от индивидуальных особенностей человека и уровня педагогической поддержки. Кто-то может остаться на всю жизнь «ремесленником», кто-то готов к совершенствованию, получил уверенность в себе и доходит до уровня мастерства. Кто-то уходит из профессии, понимая, что удовлетворения от работы не наступает и развитие невозможно.

В общем виде процесс адаптации молодого педагога можно представить в виде следующей таблицы.

Табл. 6. Экспертный лист адаптации молодого специалиста в ОУ.

мероприятия

результат

Инструктажи;

Собеседования с администрацией;

Определение педагога-наставника;

Проектировка и посещение уроков;

Помощь в организации процесса обучения;

Включение в творческие группы;

Аттестация на соответствие занимаемой должности.

Установление партнерских отношений с коллективом и администрацией школы;

Навыки проектирования уроков;

Отсутствие жалоб со стороны родителей.

Участие в конкурсе педагогического мастерства (и т.п.);

Включение в работу методического объединения района;

Аттестация на первую квалификационную категорию;

Становление в качестве классного руководителя.

Положительная динамика успеваемости учащихся;

Отсутствие конфликтов с коллегами и родителями;

Сохранение и укрепление здоровья.

Участие в профессиональных конкурсах (в номинация «старшей группы»);

Публикации статей и методических разработок;

Участие учеников в предметных олимпиадах и конкурсах;

Аттестация на высшую квалификационную категорию;

Сдача итоговой аттестации за курс 9 и (или) 11 класса учащимися.

Победа (призовое место) в профессиональном конкурсе;

Победы учеников в предметных олимпиадах и конкурсах;

Успешная итоговой аттестации за курс 9 и (или) 11 класса учащимися

(% качества выше 50).

ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ТЕХНИКУМА

PROCESS OF ADAPTATION OF THE YOUNG TEACHER IN THE CONDITIONS OF TECHNICAL SCHOOL

Леонова Анна Сергеевна

  1. S. Leonova

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Строительный техникум № 12

[email protected]

Ключевые слова: профессиональная адаптация, педагогическая деятельность, формирование профессиональных компетенций, ситуация успеха, личностно-ориентированный подход.

Key words: professional adaptation, pedagogical activity, formation of professional competences, situation of success, personal the focused approach.

В статье представлен рефлексивный анализ молодого педагога о ходе процесса взаимной адаптации преподавателя и обучающихся в условиях современного среднего профессионального образования.

The article deals with reflexive analysis of the young teacher about a course of process of mutual adaptation of the teacher and students in the conditions of modern secondary professional education.

Адаптация как объективный процесс играет большую роль в любой профессии, а значимость адаптации для педагога вытекает из специфики самого труда, так как результат его труда не поддается никаким прямым измерениям, а оценивается объективно только опосредованно и отдаленно. Очевидно, чем успешнее профессиональная адаптация педагога, тем выше его мастерство и умение, тем выше и результат его влияния на формирующуюся личность обучающегося в условиях современного среднего профессионального образования.

Проблема профессиональной адаптации молодых педагогов приобретает особую актуальность на современном этапе реформирования образования, так как именно в современных условиях общество предъявляет к педагогу особые требования и в личностном, и в профессиональном плане. Необходимость эффективности начального этапа профессионального становления преподавателя вызвана целым рядом причин. Так к каждому педагогу, независимо от стажа, предъявляется требование высокого профессионализма. В тоже время, столь же закономерно существует период адаптации со всеми трудностями и противоречиями. Трудности этого периода отражают общие особенности перехода от одного этапа к другому. Во-первых, переход от теоретического обучения в ВУЗе к практической деятельности, которая на данном этапе становится для молодого специалиста основной. Во-вторых, от деятельности начинающего педагога зависит качество подготовки будущих специалистов. В-третьих, адаптация - узловой момент профессионального становления педагога. От него зависит его дальнейший профессиональный рост, профессиональная успешность и вообще, решит ли он остаться в образовании. По данным последних исследований, почти у половины начинающих педагогов отмечается неуверенность профессионального старта. Серьезно изменилось отношение к профессии педагога - если в середине 80-х годов положительное отношение к профессии наблюдалось у 76% молодых учителей, то в середине 2000-х, только 18,9% вчерашних выпускников ВУЗа относятся положительно. В отношении профессиональных планов на будущее просматривается следующая картина: в середине 80-х годов 63,4% хотели заниматься педагогической деятельностью в школе, ПТУ, техникуме, в то время как в 2000-е годы число таких желающих составляет только 25,9%, Более того, за последние годы увеличилась доля выпускников (до 40%) университетов, педагогических вузов, которые не идут работать в учреждения образования.

Понятие «адаптация» (от лат. «adapto» - приспособляю) заимствовано из биологии и означает приспособление к окружающей среде. Трудовая адаптация – это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, где личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно - адаптирующими системами. Таким образом, трудовая адаптация – двухсторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой. А в случае педагогической деятельности - это еще взаимная адаптация педагогов и обучающихся. Таким образом, социально-профессиональная адаптация - это процесс освоения молодым педагогом навыков ведения образовательного процесса, норм и правил поведения - взаимодействия с коллегами, администрацией, обучающимися и их родителями.

Традиционно различают три вида социально-профессиональной адаптации:

Психофизиологическая - приспособление молодого педагога (всех систем его организма) к непривычным условиям, поурочному режиму труда и отдыха;

Социально-психологическая - вхождение в трудовой коллектив через сближение целей и интересов молодого специалиста и группы (педагогического коллектива, обучающихся, формирование нового психологического стереотипа поведения, коррекция личностных качеств в соответствии с требованиями педагогической деятельности, принятие ценностей организационной культуры, норм и правил поведения в образовательной организации;

Профессиональная - активное освоение педагогом действий (поведения) в соответствии с должностными обязанностями, требованиями образовательного процесса, спецификой контингента обучающихся; привыкание молодого специалиста к новым условиям, включающим административно-правовые, социально-экономические, управленческие аспекты.

В процессе трудовой адаптации сотрудник проходит следующие стадии:

  1. Стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения в коллективе. Первая стадия была успешно мной пройдена, благодаря администрации техникума, отдела кадров - я была ознакомлена с основными нормами и правилами поведения в коллективе, была представлена всем работникам на общем собрании.
  2. Стадия приспособления или формального вступления – на этом этапе работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки. Важным считаем оперирование педагогическими терминами при включении педагога в практическую деятельность, а также осуществление рефлексии. Это позволяет начинающему педагогу ощутить себя равным в профессиональной среде, способствует ощущению сопричастности. Эту стадию успешно помогли мне пройти методист и наставник, они грамотно объясняли мне все тонкости работы педагога в данном ОУ. Кроме того, я всегда могу обратиться к ним за помощью.
  3. Сейчас я нахожусь на 3 стадии - ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление работника к среде, идентификация с новой группой. Эта стадия интересна тем, что я принимаю участие в общественной жизни техникума, устанавливаются не только деловые, но и личные отношения.

Социально-профессиональная адаптация молодого педагога осложняется целым рядом противоречий. Прежде всего, это противоречия:

  • между основными субъектами (педагогами, обучающимися и их родителями) образовательного процесса в представлениях о цели, процессе и результатах образования. Некоторые ребята не хотят напрягаться для получения знаний, хорошей оценки. А некоторые родители считают их уже взрослыми настолько, что не контролируют учебу, а педагогу одному трудно справляться с такими ситуациями.
  • между содержанием и уровнем подготовки в ВУЗе и содержанием, многообразием ролей, сложностью задач, требований, вызывающих перенапряжение и снижение адаптационного потенциала молодого педагога. Начинающему преподавателю в процессе адаптации приходится осваивать одновременно несколько профессиональных ролей: преподавателя, воспитателя, классного руководителя (тьютора), подчиненного, коллеги, члена методического объединения и везде необходимо демонстрировать профессиональную компетентность и умения, которых, к сожалению, многим недостает. С этими трудностями столкнулась и я. Особенно сложным было подготовить рабочие программы и календарно-тематические планы.
  • Между ограниченными временн ы ми возможностями и ситуацией большой рабочей нагрузки. В этом случае начинающий педагог не успевает восстанавливаться, работает в режиме постоянного стресса и усталости. Все это сопровождается постоянной необходимостью осваивать все новые виды деятельности. Подобный вариант развития событий вызывает негативные переживания и, как следствие, уход из системы образования.

Поэтому, чтобы предотвратить уход молодых педагогов из техникума, необходимо создание социально-экономических и организационных условий для их мотивации.

В нашем техникуме создана система по оказанию помощи молодым педагогам, которая решает, на мой взгляд, следующие задачи:

  • помощь в личностной и социально-педагогической адаптации;
  • включение педагогов в самообразовательную и исследовательскую деятельность;
  • развитие профессионального мышления и готовности к инновационным преобразованиям;
  • предупреждение наиболее типичных ошибок, разрешение противоречий и ликвидация затруднений в организации учебных занятий в техникуме;
  • стимулирование развития индивидуального стиля творческой деятельности педагога.

Система поддержки адаптации молодых педагогов в техникуме, на мой взгляд, включает в себя следующие элементы: наставничество: меня сразу прикрепили к наставнику по профессиональной направленности – педагогу высшей квалификации, кандидату филологических наук – Султанову И.Ф., у которого я посмотрела несколько уроков, рабочие программы и другую документацию. Он мне помог и в подготовке открытого урока. Далее, методическая служба – методисты помогали в разработке учебно-планирующей документации, посетили мои уроки, дали ценные указания. Еще одним звеном является администрация структурного подразделения , ее ежедневное внимание к эмоциональному состоянию молодого педагога, трудностям образовательного процесса, оказывают помощь и моральную поддержку.

Преодолевать возникающие трудности в профессиональном становлении помогает еще то, что я люблю свою профессию, мне нравиться быть педагогом. Дело в том, что у меня никогда не было проблемы выбора профессии – я являюсь продолжателем педагогической династии, «выросла» за последней партой у мамы в рабочем кабинете и всегда могу найти поддержку опытного педагога.

Но особую сложность испытывает молодой педагог при адаптации в личностно-коммуникативном плане с обучающимися – построение отношений является залогом успеха всей педагогической деятельности, ведь студент сначала любит «математичку», «иностранку», а потом уже математику и иностранный язык. Почти все студенты сначала смотрят с вызовом, как бы вызывая тебя «на дуэль». От каждой группы я слышала одни и те же слова: «Да Вы у нас пятая, Вы от нас все равно уйдете…» И в этих словах выражалось с одной стороны - желание, чтобы я ушла, чтобы как бы оправдалось их предсказание, а с другой стороны – невысказанная просьба не уходить.

После первых уроков я пребывала в состоянии эйфории, эмоционального всплеска – всех люблю, всех хочу учить. Видимо, предупреждение коллег о сложном контингенте сформировало у меня высокий уровень готовности преодолевать трудности и то, с чем я столкнулась на первых порах, не разочаровало.

Вызвало удивление проявление очень высокой тревожности у студентов, когда я к ним обращалась на «Вы». Им казалось, что так обращаются, только к людям, которые намного старше. Но после моего объяснения, что так общаются взрослые и воспитанные люди, уважающие друг друга, что лично я к ним так обращаюсь, потому что заранее их всех очень уважаю. Видимо, на бессознательном уровне для них, быть взрослым – это очень ответственно и страшно тревожно. А так можно скрыться за детским обращением «ТЫ» и не особенно отвечать за свои поступки. Позже они немного успокоились, и начали воспринимать это нормально.

Изначально все студенты находятся в образе «ежей» - на любые высказывания реагируют агрессивно, это и понятно - защитная реакция от возможной угрозы, неизвестности. Каждый из них является сложным «ребенком», недополучившим родительского внимания, любви, ласки, они имеют заниженную самооценку, поэтому всем хочется выделиться, запомниться, чтобы обратили внимание и запомнили именно его. И делают это они разными способами: одни по – доброму, даже смешно, не провоцируя конфликт; другие, наоборот, целенаправленно пытаются вывести из душевного равновесия, проверить «на прочность» и развить конфликтную ситуацию. И очень важно не перейти грань, не поддаться на провокацию, и в то же время, не позволить фривольного поведения.

Со студентом А. ходили в театр и после просмотра спектакля делились впечатлениями, и он признался, что ему и очень трудно и очень приятно общаться на «Вы» и без мата, и что он как будто чувствует, что появляется два человека – один более высокого уровня, другой более низкого. И теперь все зависит от того, какой из этих «людей» возьмет верх. И роль преподавателя здесь очень велика, чтобы победил более высокий уровень человека.

Через два-три месяца, если преподаватель ведет активную деятельность по адаптации к себе студентов, они начинают «сбрасывать свои иголки» и выражают желание быть полезными – полить цветы, вымыть доску, собрать книги.

Чтобы успешно пройти период адаптации, мне приходится много читать специальной психолого-педагогической литературы. Я даже решилась на открытый урок во время декады предметно-цикловой комиссии основ наук. Он мне помог увидеть свои сильные стороны, а также направления дальнейшего профессионального развития.

Завершая статью, хочу сделать выводы, к которым я постепенно прихожу:

  • профессиональная адаптация молодых педагогов это процесс, способствующий достижению оптимального соотношения между комплексом требований, предъявляемых к профессии педагога в целом, и их реализацией в собственной практической деятельности молодого специалиста в условиях конкретной образовательной организации, предполагающий профессиональную социализацию личности через потребность к самореализации и самообразованию;
  • Система взаимодействия «администрация - педагогический коллектив - наставник - методическая служба» оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной адаптации молодых педагогов;
  • Ситуация хоть маленького, но успеха, в сочетании с любовью к обучающимся и к профессии, обусловливает формирование позитивного отношения молодого учителя к педагогической деятельности и профессиональным планам.

Список литературы:

  1. Агранович М.Л., Фрумин И.Д. «Кадры образования – больше дешевых или меньше дорогих»//Теоретические и прикладные исследования.- С. 68-80.
  2. Котова С.А. « Адаптация в должности и освоение профессии учителя»//Народное образование. № 8, 2010, с.124.
  3. Щербаков А. «Профессиональная адаптация начинающего педагога на рабочем месте»// Народное образование. № 6, 2009. С. 133.

Ключевые слова: психология, специальная педагогика, профессиональная адаптация.

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые конкретные аспекты работы дошкольного логопеда. Занятия с логопедом - это одна из наиболее распространенных форм помощи детям с дефектами речи. Эта модель является простой, удобной, недорогой и эффективной. Между тем она отличается от работы логопеда в клинике для детей, и имеет свои специфические черты.

Some of the problems of professional adaptation of special educators

Keywords: speech therapist, speech therapy, speech disorders, speech development.

Abstract. The article considers some specific aspects of preschool speech therapy. Speech therapy lesson - is of the most common forms of remedial assistance for children with speech defects. This model is simple, convenient, inexpensive and effective. Meanwhile it differs from a speech therapist in children"s clinic, and has its own specific features.

Адаптация как процесс и умение адаптироваться, как качество личности неразрывно связана с процессами, происходящими в современном обществе. Адаптация возможна только в сложных самоорганизующихся открытых системах, обменивающихся информацией с внешней средой . Наше общество вступило в постиндустриальную эпоху своего развития, которая характеризуется экспоненциально нарастающим потоком информации, быстрым количественным и качественным формированием ноосферы. В этих условиях особенно большое значение приобретает процесс адаптации человека в обществе, в профессиональной деятельности, в личной жизни.

Социально-экономические преобразования, интеграция России в мировую систему высшего образования, появление новых ценностей и понимание значимости образования выявили необходимость в педагоге нового типа, способном быстро ориентироваться в окружающей действительности. Изменения в социуме превосходят динамику личностной готовности к их адаптации. Система образования в этой ситуации призвана помочь преподавателю сформировать в себе качества, необходимые для становления профессионально состоятельной, конкурентоспособной, активной личности, способной адаптироваться к условиям современной действительности в максимально короткие сроки. Поэтому адаптация как процесс и адаптированность как свойство личности становятся для преподавателя основополагающими в процессе его подготовки и профессиональной деятельности. Особенно остро вопросы профессиональной адаптации в педагогической среде затрагивают специальных педагогов Очень многие выпускники факультета специальной педагогики и психологии не идут работать в специальные (коррекционные) образовательные учреждения из-за низкой зарплаты и непрестижности профессии учителя-дефектолога. Хотя еще в недавнем прошлом именно эти специалисты считались элитарной группой педагогического сообщества. Особенности обучения детей-инвалидов как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и в системе общего образования требуют внесения существенных изменений в учебные планы не только факультетов коррекционной педагогики и специальной психологии, но ряда других: факультетов дошкольного воспитания и учителей начальных классов.

Помимо этого, важно отметить, что дети с проблемами в развитии нуждаются в комплексном реабилитационном подходе, сочетающем медицинские, психолого-педагогические, социальные мероприятия, их психолого-педагогическое сопровождение осуществляют специальные педагоги: тифлопедагоги, сурдопедагоги, олигофренопедагоги, логопеды, учителя, сопровождающие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с ЗПР, с аутизмом и др., а также педагоги-психологи и социальные педагоги.

Специалист системы коррекционно-развивающего обучения (КРО) -это относительно новая фигура для педагогики, призванная объединить в одном лице гуманистического психолога, учителя, дефектолога, социального педагога. Это иная генерация педагога, имеющая принципиально новые функции и, соответственно, другой уровень профессиональной компетентности .

Такой тип специального педагога, который не только передает знания, но и создает детям благоприятные психолого-педагогические условия, условия для идентификации себя как части общего коллектива, самоактуализации, для развития творческого потенциала, для выбора собственного пути учения, идущего от конкретного ребенка - представляет собой следующую ступень в развитии специальной педагогики. Такой тип специального педагога создаёт образовательное пространство с учетом специфики учебной ситуации. Методика преподавания в данных условиях должна быть адекватна канонам как обучающих, так и терапевтических и развивающих технологий.

Несмотря на то, что перед современной педагогической общественностью остро стоит проблема оказания комплексного психолого-педагогического сопровождения и обеспечения ребенка с проблемами в развитии, на практике педагог по-прежнему остается «один на один» с трудностями ребенка . И во многом только от свойств его личности и профессиональной подготовки зависит качественное сопровождение и создание благоприятных условий развитию особенных детей. Проблема социально-психологической адаптации педагога в настоящее время является наиболее сложной и актуальной для профессионалов, связанных с управлением, научно-методическим сопровождением и курированием коррекционного образования.

Эта проблема усугубляется ещё и тем, что в различных ОУ работает ничтожно малое количество педагогов со специальным дефектологическим образованием. Большое количество специальных педагогов, не говоря уже об учителях классов коррекционно-образовательного обучения, приходит в специальное образование из общего. Многие педагоги негативно воспринимают такой переход, не редко возникает чувство неудовлетворенности профессиональной деятельностью, неопределенность основных целей и задач этой деятельности, чувство беспомощности перед не редко возникающими сложностями в профессии. Стоит уделить внимание и тому, что профессиональная адаптация педагогической деятельности во многом связана с взаимодействием специального педагога с другими участниками образовательного процесса (учащимися, их родителями, коллегами по работе, администрацией специальной (коррекционной) школы), либо с организацией такого взаимодействия между ними. Успешность ее зависит от коммуникативных навыков педагога.

Заметим, что сегодня наблюдается явное несоответствие возможностей специальных педагогов и сложности задач, стоящих перед ними. В педагогических институтах и университетах особое внимание стоит уделить таким дисциплинам как основы педагогической коммуникации, техники общения и т. д., поскольку, зачастую, молодых учителей отличает низкий уровень коммуникабельности, снижающий их адаптационные возможности в профессии.

Следует различать профессиональную и социальную адаптацию. В первом случае речь идет об оказании помощи человеку в овладении профессией, во втором - во «вживаемости» в конкретный коллектив конкретного учебного заведения, предприятия, организации, процесс освоения (адаптации к профессии) индивидуален. В процессе адаптации рождается свой индивидуальный стиль деятельности . Иными словами, процесс становления профессионала имеет свои медико-биологические и психофизиологические аспекты, которые должны учитываться в ходе освоения профессии . Создание комфортных (в социально-психологическом плане) условий труда - еще одна задача профадаптации, но уже социально-психологическая и психолого-педагогическая.

При поступлении на работу специальный педагог уже имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формируется его представления о новом месте работы, а оно, исходя из своих целей и задач, предъявляет свои требования к специалисту и к его трудовому поведению.

Адаптированность человека к конкретной трудовой среде проявляется в его реальном поведении, в конкретных показателях трудовой деятельности: эффективности труда; усвоении социальной информации и её практической реализации; росте всех видов активности; удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности. Трудовая адаптация может быть первичной - при первоначальном вхождении работника в производственную среду и вторичной -при смене рабочего места без смены и со сменой профессии или при существенных изменениях среды. Она имеет сложную структуру и представляет собой единство профессиональной, социально-психологической, общественно- организационной, культурно-бытовой и психофизической адаптацией .

Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Проявляется в ознакомлении с профессиональной работой, приобретении навыков профессионального мастерства, сноровки, достаточных для качественного выполнения функциональных обязанностей и творчества в труде.

С целью устранения некоторых проблем социально-психологической адаптации специальных педагогов при вступлении в профессию необходимо выполнение целого ряда условий. Среди них:

  • создание единого профессионального пространства для педагогов, работающих с проблемными детьми. Это пространство необходимо для определения задач, которые стоят перед специалистом системы КРО в его профессиональной деятельности. Именно во взаимодействии с другими педагогами он может определить, какие цели являются для него приоритетными, как и с помощью каких ресурсов он может их достичь, на кого он может опираться в своей профессиональной деятельности;
  • формирование системного взгляда на работу специального педагога, четкая выработка и определение технологий работы по планированию, учебному содержанию, оценочной деятельности с использованием диагностических, коррекционных, просветительских и консультационных техник;
  • внешняя супервизия и профессиональная поддержка специалистов с целью выработки адекватного самовосприятия и самооценки в профессиональной деятельности. Определение собственных сильных и слабых сторон в профессиональной деятельности и развитие умения эффективно использовать личностные и профессиональные ресурсы, определение собственного стиля профессиональной деятельности;
  • поддержка и стимулирование профессиональной карьеры.

В этой связи, эффективная деятельность специальных педагогов, включающая в себя организацию и проведение различных форм психолого-педагогической реабилитации, свидетельствует о государственной значимости проблемы профессиональной адаптации этих специалистов в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Подводя итоги необходимо отметить, что адаптация есть социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, когда личность и трудовая среда активно взаимодействуют друг с другом. Она имеет сложную структуру и представляет собой единство разных видов адаптации профессиональной, социально-психологической, общественно-политической и культурно-бытовой.

Эффективность профессиональной адаптации специальных педагогов напрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия: как на уровне детей, так и на уровне их родителей. Всегда важен индивидуальный подход и к ребёнку, и к его родителям. При конфликтных ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, Оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего - с её нарушениями .

Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного окружения и особенности группы, в котором осуществляется микросоциальное взаимодействие специальных педагогов .

Эффективная профессионально-психологическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности специальных педагогов, которые только вступили в профессию.

Важными факторами, улучшающими психологическую адаптацию в специальных профессиональных группах, являются социальная сплоченность, способность строить межличностные отношения, возможность открытой коммуникации, как с ребёнком, так и с его родителями.

Профессиональная адаптация специального педагога находится в тесной увязке с его личностным потенциалом, как совокупность определенных черт и качеств каждого специалиста. Личностный потенциал характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельную позицию. Психофизиологический, трудовой потенциал специального педагога, его образование, уровень квалификации и опыт активно влияют на уровень и степень адаптации.

Однако не будет лишним заметить, что любая профессиональная адаптация пройдёт гораздо быстрее и успешнее, если сама профессия выбрана правильно . К сожалению, некоторые специальные педагоги, столкнувшись с реалиями выбранной ими профессии, впоследствии признают, что несут непосильную для них ношу: они не готовы для такой работы. Упредить эту ситуацию можно путём предварительного профессионального отбора, который могли бы водить в обязательном порядке при приёме на работу. Такой профотбор мог бы осуществляться в два этапа. На первом этапе на основе результатов наблюдения, опросов, тестирования и т. д. составляется специальная профессиограмма. На втором - изучаются личностные данные и характеристики, а также наклонности, социальные, психологические и физиологические проявления молодого специалиста.

Для управления этим процессом адаптации и карьерой на предприятии на вновь поступившего молодого работника составляется специальная карта адаптации и профессионального продвижения. Она помогает прослеживать профессиональные и квалификационные изменения работника и управлять этим процессом.

От навыков и подготовки специального педагога, его стрессоустойчивости, коммуникативности и умения выходить из патовых ситуаций зависит его успешная профессиональная деятельность. Система образования и подготовки специальных педагогов в нашей стране должна быть организована таким образом, чтобы специальные педагоги вновь могли почувствовать свою принадлежность к высшим слоям образовательного сообщества, их труд оценивался по-иному, а профессиональная деятельность позволяла комфортно чувствовать себя в не рабочего пространства, тем самым компенсируя психоэмоциональные затраты, которые несут специальные педагоги.

Сохранение школы подготовки специальных педагогов, её развитие и переход к современным формам организации профессиональной среды - является во многом качественным тестом современной системы российского образования. Хотелось бы надеяться, что этот тест будет успешно пройден.

Литература

  1. Фролов А. Г., Хомочкина С. А.,. Матушанский Г. У. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе, КГЭУ, 2006, // URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v9_i2/pdf/3.pdf
  2. Маркова С. А. Профессиональные проблемы педагога коррекционно-развивающего обучения в современных условиях, ИПКиППРО ОГПУ, 2007 // URL: http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-kro-2008/kro-prof_prob_ped_kro.html
  3. Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителя. - М: Онега, 1994. -268 с.
  4. Ащепков В. Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы: проблемы и перспективы. - Ростов-на-Дону, 1997. -144 с.
  5. Медведев Г. П., Рубин Б. П., Колесников Ю. Г. Адаптация важнейшая проблема педагогики//Советская педагогика. 1969. №3. С. 64-67.
  6. Сукнёв Ю. И. Педагогическое обеспечение социальной адаптации в процессе трудового обучения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида, Издательский дом «Первое сентября», 2009 // URL: http://festival.1september.ru/articles/527248/
  7. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
  8. Ходаков А. И. Проблемы профессиональной адаптации молодого учителя // Воспитательная деятельность молодого учителя. - Л.: ЛГПИ имени А. И. Герцена, 1978. - С. 72-89.
  9. Мороз А. Г. Адаптация молодого учителя. - Киев, 1990. - 52 с..

Статья подготовлена

учителем начальных классов

МАОУ " Гимназия 1 Октябрьского района г. Саратова "

Мохонько Натальей Николаевной

Профессиональная адаптация молодого педагога

Профессиональная деятельность является неотъемлемой частью жизни современного человека. Ведь от того, насколько успешно складывается профессиональная карьера, зависит не только удовлетворенность личности своей жизнью, но и ее гармоничное развитие.

Известно, что самыми сложными являются первые годы работы, так как именно они в огромной степени влияют на профессиональное развитие личности. Именно этот период психологи считают своего рода тем "испытательным сроком", который в дальнейшем определяет позиции специалиста в социальной и профессиональной среде. А также в первые годы работы происходит профессиональная адаптация личности.

Термин "адаптация" впервые был введен Г. Аубертом в XIX веке. Он произошел от позднелатинского "adaptatio" (приспособление) и первоначально широко использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни. В последующем процесс адаптации стал предметом исследования многих наук, в том числе и психологии.

Профессиональную адаптацию специалистов психологи определяют как процесс вхождения в новую трудовую ситуацию, в которой личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива. Поступая на работу, молодой специалист активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри организации, усваивает новые нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами производства. Поэтому для молодого сотрудника важно, чтобы его личностные особенности максимально соответствовали тем организационным условиям, которые для него предлагаются на новом месте работы.

Изучение вопросов адаптации, в том числе профессиональной, нашло отражение в многочисленных исследованиях, как отечественных, так и зарубежных ученых, среди которых: К. А. Абульханова-Славская, Г. А. Балл, А. А. Реан, А. А. Налчаджян, А. В. Филиппов, В. П. Казначеев, Ф. Б. Березин, А.Н. Жмыриков, Г. Селье и др.

Остановимся более подробно на адаптации молодых педагогов. Ведь профессия педагога - это не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. Рассмотрим трудности профессиональной адаптации молодых учителей и возможные пути решения.

Каждый год во многих школах, лицеях, гимназиях встречают молодых учителей - выпускников педагогических учреждений. С вступлением в «новый» профессиональный мир молодой учитель встречается со многими трудностями, о которых, в период обучения будущей профессии, даже не задумывался.

Большинство молодых педагогов, поступивших на работу, могут испытывать состояние, которое психологи описывают как «потрясение, вызванное реальностью». Ведь в течении подросткового периода, периода обучения и освоения будущей специальностью, люди очень часто имеют высокие ожидания в плане того, как будет развиваться из профессиональный путь. Но после окончания обучения и начала работы молодой специалист осознает, что некоторые их ожидания нереалистичны.

Американский психолог Д. Левинсон подчеркивал важность роли наставников, помогающих молодым работникам усваивать необходимые ценности и нормы. Наставники исполняют роль воспитателя и учителя. Они способствуют продвижению молодых работников вверх по служебной лестнице. Они служат моделями для подражания в социальной сфере и в области профессиональной деятельности. В целом наставники облегчают новичкам переход к статусу самостоятельного зрелого специалиста.

Становление молодого педагога можно сделать интенсивным процессом развития профессионализма, самоопределения личности. Но этот процесс нуждается в умелом научно-методическом сопровождении, причём на каждом этапе начала карьеры.

Важнейший этап в профессиональном становлении молодых учителей — первый год их работы. Экзамен, который держит учитель в течение всего первого года работы, может укрепить его веру в свои силы и сформировать чувство удовлетворения, без которого нет полноценного освоения профессии, но может также стать источником глубокого разочарования и неверия в себя. Многое, конечно, зависит от самого молодого учителя. Однако это не снижает роли и не снимает ответственности и с руководителей школы, всего педагогического коллектива за то, как сложится профессиональная судьба начинающего учителя.

Адаптации молодого учителя в период адаптации теснейшим образом связана с объектом его труда — с учащимися. Благоприятное вступление его в профессию, контакты с детьми определят дальнейшее профессиональное благополучие и профессиональные неудачи. Не менее значимыми в становлении профессиональной личности молодого учителя являются контакты с более опытными коллегами.

Сегодня, как правило, молодой учитель становится классным руководителем. В связи с этим ему необходимо помочь освоить навыки этой непростой работы: изучить состав учащихся класса, их индивидуальные особенности, составить психолого - педагогическую характеристику класса, подготовить несколько тематических классных собраний — ученических и родительских, организовать различные формы общественно полезного труда учащихся.

Огромная миссия должна быть возложена на наставника молодого учителя. Целесообразно с первого месяца работы вовлечь его в школьное или районное методическое объединение, побудить к активному участию в его работе, выбрать и разрабатывать одну из методических тем с последующим рефератом, который полезно обсудить на заседании методобъединения. Немаловажным условием профессионального становления молодых учителей является посещение уроков опытных учителей, причем не только по своему, но и другим предметам. Также необходимо вовлекать молодого педагога участвовать в анализе посещенных уроков. И, конечно же, молодой учитель должен показать как минимум два - три открытых урока. В конце учебного года молодой учитель должен предоставить письменный отчёт, в котором отразит выполнение индивидуального плана, участие в методической, научно -исследовательской работе, в общественной жизни коллектива. Это нужно не для контроля начинающего педагог — это нужно для него, для самоосмысления своих трудностей и достижений.

В системе факторов, которые влияют на адаптацию молодых учителей , большинство исследователей на первое место ставят эмоциональное общение. Профессиональная адаптация молодого учителя, особенно. в первые два года работы, характеризуется высоким эмоциональным напряжением. Во-первых, в этот период молодой человек, который еще только овладевает новой областью жизни и деятельности, делает немало ошибок, испытывает постоянные неудачи. Во-вторых, ему кажется, что все видят его погрешности, осуждают, негативно оценивают его.

Однако не менее глубоко переживается и радость от первых успехов, именно она дает силы для продолжения деятельности, творческого поиска, преодоления трудностей адаптации, определяет общий тонус жизни учителя.
К наиболее трудным проблемам молодые учителя относят также трудность мотивировать школьников, воспитывать у них положительное отношение к обучению, формировать познавательный интерес и организовывать познавательную деятельность. Отметим, что это действительно самые трудные проблемы в педагогике.

Значительные трудности испытывают они при проведении внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Нередко после окончания педагогического вуза молодой специалист отождествляет роль воспитателя лишь с должностью классного руководителя, понимая под воспитательной работой только внеклассные и внешкольные занятия, проведение соответствующих мероприятий. Начинающий учитель ещё недостаточно чётко разобрался в том, что воспитание не существует в обособленном «чистом» виде, что каждое его действие по отношению к детям имеет определённый воспитательный эффект. Именно поэтому в практических ситуациях он затрудняется соотносить своё поведение с достижением перспективных воспитательных целей и задач.

Молодой учитель должен стремиться уметь держать себя перед классом, владеть своеобразной самопрезентацией: жестом, мимикой, речью, интонацией и т.д. Только овладев этой техникой, учитель может уделять основное внимание содержанию учебного материала, логике его изложения. Затем он превращает само это содержание в средство организации учащихся, а центральным процессом, который он начинает контролировать, становится его взаимодействие со школьниками. Однако он не остаётся наедине с этими трудностями, со своим первым опытом, качество которого в решающей степени зависит от того, в какой мере он соотнесён с опытом других учителей, с профессиональным опытом коллектива в целом.

В начальный период профессиональной адаптации обстоятельства всецело проти востоят молодому учителю. У одних трудности стимулируют активность их преодоления, у других вызывают разочарование в профессии.

Профессиональная адаптация происходит у молодых по разному. Большую сложность представляет вступление в новый коллектив. Попав в новую среду, молодой специалист постоянно контролирует себя, адаптируется к её специфике, вырабатывает новый стиль поведения. Находясь в новом коллективе, он неизбежно приобщается к его опыту, усваивает его традиции, ценностные нормы. Большое значение в профессиональном становлении, в совершенствовании личности молодого педагога имеет нравственная основа коллектива, его морально психологическая атмосфера, которая бывает и созидательной, и разрушительной.

Особые волнения доставляют первые уроки. Впечатления о них часто остаются в памяти на всю жизнь. Объективные трудности первых лет практической деятельности неизбежны. Помощь старших коллег, активное формирование устойчивой и осознанной мотивации, управление процессом становления помогают молодым успешно их преодолеть, быстрее стать профессионалом.