Фернанда оливье. Семь главных женщин пабло пикассо в реальности и на портретах художника

Инструменты


Любовные страсти и отношения с женщинами были всем смыслом жизни Пабло Пикассо - знаменитого испанского живописца. Искусствоведы отмечают роль семи главных женщин, оказавших особое влияние на жизнь и творчество гения. Однако ни одной из них он не смог дать простого человеческого счастья. При этом Пикассо умудрился не только «изуродовать» их чудесные черты на своих портретах, а и довести их до депрессии, психлечебницы, самоубийства.


При росте в 158 сантиметров Пикассо обладал мощнейшей мужской энергетикой, потрясающим обаянием, а его харизма, как магнит, притягивала женское внимание и пленила их сердца. И этому «магнетизму, окрашенному взрывным, испанским темпераментом и гениальностью, невозможно было сопротивляться».

Вся жизнь гениального живописца длиной в 92 года густо услана осколками женских сердец. «Для меня существует лишь два типа женщин - богини и тряпки для вытирания ног» ,- говорил он. Однако вскоре все богини в его жизни становились... тряпками.

Фернанда Оливье


Голодную юность в богемном Париже с Пикассо делила Фернанда Оливье - натурщица с весьма темным прошлым, "кочевавшая" от одного художника к другому. Почти на целое десятилетие она стала любимой женщиной и музой начинающего художника. Вместе с ней в живопись Пикассо, на смену сумрачному «голубому» периоду пришел - «розовый», с мотивами обнаженной натуры и теплым колоритом.


Она позировала художнику обнаженной и не особо протестовала, когда не могла не могла выйди из квартиры два месяца, так как не имела туфель, а у нищего Пикассо не было тогда денег, чтобы ей их купить. На его скудные заработки они еле-еле сводили концы с концами. Единственным развлечением для молодых любовников был лишь секс. Однако это не могло длиться вечно и в итоге они мирно расстались. Пабло нашел себе молоденькую Марсель Умбер, а Фернанда переметнулась к польскому художнику.

Марсель Умбер (Ева)



Пабло и Марсель познакомились в 1911 году в парижском кафе «Эрмитаж». Миниатюрную Марселлу Пабло сразу же стал называть Евой, подчеркивая этим, что она первая его женщина. Ева, как и все будущие возлюбленные великого и успешного Пабло Пикассо, не могла и представить, что щедрый любовник когда-то едва сводил концы с концами. За последнее десятилетие он уже крепко стал на ноги, и его картины успешно продавались.


Марсель была хрупкой, тихой и нежной, полной противоположностью высокой, здоровой и шумной Фернанде. На портретах художника Ева изображена везде как символ изящества, легкости, невесомости. Пабло часто изображал ее в виде музыкальных инструментов: скрипки иль гитары. В этих работах нельзя не заметить хрупкости, почти прозрачной красоты этой женщины.


Марсель была яркой звездочкой, на миг вспыхнувшей на небосводе жизни Пикассо и, быстро погасшей. Ева умерла от туберкулёза, но её влияние на творчество Пабло Пикассо было несомненно велико.

Ольга Хохлова - первая законная жена



Именно его русская Оля помогла пережить художнику смерть его любимой натурщицы Марселлы Умбер. Будучи в творческом застое, Пикассо завязывает тесную дружбу с писателем и художником Жаном Кокто, который и предложил создать декорации к балету "Парад" для труппы Дягилева. Эта работа вернула мастера к жизни, он знакомится с балериной, дочерью русского полковника Ольгой Хохловой (Пикассо мог выговорить лишь - «Коклова»). 27-летняя девушка достаточно быстро согласилась оставить сцену ради брака с Пикассо, и в 1918 году они обвенчались.


Что побудило его жениться? На этот вопрос он и сам затруднялся позже ответить. А на тот момент его так очаровала русская танцовщица, что он не задумываясь пошел с любимой под венец, да к тому же в православный храм. После венчания Пабло свозил Ольгу к родителям в Испанию, и поселил в шикарной парижской квартире. Он был так очарован Хохловой, что дал себе слово порвать со своим богемным образом жизни, так искренне верил, что Ольга для него просто дар небес. Не маловажную роль сыграло то, что она была девственницей, и об этом Пабло не упускал случая похвастаться.


Но не все так получилось как задумалось, русская балерина попыталась свести творчество к Пикассо к финансовому благополучию семьи, а его самого заключить в рамки дорогого салонного художника и примерного семьянина. Она не понимала и не признавала кубизма и ему пришлось на время отойти от этого стиля. Ольга транжирила деньги мужа, а тот отчаянно злился.

Даже рождение сына в 1921 Паоло, не смогло уже сблизить супругов. Хотя стихия отцовства ненадолго, но сильно захлестнула Пикассо: он без конца рисовал жену с сыном. А потом наступило отчуждение.

Такая ограниченная жизнь смертельно наскучила гению, и Пабло начал мстить Ольге за неудавшуюся семейную жизнь и несбывшиеся надежды. Неприязнь отразилась в полной мере на его картинах: он изображал свою супругу исключительно в виде злой старухи с длинными острыми зубами, а потом создал целую серию ее портретов, с изображением женщины-чудовища с тощей грудью и огромными половыми органами.

И конечно же Пикассо завел себе любовницу, а Ольга узнав об этом решила подать на развод. Но так и не добившись расторжения брака, она до конца дней оставалась женой Пикассо. Страдая депрессиями, мучаясь ревностью и злобой, умерла в одиночестве от рака в 1955 году. Таков был печальный финал их великой любви.

Мария-Тереза Вальтер


Это ради 17-летней Марии-Терезы Пикассо бросил сына и Ольгу Хохлову. Любовь к юной девушке оставила заметный отпечаток не только в творчестве, но и в судьбе Пабло.
Она стала для него любовницей, натурщицей, объектом вожделения, игрушкой и музой.


Этот период искусствоведы характеризуют как вершину его творчества. А когда Мария-Тереза в 1935 родила от Пикассо дочь Майю, он быстро охладел к ней и в открытую завел себе любовницу.


Дора Маар


Очередной любовницей горячего испанца стала Дора Маар, 29-летняя художница и фотограф. Однажды Мария-Тереза и Дора, случайно встретившись в мастерской Пабло, в буквальном смысле подрались из-за любовника. Пикассо позже вспоминал об этом случае как о самом ярком событии в его жизни.


Он все так же продолжал отношения с обеими женщинами, Доре он посвящал целые серии портретов, а к Марии-Терезе и дочери Майе ходил дважды в неделю. Дора Маар, обладая таким же необузданным темпераментом, как и ее любовник, своими скандалами и ревностью разрушила отношения с Пабло. И он все чаще начал посещать Марию-Терезу с дочерью.


Закончилась эта история весьма трагично для обеих женщин. Дора тяжело переживая разрыв с Пабло, угодила в психлечебницу, где ее лечили электрошоком. Выйдя из которой, увлекалась мистицизмом и астрологией. Жила очень бедно и в одиночестве, умерла 89 летнем возрасте.


Мария-Тереза, живя в постоянном ожидании и депрессии, спустя годы повесилась в собственном гараже.

Мари Франсуаза Жило


В 1943 году во время оккупации Парижа Пабло знакомится с девушкой, полностью изменившей его судьбу. Ему было 62 года, а ей - 22. Франсуаза Жило стала не только женой, но и самой талантливой ученицей Пикассо. Многое взяв от мастера, она выработала собственный стиль и стала известной художницей.


И только с Франсуазой Пикассо познает новые радости жизни. Эта удивительная женщина, подпитывала его творческой энергетикой, при этом, не растрачивая свою. Именно она смогла показать Пабло, что семейная жизнь – это не тяжкое бремя, и что два любящих человека могут быть счастливыми в семье. Она родила ему детей - сына Клода и дочь Палому, получивших фамилию Пикассо, которые после смерти отца стали владельцами части его многомиллиардного состояния.


Франсуаза Жило отличалась от всех женщин Пикассо сильным характером. Поэтому узнав об измене Пабло - сама ушла от него, не дав себе попасть в список брошенных и опустошенных женщин.


В 1964 году Жило стала знаменитой как писательница, опубликовав автобиографию «Моя жизнь с Пикассо», где в полной мере изложила свои взаимоотношения со знаменитым художником в 1943-1953 годах. Не упустила случая гражданская жена рассказать и об отношениях своего мужа с другими женщинами. После выхода мемуаров Франсуазы Пикассо прекратил отношения и с ней, и их детьми.

Жаклин Рок

.


Последний двадцатилетний отрезок жизни рядом с Пикассо была последняя страсть художника – красивая и молодая Жаклин Рок, ставшая второй законной его женой в 1961 году. До того она была секретаршей и натурщицей мэтра, и именно она залечила душевные раны, которые терзали Пикассо после ухода Франсуазы Жило.


Покорив художника своей преданностью, заботой и влюбленностью, которые так необходимы были престарелому Дон-Жуану, Жаклин стала единственной его отрадой. За годы жизни с которой, Пабло написал около четырехсот ее портретов. А жена возвела личность супруга в культ, называя его "великим маэстро", и окружила его раболепным обожанием. А что ему еще было нужно?


В 92 года, умирая на своей французской вилле, владелец миллиардного состояния великий живописец Пабло Пикассо время от времени разглядывал свои работы и размышлял: "Я все время думаю о смерти. Она всего лишь женщина, которая никогда не покинет меня" .

И сколько бы женщин не было у гения, женщиной номер один в его жизни была его мать - донья , в прямом смысле сотворившая из него гения, которая искренне считала, что ни одна женщина не достойна ее сына.


02.09.2011

Ольга Хохлова оставалась официальной женой Пикассо до самой своей смерти. Однако жизнь супружеской пары не сложилась


В 1943 году Пикассо познакомился с художницей Франсуазой Жило. Внизу: Жило в возрасте 81 года на фоне одной из своих картин


Вверху: Пикассо относился к чужим детям лучше, чем к своим. На руках у его подруги Жаклин Рок - дочь их приятелей. Канн, 1961 год. Внизу: дочь художника Палома в день своей свадьбы в 1978 году.

Один из портретов Хохловой на аукционе Christie’s

Личная жизнь Пабло Пикассо, рассказанная внучкой художника Мариной корреспонденту «Совершенно секретно»

Во Франции осенью 2003 года был снят гриф секретности с досье, заведённого французским сыском на Пабло Пикассо и его жену Ольгу Хохлову. История многолетней слежки за художником была раскрыта после того, как в Париж из Москвы вернулись 20 тонн французских архивов, насчитывающих более 900 тысяч досье. (Сперва они были похищены немцами из оккупированного Парижа, а весной 1945 года их обнаружили советские солдаты и переправили в Москву.) В числе последних на берега Сены прибыло и «дело Пикассо». Личные архивы вернули семьям, а некоторые материалы изучила французская контрразведка на предмет выявления гипотетических контактов между французами и Страной Советов.

Гений под колпаком
Парижским филерам не откажешь в тонком чутье. Они взяли на мушку 20-летнего Пикассо 5 мая 1901 года, когда он прибыл на берега Сены на свою первую выставку. Уже 18 мая полицейский комиссар, шеф 3-й бригады доносил начальству о том, что некто Пабло Руис-и-Пикассо поселился на последнем этаже дома № 130 по бульвару Клиши у анархиста Пьера Манаша, своего соотечественника. Комиссар полиции набрасывает портрет живописца и даже рассказывает об одной из последних его картин, на которой запечатлены солдаты, избивающие попрошайку. Пикассо, сообщает он, наносят визиты неизвестные личности. Каждый вечер он уходит из дома, возвращается поздно, а иногда вообще дома не ночует. Особое донесение посвящено политическим взглядам художника. Сыщик убеждён, что Пикассо разделяет убеждения Манаша и в силу этого также должен считаться анархистом.
В сентябре 1911 года Пикассо допросили по поводу хранившихся у него старинных статуэток, украденных в Лувре в 1907 году Жери Пьере, секретарем Гийома Аполлинера. Пьере вручил их Пикассо, который в тот момент работал над знаменитой картиной «Девушки из Авиньона». Скандал разразился 4 года спустя, когда из Лувра итальянским маляром была похищена «Мона Лиза». Аполлинера допросили, продержали несколько дней за решёткой. Вызывали в полицию и Пикассо, но оставили на воле.
Подозрительность охранки возросла после того, как весной 1917 года Пабло познакомился в Риме, куда приехал для работы над балетом «Парад» на музыку Эрика Сати, с русской балериной Ольгой Хохловой. Когда они решили пожениться, полиция, прежде чем дать необходимое согласие, провела расследование: «Живёт в доме № 22 по улице Виктора Гюго в Монруже, за который платит 1800 франков в год. Работает художником и получает в среднем 25 франков в день. Соседи говорят о нём только хорошее. К Франции относится с симпатией». Досье Пикассо и его жены присвоили номер 74664.
К моменту знакомства с Пикассо Хохло-
ва уже пять лет выступала в знаменитой труппе Сергея Дягилева. Танцовщицей она была старательной и дисциплинированной, имела хорошую технику, но никогда не была примой и, не считая нескольких более или менее заметных партий, выступала в кордебалете.

Терпсихора из кордебалета
«Моя бабушка Ольга Хохлова родилась в украинском городе Нежине в семье полковника Русской Императорской армии, - рассказывала мне Марина Пикассо, когда я был у неё в гостях на вилле в Канне. - Вопреки родительскому желанию Ольга, которая была очень красива, стала балериной и получила приглашение в труппу от самого Дягилева. Он и познакомил её с Пикассо». Дягилев любил, чтобы в его труппе были девушки из «хороших семей».
Ольга отличалась хорошими манерами и особым славянским «шармом», который всегда так ценился в Европе. У неё была приятная внешность, правильные черты лица, хотя крупноватый подбородок придавал ему некоторую тяжесть и, возможно, выдавал её характер - твёрдый, решительный и упрямый.
Пикассо к этому времени был уже знаменитым художником. В числе первых по-настоящему оценили его творчество русские философы, критики и коллекционеры. Ещё в 1914 году блестящий анализ его работ сделал Николай Бердяев. Тогда же Сергей Щукин и Иван Морозов стали приобретать картины художника, которые сейчас находятся в Эрмитаже и Пушкинском музее. Серж Дягилев, умевший привлечь к работе над своими балетами для «Русских сезонов» самые громкие имена, пригласил Пикассо оформить балет «Парад» в постановке Леонида Мясина. «У меня 60 танцовщиц, - сообщал не без гордости Пикассо американской писательнице Гертруде Стайн. - Ложусь спать поздно. Я знаю всех женщин Рима». Но об Ольге художник до поры до времени умалчивал.
Как же случилось, недоумевали его друзья, что Пикассо влюбился в балерину, которая, по их мнению, ни в каком отношении не была личностью примечательной? Художнику, пользовавшемуся в Париже шумной и даже скандальной известностью, было тогда 36 лет. Возможно, пресыщенному в любви и не слишком разборчивому в связях живописцу именно ординарность, обыденность Ольги казалась «экзотикой». В ту пору он искал в подруге оазис спокойствия, чтобы отдохнуть от вечного горения страстей и решения сверхзадач, которые ставил перед собой в живописи.
Немалое значение имело и то, что Ольга была русской. В те годы Пикассо, революционер в искусстве, чрезвычайно интересовался всем русским. Он даже собирался учить язык этой загадочной для него страны. Художник внимательно следил за развитием событий в России, Февральской революцией, отречением царя. Видимо, в его глазах всё это придавало балерине романтическо-революционный флёр. Наконец, влияла и сама атмосфера русских балетов, отличавшаяся особой чувственностью, его дружба с Дягилевым, Бакстом и особенно со Стравинским, которым он тогда восхищался. Пикассо говорил, что презирает всякую музыку за исключением фламенко, но был потрясен «Весной священной».
Пикассо увлёкся Ольгой со всем присущим ему темпераментом. «Осторожно, - предупреждал его с усмешкой Дягилев, - на русских девушках надо жениться». «Вы шутите», - отвечал художник, который утверждал, что всегда остаётся хозяином ситуации. В Риме Пикассо встречался с Ольгой каждый день, совершая с ней длинные прогулки по Вечному городу. Но балерина не спешила ответить на бурные чувства художника, хотя Пикассо ей нравился. Женщин привлекал в нём особый магнетизм, внутренний огонь, взгляд его чёрных глаз, которые, по выражению Кокто, были «заряжены электричеством». Несмотря на то что Ольга не очень интересовалась искусством, слава Пикассо производила на неё впечатление. К тому же она понимала, что карьеру в балете ей уже не сделать и надо думать об устройстве семейного очага. Но станет ли Пикассо с его богемным прошлым хорошим мужем? «Может ли художник быть человеком серьёзным?» - допытывалась у Дягилева мать Ольги, узнав о том, что её дочь собирается замуж за Пикассо. «Не менее серьёзным, чем балерина», - отшучивался тот.

Выбор Ольги
Тем временем в мае 1917 года в парижском театре «Шатле» состоялась премьера «Парада». Едва ли для неё был выбран самый подходящий момент. Всего в 300 километрах от столицы продолжались тяжёлые бои французской армии с наступающими немцами. На спектакль пришёл «весь Париж» - имя Дягилева действовало на публику, как магнит. В зале были и русские офицеры, находившиеся в отпуске. Балет, который, по словам Ильи Эренбурга, напоминал «балаган на ярмарке с акробатами, жонглерами, фокусниками и дрессированной лошадью», закончился скандалом. Публика негодовала и кричала: «Смерть русским!».
Такой приём ничуть не смутил Дягилева, который повёз «Парад» в Мадрид и Барселону. За балетом и за Ольгой последовал Пикассо. Там он много её рисовал в манере сугубо реалистической, на чём настаивала сама балерина, которая не любила непонятные ей эксперименты в живописи. «Я хочу, - говорила она, - узнавать своё лицо». В Барселоне Пикассо познакомил Ольгу со своей матерью. Она тепло приняла русскую девушку, ходила на спектакли с её участием, но однажды предупредила: «С моим сыном, который создан только для самого себя и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина». В Барселоне художник написал портрет Ольги в испанской мантилье, который подарил матери.
Когда русский балет отправился в Латинскую Америку, Ольга решила остаться. Выбор между трудной жизнью рядовой балерины и браком со знаменитым и преуспевающим живописцем был сделан. Вернувшись во Францию, они поселились в маленьком доме в парижском пригороде Монруж - со служанкой, собаками, птицами и ещё тысячей разных предметов, которые повсюду сопровождали художника. Ольга неплохо говорила по-французски, хотя и с сильным русским акцентом, и любила слушать длинные фантастические истории, которые ей рассказывал Пабло. Именно в Монруже он написал знаменитый «Портрет Ольги в кресле», который сейчас выставлен в парижском Музее Пикассо. Сравнивая его с фотографией, сделанной в момент позирования, нетрудно заметить, что художник несколько приукрасил черты оригинала.
Многие друзья отговаривали Пикассо от брака с Ольгой, предвидя, что он будет неудачным. Художник не внял их советам. 12 июля 1918 года в мэрии 7-го парижского округа прошла церемония бракосочетания. Венчание состоялось в православном соборе Александра Невского, среди гостей и свидетелей были Дягилев, Аполлинер, Кокто, Гертруда Стайн, Матисс. Пикассо был убеждён, что женится на всю жизнь, и поэтому в его брачный контракт вошла статья о том, что их имущество - общее. В случае развода это подразумевало его раздел поровну, включая все картины.
После свадьбы молодожёны перебрались в большую квартиру в самом центре Парижа, на улице Ла Боэси, неподалёку от галереи, где Пикассо выставлялся. Ольга была прирождённой хозяйкой и принялась обставлять квартиру, руководствуясь своим вкусом. Муж не вмешивался. Он ограничился тем, что навёл беспорядок в мастерской этажом ниже, разложив где попало коллекции разных предметов и расставив по стенкам свои работы и картины Ренуара, Матисса, Сезанна, Руссо.
В сентябре 1918 года Пикассо с Ольгой отправились в Лондон вместе с русским балетом. Дягилев показывал там «Парад» и работал над новым балетом «Треуголка» (Le Tricorne. - ред.), для которого художник делал декорации и костюмы. Вместе с труппой они жили в дорогом отеле «Савой» и по вечерам ходили с одного приёма на другой. Пикассо с молодой женой повсюду оказывался в центре внимания и постепенно втягивался в вихрь светской жизни, которую так любила Ольга. Он заказал себе множество костюмов, стал носить безупречный смокинг, на приёмах появлялся в котелке и с золотыми часами в кармашке жилета, словом, стал ничуть не меньшим денди, чем его друг Стравинский. Ольге на какое-то время даже удалось отдалить художника от его богемных друзей. Однажды он рассматривал себя в зеркале и, вздыхая, тихо говорил: «Мсье Энгр...»

На костре творчества
Многие из рисунков тех лет своим классицизмом и безупречным совершенством напоминают работы Жана-Огюста Энгра. В других заметен карикатурный элемент. Художник словно следовал совету Ван Гога, который писал своему брату Тео: «Преувеличивай самое существенное». Сам он говорил: «Искания в живописи не имеют никакого значения. Важны только находки... Мы все знаем, что искусство не есть истина. Искусство - ложь, но эта ложь учит нас постигать истину. По крайней мере ту, которую мы, люди, в состоянии постичь». В это время Пикассо пишет портреты Дягилева, Стравинского, Бакста, Кокто. Ольгу он нарисовал для своей первой литографии, которая была использована для пригласительного билета на его выставку.
Постепенно необузданная художественная натура Пикассо приходила в противоречие с той светско-снобистской жизнью, которую ему приходилось вести. Он хотел иметь семью, любил жену. Но постепенно возникал конфликт с Ольгой, вызванный тем, что художник не желал обременять себя условностями, которые мешали его творчеству. Он хотел оставаться полностью свободным человеком и был готов во имя этого пожертвовать всем остальным. У Ольги не сложились отношения с большинством друзей Пикассо, кроме Аполлинера, который скончался в ноябре 1918 года после тяжёлого ранения на фронте.
4 февраля 1921 года у четы родился сын Поль. Так в 40 лет Пикассо впервые стал отцом. Это событие взволновало его, неожиданно для него самого наполнило гордостью. Он делал бесконечные рисунки сына и жены, помечая на них не только день, но и час. Все они выполнены в неоклассическом стиле, а женщины в его изображении напоминают олимпийские божества. Ольга тоже относилась к ребёнку с почти болезненной страстью и обожанием. Она надеялась, что рождение сына укрепит их семью, в фундаменте которой появились первые трещины.
Ольга чувствовала, как её муж постепенно возвращается в свой внутренний мир - мир искусства, в который она не имела доступа. Время от времени она устраивала бурные сцены ревности. Пикассо замкнулся в себе и словно отгородился от жены невидимой стеной. В сущности, всю его жизнь главной страстью было творчество, во имя которого он был готов пожертвовать всем. Он часто вспоминал историю французского художника-керамиста Бернара де Палиси, жившего в XVI веке, который для поддержания огня в печи во время обжига своих творений бросал туда свою мебель. Пикассо очень любил эту историю и видел в ней настоящий пример «горения» во имя искусства. Сам он утверждал, что бросил бы в печь и жену, и детей - лишь бы в ней не угас огонь.
Работа с русским балетом способствовала известности художника и, по мнению специалистов, обогатила его талант. В апреле 1925 года Пикассо вместе с Ольгой и сыном поехали в Монте-Карло к Дягилеву. Там на репетициях он снова стал рисовать балерин. Может быть, вернувшись в мир русского балета, он надеялся обрести гармонию в отношениях с Ольгой? Но вернуть её было уже невозможно. Видя равнодушие мужа, Ольга теряла спокойствие, нервничала и ещё больше вызывала раздражение Пикассо, желавшего освободиться от её назойливой опеки. Словом, художник устал и с каждым днём всё больше и больше тяготился узами брака.

Церковь, коррида, бордель
В январе 1927 года на улице, в толпе, выходящей из метро, Пикассо увидел красивую девушку с серо-голубыми глазами. «Он схватил меня за руку и сказал: «Я Пикассо! Вы и я вместе совершим великие вещи», - вспоминала впоследствии Мари-Терез Вальтер. Ей было тогда 17 лет. Она ничего не знала ни об искусстве, ни о Пикассо. Её интересы были совершенно другими - плавание, гимнастика, велосипед, альпинизм.
Началось самое большое увлечение в жизни Пикассо, не знавшее ни границ, ни табу. Предаваясь этой безумной страсти, художник пытался забыть Ольгу, вычеркнуть её из своей жизни.
Женщины и Пикассо - этой теме посвящены на Западе многие серьёзные исследования, имеющие скандальный характер. В долгой жизни художника, имевшего сотни любовных связей и обладавшего огромным сексуальным магнетизмом, исключительную роль сыграли семь женщин. В этом отношении его жизнь как бы подтверждает пословицу, согласно которой Испания это страна, в которой мужчины презирают секс, но живут ради него. «Утром - церковь, днём - коррида, вечером - бордель» - этого кредо испанских мачо свято придерживался Пикассо. Сам же художник говорил, что искусство и сексуальность это одно и то же.
Художник однажды признался, что делил всех представительниц прекрасного пола на «богинь» и «половые коврики». Ему доставляло особую радость превращать первых во вторых, вытирая о них ноги, и они, «богини», не только позволяли ему это делать, но и получали от этого удовольствие. В нём был исключительно сильно развит инстинкт разрушения. Его любовницами становились жёны его близких друзей, порой с их ведома и согласия, как, например, было со второй женой Поля Элюара - Нюш. И вся его жизнь прошла под знаком борьбы инстинктов созидания и разрушения. «Я думаю, что умру, никогда никого не полюбив», - сказал однажды Пикассо. Однако при этом художник любил повторять, что жизнь продляют только работа и женщины. «Каждый раз, когда я меняю женщину, - говорил Пикассо, - я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Это, возможно, и возвращает мне молодость».

Одиночество
Но вернёмся к Ольге. Ненависть к ней Пикассо стал вымещать в живописи. В серии картин, посвящённых корриде, он изображал её в виде то лошади, то старой мегеры. Объясняя впоследствии причины их разрыва, художник скажет: «Она слишком многого от меня хотела... Это был наихудший период в моей жизни». Тем не менее Пикассо не хотел развода. Полный разрыв хотя бы с частичкой прошлого для него означал нечто вроде смерти, которая всегда вызывала в нём страх. Кроме того, развод привёл бы к потере половины его состояния, а главное - картин. И Ольга официально до самой своей кончины оставалась женой Пикассо.
В 1943 году Пикассо познакомился с художницей Франсуазой Жило, которой был всего 21 год. На несколько лет она стала его новой музой. Это был очередной удар для Ольги, которая продолжала ревновать бывшего мужа ко всем его новым пассиям. Она писала ему гневные записки на смеси испанского, французского и русского, содержание которых сводилось к тому, что Пикассо ужасно опустился. Обычно она прикладывала к посланиям изображения Рембрандта или Бетховена с припиской, что он никогда не станет таким же великим, как они. В парижском Музее Пикассо хранятся более ста писем Ольги, адресованных мужу, но доступ к ним пока закрыт.
Летом Ольга отправлялась в средиземноморский городок, где жили Пикассо и Франсуаза Жило с их сыном Клодом, и преследовала по пятам молодую женщину. Та молча переносила оскорбления, ибо понимала, что Ольга страдает от одиночества и отчаяния. В 1949 году у Франсуазы Жило родилась дочка Палома, а три недели спустя Пикассо стал дедом - у Поля родился сын, которому в честь художника дали имя Пабло, но впоследствии обычно звали Паблито. Поль Пикассо провёл всю войну в Швейцарии и вернулся в Париж только после его освобождения. У него не было никакой работы, к тому же он сильно пил и употреблял наркотики. В 1954 году после тяжёлого воспаления легких он оказался на грани смерти. Доктор послал Пикассо телеграмму с просьбой срочно приехать в Канн. Ответа не последовало.
«Драма моего отца (Поля Пикассо. - Ред.) заключалась в том, - рассказывала Марина Пикассо, - что всю свою жизнь он находился в полной зависимости от великого мастера и каждый месяц, унижаясь, был вынужден просить у него деньги». Гениальный художник, видимо, не мог простить сыну того, что тот оказался человеком ординарным, лишённым всяких талантов. Материальную зависимость родителей, естественно, долгие годы ощущала на себе и Марина Пикассо, которая с братом и матерью более чем скромно жила в южном городке Гольф-Жюан. В отношениях с родственниками и близкими мэтр, по словам внучки, неукоснительно придерживался принципа: «Я - всё, ты - ничто!».
«Отношения с дедом у нас складывались очень трудно, - вспоминает Марина. - Я с ним практически не имела никаких контактов. Когда после окончания школы хотела поступить на медицинский факультет, Пикассо сообщил через секретаря, что у него нет возможности оплачивать мою учебу... Долгое время я считала его виновным в преждевременной кончине отца и в исковерканной жизни матери».
Ольга Хохлова в последние годы жила в Канне в полном одиночестве. Она долго и мучительно болела и 11 февраля 1955 года скончалась от рака в городской больнице. На похороны пришли только её сын и несколько друзей. Пикассо в это время в Париже заканчивал картину «Алжирские женщины. По Делакруа» и не приехал.

Опять вместе
Пабло Пикассо скончался 8 апреля 1973 года. Ему был 91 год. Незадолго до смерти отличавшийся пророческим даром художник сказал: «Моя смерть станет кораблекрушением. Когда погибает большое судно, всё, что находится вокруг него, затягивается в воронку». Так и произошло. Его внук Паблито просил разрешить ему присутствовать на похоронах, но последняя жена художника Жаклин Рок ответила отказом. В день похорон Паблито выпил флакон с деколораном - обесцвечивающей химической жидкостью. Когда его доставили в больницу, врачи констатировали, что он сжёг себе внутренности. Три месяца в нём поддерживали жизнь благодаря постоянным операциям и пересадкам, которые оплачивала Мари-Терез Вальтер. Спасти Паблито не удалось. Его похоронили в той же могиле на кладбище в Канне, где покоится прах Ольги.
6 июня 1975 года от цирроза печени умер 54-летний Поль Пикассо. Его двое детей - Марина и Бернар, последняя жена Пабло Пикассо Жаклин и ещё трое внебрачных детей - Майя (дочь Мари-Терез Вальтер), Клод и Палома (дети Франсуазы Жило) - были признаны наследниками художника. Начались долгие баталии за наследство, которое было оценено в 260 миллионов долларов; цифру сильно занизили по налоговым соображениям. Это в общей сложности 50 тысяч работ - картин, скульптур, изделий из керамики и рисунков. Самую большую долю - три десятых - получила Жаклин Пикассо, тогда как внуки, Марина и Бернар, - по две десятых от общей суммы. Кроме того, всем наследникам было предоставлено право взять себе на память по одной работе художника. Марина выбрала картину, на которой изображена совсем молодой Ольга.
20 октября 1977 года в гараже своего дома в средиземноморском городке Жуан-ле-Пен повесилась Мари-Терез Вальтер, которой было 68 лет. Накануне открытия очередной выставки художника в Мадриде 15 октября 1986 года в 3 часа утра в своей кровати застрелилась Жаклин Пикассо.
Марина Пикассо, унаследовавшая знаменитый особняк деда «Калифорния» в Канне, живёт там со взрослыми дочерью и сыном и тремя усыновлёнными детьми-вьетнамцами. Она не делает между ними никакого различия и уже составила завещание, по которому всё её огромное состояние после кончины будет поделено на пять равных частей. Марина создала носящий её имя фонд, который построил в пригороде Хошимина деревушку из 24 домов для 360 вьетнамских сирот.
«Любовь к детям, - подчеркивает Марина, - я унаследовала от бабушки. Ольга была единственным человеком из всего клана Пикассо, кто относился к нам, внукам, с нежностью и вниманием».

"Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой,
по-моему ощущению это должно быть сказано". Пабло Пикассо.

Когда он родился, акушерка думала, что он мертворожденный.
Пикассо спас его дядя. «Врачи в то время курили большие сигары, и мой дядя
не был исключением Когда он увидел меня лежащим без движения,
он выпустил дым мне в лицо На что я,с гримасой, издал рев ярости ".
Вверху: Пабло Пикассо в Испании
Фото: LP / Роже-Виолле / Rex Features

Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в городе Малага, анадалузской
провинции Испании.
При крещении Пикассо получил полное имя Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула
Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима
Тринидад Руис и Пикассо - что по испанскому обычаю являлось чередой имен
почитаемых святых и родственников семейства.
Пикассо - фамилия матери, которую и взял Пабло, поскольку фамилия отца
казалась ему слишком обыденной, к тому же отец Пикассо, Хосе Руис,
сам был художником.
Вверху: художник Пабло Пикассо в Мужен, Франция в 1971 году,
за два года до его смерти.
Фото: AFP / Getty Images

Первое слово Пикассо было "Пиз" - которые является сокращением от "La piz",
что означает карандаш, на испанском языке.

Первая картина Пикассо была названа "Пикадор",
человек верхом на лошади в корриде.
Первая выставка Пикассо состоялась, когда ему было 13,
в задней комнате магазина зонтиков.
В возрасте 13 лет Пабло Пикассо с блеском поступил в
Барселонскую Академию художеств.
Но в 1897 году в возрасте 16 лет приехал в Мадрид,для занятий в Школе искусств.


"Первое причастие". 1896 г Картина была создана 15-летним Пикассо


"Автопортрет". 1896 г
Техника: Холст, масло.Коллекция: Барселона, Музей Пикассо


"Знание и милосердие". 1897 г Картина написана 16 летним Пабло Пикассо.

Уже будучи взрослым и посетив как-то выставку детских рисунков, Пикассо сказал:
"В их возрасте я рисовал как Рафаэль, но мне потребовалась целая жизнь,
чтобы научиться рисовать как они".


Пабло Пикассо написал свой шедевр в 1901 году,
когда художнику было всего 20 лет.

Пикассо один раз был допрошен полицией на то, что он украл Мону Лизу.
После того, как картина пропала из Лувра в Париже в 1911 году, поэт и "друг"
Гийом Аполлинера указал пальцем на Пикассо.
Ребёнок и голубь, 1901. Pablo Picasso (1881-1973)
currently on display as part of the Courtauld Gallery"s Becoming Picasso exhibition.
Picture: Private collection.

Пикассо сжёг несколько своих картин, когда был начинающим художником в Париже,
для того чтобы согреться.
Вверху: Любительница абсента 1901 года. Пабло Пикассо (1881-1973)

Фото: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Пабло Пикассо.Гладильщица.1904г
Якобы в этой работе замаскированный автопортрет Пикассо!

Сестра Пикассо Кончита умерла от дифтерии в 1895 году.

Пикассо встретил французского художника Анри Матисса в 1905 году
в доме писательницы Гертруды Стайн.
Вверху: Гном-Dancer, 1901 Пабло Пикассо (1881-1973)
в настоящее время экспонируется в рамках Курто галереиСтать Пикассо выставки.
Фото: Музей Пикассо, Барселона (gasull Fotografia)


Пабло Пикассо.Женщина с вороной.1904г

У Пикассо было много любовниц.
Женщины Пикассо - Фернанда Оливье, Марсель Умбер, Ольга Хохлова,
Мария Тереза Вальтер, Франсуаза Жило, Дора Маар, Жаклин Рок...

Первой женой Пабло Пикассо была русская балерина Ольга Хохлова.
Весной 1917 года поэт Жан Кокто, сотрудничавший с Сергеем Дягилевым,
предложил Пикассо сделать эскизы костюмов и декорации к будущему балету.
Художник отправился работать в Рим, где влюбился в одну из танцовщиц Дягилевской труппы -
Ольгу Хохлову. Дягилев заметив интерес Пикассо к балерине, счел своим долгом
предупредить горячего испанского повесу о том, что русские девушки непростые -
на них надобно жениться...
Они поженились в 1918 году.Венчание состоялось в Париже православном соборе
Александра Невского, среди гостей и свидетелей были Дягилев, Аполлинер, Кокто,
Гертруда Стайн, Матисс.
Пикассо был убежден, что женится на всю жизнь, и поэтому в его брачный контракт
вошла статья о том, что их имущество - общее.
В случае развода это подразумевало его раздел поровну, включая все картины.
А в 1921-м у них родился сын Поль.
Однако жизнь супружеской пары не сложилась...
но это была единственная официальная жена Пабло,
они не были разведены.


Пабло Пикассо и Ольга Хохлова.


Пабло Пикассо.Ольга.

Пикассо много ее рисовал в манере сугубо реалистической, на чем настаивала сама
балерина, которая не любила непонятные ей эксперименты в живописи.
«Я хочу, - говорила она, - узнавать свое лицо».


Пабло Пикассо.Портрет Ольги Хохловой.

Франсуаза Жило.
Эта удивительная женщина сумела наполнить Пикассо силами, не растратив при этом свои.
Она подарила ему двух детей и сумела доказать, что семейная идиллия — это не утопия,
но реальность, существующая для свободных и любящих людей.
Дети Франсуазы и Пабло получили фамилию Пикассо и после смерти художника стали
обладателями части его состояния.
Точку в своих отношениях с художником Франсуаза поставила сама, узнав о его неверности.
В отличие от многих возлюбленных мастера, Франсуаза Жило не сошла с ума и не покончила с собой.

Почувствовав, что любовная история подошла к концу, она сама ушла от Пикассо,
не дав ему возможность пополнить список брошенных и опустошенных женщин.
Издав книгу «Моя жизнь с Пикассо», Франсуаза Жило во многом пошла против воли художника,
но обрела всемирную известность.


Франсуаза Жило и Пикассо.


С Франсуазой и детьми.

У Пикассо было четверо детей от трех женщин.
Вверху: Пабло Пикассо с двумя детьми своей любовницы Франсуазы Жило,
Клод Пикассо (слева) и Палома Пикассо.
Фото: REX


Дети Пикассо.Клод и Палома.Париж.

Мария-Тереза Вальтер родила ему дочь Майю.

На своей второй жене -Жаклин Рок, он женился, когда ему было 79 (ей 27).

Жаклин остается последней и верной женщиной Пикассо и ухаживает за ним,
уже больным, ослепшим и плохо слышащим, до самой его смерти.


Пикассо.Жаклин со скрещенными руками, 1954

Один из многих муз Пикассо была такса Лумп.
(именно так, на немецкий манер. Lump по-немецки - "каналья").
Собака принадлежала фотографу Дэвиду Дугласу Дункану.
Умерла за неделю до Пикассо.

В творчестве Пабло Пикассо несколько периодов:голубой,розовый,африканский...

К "голубому" (1901-1904)периоду относят работы, созданные в промежутке между 1901 и 1904 гг.
Серо-голубые и сине-зеленые глубокие холодные цвета, цвета печали и уныния, постоянно
присутствуют в них. Пикассо называл голубой "цветом всех цветов".
Частые сюжеты этих картин - изможденные матери с детьми, бродяги, нищие, слепые.


«Нищий старик с мальчкиком» (1903 г.) Музей изобразительного искусства.Москва.


"Мать и дитя" (1904, Музей Фогга, Кембридж, штат Массачусетс, США)


Завтрак слепого". 1903 гКоллекция: Нью-Йорк, Музей искусства Метрополитен

"Розовый период" (1904 - 1906) характеризуется более жизнерадостными тонами - охристыми
и розовыми, а также устойчивыми темами изображений - арлекинами, бродячими актерами,
акробатами
Очарованный комедиантами, ставшими моделями его картин, он часто посещал цирк Медрано;
в это время арлекин - любимый персонаж Пикассо.


Пабло Пикассо, два Акробаты с собакой, 1905


Пабло Пикассо, Мальчик с трубкой, 1905

"Африканский" период (1907 - 1909)
В 1907 году появилась знаменитые "Авиньонские девицы". Над ними художник работал больше года -
долго и тщательно, как не работал до этого над другими своими картинами.
Первая реакция публики - шок. Матисс был в бешенстве. Даже большинство друзей не приняли эту работу.
"Такое ощущение, что ты хотел накормить нас паклей или напоить бензином", -
говорил художник Жорж Брак, новый друг Пикассо. Скандальная картина, название которой дал
поэт А. Сальмон, была первым шагом живописи на пути к кубизму, а многие искусствоведы считают
ее отправной точкой современного искусства.


Королева Изабелла.1908г.кубизм Музей Изобразительных искусств.Москва.

Пикассо также был писателем. Он написал около 300 стихотворений и две пьесы.
Вверху: Арлекин и Companion, 1901. Пабло Пикассо (1881-1973)
в настоящее время экспонируется в рамках Галерея Курто вСтать Пикассо выставки.
Фото: Государственный музей А. С. Пушкина, Москва


Акробаты.Мать и сын.1905г


Пабло Пикассо.Влюблённые.1923г

Картина Пикассо "Обнаженная, зеленые листья и бюст", на которой изображена его
любовница Мари-Терез Вальтер, была продана на аукционе за $ 106,5 миллиона.
Этим побив рекорд для картин продающихся на аукционе,
который был установлен картиной Мунка "Крик".

Крали картины Пикассо чаще,чем любого другого художника.
550 его работ числятся пропавшими без вести.
Вверху: Плачущая женщина 1937 года Пабло Пикассо
Фото: Гай Bell / Alamy

Вместе с Жоржем Браком, Пикассо основал кубизм.
Также он работал в стилях:
Неоклассицизм (1918 - 1925)
Сюрреализм (1925 - 1936) и др.


Пабло Пикассо.Две читающие девушки.

Пикассо подарил обществу свои скульптуры в г. Чикаго, США в 1967 году.
Друзьям он дарил картины неподписанные.
Он говорил:иначе вы их продадите,когда я умру.

Ольга Хохлова в последние годы жила в Канне в полном одиночестве.
Она долго и мучительно болела и 11 февраля 1955 года скончалась от рака
в городской больнице. На похороны пришли только ее сын и несколько друзей.
Пикассо в это время в Париже заканчивал картину «Алжирские женщины» и не приехал.

Две любовницы Пикассо- Мари-Терез Вальтер и Жаклин Рок (которая стала его женой)
покончили с собой. Мария-Тереза повесилась через четыре года после его смерти.
Рок застрелилась в 1986 году, через 13 лет после смерти Пикассо.

Мать Пабло Пикассо говорила: «С моим сыном, который создан только для самого себя
и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина»

Вверху: Сидящий Арлекин, 1901. Пабло Пикассо (1881-1973)
в настоящее время экспонируется в рамках Галерея Курто вСтать Пикассо выставки.
Фото: Музей Метрополитен Музей Метрополитен / Art Resource / Scala, Флоренция

Согласно пословицы Испания это страна, в которой мужчины презирают секс,
но живут ради него. «Утром - церковь, днем - коррида, вечером - бордель» -
этого кредо испанских мачо свято придерживался Пикассо.
Сам же художник говорил, что искусство и сексуальность это одно и то же.


Пабло Пикассо и Жан Както на корриде в Валлорисе.1955г


Вверху: Герника Пабло Пикассо, Museo Nacional Centro де Arte Reina Sofia в Мадриде.

Картина Пикассо "Герника" (1937). Герника - это маленький городок басков на севере Испании, практически стертый с лица земли немецкой авиацией 1 мая 1937 года.

Однажды гестапо устроило обыск в доме Пикассо. Нацистский офицер, увидев на столе фотографию "Герники", спросил: "Это вы сделали?". "Нет" - ответил художник - "это сделали вы".


В годы второй мировой войны Пикассо живет во Франции, где сближается с коммунистами-
участниками Сопротивления (в 1944 Пикассо даже вступает во Французскую компартию).

В 1949 году Пикассо рисует своего знаменитого "Голубя мира" на плакате
Всемирного конгресса сторонников мира в Париже.


На фото: Пикассо рисует голубя на стене своего дома в Мужене. Август 1955.

Последними словами Пикассо были «Пейте ради меня, выпейте за мое здоровье,
вы знаете, я не могу больше пить."
Он умер, когда он и его жена Жаклин Рок, развлекали друзей за ужином.

Пикассо был похоронен в основании замка,который он купил в 1958 году
в Vauvenargues, на юге Франции.
Ему был 91 год. Незадолго до смерти отличавшийся пророческим даром
художник сказал:
«Моя смерть станет кораблекрушением.
Когда погибает большое судно, все, что находится вокруг него, затягивается в воронку».

Так и произошло. Его внук Паблито просил разрешить ему присутствовать на похоронах,
но последняя жена художника Жаклин Рок ответила отказом.
В день похорон Паблито выпил флакон с деколораном - обесцвечивающей химической
жидкостью. Спасти Паблито не удалось.
Его похоронили в той же могиле на кладбище в Канне, где покоится прах Ольги.

6 июня 1975 года от цирроза печени умер 54-летний Поль Пикассо.
Его двое детей - Марина и Бернар, последняя жена Пабло Пикассо Жаклин
и еще трое внебрачных детей - Майя (дочь Мари-Терез Вальтер),
Клод и Палома (дети Франсуазы Жило) - были признаны наследниками художника.
Начались долгие баталии за наследство

Марина Пикассо, унаследовавшая знаменитый особняк деда «Резиденция короля» в Канне,
живет там со взрослыми дочерью и сыном и тремя усыновленными детьми-вьетнамцами.
Она не делает между ними никакого различия и уже составила завещание, по которому
все ее огромное состояние после кончины будет поделено на пять равных частей.
Марина создала носящий ее имя фонд, который построил в пригороде Хошимина
деревушку из 24 домов для 360 вьетнамских сирот.

«Любовь к детям, - подчеркивает Марина, - я унаследовала от бабушки.
Ольга была единственным человеком из всего клана Пикассо, кто относился к нам, внукам,
с нежностью и вниманием. И свою книгу «Дети, живущие на краю света» я во многом
написала для того, чтобы восстановить ее доброе имя.

В Лондоне прошли торги международного аукциона Кристис, которые ознаменовались продажей трех наиболее выдающихся работ испанского художника Пабло Пикассо за рекордную сумму денег. Портреты трех женщин, которых когда-то боготворил Пикассо « Портрет Доры Маар» , «Спящая девушка» и «Бюст Франсуазы» были проданы за $68 миллионов.

«Бюст Франсуазы» – портрет французской художницы Франсуазы Жило, который он нарисовал в 1946 году. Жило была любовницей Пикассо в 1944-1953 годах, родила ему двоих детей, а после расставания с испанским гением вышла замуж за американского изобретателя. Портрет продали за $17 миллионов.

«Спящая девушка» была нарисована Пикассо в 1935 году и на ней изображена другая «подруга жизни» художника Мария-Тереза Уолтер, сладко дремающая положив голову на свои руки. Она ушла в коллекцию неизвестного богача за $21,7 миллион. Напомним, что ранее картина была передана университету Сиднея анонимным американским подданным на условии, что все средства от ее продажи на аукционе университет пустит на развитие научных исследований и качества образования.

Однако, самой дорогостоящей и ценной оказался портрет Доры Маар нарисованный Пикассо в 1939 , который был продан за $29 миллионов. Дора Маар была художницей и фотографом, с Пикассо они познакомились в 1936, а в 1944 он ее бросил ради Франсуазы Жило. После разрыва с Пабло Пикассо Маар пережила тяжелый душевный кризис и даже лечилась в психиатрической клинике.


Портрет Доры Маар
Спящая девушка

Любовь и отношения с женщинами занимали большое место в жизни Пабло Пикассо. Несомненное влияние на жизнь и творчество мэтра оказали семь женщин. Но ни одной из них он не принёс счастья. Он не только «калечил» их на полотнах, но и доводил до депрессии, психлечебницы, самоубийства.

Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Это, возможно, и возвращает мне молодость.

Пабло Пикассо

Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в Малаге не юге Испании, в семье художника Хосе Руиса. В 1895 году семья переехала в Барселону, где юный Пабло без труда был зачислен в художественную школу Ла Лонха и стараниями отца обзавёлся собственной мастерской. Но большому кораблю - большое плаванье, и уже в 1897 году Пикассо отправляется в Мадрид, учиться в Королевской академии Сан-Фернандо, которая, впрочем, разочаровала его с первых же шагов (музей он посещал гораздо чаще, чем лекции). И уже в это время совсем ещё ребёнок Пабло лечится от «дурной болезни».

Пабло Пикассо и Фернанда Оливье

В 1900 году, убегая от печальных мыслей после самоубийства своего друга Карлоса Касагемаса, Пабло Пикассо оказывается в Париже, где вместе с другими бедынми художниками снимает комнаты в ветхом доме не площади Равиньян. Там Пикассо встречает Фернанду Оливье, или «Прекрасную Фернанду». Эта молодая женщина с тёмным прошлым (сбежала из дома со скульптором, который потом сошёл с ума) и шатким настоящим (позировала художникам) на несколько лет стала любовницей и музой Пикассо . С её появлением в жизни мастера завершается так называемый «голубой период» (сумрачные картины в сине-зелёных тонах) и начинается «розовый», с мотивами любования обнажённой натурой, тёплым колоритом.

Обращение к кубизму приносит Пабло Пикассо успех даже за океаном, и в 1910 году они с Фернандой переезжают в просторную квартиру, проводят лето на вилле в Пиренеях. Но роман их подходил к концу. Пикассо встретил другую женщину - Марсель Умбер, которую он называл Евой. С Фернандой Пикассо расстался дружески, без взаимных обид и проклятий, так как Фернанда в это время уже была любовницей польского живописца Луи Маркуссиса.

Фото: Фернанда Оливье и работа Пабло Пикассо , где она изображена «Лежащая обнажённая» (1906)

Пабло Пикассо и Марсель Умбер (Ева)

О Марсель Умбер известно мало, так как она рано умерла от туберкулёза. Но её влияние на творчество Пабло Пикассо неоспоримо. Она изображена на полотне «Моя красавица» (1911), ей посвящена серия работ «Я люблю Еву», где нельзя не заметить хрупкости, почти прозрачной красоты этой женщины.

В период отношений с Евой Пикассо рисовал фактурные, сочные полотна. Но продолжалось это недолго. В 1915 году Ева умерла. Пикассо не смог жить в той квартире, где жил вместе с ней, и переехал в маленький дом в предместье Парижа. Некоторое время он жил уединённой, затворнической жизнью.

Фото: Марсель Умбер (Ева) и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Женщина в сорочке, лежащая в кресле» (1913)

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова

Спустя некоторое время после смерти Евы у Пикассо завязывается тесная дружба с писателем и художником Жаном Кокто. Именно он приглашает Пабло принять участие в создании декораций к балету «Парад». Так, в 1917 году труппа вместе с Пикассо отправляются в Рим, и эта работа возвращает художника к жизни. Именно там, в Риме, Пабло Пикассо знакомится с балериной, полковничьей дочерью Ольгой Хохловой (Пикассо называл её «Коклова»). Выдающейся балериной она не была, ей недоставало «высокого горения» и выступала она преимущественно в кордебалете.

Ей минуло уже 27 лет, не за горами был конец карьеры, и она достаточно легко согласилась оставить сцену ради брака с Пикассо . В 1918 году они обвенчались. Русская балерина делает жизнь Пикассо более буржуазной, пытаясь превратить его в дорогого салонного художника и примерного семьянина. Она не понимала и не признавала . А так как живопись Пикассо всегда была связана «с музой во плоти», что имелась у него на данный момент, он вынужден был отойти от кубистической стилистики.

В 1921 году у супругов родился сын Паоло (Поль). Стихия отцовства временно захлестнула 40-летнего Пикассо , и он без конца рисовал жену с сыном. Однако рождение сына уже не могло скрепить союз Пикассо и Хохловой, они всё более отдалялись друг от друга. Дом они поделили на две половины: Ольге было запрещено посещать мастерскую мужа, он же не наведывался в её спальни. Будучи женщиной исключительно порядочной, Ольга имела шансы стать доброй матерью семейства и осчастливить какого-нибудь почтенного буржуа, но с Пикассо она «не справилась». Остаток жизни она провела в одиночестве, страдая депрессиями, мучаясь ревностью и злобой, но оставалась законной женой Пикассо до своей смерти от рака в 1955 году.

Фото: Ольга Хохлова и работа Пабло Пикассо , где она изображена «Портрет женщины с горностаевым воротником» (1923)

Пабло Пикассо и Мари-Терез Вальтер

В январе 1927 года Пикассо повстречал 17-летнюю Мари-Терез Вальтер. На предложение поработать для него моделью девушка не отказалась, хотя о художнике Пабло Пикассо никогда не слыхала. Через три дня после знакомства она уже стала его любовницей. Пикассо снял для неё квартиру неподалёку от собственного дома.

Пикассо не афишировал свои отношения с несовершеннолетней Мари-Терез, но полотна его выдавали. Самая знаменитая работа этого периода - «Обнажённая, зелёные листья и бюст» - вошла в историю как первое полотно, проданное дороже, чем за 100 миллионов долларов.

В 1935 году Мари-Терез родила дочь Майю. Пикассо пробовал получить у жены развод, чтобы жениться на Мари-Терез, но эта попытка не увенчалась успехом. Отношения Мари-Терез и Пикассо продлились намного дольше, чем продолжалась их любовная связь. Даже после расставания, Пикассо продолжал поддерживать её и их дочь деньгами, а Мари-Терез надеялась, что он, любовь всей её жизни, в конце концов женится на ней. Этого не случилось. Спустя несколько лет после смерти художника Мари-Терез повесилась в гараже своего дома.

Фото: Мари-Терез Вальтер и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Обнажённая, зелёные листья и бюст» (1932)

Пабло Пикассо и Дора Маар

1936 год ознаменовался для Пикассо знакомством с новой женщиной - представительницей парижской богемы, фотографом Дорой Маар. Это произошло в кафе, где девушка в чёрных перчатках играла в опасную игру - стучала острием ножа между расставленными пальцами. Она поранилась, Пабло попросил её окровавленные перчатки и сохранил их на всю жизнь. Так, с крови и боли начались эти садомазохистские отношения.

Впоследствии Пикассо говорил, что запомнил Дору, как «плачущую женщину». Он находил, что слёзы чрезвычайно идут ей, делают её лицо особенно выразительным. Временами художник проявлял по отношению к ней феноменальную нечуткость. Так, однажды, Дора пришла в слезах к Пикассо сказать о смерти своей матери. Не дав ей договорить, он усадил её перед собой и начал писать с неё картину.

В период отношений Доры и Пикассо произошла бомбардировка фашистами города Герника - культурной столицы Басконии. В 1937 году появилось на свет монументальное (3х8 метров) полотно - обличающая нацизм знаменитая « ». Опытный фотограф Дора зафиксировала различные этапы работы Пикассо над картиной. И это помимо множества фотопортретов мастера.

В начале 1940-х годов «тонкая душевная организация» Доры перерастает в неврастению. В 1945 году, опасаясь нервного срыва или самоубийства, Пабло отправляет Дору в психиатрическую лечебницу.

Фото: Дора Маар и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Плачущая женщина» (1937)

Пабло Пикассо и Франсуаза Жило

В начале 1940-х годов Пабло Пикассо познакомился с художницей Франсуазой Жило. В отличие от других женщин, ей удалось «держать оборону» целых три года, после чего следовал 10-летний роман, двое общих детей (Клод и Палома) и полная простых радостей жизнь на побережье.

Но Пикассо не мог предложить Франсуазе ничего большего, чем роль любовницы, матери его детей и модели. Франсуаза же хотела большего - самореализации в живописи. В 1953 году она забрала детей и уехала в Париж. Вскоре она выпустила книгу «Моя жизнь с Пикассо », по которой был снят фильм «Прожить жизнь с Пикассо ». Таким образом, Франсуаза Жило стала первой и единственной женщиной, которую Пикассо не раздавил, не сжёг.

Фото: Франсуаза Жило и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Женщина-цветок» (1946)

Пабло Пикассо и Жаклин Рок

После ухода Франсуазы у 70-летнего Пикассо появилась новая и последняя любовница и муза - Жаклин Рок. Поженились они только в 1961 году. Пикассо было 80 лет, Жаклин - 34. Жили более, чем уединённо, - во французской деревне Мужен. Бытует мнение, что именно Жаклин не жаловала посетителей. Даже дети не всегда допускались на порог его дома. Жаклин поклонялась Пабло , как богу, и превратила их дом в подобие личного храма.

Это было именно тем источником вдохновения, которого не хватало мастеру с предыдущей возлюбленной. 17 из 20-ти прожитых с Жаклин лет он не рисовал никаких других женщин, кроме неё. Каждая из последних картин Пикассо - это уникальный шедевр. И очевидно, что стимулировала гений Пикассо именно молодая жена, обеспечивая старость и последние годы художника теплом и самоотверженной заботой.

Умер Пикассо в 1973 году - на руках Жаклин Рок. В качестве памятника на могилу установили его скульптуру «Женщина с вазой».

Фото: Жаклин Рок и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Обнажённая Жаклин в турецком головном уборе» (1955)

По материалам:

«100 человек, изменивших ход истории. Пабло Пикассо ». Выпуск №29, 2008

А также, http://www.picasso-pablo.ru/