Кадастровое дело состоит из двух разделов. Формирование кадастровых дел объектов недвижимости

Защита и отделка

Регистрационный N 33857

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3597, 3616; 2009, N 1, ст. 19; N 19, ст. 2283; N 29, ст. 3582; N 52, ст. 6410, 6419; 2011, N 1, ст. 47; N 23, ст. 3269; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, 4594, 4605; N 49, ст. 7024, 7061; N 50, ст. 7365; 2012, N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6390; N 50, ст. 6960; 2013, N 14, ст. 1651; N 23, ст. 2866; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4083; 2014, N 26, ст. 3377), а также пунктом 5.2.28 (23) Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 18, ст. 2257; N 19, ст. 2344; N 25, ст. 3052; N 26, ст. 3190; N 38, ст. 4500; N 41, ст. 4777; N 46, ст. 5488; 2010, N 5, ст. 532; N 9, ст. 960; N 10, ст. 1085; N 19, ст. 2324; N 21, ст. 2602; N 26, ст. 3350; N 40, ст. 5068; N 41, ст. 5240; N 45, ст. 5860; N 52, ст. 7104; 2011, N 9, ст. 1251; N 12, ст. 1640; N 14, ст. 1935; N 15, ст. 2131; N 17, ст. 2411, 2424; N 32, ст. 4834; N 36, ст. 5149, 5151; N 39, ст. 5485; N 43, ст. 6079; N 46, ст. 6527; 2012, N 1, ст. 170, 177; N 13, ст. 1531; N 19, ст. 2436, 2444; N 27, ст. 3745, 3766; N 37, ст. 5001; N 39, ст. 5284; N 51, ст. 7236; N 52, ст. 7491; N 53, ст. 7943; 2013, N 5; ст. 391; N 14, ст. 1705; N 33, ст. 4386; N 35, ст. 4514; N 36, ст. 4578; N 45, ст. 5822; N 47, ст. 6120; N 50, ст. 6606; N 52, ст. 7217; 2014, N 6, ст. 584; N 15, ст. 1750; N 16, ст. 1900; N 21, ст. 2712), приказываю:

Утвердить прилагаемые Порядок и сроки хранения содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов.

Министр А. Улюкаев

Порядок и сроки хранения содержащихся в государственном кадастре недвижимости документов

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок и сроки хранения содержащихся в государственном кадастре недвижимости (ГКН) документов (далее - Порядок) не распространяются на документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

2. Хранению органом кадастрового учета подлежат документы, включенные в:

1) кадастровые дела объектов недвижимости;

2) кадастровые дела территориальных зон;

3) кадастровые дела зон с особыми условиями использования территорий;

4) кадастровые дела кадастрового деления;

5) кадастровые дела геодезической основы ГКН;

6) кадастровые дела картографической основы ГКН;

7) кадастровые дела участков Государственной границы Российской Федерации;

8) кадастровые дела границ между субъектами Российской Федерации;

9) кадастровые дела границ муниципальных образований;

10) кадастровые дела границ населенных пунктов;

11) учетные дела, формируемые из заявлений и необходимых для кадастрового учета документов;

12) дела нерассмотренных заявлений, формируемые из оригиналов заявлений с оттиском штампа об отказе в их приеме.

3. Документы ГКН, сформированные на бумажных носителях, подлежат хранению в подразделении органа кадастрового учета, ответственном за хранение таких документов (далее - архив), в местах, недоступных для посторонних лиц, в условиях, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты или порчи документов, искажения, подделки или утраты содержащейся в них информации.

4. Ведение и (или) хранение документов ГКН на электронных носителях осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы ГКН (АИС ГКН), обеспечивающей предотвращение доступа к ним посторонних лиц, а также искажение, подделку или утрату содержащейся в них информации.

II. Порядок хранения документов ГКН

5. В кадастровое дело объекта недвижимости помещаются следующие документы:

1) заявление;

2) межевой план, технический план, акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта;

3) документы, подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации установление (изменение) характеристик объекта недвижимости;

4) копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя заявителя;

5) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости;

6) копия документа, подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя;

7) копия документа, подтверждающего согласование проекта межевания земельного участка, если указанная копия не включена в состав межевого плана;

8) копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если указанная копия не включена в состав технического плана;

9) копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка, если указанная копия не включена в состав межевого плана;

10) заверенная органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, либо нотариально удостоверенная копия проекта межевания земельных участков, если указанная копия не включена в состав межевого плана;

11) протоколы проверки документов;

12) решения, принимаемые органом кадастрового учета (об исправлении технических ошибок в сведениях ГКН, а также о приостановлении осуществления кадастрового учета, об отказе в осуществлении кадастрового учета);

13) документы, поступающие в орган кадастрового учета в порядке внутриведомственного информационного взаимодействия;

14) акт (акты) определения кадастровой стоимости;

15) формы государственного реестра земель кадастрового района, содержащие сведения о ранее учтенном земельном участке;

16) документы, на основании которых сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в государственный кадастр недвижимости, в том числе полученные по запросу органа кадастрового учета.

6. Если поступивший в орган кадастрового учета документ содержит сведения о нескольких объектах недвижимости, такой документ включается в сформированное в электронном виде кадастровое дело каждого объекта недвижимости (электронное кадастровое дело), сведения о котором содержатся в таком документе, после сканирования такой документ в бумажном виде помещается в кадастровое дело объекта недвижимости с наименьшим кадастровым номером.

7. В кадастровое дело объекта недвижимости, являющегося линейным сооружением, расположенным на территории более чем одного кадастрового округа, формируемое подразделением органа кадастрового учета, принявшим решение об осуществлении кадастрового учета, помещаются документы, содержащие сведения как о сооружении в целом, так и об условных частях линейного сооружения. В кадастровые дела, формируемые подразделениями органа кадастрового учета, осуществившими внесение в реестры объектов недвижимости кадастровых округов сведений об условных частях линейного сооружения, помещаются документы, содержащие сведения об условных частях линейного сооружения, расположенных в пределах соответствующего кадастрового округа, протокол проверки документов, сводный протокол проверки документов, уведомление о присвоении линейному сооружению кадастрового номера.

8. В кадастровые дела, указанные в подпунктах 2-4, 7-10 пункта 2 настоящего Порядка, включаются документы, принятые органом кадастрового учета или поступившие в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН в соответствии с пунктами 1-5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" 1 .

9. В случаях, предусмотренных пунктом 26 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42 (зарегистрирован Минюстом России 31 марта 2010 г., регистрационный N 16771) 2 , заявления помещаются в дела нерассмотренных заявлений, которые идентифицируются регистрационным номером заявления.

10. Журналы учета кадастровых номеров и документы, содержащие сведения о ранее учтенных земельных участках, расположенных в пределах одного кадастрового квартала, на бумажном носителе помещаются в кадастровое дело соответствующей единицы кадастрового деления.

11. В дела, содержащие документы, признанные вещественными доказательствами по уголовному делу, в связи с чем в порядке, установленном федеральным законом, осуществлена их выемка, помещаются копии изъятых документов и протокола выемки документов, а также предназначенный органу кадастрового учета экземпляр акта о выдаче документов во временное пользование (второй экземпляр передается получателю документов). Копии указанных документов должны находиться в деле до момента возврата изъятых документов. После возвращения документов и проверки их на соответствие хранящимся в деле копиям в акте о выдаче документов во временное пользование делается соответствующая отметка, копии документов исключаются из состава дела.

12. Выдача дел из хранилища и возвращение их в хранилище регистрируются в электронной книге выдачи и (или) возвращения дел во временное пользование сторонним органам.

13. Место нахождения в архиве документов, хранящихся в бумажном виде, закрепляется стеллажными указателями с оформленными ярлыками.

Кадастровые дела объектов недвижимости размещаются в порядке возрастания кадастровых номеров объектов недвижимости, иные кадастровые дела размещаются в порядке возрастания учетных номеров или обозначений, предусмотренных для идентификации соответствующих кадастровых дел. Кадастровые дела, идентифицируемые наименованиями территорий (субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов), размещаются в алфавитном порядке.

14. Ведение реестров кадастровых дел, помещенных в архив, осуществляется в электронном виде.

15. Документы, указанные в подпунктах 1, 3-10, 15, 16 пункта 5 настоящего Порядка, представленные в орган кадастрового учета в форме бумажных документов, также подлежат сканированию и хранению в кадастровых делах в электронном виде.

Хранению исключительно в электронном виде подлежат документы, указанные в подпунктах 2, 3 пункта 5 настоящего Порядка (в случае поступления соответствующего документа в электронном виде; если документ поступил в бумажном виде, на него распространяются положения, указанные в абзаце первом настоящего пункта), подпунктах 11 - 14 пункта 5 настоящего Порядка.

16. Сформированные до вступления в силу настоящего Порядка кадастровые дела в форме бумажных документов подлежат передаче на хранение в архив после проведения работ по их перекомплектованию и переводу в электронный вид в соответствии с настоящим Порядком.

При проведении указанных работ документы, не подлежащие помещению в кадастровые дела, из кадастровых дел изымаются с одновременным формированием новой описи документов, хранящихся в кадастровом деле. При этом старая опись документов, хранящихся в кадастровом деле, не уничтожается, а помещается в кадастровое дело с отметками об изъятых документах.

III. Сроки хранения документов ГКН

17. Постоянному хранению подлежат кадастровые дела, содержащиеся в них документы, за исключением кадастровых дел объектов недвижимости, сведениям о которых присвоен статус "аннулированные"; уничтожение кадастровых дел или изъятие из них каких-либо частей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 16 настоящего Порядка, не допускается.

18. Временному хранению подлежат кадастровые дела объектов недвижимости, сведениям о которых присвоен статус "аннулированные)", учетные дела, дела нерассмотренных заявлений.

Сроки хранения отдельных видов дел приведены в приложении к настоящему Порядку.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3597, 3616; 2009, N 1, ст. 19; N 19, ст. 2283; N 29, ст. 3582; N 52, ст. 6410, 6419; 2011, N 1, ст. 47; N 23, ст. 3269; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, 4594, 4605; N 49, ст. 7024, 7061; N 50, ст. 7365; 2012, N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6390; N 50, ст. 6960; 2013, N 14, ст. 1651; N 23, ст. 2866; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4083.

2 С изменениями, внесенными приказом Минэкономразвития России от 12 марта 2014 г. N 121 (зарегистрирован Минюстом России 21 апреля 2014 г., регистрационный N 32039).

Кадастровое дело представляет собой комплект бумаг, который подтверждает возникновение или прекращение существования земельного участка. Согласно законодательству данный пакет хранится вечно в соответствующих органах. Его нельзя изъять с архива и удалить.

Дело, которое снято с учета, в установленном порядке будет передано в архив. Исключением являются документы, что созданы из статусов «временный». В течение некоторого времени они получат положение «аннулирован» и на протяжении трех лет будут уничтожены в обязательном порядке.

Что такое кадастровая деятельность

Этот вид деятельности занимает огромную часть в данной области. Вся она проводится согласно законодательству страны.

Работа осуществляется для того, чтобы осуществлять сбор информации и передавать ее для:

  1. Федерального и регионального управления природными ресурсами.
  2. Государственного контроля, который занимается охраной делянок.
  3. Проведения научных исследований земельных массивов.
  4. Анализа и составления плана по увеличению плодородности земли.
  5. Того чтобы проводить плановые и неплановые работы.
  6. Определения стоимости отдельных зон.

Особенность кадастрового дела

Для присвоения номера участку необходимо подать такой комплект документов:

  1. Заявление на получение бумаги. Обращение пишется только владельцем земельной части.
  2. Документ, который устанавливает право собственности.
  3. План имеющего участка.
  4. Акт о проверке межи. Справка выдается после проведения всех необходимых замеров специалистами. Они выезжают по адресу после написания заявления.
  5. Справка из ЕГР (Единый государственный реестр) о подтверждении права на недвижимое имущество (если оно имеется на делянке).
  6. Бумаги из земельного и БТИ (Бюро технической инвентаризации)

План участка формируют работники кадастровой фирмы, которые ранее прошли аттестацию на оформление подобного рода документов . Все бумаги необходимо предоставить в оригинале.

В состав земельного кадастра помимо дела входят:

  1. Расчетные планы. В них имеется информация о выделенных границах земельных участков.
  2. Журналы перечня номеров, которые присвоены в районе.
  3. Государственный реестр делянок.

Этот перечень бумаг, является основным пакетом.

Помимо них имеются дополнительные, такие как:

  • книги учетов;
  • справки с налоговой службы;
  • перечень земель, которые являются собственностью государства.

Реестровое дело состоит из:

  • Деления. Представляет собой деление всей территории государства. Проводится для того, чтобы присвоить каждому участку свой личный номер. Осуществляется властью страны согласно ст. 18 Закона о государственном земельном кадастре.
  • Реестрового номера. Присваивается каждому имеющемуся участку для ведения государственного реестра.
  • Карты. Она имеет еще другое название - план, который подразумевает под собой графическое изображение земли с развернутым описанием.

Кадастровый номер присваивается каждому участку. В ЕГРЗ (Единый государственный реестр земель) имеется информация о землях, которые уже стали на учет и те, что прекратили свое существование. Такое дело закрывается в случае объединения земли с соседним участком на основании соответствующего пакета документов.

Порядок оформления документов

Кадастровое дело составляется для:

  • получения границ земельного участка;
  • проведения контроля земли;
  • проведения первичного или вторичного учета объекта недвижимости.

Весь процесс проводится районным Комитетом или Управлением землеустройства. Первый орган занимается оформлением документом целевого назначения. Он подразумевает под собой дачное строительство, ПОН (Первичный объект недвижимости) или сельское хозяйство. Во всех других случаях этим занимается организация по землеустройству.

Для того чтобы провести учет ВОН, дело заводить не нужно. Для вторичного объекта формируется отдельный регистр имущества. Он и является основной частью КД.

Те документы, которые были ранее сформированные, могут не соответствовать основным пунктам. Для решения вопроса, все дело должно быть переделано ранее заверенным правилам.

Каждое дело земельного участка имеет свой номер. Он включает в себя код района и порядковый номер, который записан в книге учета.

Для того чтобы объединить несколько участков в один, необходимо заново формировать кадастровое дело цифры которого также будут иметь код района и порядковый номер. Оба показателя записываются через дробь. Первым числом являются цифры района.

Кадастровое дело - последний этап реестрового учета. Номер, который присваивается документу, соответствует номеру земельного участка. Для его получения также можно обратиться в частные фирмы, которые занимаются выдачей таких документов.

Формирование кадастрового дела можно представить тремя этапами:этап. Вся земельно-кадастровая информация собирается и оформляется в кадастровом деле объекта кадастра (земельный участок + прочно связанное с ним недвижимое имущество). Кадастровое дело включает на этом этапе следующие операции:

  • ·определение пространственно-площадных характеристик объекта (местоположение, адрес, границы на местности, координаты поворотных точек границ земельного участка, зданий, сооружений, согласование границ со смежными землепользователями и т.п.);
  • ·определение или техническое описание объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, наименование, целевое назначение объекта, год постройки, этажность, материалы фундамента, стен, полов, перекрытий, наличие и тип коммуникаций, планировка, площадные характеристики объекта, благоустройство;
  • ·экономическое описание объекта - цена, включающая показатель первоначальной (инвентарной) стоимости, восстановительной стоимости, рыночной стоимости.этап. Государственный кадастровый учет объекта кадастра путем внесения необходимой достоверной и достаточной информации об объекте в регистрационные документы ГЗК. Процедура кадастрового учета земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости заключается в проверке полноты и правильности формирования кадастрового дела: заполнения учетных форм на объекты недвижимости; занесения сведений об объекте в документацию ГЗК, приобщения к кадастровому делу объекта новых правоустанавливающих документов для отслеживания правовой истории объекта недвижимости, нанесения границ объекта на дежурный кадастровый план (кадастровые кварталы, секции), изготовления документа, удостоверяющего право на объект недвижимости, закрытия кадастрового дела, передачи в архив органов государственного кадастрового учета объектов недвижимости.этап. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости осуществляется органами юстиции в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом, кадастровое дело содержит три группы документов:

Первая группа документов описывает собственно объект и включает в себя следующий набор реестров: топогеодезический (материалы съемок, кадастровый план, каталог координат, экспликацию участка, ведомость площадей); имущества (документы технических характеристик объекта); экономический (материалы стоимости оценки объекта на основе местоположения, инфраструктуры и прочих качественных характеристик), корректирующих общие сведения о налоговых сборах, и т.п.

Вторая группа включает документы, удостоверяющие самого субъекта права. Это регистр юридических атрибутов (для юридических лиц - название предприятия, организации, регистрационные данные, адрес, банковские реквизиты; для физических лиц - Ф.И.О., паспортные данные).

Третья группа документов подтверждает право субъекта на объект недвижимости: регистры титулов (правоустанавливающий документ и документы, подтверждающие правопреемственность), регистры ограничений (обременения и сервитуты).

Дежурная кадастровая карта территории - специальная карта, на которой отображаются актуальные сведения о местоположении объектов кадастрового учета.

Для выполнения кадастрового зонирования на планово-картографическом материале и ведения текущего учета создается серия дежурных кадастровых карт и планов.

Дежурная кадастровая карта района (города) предназначена для отображения на ней границ кварталов с их нумерацией, начиная с единицы.

Дежурная кадастровая карта квартала предназначена для отображения на ней границ земельных участков с их нумерацией, начиная с единицы.

Кадастровый план объектов кадастрового учета (земельные участки и территориальные зоны) является фрагментом дежурной кадастровой карты (плана) территории населенного пункта с отображением объекта учета.

Так как кадастровые карты и планы представляют собой графическое отображение юридических описаний земельных участков, то они требуют обязательного подобного изображения в заданном масштабе основных структурных элементов территории: границы города или иного населенного пункта, гидрография, дорожная сеть, границы кварталов и земельных участков

5 Формирование кадастрового дела земельного участка. Создание кадастрового дела объекта учета - завершающая процедура Государственного кадастрового учета земельного участка в ЕГРЗ. Номером кадастрового дела является кадастровый номер земельного участка. В соответствии со статьей 15 ФЗ в кадастровое дело помещаются все документы, подтверждающие факт возникновения или прекращения существования земельного участка, на основании которых определяются характеристики земельного участка, предусмотренные законом. В технологической схеме ведения ГЗК кадастрового района для выполнения действий, определенных Федеральным законом и обеспечивающих проведение Государственного кадастрового учета, предусмотрены следующие основные процедуры: - документационное обеспечение ГКУ; - кадастровое формирование земельного участка; - кадастровый учет земельного участка в ЕГРЗ; - подготовка кадастрового плана земельного участка; - внесения в ЕГРЗ изменений в сведения об учтенном земельном участке. Основными формами кадастровой документации являются: - земельно-кадастровая книга предприятия, - государственная земельно-кадастровая книга района, - ГЗК области, - ГЗК Российской Федерации. Земельно-учетные данные отражаются в различных докумен-тах. Большинство из этих документов утверждается Земельной службой РФ, Госкомстатом России, и имеет единую для всех терри-ториальных уровней форму. Земельно-учетная документация подразделяется на текстовую и планово-картографическую. Между ними существует тесная взаи-мосвязь. Текстовые документы, обычно заполняются на основе пла-ново-картографической документации, которая должна отражать современное положение использования земель. Поэтому в земель-ном кадастре планово-картографическая документация играет бо-лее существенную роль. Планово-картографическая документация необходима для пространственного восприятия объектов земельных отношений, от-дельных видов угодий и получения их пространственных характери-стик. Основой для наполнения такой документации служат различ-ные материалы: съемки дистан-ционного зондирования, топографо-геодезической и кадастровой съемки. Графическая информация представляется в цифровом ви-де в растровом или векторном формате. При учете земель используется следующая планово-карто-графическая документация: планы, карты, схемы и картограммы. На этих материалах наглядно изображаются границы землевладений и землепользовании, их взаимное расположение; границы и пло-щади всех видов и подвидов угодий. На картограммах помимо этой информации показываются различные характеристики земельного фонда, например, удельный вес заболоченных земель, данные оценки земель и другие характеристики. Основными планово-картографическими документами являются: - земельно-кадастровый план; - карта землевладения (землепользования); - схема землевладений (землепользований) административ-ного района; - дежурная кадастровая карта; - почвенная карта; - карта земель с обременениями в использовании; - картограмма экономической оценки земель и пр. Процесс ведения государственного земельного кадастра включает описание и индивидуализацию земельного участка, как объекта кадастрового учета, т. е. присвоения ему таких характери-стик, которые позволяют однозначно выделить его из числа множе-ства других земельных участков. Одной из таких характеристик яв-ляется кадастровый номер. Кадастровый номер земельного участка- уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Феде-рации номер земельного участка, присваиваемый ему органом, осуществляющим государственный учет земельных участков, со-храняющийся за ним до тех пор, пока он существует как единый объект зарегистрированного права. Инструментом, с помощью которого обеспечивается система формирования уникальных, не повторяющихся на территории Рос-сийской Федерации кадастровых номеров земельных участков, яв-ляется кадастровое зонирование территории. Под кадастровым делением понимается деление территории на иерархически соподчиненные кадастровые единицы и их нуме-рация в целях формирования кадастровых номеров земельных уча-стков.

Для отображения кадастровых номеров земельных участков и оперативного ведения государственного земельного кадастра со-ставляется дежурная кадастровая карта (ДКК). На дежурной кадаст-ровой карте отображаются объекты кадастрового учета.

Ведение дежурной кадастровой карты позволяет:

Провести учет земельных участков;

Присвоить земельным участкам уникальные кадастро-вые номера;

Отслеживать постоянные изменения в конфигурации и характеристиках земельных участков;

Выявить собственников и пользователей земельных участков;

Выявить неиспользуемые или используемые не по на-значению земельные участки;

Осуществлять планирование трансформации земельно-хозяйственной структуры на основе землеустроитель-ной и градостроительной документации. Присвоение кадастровых номеров земельным участкам осно-вано на системе кадастрового деления территории. Вся территория муниципального образования разграничена на кадастровые кварта-лы. Кадастровые кварталы, как относительно устойчивые кадастро-вые единицы, сформированные по определенным правилам, орга-низуются в кадастровые массивы и кадастровые блоки с целью обеспечения более простого способа поиска земельных участков на территории муниципального образования. Отображение на ДКК этих объектов необходимо, так как определяет структуру кадастрового номера и местоположение земельного участка в границах кадастро-вых единиц.

К территориальным зонам относятся следующие кадастро-вые объекты: - административно-территориальные единицы (обра-зования); - зоны особого режима использования земель; - зоны категорий земель; - экономические зоны; - зоны, характеризующие качественное состояние зе-мель. Зоны действия административно-территориальных единиц (образований) определяются границами административных единиц и муниципальных образований различных видов. Зоны особого режима использования земель определяются границами, в пределах которых использование находящихся на них земельных участков или их частей производится в соответствии с ограничениями, определяемыми решениями органов государствен-ной власти или органов местного самоуправления на основе феде-ральных законов, законов субъекта Российской Федерации или иных нормативных правовых актов. Зоны категорий земель - выделяемые территории для це-лей, устанавливаемых в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации. Экономические зоны - разграниченные по определенным правилам территории, находящиеся в пределах границ администра-тивно-территориальной единицы, в границах которых действуют для земельных участков и иных объектов недвижимости установленные соответствующими органами государственной власти ставки зе-мельного налога, величина арендной платы и нормативная цена земли. Зоны, характеризующие качественное состояние земель, определяются параметрами мелиоративного состояния, почвенного состава, водного режима, загрязнения почв и др. Ведение дежурной кадастровой карты осуществляется по оп-ределенным нормативными документами правилам путем нанесе-ния на картографические материалы границ и поясняющих надпи-сей объектов кадастрового учета. На ДКК вносятся сведения о новых учтенных в системе ГЗК кадастровых объектах, а так же изменения в уже отображенные на ДКК объекты (при изменении данных об этих объектах в ЕГРЗ или при существенных изменениях объектов местности). Лекция 2 к главе 3. Зарубежный опыт оценки земель. Автоматизированные системы ведения государственного земельного кадастра В зарубежных странах для обеспечения рационального и эффективного использования земельных ресурсов ведется земельный кадастр, который содержит совокупность необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. В его рамках организована система изучения и оценки природно-экологического и экономического потенциала земель, которая, как правило, включает регистрацию землепользований, учет количества и качества земель и их производительной способности, технологию сбора, анализа, обработки и выдачи соответствующей информации. Накопление информации в рамках земельного кадастра осуществляется по ряду каналов. К ним относятся службы землеустройства, геодезии и картографии, агрохимслужба, агрометеорологическая сеть. Кроме того, многочисленная информация о мелиоративных, гидрогеологических, геоморфологических, геоботанических и других особенностях земли содержатся в справочных изданиях и архивах различных проектных, научных и учебных учреждений. Анализ зарубежного опыта установления платы за землю позволяет выявить факторы, определяющие размер платы; изучить динамику роста цен на землю, установить удельный вес платы за землю и общую струк-туру затрат на городское строительство; влияние платы за землю на по-литику и характер землепользования в городах. Выявление и оценка факторов, влияющих на цену земли, имеет важное значение для про-гнозирования ее изменения и установления более гибкой политики на-логообложения. Цена на землю влияет на вид ее использования. Как правило, значи-тельные территории в центрах американских городов заняты торговы-ми учреждениями, зданиями контор, фирм. Высокая цена земли ведет к интенсификации ее использования, способствует перенаселенности наиболее ценных территорий, их транспортной перегрузке. Это в свою очередь приводит к снижению ценности территории отдельных райо-нов для определенных функций. Высокие цены на землю приводят к непропорциональным потреб-ностям распределения городских территорий между отдельными функ-циональными зонами, затрудняют проведение реконструктивных работ. Зарубежный опыт свидетельствует: в центральных районах крупнейших городов размер компенсации за землю и дома, намеченные к сносу, со-ставляет до 80-100% затрат на новое строительство. В современных условиях появилась необходимость в систематизированной информации о состоянии земель, включающей основные сведения об объекте земельных отношений, субъектах права на землю, операциях с земельными участками и их стоимостных характеристиках. Обработка, хранение и систематизация больших объемов указанной выше информации требуют создания автоматизированной земельной кадастровой системы. Целью создания системы является повышение эффективности управления земельными ресурсами на основе автоматизации процесса информационного обеспечения принятия решений (стратегического планирования и управления регионом, финансовой и инвестиционной политики, рационального использо-вания земель и землеустройства, контроля за использованием и ох-раной земель, мониторинга земель) и контроля их выполнения. В качестве базового подхода при разработке АИС принята концепция геоинформационной системы (ГИС), предполагающей пространственное размещение описываемых объектов и их координатную привязку на местности. Использование при реализации АИС данной концепции определяется требованиями, которым она должна удовлетворять, а именно: земельный ресурс должен быть представлен в графическом виде в совокупности с семантическими данными. Графическое представление должно быть организовано в виде плоскостной и пространственной модели с возможностью определения координат при указании любой точки на экранном отображении этой модели. Земельно-кадастровая информация может быть получена различными способами. Применение того или иного спо-соба зависит от условий проведения учета, его задач и специфики учетных данных. Сведения получают путем съемок, обследований, обмеров, инвентаризации и мониторинга земель. Количественные данные, характеризующие площади земель-ных участков (угодий, земельных массивов, землепользовании и т. д.) получают с планово-картографического материала, характеризующего пространственную часть земельно-кадастровой информации. Качественные показатели о природных свойствах земли определя-ют по материалам обследований и изысканий, задача которых - выявление фактического состояния земельных угодий и определе-ние возможности более интенсивного их использования в дальней-шем. Результаты обследований отражаются на планово-картографи-ческом материале и в специальных ведомостях. Обследования делятся на два вида: агрохозяйственные и специальные. Автоматизированная кадастровая информационная система должна обеспечивать сопряжение параметрической и карто-графической информации, позволять производить перечет коорди-нат из одной системы в другую, обеспечивать осуществление автоматического контроля вводимой информации с оперативным ото-бражением на терминале, вывод информации по иерархическим уровням (от состава земель до отдельного участка и обратно), а также по слоям, группам слоев и т.п. Она должна позволять поль-зователю самостоятельно разрабатывать формы отчетности и получать результаты по установленным формам как на термина-ле, так и на принтере для получения контрольных листингов или простейших графических построений, а также производить по-строения графических изображений на плоттере с нанесе-нием при необходимости надписей, топографических и других ус-ловных знаков. Технологическая структура автоматизированной земельно-кадастровой системы (АЗКС) состоит из трех модулей: "Сбор и обработка данных", "Хранение и выдача кадастровой информации" и "Моделирование и выдача кадастровой информации". Модуль "Сбор и обработка данных" предназначен для автоматизированного получения сведений о пространственном, природном, экономическом и хозяйственном положении земельных участков. Поэтому программные и технические средства данного модуля должны обеспечивать получение геометрических и семантических данных об объектах, их обработку, а также формирование их цифровых моделей; контроль полноты и достоверности информации; редактирование графической и семантической кадастровой информации. Модуль "Хранение и выдача кадастровой информации" предназначается для накопления данных о кадастровых учетных единицах и долговременного ее хранения; для поиска и выдачи кадастровой информации по запросам пользователей по ключевым атрибутам или графическому отображению на дисплее; для обмена информацией с другими информационными системами. Модуль "Моделирование и выдача кадастровой информации" должен предусматривать пространственное моделирование геометрических параметров объектов кадастра, статистическую обработку семантических кадастровых данных, выдачу картографического отображения объектов и статистических данных в виде и формах, определяемых запросами пользователей. В модуле должна быть предусмотрена возможность объединения, генерализации и обобщения геометрических параметров объектов кадастра, их редактирование для решения следующих прикладных задач: - пространственное и имитационное моделирование кадастровой информации; - аналитические расчеты с использованием математических моделей; - получение статистической информации на заданную территорию, класс объектов, кадастровую учетную единицу или их совокупность. Основой программного обеспечения АИС любого уровня явля-ется система управления базовой кадастровой информацией, а также комплекс программ дегитализации, обработки, ввода и ис-пользования первичной информации. К одному из главных условий создания системы земельного кадастра субъекта РФ следует отнести требование о необходимости создания и ведения централизованного банка кадастровых данных для субъектов Федерации и федерального банка данных. Банк дан-ных выполняет следующие функции: обеспечение учета, систематизации, хранения, размножения и выдачи информации потребите-лям; регулирование развития земельных отношений, в т. ч. прав собственности и в целом системы стоимостных оценок земли и формирование ее рынка. Между системой кадастровых работ в административном рай-оне и кадастровой системой в субъекте устанавливаются тесные взаимосвязи, через которые изменения на более низшей ступени могут вызвать ответную реакцию в системе более высокого ранга, изменение характера ее функционирования. Информационная система – это совокупность процессов манипулирования исходными данными в целях получения информации, необходимой для принятия решений. Земельно-информационная система (ЗИС) – это информационная система, ориентированная на данные о земельных ресурсах. Определение Международной Федерации геодезистов (FIG): Земельно-информационная система – это орудие для принятия решений юридических, административных и экономических, а также обеспечения помощи в планировании и разработке перспективных решений, состоящая, с одной стороны, из базы данных по определенной территории, содержащей пространственные данные, относящиеся к земле и прочно связанной с ней недвижимости, и, с другой стороны, из процедур и технических приемов по систематическому сбору, обновлению, обработке и распределению данных. Лекция № 1 к главе 4. Право собственности и иные вещные права на землю. Понятие земельных правоотношений. Основания возникновения, изменения и прекращения прав на землю Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество. По своей правовой природе - это одно из основных вещных прав. Выступая в качестве объекта права собственности, земля приобретает особенные правовые черты: она становится "имуществом" или "вещью" - тем предметом гражданского, а теперь и земельного права, который отличают особые юридические признаки. В соответствии со ст.16 Земельного кодекса государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. При этом разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю". Согласно ст.213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в силу закона не может принадлежать гражданам и юридическим лицам. Земельный кодекс установил перечень земель, изъятых из оборота, которые не могут находиться в частной собственности, и земель, ограниченных в обороте, которые не подлежат передаче в частную собственность (кроме случаев, установленных федеральным законом). Что касается юридических лиц, то собственниками земли могут быть все коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственниками учреждений. Земельные участки могут быть как переданы в собственность юридического лица в качестве вкладов их учредителями (участниками, членами), так и приобретены этим юридическим лицом по иным основаниям. При этом общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенной ими земли и могут использовать ее лишь для целей, предусмотренных их учредительными документами. Иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства не могут обладать земельными участками на праве собственности, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (п.3 ст.15 Земельного кодекса). Следовательно, по общему правилу на всех остальных территориях, кроме перечисленных в статье, указанные лица могут приобретать земельные участки в собственность. Это, однако, не касается участков земли из земель сельскохозяйственного назначения, которыми иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, в соответствии со ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2002 г., могут обладать только на праве аренды. Основания принудительного лишения собственника земельного участка регламентированы гражданским законодательством. Кроме случаев, перечисленных в ст.235 ГК РФ, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается.
Среди таких случаев в указанной статье названы выкуп у собственника земельных участков для государственных или муниципальных нужд, основания и порядок которого регламентированы ст.49 и 55 Земельного кодекса; реквизиция и конфискация, порядок осуществления которых в отношении земельных участков регулируются соответственно ст.50 и 51 Земельного кодекса. Согласно ст.278 ГК РФ обращение взыскания на земельный участок по обязательствам собственника допускается только на основании решения суда (в то время как для другого имущества в соответствии со ст.237 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрен иной порядок обращения взыскания). При приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по решению самого собственника отчуждается в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством. При национализации, наоборот, происходит обращение в государственную собственность земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц. Это возможно только на основании специального закона. При этом должно производиться возмещение стоимости земельных участков и других убытков в порядке ст.306 ГК РФ. Землепользование, землевладение и аренда земельных участков. В Земельном кодексе закреплена следующая система прав на землю лиц, не являющихся собственниками:

    постоянное (бессрочное) пользование земельными участками; пожизненное наследуемое владение земельными участками; аренда земельных участков; право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут); безвозмездное срочное пользование земельными участками.

П.2 статьи 56 Земельного кодекса РФ устанавливает следующие ограничения прав на землю:

особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;

иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, Федеральными законами.

Земельные правоотношения - это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права. В силу различий природных свойств земли и неодинакового хозяйственного ее использования могут возникать самые разнообразные земельные отношения.
Земельные правоотношения могут возникать, изменяться или прекращаться на основании правомерных и неправомерных действий (правонарушений). Так, например, при систематическом нарушении земельного законодательства пользователь может быть лишен права на землю. Земельный участок может быть изъят (выкуплен) и при отсутствии нарушений, если он понадобился для государственных или общественных нужд. Изменения в содержании земельных правоотношений происходят при частичном изъятии земель, например, в случае соглашения сторон об изменении условий договора аренды, а также при некоторых других обстоятельствах, не приводящих к полному прекращению права пользования землей.

1.3. Виды кадастровых дел

Кадастровые дела представляют собой раздел государственного кадастра недвижимости. Согласно разделу IX Порядка ведения государственного кадастра недвижимости он состоит из:

Кадастровых дел объектов недвижимости;

Кадастровых дел территориальных зон;

Кадастровых дел зон с особыми условиями использования территорий;

Кадастровых дел кадастрового деления;

Кадастровых дел геодезической основы государственного кадастра недвижимости;

Кадастровых дел картографической основы кадастра;

Кадастровых дел участков Государственной границы РФ;

Кадастровых дел границ между субъектами РФ;

Кадастровых дел границ муниципальных образований;

Кадастровых дел границ населенных пунктов.

Кадастровые дела включаются в номенклатуру дел органа кадастрового учета и подлежат постоянному хранению.

Кадастровое дело может состоять из нескольких частей, томов. Объем каждой части, тома не должен превышать 250 листов.

Кадастровые дела кадастрового деления могут подразделяться на дела кадастрового деления территории кадастрового округа на кадастровые районы и дела кадастрового деления территории кадастровых районов на кадастровые кварталы.

1.4. Разъяснения по ведению кадастровых дел

Кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не

допускается, за исключением кадастровых дел объекта недвижимости с "временным" статусом кадастровых сведений. При передаче на архивное хранение во внутренней описи кадастрового дела производится итоговая запись, кадастровое дело дополняется обложкой, листом-заверителем, прошивается и скрепляется печатью.

Особенности ведения кадастровых дел следующие:

1. Учетные и кадастровые дела объектов недвижимости.

Учетное дело формируется после регистрации заявления о проведении

недвижимости; о проведении учета изменений объекта недвижимости (в том числе учета части объекта недвижимости и учета адреса правообладателя объекта недвижимости); о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости; об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях и при внесении кадастровых сведений в соответствии с документами, поступившими в порядке информационного взаимодействия.

Идентифицируется учетное дело регистрационным номером заявления, а в случае поступления документов для кадастрового учета изменений объекта недвижимости в порядке информационного взаимодействия - регистрационным номером поступивших документов.

В учетное дело последовательно включаются следующие документы:

Заявление и необходимые для кадастрового учета документы, представленные заявителем;

Документы, поступившие в порядке информационного взаимодействия;

Протокол проверки и соответствующее решение, подготовленные и оформленные в соответствии с п. 18, 32, 33 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35 (далее - Порядок ведения ГКН);

Документы, направленные на устранение причин приостановления кадастрового учета (п. 44 Порядка ведения ГКН).

При принятии решения об отказе в проведении кадастрового учета учетное дело закрывается и помещается в архив на хранение. При подготовке к архивному хранению в учетное дело помещаются титульный лист и внутренняя опись документов, оформленные в соответствии с п. 89, 90 Порядка ведения ГКН. Если в течение трех лет учетное дело, по которому принято решение об отказе в проведении кадастрового учета, не было возобновлено, такое дело подлежит уничтожению в установленном

При принятии решения о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости кадастровое дело объектов недвижимости формируется из соответствующего учетного дела. Кадастровое дело идентифицируется кадастровым номером объекта недвижимости.

Ведение кадастровых дел осуществляется в соответствии с частью IX Порядка ведения ГКН.

В кадастровое дело, по мере поступления в орган кадастрового учета, включаются:

Документы, на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости об объектах недвижимости, в том числе документы, необходимые для осуществления учета изменений объекта недвижимости, учета части, учета адреса правообладателя или снятия с кадастрового учета объекта недвижимости (п. 91, 92 Порядка ведения ГКН);

Протоколы проверки и соответствующие решения, подготовленные и оформленные в соответствии с п. 18, 32, 33 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста России от 20.02.2008 N 35 (далее - Порядок ведения ГКН).

Кадастровые дела снятых с учета земельных участков подготавливаются к архивному хранению в установленном порядке.

При изменении "временного" статуса кадастровых сведений на "аннулированный" в случаях, предусмотренных п. 53 Порядка ведения ГКН, с документов, подлежащих возвращению заявителю (п. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ), изготавливаются копии, которые взамен оригиналов включаются в соответствующее кадастровое дело. Указанное кадастровое дело объекта недвижимости с "аннулированным" статусом кадастровых сведений хранится в течение трех лет. По истечении трех лет кадастровое дело подлежит уничтожению в установленном порядке.

2. Кадастровые дела территориальных зон

Под территориальными зонами согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации следует понимать зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены градостроительные регламенты.

В результате градостроительного зонирования в соответствии со статьей 35

Градостроительного кодекса Российской Федерации могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные.

Кадастровое дело территориальных зон формируется на каждую территориальную зону в пределах кадастрового района по соответствующим населенным пунктам (город, деревня, село и т.д.) или частям муниципального образования – межселенную территорию в случае планирования застройки такой территории.

Кадастровое дело территориальных зон включает в себя документы, полученные в порядке информационного взаимодействия органом, ведущим государственный кадастровый учет в соответствующем кадастровом районе, от органа государственной власти или органа местного самоуправления по установлению территориальной зоны в пределах населенного пункта или части муниципального образования.

Таким образом, кадастровое дело территориальных зон идентифицируется по названию населенного пункта или части муниципального образования и названию территориальной зоны.

3. Кадастровые дела зон с особыми условиями использования территорий

Под территориальными зонами с особыми условиями использования территорий согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации следует понимать: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ.

Кадастровое дело зон с особыми условиями использования территорий формируется в отношении каждой установленной зоны и идентифицируется по названию зоны, названию объекта, в отношении которого установлена зона, и реквизитов акта органа государственной власти или местного самоуправления, установившего зону с особыми условиями использования территорий.

Если в субъекте Российской Федерации государственный кадастровый учет ведется не по технологии децентрализованной организационной схемы, то орган кадастрового учета по субъекту Российской Федерации направляет необходимую информацию по установлению конкретной зоны с особыми условиями использования территорий в структурное подразделение, осуществляющее государственный кадастровый учет в соответствующем кадастровом районе.

4. Кадастровые дела кадастрового деления

Кадастровое деление, выполненное в соответствии с Правилами кадастрового деления, утвержденными Постановлением Правительством Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, сохраняется в силе и предусматривает деление территории Российской Федерации на единицы кадастрового деления - кадастровый округ: кадастровый район: кадастровый квартал.

Кадастровые дела кадастрового деления могут подразделяться на дела кадастрового деления территории кадастрового округа на кадастровые районы и дела кадастрового деления территории кадастровых районов на кадастровые кварталы. В этом случае каждое кадастровое дело идентифицируется кадастровым номером соответствующей

единицы кадастрового деления.

5. Кадастровые дела геодезической основы ГКН

Кадастровое дело, включающее в себя каталоги (списки) координат пунктов опорных межевых сетей кадастрового округа, формируется органом, ведущим государственный кадастровый учет на территории кадастрового округа.

Для осуществления практической работы в отношении каждого кадастрового района в составе кадастрового округа составляется копия части кадастрового дела, включающая список координат опорных межевых сетей конкретного кадастрового района.

6. Кадастровые дела картографической основы ГКН

Кадастровое дело, содержащее в себе реквизиты картографической основы кадастра на территории кадастрового округа (дата создания картографической основы; сведения об организации, создавшей картографическую основу, масштаб картографической основы; система координат). Дополнительно кадастровое дело может включать картограмму покрытия территории кадастрового округа.

Кадастровые дела формируются отдельно на межселенную территорию и отдельно на территорию населенных пунктов.

Копии разделов указанных кадастровых дел, сформированные по отдельным

кадастровым районам, могут направляться в соответствующие подразделения органа кадастрового учета в кадастровых районах для обеспечения ведения государственного кадастра недвижимости.

7. Кадастровые дела участков Государственной границы Российской Федерации

В порядке информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости МИД России предоставляет в Роснедвижимость (далее – центральный аппарат) реквизиты международных договоров Российской Федерации и иных документов, указанных в ст. 8 Закона о кадастре, включая сведения об их подписании, ратификации и вступлении в силу, а также копии этих актов с текстовыми приложениями, содержащими описание прохождения границы Российской Федерации.

На основании полученных из МИДа России материалов в центральном аппарате создается кадастровое дело о Государственной границе Российской Федерации. Полученная информация соответствующим образом обрабатывается в центральном аппарате:

В случае, если установленная граница является сопредельной по отношению к нескольким субъектам Российской Федерации, составляются копии текстового описания в разрезе кадастровых округов, списки координат в системе координат, используемой на территории таких округов, а также подготавливается картографический материал (копии) на отдельные части Государственной границы в отношении каждого кадастрового округа;

В случае, если установленная граница является сопредельной по отношению к одному субъекту Российской Федерации, составляются списки координат в системе координат, используемой данным субъектом, подготавливается копия полученного из МИДа России картографического материала.

Копии полученных материалов направляются в органы кадастрового учета

соответствующего кадастрового округа для составления кадастрового дела на часть Государственной границы Российской Федерации, расположенную на территории данного округа.

8. Кадастровые дела границ между субъектами Российской Федерации

Сведения о границах между субъектами Российской Федерации поступают в органы кадастрового учета кадастрового округа по участкам границы (например, участки границы: Московская область - Тульская область, Московская область – Калужская область и т.д.), на основании которых орган кадастрового учета кадастрового округа формирует отдельное кадастровое дело о каждой части границы между субъектами Российской Федерации. Информация об изменении границы между субъектами Российской Федерации включается в соответствующее кадастровое дело.

9. Кадастровые дела границ муниципальных образований Сведения о границах муниципального образования, поступающие от соответствующих

органов государственной власти и органов местного самоуправления, формируются в кадастровое дело.

Кадастровое дело о границах муниципального образования формируется по каждому муниципальному образованию.

10. Кадастровые дела границ населенных пунктов

Сведения о границах населенного пункта, поступающие от соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, формируются в кадастровое дело.

Кадастровое дело о границах населенного пункта формируется по каждому

населенному пункту.