Музыкальная психология. Овсянкина Г.П

Монтаж

Издательствово «Союз художников», 2007. - 240 с.
«Музыкальная психология» представляет собой сконцентрированное изложение основного материала по данной дисциплине. Издание адресовано прежде всего студентам музыкальных факультетов педагогических вузов, исполнительских и теоретико-композиторских факультетов консерваторий, а также представителям других гуманитарных специальностей, учащимся музыкальных, музыкально-педагогических училищ, колледжей и лицеев, слушателям университетов повышения педагогической квалификации.
Все темы курса классифицируются в пять частей, отражающих различные аспекты музыкальной психологии. Издание включает развернутый список литературы. В нем обобщаются результаты многолетнего практического опыта по преподаванию данной дисциплины на факультете музыки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.Содержание.
Музыкальная психология: история и ключевые понятия.
Музыкальные способности - краеугольная проблема музыкальной психологии.
Понятие музыкальных способностей и музыкальности.
Сенсорные музыкальные способности.
Интеллектуальные музыкальные способности.
Проблемы частных музыкальных способностей.
Понятие и структура музыкальной одаренности.
Наследственность музыкального дарования.
ч. Музыкальное восприятие.
Что такое музыкальное восприятие. Общие черты.
Психологические механизмы музыкального восприятия.
Роль музыкального восприятия в интеллектуальном и эмоциональном развитии человека.
Музыкальное восприятие и возраст.
Некоторые современные проблемы музыкального восприятия.
ч. Творческий процесс композитора.
Творческий процесс композитора в историческом аспекте.
Психологические особенности творческого процесса композитора.
Разнообразие концепций творческого процесса композитора.
Об индивидуальных методах работы композитора.
Материал для изучения творческого процесса композитора.
Проблема воспитания молодого композитора.
ч. Психологический аспект музыкального исполнительства.
Историко-психологический аспект исполнительского искусства
Психологические проблемы интерпретации.
Артистизм и эстрадная выдержка.
Психология подготовки к публичному выступлению.
ч. Проблемы музыкальной психологии в музыкальном воспитании и образовании.
Проблема определения и развития музыкальных способностей.
Музыкальные вундеркинды: вопросы и ответы.
Воспитание музыкального восприятия как основы музыкальной культуры.
Психология различных видов деятельности на уроках музыки.
Роль ассоциативности в музыкальном образовании.
Психологический ракурс ведущих зарубежных музыкально-педагогических систем XX века.
Психологический ракурс ведущих отечественных музыкально-педагогических
систем XX века.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

(из опыта преподавания на факультете музыки в РГПУ им. А.И.Герцена)

Овсянкина Галина Петровна ,

доктор искусствоведения,

профессор кафедры музыкального воспитания и образования

Российского государственного университета им. А.И. Герцена

Тезисы выступления

на Круглом столе «Космическое мировоззрение: истоки, проблемы, перспективы развития»,

1. Не вызывает сомнений связь человека и всего сущего с Космосом. Об этом свидетельствуют уже древние научные знания, не говоря о мифологии и сакральных учениях. Но человек склонен «забывать» прежний опыт. Если говорить о музыке, то достаточно вспомнить представления о ней в Древней Ассирии или в Древнем Китае (см. труды о музыкальной культуре Древнего Востока К. Закса, Древнего мира Р.И. Грубера и др.).

2. Из исследований наших дней следует отметить диссертацию профессора Российской академии музыки им. Гнесиных Е.В. Вязковой «Процессы музыкального творчества: сравнительный текстологический анализ» (Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1999), статьи этого автора о типологии творческого процесса композитора, о природе интертекстуальных перекличек в художественных текстах (см.: Процессы музыкального творчества: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных / Под ред. Е.В. Вязковой. М.: 1999, 2001. Вып. 3, 4) и т. д.

До 1990-х гг. принципы классификации творческого процесса композитора основывались на материальных источниках (прежде всего автографах). Процесс композиторского творчества делили на два основных типа: «моцартовский» и «бетховенский», по терминологии российского музыковеда Н.Л. Фишмана. В зарубежной психологии этим терминам соответствуют аналоги, принадлежащие немецкому филологу и музыковеду Р. Вестфалю: «интуитивный» («моцартовский») и «рациональный» («бетховенский») типы творчества.

Классификация типов творческого процесса композитора Е.В. Вязковой основывается на признании «информационного поля» в Космосе и исходит из ответа на вопрос: «Откуда и как приходят идеи?» .

1) писание по вдохновению,

2) рациональное творчество,

3) творчество–игра,

4) творчество по модели,

5) творчество как автоматическое письмо,

6) творчество на основе саморазвития идеи.

3. Актуальность проблемы связи человека и Космоса усиливается тем, что сегодня во всем мире доминирует псевдомузыкальный «мусор», который наполняет радио и телеэфир, Интернет и т. д., составляя основу звукового пространства социума. Вся эта «информация» поднимается в горние выси и действие ее равноценно отравлению чистых вод и воздушного пространства. В этой обстановке особенно печальна судьба детей и молодежи.

4. Неоспоримость воспитания у молодежи сознательного отношения к связи всей жизнедеятельности человека с геокосмосом не подлежит сомнению. В педагогической практике на вузовском уровне встает вопрос: в рамках какой дисциплины включать эту информацию, трансформируя ее, в том числе, в область профилизации студентов.

«Счастливый» случай представляется при преподавании предмета «Современные проблемы науки и образования» (федеральный компонент, магистратура, I курс). Практика преподавания этого предмета на факультете музыки Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена показывает, что тема «Геокосмическое влияние на человека» должна быть в учебном плане одной из первых и занимать, как минимум, 6 академических часов (три «пары») учебного времени. Ее результативность усиливается в сочетании с просмотром научно-документального фильма «Сознание накануне революции» (Международная конференция по космизму, МЦР).

Богатейший материал для всестороннего освещения проблемы (медико-биологические, экономические, педагогические, культурологические и др. аспекты), обширный список литературы по теме представляет монография О.Д. Волчек «Геокосмос и человек» (СПб., 2006).

5. В рамках темы нами затрагивается группа таких важнейших вопросов, как: отношение человека и Космоса, влияние космических факторов на человека, гравитационные силы, роль экологических нарушений; современный экологический кризис, его влияние на культуру; формирование экологической психологии (Р. Баркет); проблема футурошока (А. Тоффлер); становление Универсальной истории (Д. Кристиан), ее основные положения.

Дается понятие космизации наук. Раскрывается роль идей В. Вернадского, Н. Тимофеева-Ресовского, Н. Рериха, К. Циолковского, А. Чижевского, П. Сорокина, Л. Гумилева, В. Болгова, Н. Моисеева. Новая теория планетной системы Г. Васильевой. Ноосфера. Понятие психосферы (А. Крылов). Проблема полового деморфизма, воздействие на него геокосмических факторов. Электромагнитные поля и биомагнетизм; их влияние на физиологию и психику человека; проблемы наследственности. Понятие критических периодов жизни, их роль в развитии человека. Проблема одаренности; современный «кризис гениальности» (статистические данные Е. Максимова, исследования В. Эфроимсона, В. Рудника, А Дуброва и др.). Теория пассионарности. Идеи В. Вернадского, Л. Гумилева.

Затрагивается актуальность теории социодинамики П. Сорокина. Характеристика искусства в контексте учения о трех основных культурных эпохах. Современное состояние. Синергетический подход и принципы самоорганизации. Среда и наследственность, современный взгляд на проблему в научном и образовательном контекстах. Адаптация к внешней среде, виды адаптации. Понятие архетипа (К. Юнг). Социокультурная адаптация как высший тип адаптации. Предназначение науки, религии, искусства в процессе адаптации. Проблема вестернизации культуры сегодня.

Связь искусства с геокосмическими факторами. Сопряженность эволюции музыки, музыкального мышления в аспекте геокосмического влияния. Данные контент-анализа относительно ладотонального развития музыки. Перспективы музыковедческих исследований в данной научной области.

6. Учитывая то обстоятельство, что преподавание ведется в педагогическом вузе, нами также включена в учебный план тема «Дети нового сознания: Обсуждение проблемы », которая представляется взаимосвязанной с космическим мировоззрением. В рамках этой темы поднимаются такие вопросы, как природа данного феномена: социологический, педагогический, психологический аспекты. Характеристика разных точек зрения. Вопросы терминологического аппарата, анализ терминологических различий в зарубежной и российской науке. Обобщение теоретического опыта в изучении проблемы в России и зарубежной науке: точки зрения Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Чернозёмовой, А.А. Лиханова, Л. Кэрролл, Д. Тоубер и др. Роль журналистики, СМИ в искажении и коммерциализации проблемы. Психологическая характеристика детей нового сознания. Отличия и общность с феноменом «вундеркиндства». Специфика гиперактивности детей нового сознания. Нравственный критерий как основа психологической характеристики детей нового сознания. Их адаптация в социуме.

Проблема педагогического подхода. Организация учебных заведений и учебного процесса в «традиционных» учебных учреждениях для детей нового сознания: начальное, среднее, высшее звено. Создание учебных планов, учебных программ, учебно-методических пособий и т. д. для всех уровней образования. Современное состояние общества в отношении детей нового сознания. Пагубное воздействие медикаментозного вмешательство в «лечении» психики. Анализ Интернет-ресурсов.

7. Изучение данных тем предполагает определенную цель и соответствующие ей педагогические задачи. Цель – освещение основного комплекса проблем по геокосмическому влиянию, которая классифицируется на две составляющие: 1) профессиональную, 2) общегуманитарную. С последней связана выработка норм поведения в социуме, которые каждым из выпускников должны транслироваться в их бытовую и служебную среду.

Педагогические задачи:

1) постановка проблемы связи человека с Космосом как важнейшей составляющей сознания;

2) выявление нравственных ориентиров, определяющих понимание индивидуумом себя в единстве с мирозданием;

3) отношение к музыке как носительнице священной информации;

4) осознание своей миссии – музыканта и педагога;

5) несение этого знания во все структуры образования.

Издательствово «Союз художников», 2007. - 240 с.
«Музыкальная психология» представляет собой сконцентрированное изложение основного материала по данной дисциплине. Издание адресовано прежде всего студентам музыкальных факультетов педагогических вузов, исполнительских и теоретико-композиторских факультетов консерваторий, а также представителям других гуманитарных специальностей, учащимся музыкальных, музыкально-педагогических училищ, колледжей и лицеев, слушателям университетов повышения педагогической квалификации.
Все темы курса классифицируются в пять частей, отражающих различные аспекты музыкальной психологии. Издание включает развернутый список литературы. В нем обобщаются результаты многолетнего практического опыта по преподаванию данной дисциплины на факультете музыки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Содержание.
Музыкальная психология: история и ключевые понятия.
Музыкальные способности - краеугольная проблема музыкальной психологии.
Понятие музыкальных способностей и музыкальности.
Сенсорные музыкальные способности.
Интеллектуальные музыкальные способности.
Проблемы частных музыкальных способностей.
Понятие и структура музыкальной одаренности.
Наследственность музыкального дарования.
ч. Музыкальное восприятие.
Что такое музыкальное восприятие. Общие черты.
Психологические механизмы музыкального восприятия.
Роль музыкального восприятия в интеллектуальном и эмоциональном развитии человека.
Музыкальное восприятие и возраст.
Некоторые современные проблемы музыкального восприятия.
ч. Творческий процесс композитора.
Творческий процесс композитора в историческом аспекте.
Психологические особенности творческого процесса композитора.
Разнообразие концепций творческого процесса композитора.
Об индивидуальных методах работы композитора.
Материал для изучения творческого процесса композитора.
Проблема воспитания молодого композитора.
ч. Психологический аспект музыкального исполнительства.
Историко-психологический аспект исполнительского искусства
Психологические проблемы интерпретации.
Артистизм и эстрадная выдержка.
Психология подготовки к публичному выступлению.
ч. Проблемы музыкальной психологии в музыкальном воспитании и образовании.
Проблема определения и развития музыкальных способностей.
Музыкальные вундеркинды: вопросы и ответы.
Воспитание музыкального восприятия как основы музыкальной культуры.
Психология различных видов деятельности на уроках музыки.
Роль ассоциативности в музыкальном образовании.
Психологический ракурс ведущих зарубежных музыкально-педагогических систем XX века.
Психологический ракурс ведущих отечественных музыкально-педагогических
систем XX века.

В рамках Федеральной целевой программы

«Культура России»

Допущено Учебно - методическим объединением

по направлениям педагогического образования

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений ,

обучающихся по направлению 050600 (540700)

Художественное образование

Рецензенты :

доктор искусствоведения, член Союза композиторов России, профессор Н . А . Соломонова (Санкт-Петербургский Гуманитар­ный Университет профсоюзов),

кандидат искусствоведения, доцент И . Н . Налетова (Российс­кий государственный педагогический университет им. А. И. Гер­цена).

Овсянкина Г . П .

Музыкальная психология . Издательствово «Союз художников», 2007. - 240 с.

«Музыкальная психология» представляет собой сконцентриро­ванное изложение основного материала по данной дисциплине. Издание адресовано прежде всего студентам музыкальных факуль­тетов педагогических вузов, исполнительских и теоретико-компози­торских факультетов консерваторий, а также представителям дру­гих гуманитарных специальностей, учащимся музыкальных, музы­кально-педагогических училищ, колледжей и лицеев, слушателям университетов повышения педагогической квалификации.

Все темы курса классифицируются в пять частей, отражаю­щих различные аспекты музыкальной психологии. Издание вклю­чает развернутый список литературы. В нем обобщаются резуль­таты многолетнего практического опыта по преподаванию данной дисциплины на факультете музыки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

18ВЫ 978-5-8128-0075-8 ББК 88.4 Овс34

© Издательство «Союз художников». 2007

© Г. Овсянкина, 2007

© Е. Гросман, оформление, 2007

rmk.ucoz.net/downloads/ovsyankina.doc

Просмотреть Загрузить1,9 МБ

Овсянкина Г. П. Музыкальная психология. Издательствово «Союз художников», 2007. … Рождественского - Паганини с дирижерской палочкой» [Овсянкина Г., 1999.

rmk.ucoz.net › downloads/ovsyankina.doc

Предлагаемые лекции по музыкальной психологии предназначены для студентов различных специально­стей, прежде всего для будущих педагогов. Лекции воз­никли в результате обобщения пятнадцатилетнего опы­та преподавания музыкальной психологии и родствен­ных ей дисциплин в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена. Цель данного издания - обозначить основные положения музыкальной психологии и рассмотреть их в контексте педагогической и творческой деятельности. Мы поста­вили задачу познакомить будущих преподавателей музыки (общего и специального музыкального образо­вания), музыковедов, композиторов, музыкантов-испол­нителей, звукорежиссеров и др. с ключевым теорети­ческим материалом по истории и теории музыкальной психологии с позиций современной науки, проследить связь категорий музыкальной психологии с музыкаль­ным творчеством. Нельзя в одном лекционном издании охватить все разнообразие понятий, связанных с музы­кальной психологией, тем более, что наука эта бурно развивающаяся и по ряду вопросов в ней на сегодняш­ний день еще нет единого мнения.

Принцип отбора, содержание и организация мате­риала предполагает, во-первых, связь с будущей про­фессией студентов, во-вторых, ориентацию на основ­ные категории музыкальной психологии. В результате лекционный курс складывается из пяти частей, посвя­щенных общим положениям о музыкальных способнос­тях, музыкальном восприятии, психологии творческого процесса композитора, музыкального исполнительства, музыкального воспитания и образования.

Лекции основываются на классических и новейших трудах по различным вопросам музыкальной психоло­гии: Б. М. Теплова, Е. В. Назайкинского, М. Г. Аранозского, В. В. Медушевского, К. В. Тарасовой, А. Н. Готсдине-ра, А. И. Мухи, В. М. Блока, Л. Л. Бочкарева, Е. В. Вязковой, А. И. Климовицкого, А. С. Соколова, Н. П. Корыхаловой, Л. Маккинон, М. С. Старчеус, Д. К. Кирнарской, сбор­никах Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского «Ногтю ти51киз» (ред. М. С. Стар­чеус), РАМ им. Гнесиных «Процессы музыкального твор­чества» (ред. Е. В. Вязковой), «Восприятие музыки» (ред. В. Максимова) и др. В лекциях отражен материал из на­ших программ - кратких конспектов-лекций - по психо­логии музыкального творчества и психологии музыкаль­ного воспитания в школе, опубликованных в 1995 году Астраханским областным институтом усовершенствова­ния учителей. При подготовке лекций к изданию учиты­вались те немногие учебные пособия по музыкальной психологии, которые опубликованы в нашей стране, прежде всего учебники А. Л. Готсдинера и В. И. Пет-рушина.

Надеемся, что знакомство с данными лекциями по­может студентам свободно ориентироваться в пробле­матике музыкальной психологии, самостоятельно изу­чать литературу и применять полученные знания в пе­дагогической, творческой деятельности, а также в научной работе.

Введение

Музыкальная психология: история и ключевые понятия