Новые возможности развития туристского кластера в приморском крае. Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в приморском крае Роль и значение туризма в приморском крае

Расчет

Мартышенко Наталья Степановна,кандидат экономических наук, профессор кафедры маркетинга и коммерции ФГБОУ ВПО«Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г.Владивосток[email protected]

Новые возможности развития туристского кластера в Приморском крае

Аннотация. Рассматриваются виды туризма, которые могли бы привлечь зарубежных туристов из приграничных с Приморским краем стран. Раскрываются конкурентные преимущества этих видов туризма на туристском рынке стран СевероВосточной Азии.Ключевые слова:туристский кластер, Приморский край, игорная зона, экотуризм, конный туризм, религиозный и паломнический туризм, конкурентное позиционирование.

Приморский край имеет самые высокие перспективы по развитию туризма среди субъектов Дальневосточный федеральный округа. Это связано не только с изобилием памятников природы на территории края, но и с наиболее благоприятным климатом и более развитой транспортной инфраструктурой края .Столица Приморском края г. Владивосток –это важнейший порт России. В порт заходят большие круизные суда (рис. 1). Прибывающие туристы могут ознакомиться с разнообразными достопримечательностями города.

Рис. 1. Владивостокский порт принимает крупные круизные судаВ Приморском крае достаточно высокий туристский потенциал, который может быть использован для разработки конкурентоспособного туристского продуктакак на внутреннем, так и международном туристских рынках .Но сейчас край не может реализовать все возможности, поскольку туристский сектор в крае получил развитие только в последние годы и не обладает необходимой инфраструктурой. Поэтому для развития туристского сектора необходимы крупные инвестиции. Интерес представляют в первую очередь те виды туризма, которые не могут быть реализованы в соседних регионах России и странах в силу их особенностей. Сформулируем несколько направлений, которые могли бы привлечь значительные потоки зарубежных туристов.Вопервых, это формирование и развитие игорной зоны . Широко известные в мире игорные зоны привлекают огромное количество туристов. Ближайшая к Владивостоку игорная зона расположена в Макао. В 2011 годувладельцы казино получили до 20%прироста прибыли. Удивительно, но Макао занимает крошечную территорию площадью всего 28 квадратных километров. Макао находится на юге Китая, а въезд и пребывание китайских граждан на территории Макао ограничен, точнее сказать, почти недоступен для жителей северных пограничных с Приморским краем провинций. В этих провинциях проживают сотни миллионов человек. По нашим сведениям есть спрос на услуги игорного бизнеса не только в Китае , но и в Южной Корее , и в Японии .Как известно в России игорный бизнес запрещен на всей территории кроме четырех специально выделенных зон, к которым относится и Приморский край.В настоящее время специально отведенная под развитие игорного бизнеса территория активно осваивается. Общее название проекта Игорная зона «Приморье». Большая часть проектов уже нашла своих инвесторов, но возможности для инвесторов еще очень большие (рис. 2). Проект отличает высокая надежность, поскольку работы контролируются государством.

Рис. 2. Проект игорной зоны «Приморье»Необходимо отметить, что игорный бизнес является сильнейшим мультипликатором услуг индустрии развлечений и не связан с сезонностью.Уже сейчас ясно, что при развитии игорной зоны потребуется развитие транспортной инфраструктуры. Большой интерес могут представить проекты, связанные с видами транспорта, альтернативными автомобильному. Вблизи игорной зоны располагаются обширные и малоосвоенные территории на побережье, пригодные для пляжного отдыха. Для них сегодня также остро стоит проблема транспортной доступности .Игорный бизнес относится к индустрии развлечений в туристском секторе экономики края. К этой категории относится и посещение массовых соревнований по техническим видам спорта, среди которых у жителей края наибольшей популярностью пользуется автомобильный спорт.Приморский край обладает самым большим парком автомобилей в России на душу населения. Жители края являются большими поклонниками всех видов автомобильных гонок (рис. 3). В крае проводится множество состязаний, но до сих пор не было специализированных территорий для их проведения. Рис. 3. В крае проводится большое количество различных автомобильных гонокВ крае проживает много спортсменов международного класса по мотоциклетному спорту и картингу, которые занимали призовые места на крупных международных соревнованиях в прошлом (рис. 4).Скоро болельщики соревнований по автомобильным видам спорта получат новую современную арену, приспособленную для проведения такого вида соревнований. Сейчас реализуется проект, который частично решает проблему организации и проведения таких соревнований. Этот проект известен под названием «Приморское кольцо –Примринг» (рис. 5). На трибунах нового комплекса смогут разместиться до 30 000 зрителей. Площадь комплекса составляет 78 га, длина основного трека: 3613метров, спидвей трасса –400 м, мотокроссовая трасса –11,6 км.

Рис. 4. В Приморском крае проживает много спортсменов международного классаЕсли рассматривать перспективу,то расширение проекта имеет неограниченные возможности. Вблизи могут быть созданы полигоны для испытания автомобильной техники. Такие полигоны могут работать круглогодично и привлекать туристов.Вторым перспективным для Приморского края является направление, связанное с конным туризмом и конным спортом . Еще на рубеже XIXи XXвеков М.И.Янковский одним из первых доказал перспективность занятия коннозаводством на территории Приморского края. Уже в те годы во Владивостоке существовал ипподром, на котором регулярно проводились скачки.Рассмотрим конкурентные преимущества развития конного туризма, спорта и развлечений на их базе для Приморского края.Развитие конного туризма, спорта и разработка массовых развлекательных программ на их базе в Приморском крае имеет неоспоримые преимущества перед соседними странами АТР и ближайшими регионами России. Обе Кореи, с населением более 80 миллионов человек, проживающим на территории всего в 1,5 раза превышающей по площади Приморский край, явно не могут себе позволить массовое увлечение конными видами спорта. В пограничном Китае плотность населения тоже крайне высокая.

Рис. 5. Проект спортивнотехнического комплекса«Приморское кольцо –Примринг»Возможности развития конного туризма и спорта связаны с видами предпринимательства, использующими лошадей, что можно включать в территориальный туристский продукт Приморского края и ДВФО в следующих формах:–конные аттракционы и обслуживание торжественных событий;–однодневные конные прогулки;–конные маршруты и конные походы;–конный спорт;–скачки на ипподроме;–лечебная верховая езда (иппотерапия);

Привлекательность города Владивостока для туристов обусловливается его уникальным географическим положением на карте России и стран АТР, его природными особенностями, а еще тем, что город является ближайшим европейским городом на пути туристов из Азиатско-Тихоокеанского региона. Владивосток - крупнейший тихоокеанский город-порт России. Он имеет морской выход ко многим странам АТР, в том числе КНР, США, Японии и др. На сегодняшний день состояния туристической отрасли показывает недостаточное развитие городской инфраструктуры, в частности гостиничного бизнеса, а также и общего назначения. Работа администрации Владивостока по развитию инфраструктуры общего и туристического назначения наряду с созданием благоприятных условий для населения города преследует также цель трансформировать туризм из выездного в приоритетно въездной.

В Приморском крае уровень конкуренции среди туристических предприятий ощущается особенно остро, поскольку на территории края очень велика плотность туристических компаний. Количество туристических предприятий в различных источниках оценивается по-разному. Наиболее полный список турфирм включает 271 предприятие. Фирмы в основном расположены в г. Владивостоке -- 86%. Бурный рост количества туристических фирм в Приморском крае обеспечил массовый туризм в приграничный Китай (в основном шоп-туры). На этот вид туризма приходится до 50% всех поездок российских туристов в Китай. В связи с изменением таможенного законодательства туристский поток из России в Китай последние два года неуклонно снижался. В этих условиях туристические предприятия существенно изменили спектр предложений туров по Китаю. Изменяется и структура потребительского спроса на туристические услуги, предоставляемые китайской стороной.

В настоящее время наблюдается спад в туристской отрасли Приморского края, рассматривая статистические данные, следует обратить внимание на то, что за последние 3года, объем потока туристов в Приморский край упал на 60%. Основными негативными моментами, отпугивающими от Приморского края потенциальных туристов в данное время, являются отрицательный имидж края, особенно среди японцев, чрезвычайно ценящих в своих путешествиях безопасность и комфорт. Далее идут высокие транспортные расходы, связанные как с въездом в Россию, так и с передвижением внутри страны, низкий уровень обслуживания при достаточно высокой стоимости услуг, отсутствие отелей высокого уровня, нехватка точек питания. Что касается туристов из Китая, то более обеспеченные китайские туристы в настоящее время выбирают такие города как Москва и другие крупные западные города России. Вообще Китай недооценивается как рынок выездного туризма. Однако темпы развития выездного туризма Китая поражают. В 1992 г. из Китая выехало 2,9 млн. туристов, в 2003г. 20,2 млн. Россия, однако, делает очень мало шагов навстречу рвущемуся к нам потоку туристов, хотя своим географическим положением мы обречены на тесные туристские контакты. Количество китайских туристов, прибывших в Приморье с 1994 г. выросло с 30 тыс. до 178 тыс. человек. Доля России в выездном туристском потоке Китая составляет около 5%, что очень мало для двух стран-гигантов, имеющих одну из самых длинных сухопутных границ в мире и давние культурно-исторические и экономические связи.

Но, рынок туристских услуг Приморья в настоящее время частично стабилизировался, туристские предприятия стремятся нормализовать свою работу, хотя некоторые туристические компании временно или навсегда прекратили работать, а остальные перешли к активным действиям (обновлению и расширению предложения, занялись новыми направлениями, внутренним туризмом) для обеспечения конкурентоспособности в данной сфере.

Перспективным туристским рынком для Приморского края являются такие дестинации как Республика Корея, Япония, Таиланд и Китай. Большинство туристических компаний реализуют туристические поездки в Китай, так как подобные туры пользуются огромным спросом у российских туристов. У 97% турфирм города Владивостока основной деятельностью является организация туров в Китай. Но среди них и встречаются такие туристические фирмы, которые организуют туры и экскурсионные программы как по России, так и по Приморскому краю.

Природные и историко-культурные ресурсы Приморского края позволяют туристским фирмам, ориентированным на рынок внутреннего туризма, заниматься самыми различными видами туристской деятельности и удовлетворять широкий круг интересов потребителей туристских услуг. Так, спортивные туры ориентированы на пешие походы по пересеченной местности, сплав по горным рекам, регулируемую охоту, рыбалку, моторизованные перемещения в самых разнообразных направлениях и с различными целями. Научный и познавательный туризм основан на имеющихся археологических памятниках, карстовых объектах, уникальных растительных и животных сообществах, контрастных ландшафтах, вызывающие эстетическое наслаждение. Массовые маршруты выходного дня предусматривают посещение приморских водопадов, пещер Екатерининского горного массива, распадков Анисимовско-Лукьяновского рекреационного района. В теплое время года большой популярностью пользуется агротуризм, предусматривающий непромышленный сбор дикоросов.

Наибольший интерес у рекреантов вызывает летний отдых на островах залива Петра Великого и побережье Японского моря. Второе место по популярности летнего отдыха занимают его организованные виды в оздоровительных учреждениях. Для этих целей в Приморском крае функционирует, хотя и недостаточно развитая, но уже довольно разветвленная сеть стационарных рекреационных учреждений, среди которых более 145 баз отдыха, туристических баз и пансионатов.

Таким образом, рекреационные ресурсы Приморья весьма привлекательны и перспективны для их широкого использования. Тем не менее, внутренний туризм не становится приоритетным направлением в деятельности большинства туристских фирм. На это есть определенные причины. Одни из них носят субъективный характер, другие обусловливаются общим состоянием экономики региона.

Для выявления проблем, затрудняющих использование рекреационных ресурсов внутреннего туризма и стоящих перед туристскими фирмами задач, нами было проведено анкетирование руководителей и сотрудников турфирм г. Владивостока. В выборку, сформированную по случайному принципу, попали 20 фирм с различными приоритетными направлениями и масштабами деятельности. В опросе приняли участие сотрудники 5 крупных, 5 средних и 10 малых фирм.

Среди опрошенных сотрудников фирм внутренний туризм включают в сферу своей деятельности 13 (65%) респондентов. Из них только одна турфирма выделяет внутренний туризм как приоритетный и одна отмечает преобладание внутренних туров над выездными (за пределы России) в зависимости от сезона года (в основном летом). Остальные турфирмы считают выездной туризм более предпочтительным, причем, зачастую, с категоричным неприятием работы на внутренних маршрутах.

Из семи фирм выбравших приоритетным выездной туризм, две хотели бы заняться внутренним туризмом, остальных устраивает существующее положение дел, они отмечают, что нашли свою “нишу” и не хотели бы мешать другим. Между тем, все фирмы уже занимающиеся внутренним туризмом, хотели бы расширить эту область своей деятельности.

При ответе на вопрос о проблемах внутреннего туризма сотрудники фирм отмечали пункты анкеты, мешающие включить его в сферу своих интересов. Все опрошенные указали на главную проблему, стоящую перед турфирмами: неразвитость социальной инфраструктуры, в первую очередь плохое качество автомобильных дорог (14 респондентов).

Вторым по значимости отмечено низкое качество объектов туристского размещения или недостаточное их число (13 респондентов). При этом учитывался целый комплекс проблем, начиная с отсутствия гостиниц в местах, интересных для туристов, и заканчивая несоответствием между ценами и качеством услуг, их малым набором, удаленностью и тяжелой доступностью объектов (особенно это касается северных районов края). Впрочем, качество туристских и экскурсионных объектов в целом признавалось удовлетворительным, отмечалось, что их состояние поддерживается на должном уровне.

Многие работники турфирм, участвовавшие в опросе, не делали различий между понятием качества объектов туристского показа и качеством социально–бытового обслуживания. При этом подчеркивался такой лимитирующий фактор, как малый набор услуг, оказываемых на маршруте. Такое смешение понятно, потому как эти проблемы тесно взаимосвязаны, и трудно определить, когда заканчивается одна и начинается другая.

Третьими по значимости назывались факторы малокомфортного транспортного обслуживания и недостаточно качественного питания в пути. В оценке транспорта шесть респондентов выделяли высокие тарифы на транспортные услуги и не всегда удовлетворительное состояние транспортных средств.

К недостаткам питания в пути респонденты относили не только питание в пути, но и питание непосредственно в местах отдыха. Было отмечено как отсутствие пунктов питания, так и невысокое качество услуг, а также то, что не всегда учитываются потребности туристов, что вызывает их справедливые нарекания.

К другим, менее значимым факторам, были отнесены удаленность мест назначения, неблагоприятные погодные условия, плохое состояние подъездных путей, недостаточная оборудованность природных объектов (отсутствие мест для привалов, леерных ограждений опасных участков и др.)

Удаленность рекреационных территорий воспринимается респондентами не только в территориально-географическом плане, но и как проблема со связью (5 респондентов). Работники турфирм испытывают трудности при попытках связаться с абонентами, находящимися в крупных населенных пунктах, тем более с отдельными туристскими группами на маршруте.

Прокат туристского инвентаря (2 респондента) и производство и реализацию сувениров (3 респондента) отметили как проблемные соответственно 2 и 3 респондента.

Нами установлено, что ни одна из рассмотренных проблем туристскими фирмами практически не решается. Менеджерам внутреннего туризма приходится в пределах имеющихся возможностей, приспосабливать свой бизнес к существующему положению и, в лучшем случае, пытаться сохранить существующие объемы продаж внутренних туров. Впрочем, это не всегда достижимо, и некоторые фирмы вынуждены сокращать долю внутреннего туризма, вплоть до полного отказа от этой деятельности. Заниматься внутренним туризмом на постоянной основе могут либо крупные фирмы (ОАО «Приморское агентство авиационных компаний», «Дальинтурист» и др.), либо общественные организации типа «Приморской лиги ходьбы Женьшень». Невозможность разрешения основных проблем собственными силами приводит к тому, что фирмы вообще не желают заниматься внутренними путешествиями. Респонденты отмечают, что улучшение инфраструктуры сняло бы многие проблемы.

Значительная часть респондентов (26,8%) считает, что акценты в развитии внутреннего туризма должны быть смещены в направлении детских и молодежных туров, полагая что эта целевая аудитория является одной из самых перспективных. Дети менее притязательны, чем взрослые, более склонны к коллективным формам проведения свободного времени, легче и быстрее воспринимают новые предложения туроператоров, более эмоциональны. Впечатления от путешествий и экскурсий запечатлеваются на многие годы, часто на всю жизнь, порождая желание путешествовать и в будущем. Формирование личности молодых людей посредством участия их в путешествиях по своей стране (краю, области) позволит некоторым из них в будущем определиться в выборе профессии, связанной либо с туризмом, либо с природоохранной деятельностью.

Несмотря на обозначенные трудности, сопутствующие организации туров по Приморью, некоторые фирмы хотели бы расширить свою деятельность в сфере внутреннего туризма. Но этому мешает ряд экономических факторов. Основные из них (отмечены 14 респондентами) – высокая затратность и низкая окупаемость внутренних туров по сравнению с выездным туризмом. Также, сдерживающим фактором является отсутствие стимулирования со стороны государства (7 респондентов). При этом чаще всего имеется ввиду невмешательство государства в решение основных проблем внутреннего туризма. Другой фактор государственного уровня – неразвитость законодательной базы в области внутреннего туризма, особенно налогового законодательства.

Участники опроса отметили недостаток специалистов различных уровней, как работающих непосредственно на объектах туристского размещения и показа (инструкторы, экскурсоводы, сотрудники гостиниц, баз отдыха и пр.), так и умеющих вести работу в туристской фирме (агенты, менеджеры и др.).

Полученные результаты в определенной степени характеризуют положение внутреннего туризма в Приморском крае. Главная проблема, стоящая перед фирмами (низкий уровень развития инфрастуктуры) характерна для России в целом, что затрудняет ее решение на региональном уровне. Очевидно, что без государственной поддержки развитие туристской инфраструктуры и приведения ее в соответствие с мировыми стандартами невозможно. Между тем, наши расчеты показывают, что вложения в развитие внутреннего туризма обеспечивают государству относительно быстрый возврат средств (в течение 5-7 лет); рост ВНП без ориентации на изъятие природных ресурсов; увеличение занятости населения.

Серьезным препятствием для развития внутреннего туризма являются высокие, постоянно растущие транспортные тарифы. По нашим расчетам, основанным на конъюнктуре рынка транспортных перевозок в г. Владивостоке, при реализации внутренних туров доля транспортных услуг в общей стоимости туристских услуг колеблется от 0,6% при трансфере в санаторно-курортные учреждения до 83,5% при организации автобусных экскурсий длительностью от 3 часов. Между тем, именно непродолжительные туры пользуются наибольшим спросом среди отдыхающих. В итоге, объемы внутреннего туризма растут довольно медленными темпами (на 1,5-2% в год), а основная часть туристов по прежнему ориентирована на отдых в зарубежье.

В целом, положение на рынке внутреннего туризма аналогично общему состоянию экономики Приморского края. До тех пор, пока не будут решены основные экономические и социальные проблемы и уровень доходов среднего класса не возрастет до величин, позволяющих отдыхать не только в КНР, но и в России, состояние внутреннего туризма не улучшится, и перспективы этого направления не будут реализованы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Географическое положение, природный, культурно-исторический и социально-экономический потенциал Приморского края - "восточных морских ворот" России. Туристская инфраструктура. Перспективные направления развития внутреннего и внешнего туризма региона.

    доклад , добавлен 05.11.2016

    Индустрия туризма как объект экономического планирования. Природный рекреационно-туристский потенциал Приморского края. Формы организации государственного регулирования туристского сектора экономики Российской Федерации. Оценка вклада туризма в экономику.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2012

    Понятие и сущность въездного и выездного туризма. Привлекательность России для китайских туристов, их мотивационные предпочтения. Перспективы развития Приморского края. Динамика туристских потоков. Показатели развития объектов туристской индустрии края.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2013

    Понятие внутреннего туризма и его состояние в России. Состояние внутреннего туризма Хабаровского края. Проблемы и перспективы использования туристского потенциала в Хабаровском крае. Разработка программы тура выходного дня "Обучение и отдых в Хабаровске".

    дипломная работа , добавлен 20.03.2012

    Сельский туризм: понятие, виды, принципы организации. Современное состояние и перспективы развития туризма в Приморском крае. Разработка и документальное обеспечение пакета сельских туров "Осенины" туристской фирмы ООО "Пять звезд" г. Владивосток.

    дипломная работа , добавлен 15.05.2015

    Основные показатели развития туризма и туристско-рекреационный потенциал Багамских островов. Жизненный цикл туристского продукта "Багамы" для России, анализ "матрицы потребителя" и "матрицы производителя" выездного туризма, сущность SWOT-анализа.

    курсовая работа , добавлен 03.08.2010

    Структура туристского рынка РФ. Динамика и тенденции развития российского выездного туризма. Анализ выездного потока в страны Азии, Европы, Ближнего Востока. Влияние внешнеэкономической ситуации на динамику развития российского выездного туризма.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2010

    Индустрия туризма и его место в экономике Красноярского края. Современное состояние и перспективы развития туризма на территории южной агломерации Красноярского края. Основные показатели деятельности туристских фирм, структура потока по направлениям.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2010

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сельский туризм: понятие, виды, принципы организации. Современное состояние и перспективы развития туризма в Приморском крае. Разработка и документальное обеспечение пакета сельских туров "Осенины" туристской фирмы ООО "Пять звезд" г. Владивосток.

    дипломная работа , добавлен 15.05.2015

    Индустрия туризма как объект экономического планирования. Природный рекреационно-туристский потенциал Приморского края. Формы организации государственного регулирования туристского сектора экономики Российской Федерации. Оценка вклада туризма в экономику.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2012

    Состояние нормативного и правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации. Особенности туристской инфраструктуры и международного сотрудничества в сфере туризма. Основные направления и механизмы решения задач развития отрасли. Оценка рисков.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2011

    Планирование в туризме, особенности туристского потенциала Хабаровского края. Состояние существующей туристской инфраструктуры. Мероприятия по совершенствованию туристической отрасли в крае. Приключенческие виды туризма, развитие гостиничного хозяйства.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2014

    Формирование комплекса знаний о понятии, составе, компонентов общей и специфической инфраструктуры в сфере современного туризма. Оценка транспортной инфраструктуры дестинации и инфраструктуры предприятий питания, организаций культуры, искусства, спорта.

    презентация , добавлен 07.12.2015

    Характеристика видов малого бизнеса в сфере туризма. Анализ уровня развития туризма в Алтайском крае и Республике Алтай. Значение предпринимательства в сфере туризма для экономического и социального развития региона и условия его устойчивого развития.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Нормативно-правовое регулирование в сфере туризма, современное состояние туристской инфраструктуры и подготовка кадров. Основные направления и механизмы решения задач перспектив развития сферы туризма, повышение качества туристских и сопутствующих услуг.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2010

    Структура международного туризма. Анализ природного и культурно-исторического туристско-рекреационного потенциала Таиланда. Оценка транспортной инфраструктуры, системы общественного питания и туристического досуга. Основные виды туризма в Таиланде.

    дипломная работа , добавлен 22.03.2016