Преимущества для налогоплательщиков при создании консолидированной группы
Самым большим преимуществом для участников консолидированной группы (далее — КГ) является то, что существенно уменьшается нагрузка по уплате налога на прибыль. Показатели убыточности и прибыльности всех участников КГ суммируются.
Налоговая база всех компаний — членов группы складывается (консолидируется). При этом операции, проведенные между сторонами договора о создании КГ, не могут быть объектом трансфертного ценообразования. Исключением являются только сделки, заключенные в отношении добытых полезных ископаемых.
Компании-участники объединяются без создания юрлица с целью уменьшения налоговой нагрузки по налогу на прибыль. Данный налог рассчитывается в целом по КГ и уплачивается на основании норм, прописанных в гл. 3.1 НК РФ.
Главным требованием при создании КГ является то, чтобы ответственный участник консолидированной группы опосредованно или прямо управлял 90% частей в уставном капитале (далее — УК) каждого предприятия, вошедшего в группу. При этом важно, чтобы данное требование выполнялось на протяжении всего срока действия контракта о создании группы.
О том, как определить долю участия одной компании в другой, сказано в ст. 105.2 НК РФ.
Также важно, чтобы у каждого из вошедших в КГ предприятий за весь прошедший год были следующие показатели:
Кроме того, предприятия не должны находиться в процессе ликвидации, банкротства или реорганизации.
КГ должна создаваться на срок не менее чем 2 года. При этом возможны варианты прекращения действия КГ (об этом расскажем ниже).
Перечисленные ниже компании ни при каких условиях не смогут принять участие в КГ. Речь идет:
Что касается банков, негосударственных пенсионных фондов, профучастников рынка ЦБ или страховых компаний, то их участие в КГ возможно только при условии, что все остальные участники также являются банками, фондами, брокерами или страховщиками.
Ответственный участник консолидированной группы (ОУКГ) — это компания, которая является стороной договора о КГ. На него возложена обязанность (в соответствии с условиями договора) по расчету и оплате налога на прибыль по группе в целом.
ОУКГ обладает теми же правами и обязанностями перед фискальными органами, что и рядовой плательщик налога на прибыль.
Подтверждением полномочий ОУКГ служит подписанный всеми и зарегистрированный договор о создании КГ. Одна из обязанностей ОУКГ — проведение регистрации заключенного договора о создании КГ. В том случае, если ОУКГ является крупнейшим плательщиком налогов, регистрация договора должна производиться в той налоговой службе, где обслуживается данный участник.
Больше информации об ОУКГ вы найдете в нашей статье .
В договоре о создании КГ указываются следующие важные моменты:
Вам может пригодиться информация по налогообложению, изложенная в статье .
Договор о создании КГ подлежит обязательной регистрации в налоговом органе. С целью его регистрации ОУКГ должен собрать полный пакет документов. Он включает:
Данные, которые необходимо подтвердить, заверяются ОУКГ. В этот перечень входят копии финнотчетности, платежки, подтверждающие уплату налогов и акцизов.
Все эти документы следует подать до 30 октября, чтобы со следующего года члены группы могли работать и платить налоги в рамках КГ. После подачи документов в налоговый орган в месячный срок принимается решение о регистрации договора или отказе в ней.
Если в ИФНС обнаруживают устранимые нарушения, которые можно исправить в отведенный месячный срок, ОУКГ уведомляется об этом и обязан своевременно их устранить.
Если соблюдены все формальности относительно соблюдения участниками требований ст. 25.2 НК РФ, а также имеется полный пакет документов, договор о создании КГ регистрируется. В 5-дневный срок выдается 1 экземпляр договора с отметкой о проведенной регистрации.
Далее осуществившая регистрацию ИФНС оповещает все территориальные налоговые органы, в которых зарегистрированы участники КГ, об их статусе. Такие же уведомления направляются в ИНФС, в которых стоят на учете обособленные подразделения компаний — членов КГ.
При соблюдении всех описанных формальностей КГ признается созданной с 1 января года, который наступил после момента регистрации договора о создании КГ.
Налоговая может отказать в регистрации договора по ряду причин, перечень которых является закрытым:
Если налоговая отказала в регистрации контракта о создании КГ, это не лишает ОУКГ права на повторное предоставление документов на регистрацию.
Копия решения, в котором содержится отказ, в 5-дневный срок направляется фискальной службой в адрес ОУКГ и вручается его уполномоченному лицу.
При этом ОУКГ может обжаловать такой отказ в сроки, которые действуют для обжалования актов налоговых органов. Если жалоба на отказ в регистрации будет удовлетворена, то при отсутствии других препятствий налоговая служба должна будет зарегистрировать договор. КГ сможет функционировать начиная с 1 января года, который наступил после подачи документов на регистрацию.
Внесение изменений в договор в обязательном порядке обусловлено одной из ситуаций:
Изменения вносятся в договор в виде отдельного соглашения, которое подписывают все стороны договора о КГ, в т.ч. те, которые только что присоединились. Данное соглашение также представляется в ИФНС по адресу регистрации ОУКГ для прохождения регистрационной процедуры.
При представлении соглашения на регистрацию важно соблюсти установленные в п. 4 ст. 25.4 НК РФ сроки. Данное действие должно быть совершено не позднее месяца:
Для регистрации соглашения о внесении изменений в договор ОУКГ должен подать в фискальную службу такие документы:
Регистрация изменений производится в 10-дневный срок после подачи полного пакета документов. В результате регистрационных действий представитель ОУКГ получит на руки 1 экземпляр соглашения с отметкой о пройденной регистрации.
Изменения, внесенные в договор о создании КГ, обычно вступают в силу с 1 января года, который последует за тем, в котором подавался пакет документов на регистрацию. Это касается случаев, когда вносились изменения, связанные:
В других ситуациях изменения в договор вступают в силу с утвержденной сторонами даты, но не раньше момента регистрации соглашения о внесении изменений в налоговой.
Есть ограниченное число причин, по которым ИФНС может отказать в регистрации соглашения об изменениях. Вот они:
Основным условием принятия в КГ нового участника является соответствие его результатов и направления деятельности нормам ст. 25.2 НК РФ. Решение о принятии нового участника должно быть подписано всеми участниками, кроме того, обязательно потребуется внести изменения в договор о создании КГ.
Это соглашение также подписывают все участники КГ, в т.ч. новый член. В случае если показатели деятельности новой компании не соответствуют заявленным в НК РФ, последует отказ налоговой в регистрации соглашения об изменении договора о создании КГ.
При выходе из КГ участник должен будет:
Порядок заполнения налоговых деклараций приведен в нашей статье
Если из КГ выходит ОУКГ, в его обязанности входит:
Об особенностях заполнения уточненок вы узнаете из нашей статьи
При выходе компании из состава КГ за ней сохраняется необходимость исполнения всех принятых на себя за время членства в группе обязательств по уплате налога на прибыль.
Об авансовых платежах вы узнаете из статьи
В права ОУКГ КГ входит:
В обязанности ОУКГ входит:
Подробности об уплате налога на прибыль от лица КГ вы почерпнете из наших статей:
Участники КГ обладают правом:
В обязанности КГ входит:
Основанием для прекращения деятельности КГ могут служить:
При этом действие КГ не может быть прекращено, если в УК участника произошли изменения, не нарушившие условия п. 2 ст. 25.2 НК РФ.
В случае принятия участниками КГ совместного решения о расторжении договора ОУКГ должен в 5-дневный срок отослать в ИФНС оригинал договора о создании КГ с отметкой о регистрации, а также решение о расторжении договора, подписанное всеми участниками.
Оригинал договора о создании КГ направляется в налоговую также в ситуации, когда КГ прекратила существование по причине окончания срока договора, признания недействительным договора, а также несоответствия требованиям ст. 25.2 НК РФ участников КГ. Вместе с договором ОУКГ посылает также уведомление, составленное в свободной форме, с указанием таких обстоятельств.
После поступления указанных выше документов ИФНС, контролирующая деятельность КГ, в 5-дневный срок уведомляет местные налоговые, в которых зарегистрированы все участники прекратившей существование КГ.
Датой прекращения деятельности КГ является 1-е число того налогового периода, который последовал после возникновения обстоятельств, указанных при оповещении налоговой.
Перевод участников КГ на налоговое администрирование в налоговую инспекцию, курирующую крупных налогоплательщиков, осуществляется на основании приказа ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@.
В случае непредставления несущим ответственность за деятельность КГ участником декларации по налогу на прибыль в 10-дневный срок после завершения приема таких деклараций фискалы примут решение о заморозке банковских счетов всех участников (п. 13 ст. 76 НК).
При неуплате рассчитанного налога на прибыль задействуется особый порядок взыскания недоимки:
Подробности о порядке взыскания недоимки вы узнаете из нашей статьи
Консолидированная группа налогоплательщиков (КГН) — это добровольное объединение организаций-плательщиков налога на прибыль в группу на определенных условиях, при котором организации начинают исчислять и уплачивать налог на прибыль с совокупной прибыли организаций, входящих в такую группу (п. 1 ст. 25.1 НК РФ).
В КГН могут быть объединены только российские организации и лишь в случае, если доля прямого или косвенного участия одной организации в других организациях составляет 90% и более (п. 2 ст. 25.2 НК РФ). Данное условие должно соблюдаться на протяжении всего срока действия договора КГН. Отдельные организации (к примеру, применяющие УСН или ЕНВД; банки; страховые организации и НПФ) не могут являться участниками КГН (п. 6 ст. 25.2 НК РФ).
Каждая из организаций, входящих в КГН, считается участником КГН, а организация, на которую возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль, именуется ответственным участником КГН. Организации объединяются в КГН на основании договора о создании КГН, который подлежит регистрации в налоговой инспекции по месту нахождения ответственного участника (п. 5 ст. 25.3 НК РФ). КГН создается на срок не менее 5 календарных лет (п. 7 ст. 25.2 НК РФ).
Каждая сторона договора о создании КГН должна соответствовать следующим условиям (п. 3 ст. 25.2 НК РФ):
Период/Дата | Показатель (п. 5 ст. 25.2 НК РФ) | Величина |
---|---|---|
Календарный год, предшествующий году представления на регистрацию договора о создании КГН | Совокупная сумма уплаченных НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых (без учета таможенного НДС) | Не менее 10 млрд. руб. |
Суммарный объем выручки от продажи товаров (работ, услуг) и прочих доходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности | Не менее 100 млрд. руб. | |
31 декабря года, предшествующего году представления на регистрацию договора о создании КГН | Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности | Не менее 300 млрд. руб. |
Консолидированная группа налогоплательщиков - добровольное объединение плательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены НК РФ, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности данных налогоплательщиков (п. 1 ст. 25.1 НК)
Ведение института консолидированной группы налогоплательщиков.
Концепция консолидации налогообложения в группе компаний уже давно обсуждалась специалистами и представителями власти, поэтому новеллы были ожидаемыми для предпринимательского сообщества. Консолидация налогообложения участников холдинговпри уплате налога на прибыль соответствует практике большинства зарубежных стран и праву Европейского союза. Могут отличаться консолидируемые налоги, основания консолидации, включая периметр консолидации, механизм консолидации и уплаты налога, но сам принцип, состоящий в том, что участники группы рассматриваются как одна экономическая единица, является базовым для законодательства большинства стран.
Обобщая зарубежную практику, Д. Винницкий выделяет две существенно различающиеся модели консолидированного налогообложения холдингов. "Согласно первой консолидация осуществляется путем "приращения" налоговой правосубъектности материнской (управляющей) компании, т.е. головная организация получает возможность учитывать при исчислении и уплате ряда налогов финансовый результат деятельности дочерних компаний. Упрощенно говоря, в этом случае в целях исчисления отдельных налогов дочерние компании приравниваются по своему правовому положению кфилиалам юридического лица- головной компании. В соответствии со второй моделью в целях налогообложения признается правосубъектным с точки зрения налогового права все корпоративное объединение (холдинг), которое в отношении ряда налогов выступает как единый налогоплательщик, обеспечивающий централизованный налоговый учет по соответствующим налоговым платежам. Теоретически бремя исполнения обязанностей консолидированного налогоплательщика может быть возложено на любую компанию, входящую в данное корпоративное объединение (холдинг)".
Исходя из анализа Закона "О консолидированной группе налогоплательщиков" консолидация налогообложения прибыли участников группы, предложенная в нем, не меняет основные принципы налогообложения, установленные российским законодательством, не предусматривает создания нового субъекта налогообложения в виде консолидированной группы. При этом участники холдингов рассматриваются как консолидированная группа налогоплательщиков (далее - КГН), представляющих собой не просто совокупность самостоятельных организаций, а некое экономическое единство, в рамках которого ведется консолидированный налоговый учет (объектов, вычетов, доходов, расходов) и формируется сводная консолидированная налоговая база с возложением обязанности уплаты налога на одного из членов группы и солидарной ответственностью (по уплате налога, пеней, штрафа) всех членов группы.
Установленное Законом право на консолидированное налогообложение - сложение доходов и убытков, зачет внутрифирменного оборота передачи доходов и продукции между материнским и дочерними хозяйственными обществами - следует рассматривать в качестве преференции для групп компаний. Применение режима консолидированного исчисления налога на прибыль также избавит налогоплательщиков от контроля налоговых органов за трансфертным ценообразованием между взаимозависимыми лицами, совершающими контролируемые сделки. Видимым для предпринимателей недостатком консолидации налогообложения прибыли является возможность привлечения участников консолидированной группы налогоплательщиков к солидарной ответственности по уплате налога на прибыль за других участников. Согласно п. 7 ст. 46 НК РФ в новой редакции в отношении налога на прибыль организаций по КГН налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества одного или нескольких участников этой группы при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банках всех участников указанной консолидированной группы налогоплательщиков или при отсутствии информации об их счетах. Важно также отметить, что переход на консолидацию налогообложения прибыли носит добровольный характер, поэтому каждая группа компаний вправе самостоятельно взвесить плюсы и минусы нового налогового режима и принять наиболее адекватное для себя решение.
Федеральный закон от 16.11.2011 № 321-ФЗ, внес изменения в НК РФ путем добавлением новой главы 3.1 «Консолидированная группа налогоплательщиков» .
Цели создания консолидированной группы
1)В случае создания консолидированной группы налогоплательщиков подлежит определению консолидированная налоговая база по налогу на прибыль, которая определяется как арифметическая сумма доходов всех участников этой группы, уменьшенная на арифметическую сумму расходов всех ее участников.
При этом отрицательная разница в соответствии с главой 3.1 НК РФ признается убытком консолидированной группы налогоплательщиков.
2)Учитывая, что в результате суммирования полученных доходов и расходов всех участников группы в полученном результате уже будут учтены полученные убытки в отношении одной или нескольких организаций, входящих в состав группы, то при создании консолидированной группы налогоплательщиков могут быть оптимизированы суммы налога на прибыль, подлежащие уплате в бюджет.
3)В качестве дополнительного преимущества стоит отметить, что участники консолидированной группы налогоплательщиков не представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего учета, если не получают доходов, не включаемых в консолидированную налоговую базу этой группы. К таким доходам, относятся доходы, облагаемые по иным ставкам, либо доходы в случае удержания и уплаты налога на прибыль у источника выплаты.
4)Налоговая отчетность, а также уплата налога производится по всей группе ответственным участником группы, на основании данных налогового учета, полученных от остальных участников консолидированной группы налогоплательщиков.
Условия создания консолидированной группы и участия в ней
Условия, предъявляемые для создания группы и участия в ней в настоящее время довольно жесткие. В связи с этим, можно предположить, что создание консолидированных групп налогоплательщиков будет единичным явлением.
Организации, участвующие в КГН, должны соответствовать "имущественным" критериям - их совокупные показатели за предшествующий год должны составлять: - 10 млрд. руб. - в отношении налога на прибыль, НДС, акцизов, налога на добычу полезных ископаемых (без учета таможенных платежей); - 100 млрд. руб. - в отношении выручки от продаж и прочих доходов; - 300 млрд. руб. - в отношении активов согласно бухгалтерской отчетности (п. 5 ст. 25.2 НК РФ). Не могут быть участниками КГН отдельные субъекты предпринимательской деятельности, в частности резиденты свободных экономических зон, банки, пенсионные фонды, участники рынка ценных бумаг, организации, применяющие специальные режимы и в особых областях деятельности, например клиринговая, медицинская (см. подробнее в п. 6 ст. 25.2 НК РФ). Организация не может быть одновременно участником нескольких КГН.
К основным ограничениям при создании консолидированной группы следует отнести следующие:
консолидированная группа может быть создана организациями при условии, что одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90 процентов (п. 2 ст. 25.2 НК РФ );
совокупная сумма НДС, акцизов, налога прибыль организаций и НДПИ за предшествующий период (без учета сумм НДС, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) должна составлять не менее 10 млрд руб. (подп.1 п. 5 ст.25.2 НК РФ );
суммарный объем выручки (по всем в совокупности организациям) за предшествующий период должна составлять не менее 100 млрд руб. (подп.2 п.5 ст.25.2 НК РФ );
совокупная стоимость активов должна составлять не менее 300 млрд руб. (подп.3 п.5 ст. 25.2 НК РФ ).
Участниками консолидированной группы налогоплательщиков могут быть только организации, уплачивающие налог на прибыль в «общем порядке». Т. е. не могут быть участниками консолидированной группы организации:
применяющие специальные налоговые режимы,
являющиеся резидентами особых экономических зон,
имеющие освобождение по уплате налога на прибыль.
Банки, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды могут создавать консолидированные группы в рамках своих профессиональных интересов. Например, банк может входить только в ту консолидированную группу налогоплательщиков, в которой все участники группы являются банками.
Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков" (далее - Закон N 321-ФЗ) внесены изменения в налоговое законодательство, вступившие в силу с 01.01.2012. В российском налоговом законодательстве появилось новое понятие - .
Общие положения о КГН определены гл. 3.1 "Консолидированная группа налогоплательщиков", дополнившей разд. II части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
Что же такое КГН? Согласно п. 1 ст. 25.1 НК РФ это добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль - организаций на основе договора о создании КГН в порядке и на условиях, которые предусмотрены НК РФ, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков.
При этом участником КГН признается организация, которая является стороной действующего договора о создании КГН, соответствует критериям и условиям, предусмотренным НК РФ для участников консолидированной группы налогоплательщиков.
Порядок заключения, регистрации и действия договора о создании КГН определен ст. 25.3 НК РФ. Пунктом 1 этой статьи установлено, что в соответствии с договором о создании КГН организации, соответствующие установленным критериям, объединяются на добровольной основе без создания юридического лица.
Обратите внимание! Консолидированная группа налогоплательщиков создается не менее чем на 2 налоговых периода по налогу на прибыль организаций и подлежит регистрации в налоговом органе по месту нахождения организации - ответственного участника КГН.
Для регистрации договора о создании КГН ответственный участник группы представляет в налоговый орган документы, перечень которых приведен в п. 6 ст. 25.3 НК РФ.
Необходимый пакет документов представляется в налоговый орган не позднее 30 октября года, предшествующего налоговому периоду, начиная с которого исчисляется и уплачивается налог на прибыль организаций по КГН (п. 7 ст. 25.3 НК РФ).
Пунктом 3 ст. 3 Закона N 321-ФЗ установлено, что для применения с 01.01.2012 положений гл. 3.1 НК РФ в части организаций по КГН документы, предусмотренные п. 6 ст. 25.3 НК РФ, нужно было бы представить в налоговый орган не позднее 31.03.2012. В этом случае после регистрации договора о создании КГН в уполномоченном налоговом органе (в том числе в результате обжалования отказа налогового органа в регистрации такого договора) такая группа признается созданной с 01.01.2012.
Для проверки представленных документов налоговому органу отпущен 1 мес. со дня представления документов. В течение этого срока должна быть произведена регистрация договора либо принято мотивированное решение об отказе в регистрации (п. 8 ст. 25.3 НК РФ).
Если договор зарегистрирован, в течение 5 дней с даты регистрации налоговый орган обязан выдать один экземпляр этого договора с отметкой о его регистрации ответственному участнику КГН лично под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения (п. 9 ст. 25.3 НК РФ). Помимо этого, в этот же срок информация о регистрации договора направляется налоговым органом в налоговые органы по месту нахождения организаций - участников КГН, а также по месту нахождения обособленных подразделений организаций - участников КГН.
Консолидированная группа налогоплательщиков признается созданной с 1-го числа налогового периода по налогу на прибыль организаций, следующего за календарным годом, в котором налоговым органом зарегистрирован договор о создании этой группы.
Налоговый орган может отказать в регистрации договора о создании КГН. Отказ допускается исключительно при наличии обстоятельств, предусмотренных п. 11 ст. 25.3 НК РФ.
Договор о создании КГН может быть изменен в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 25.4 НК РФ.
В Письме Минфина России от 02.03.2012 N 03-03-06/4/15 отмечено, что договор о создании КГН имеет налогово-правовую природу. Договор в части положений, предусмотренных НК РФ, не может рассматриваться как договор оказания услуг. В части вопросов, не урегулированных законодательством о налогах и сборах, применяются общие положения о договорах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.
Кто может быть участником КГН, каким условиям они должны соответствовать? Согласно п. 2 ст. 25.1 НК РФ участником КГН признается организация, которая является стороной действующего договора о создании КГН, соответствует критериям и условиям, предусмотренным НК РФ для участников КГН.
Консолидированная группа налогоплательщиков может быть создана организациями при условии, что одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90%, при этом создавать КГН имеют право только российские организации, что следует из п. 1 ст. 25.2 НК РФ.
Соблюдение данных условий может подтверждаться выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, копиями учредительных документов, выпиской из реестров владельцев ценных бумаг, расчетом доли непосредственного и (или) косвенного участия, представляемого в налоговый орган ответственным участником группы, о чем сказано в Письме Федеральной налоговой службы от 29.12.2011 N АС-4-3-22569@ "О регистрации и изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков".
Кроме того, организация - сторона договора о создании КГН должна соответствовать ряду условий, перечисленных в п. 3 ст. 25.2 НК РФ. К уже созданной КГН могут присоединиться и новые организации, но при условии, что они соответствуют установленным требованиям.
Все в совокупности организации, являющиеся участниками КГН, также должны соответствовать определенным условиям, установленным п. 5 ст. 25.2 НК РФ:
Перечень организаций, которые не могут являться участниками КГН, содержит п. 6 ст. 25.2 НК РФ.
Права и обязанности ответственного участника КГН, а также других участников группы определены ст. 25.5 НК РФ.
Ответственным участником признается участник КГН, на которого в соответствии с договором о создании КГН возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по КГН и который в правоотношениях по исчислению и уплате указанного налога осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль организаций (п. 3 ст. 25.1 НК РФ). Документом, подтверждающим полномочия ответственного участника группы, является договор о создании КГН.
В части второй НК РФ рассмотрены особенности определения доходов и расходов, признания убытков, формирования резервов, а также уплаты налога и представления налоговых деклараций консолидированной группой налогоплательщиков.
Участники КГН исполняют обязанности налогоплательщиков налога на прибыль организаций по этой группе в части, необходимой для его исчисления ответственным участником этой группы. В Письме Минфина России от 06.02.2012 N 03-03-06/1/65 указано, что участники КГН обязаны представлять ответственному участнику КГН документы, необходимые ему для исполнения обязанностей и осуществления прав налогоплательщика налога на прибыль организаций по КГН.
Прибылью для организаций - участников КГН признается величина совокупной прибыли участников группы, приходящаяся на данного участника и рассчитываемая в порядке, установленном п. 1 ст. 278.1 НК РФ и п. 6 ст. 288 НК РФ (Письмо Минфина России от 26.03.2012 N 03-03-06/1/158).
Статьей 251 НК РФ определен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы. На основании пп. 44 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются в целях налогообложения прибыли денежные средства, полученные:
Соответственно, расходами, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, на основании п. 48.14 ст. 270 НК РФ признаются расходы в виде денежных средств, переданных:
В Письме Минфина России от 20.03.2012 N 03-03-06/1/143 обращено внимание на то, что порядок, суммы и сроки взаиморасчетов между участниками и ответственным участником КГН по перечислению денежных средств, необходимых для уплаты налога на прибыль ответственным участником, налоговое законодательство не регламентирует. Этот порядок, суммы и сроки могут определяться участниками в договоре о создании КГН.
В Письме Минфина России от 23.03.2012 N 03-03-06/1/153 специалисты финансового ведомства также отметили, что особенности определения налоговой базы, порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций (авансовых платежей) ответственным участником КГН устанавливаются непосредственно НК РФ. Порядок и сроки взаиморасчетов между участниками по поводу уплаты налога на прибыль организаций определяются в договоре о создании КГН. Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина России от 27.02.2012 N 03-03-06/1/102.
При этом у участников КГН не возникает доходов (расходов), учитываемых при налогообложении налогом на прибыль организаций, независимо от условий такого взаиморасчета, о чем сказано в Письме Минфина России от 21.03.2012 N 03-03-06/1/144.
Налоговая база по прибыли, полученной участниками КГН, определяется ответственным участником этой группы в порядке, установленном ст. 274 НК РФ, с учетом особенностей, установленных ст. ст. 278.1 и 288 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 278.1 НК РФ налоговая база по доходам, полученным всеми участниками КГН (далее - консолидированная налоговая база), определяется на основании суммы всех доходов и суммы всех расходов участников группы, учитываемых в целях налогообложения, с учетом особенностей, установленных названной статьей. При этом в консолидированную налоговую базу не включаются доходы участников КГН, подлежащие обложению налогом у источника выплаты доходов.
В Письме Минфина России от 12.04.2012 N 03-03-06/1/195 обращено внимание на то, что при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в которых организация не являлась участником КГН, в текущем налоговом (отчетном) периоде, в котором данная организация является участником КГН, пересчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В силу п. 2 ст. 278.1 НК РФ налоговый учет операций, осуществляемых между участниками КГН, ведется в соответствии со ст. 321.2 НК РФ, которой определены особенности ведения налогового учета участниками КГН.
Согласно п. 2 ст. 321.2 НК РФ порядок ведения налогового учета КГН устанавливается в учетной политике для целей налогообложения КГН.
Статья 11 НК РФ определяет учетную политику для целей налогообложения как выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Учетная политика участников КГН не должна противоречить учетной политике для целей налогообложения КГН, на что обращено внимание в Письме Минфина России от 13.03.2012 N 03-03-06/1/124. Учетная политика группы утверждается ее ответственным участником до представления договора о создании КГН на регистрацию в налоговый орган.
Вместе с тем учетная политика для целей налогообложения КГН может включать только те положения, которые необходимы ответственному участнику для расчета консолидированной налоговой базы за отчетный (налоговый) период по налогу на прибыль организаций.
Участники КГН не формируют резервы по сомнительным долгам в соответствии со ст. 266 НК РФ в части задолженности одних участников этой группы перед другими участниками такой группы (п. 3 ст. 278.1 НК РФ). Участники КГН восстанавливают резерв по сомнительным долгам на сумму задолженности, относящейся к другим участникам этой группы. Соответствующие суммы включаются в состав внереализационных доходов в налоговом периоде, предшествующем налоговому периоду, в котором налогоплательщик стал участником КГН.
Участники КГН не формируют резервы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в соответствии со ст. 267 НК РФ в части реализации товаров (работ) другим участникам этой группы (п. 4 ст. 278.1 НК РФ). При вхождении налогоплательщика в состав группы резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию восстанавливается в части сумм резервов, относящихся к товарам (работам), реализованным другим участникам этой группы. При этом производится корректировка определяемого в соответствии с п. 3 ст. 267 НК РФ предельного размера резерва, исключающая операции между участниками одной КГН при определении показателей фактически осуществленных налогоплательщиком расходов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, в объеме выручки от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие 3 года, а также выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый) период.
Корректировка показателя выручки от реализации товаров (работ) за предыдущие 3 года до начала налогового периода, в котором налогоплательщик стал участником КГН, не производится. В налоговых периодах, в которых налогоплательщик является участником КГН, этот показатель не включает выручку от реализации указанных товаров (работ) другим участникам такой группы. Суммы восстановленных резервов по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, в том числе в результате уменьшения предельного размера резерва, включаются в состав внереализационных доходов в налоговом периоде, предшествующем налоговому периоду, в котором налогоплательщик стал участником КГН.
Банки, являющиеся участниками КГН, не формируют резервы на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам, в соответствии со ст. 292 НК РФ в части задолженности одних участников группы перед другими участниками этой группы. Банки восстанавливают резерв на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам, на сумму задолженности, относящейся к другим участникам этой группы. Соответствующие суммы включаются в состав внереализационных доходов в налоговом периоде, предшествующем налоговому периоду, в котором банк стал участником КГН (п. 5 ст. 278.1 НК РФ).
Участники КГН, понесшие убытки, исчисленные в соответствии с гл. 25 НК РФ, в налоговых периодах, предшествующих налоговому периоду их вхождения в состав этой группы, не вправе уменьшить консолидированную налоговую базу на всю сумму понесенного ими убытка (на часть этой суммы), перенести убыток на будущее в порядке, установленном ст. ст. 275.1 и 283 НК РФ, начиная с налогового периода, в котором они вошли в состав такой группы. Не допускается суммирование убытков участников КГН (включая убытки, понесенные от использования объектов обслуживающих производств и хозяйств, в соответствии со ст. 275.1 НК РФ), понесенных ими до вхождения в состав этой группы, с консолидированной налоговой базой. Указанное положение распространяется также на убытки, понесенные организациями, которые вошли в состав КГН путем присоединения к участнику этой группы или слияния с участником такой группы (п. 6 ст. 278.1 НК РФ).
Нормативы принимаемых для целей налогообложения расходов, предусмотренные п. п. 16 и 24.1 ч. 2 ст. 255, пп. 6 п. 2 ст. 262, пп. 11 и 48.2 п. 1, п. п. 2 и 4 ст. 264, п. 4 ст. 266, пп. 4 п. 2 ст. 296 НК РФ, применяются каждым участником КГН (п. 7 ст. 278.1 НК РФ).
Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, установленные НК РФ для налогоплательщиков, не являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в части отдельного определения налоговой базы, а также в части уменьшения налоговой базы на сумму полученных убытков и переноса убытков на будущее применяются при исчислении консолидированной налоговой базы (п. 8 ст. 278.1 НК РФ).
Обратите внимание! Правила, установленные ст. 278.1 НК РФ, распространяются исключительно на определение налоговой базы, к которой применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 284 НК РФ, т.е. налоговая ставка 20% (п. 9 ст. 278.1 НК РФ).
Участники КГН самостоятельно определяют налоговую базу, к которой применяются иные налоговые ставки, такая налоговая база не учитывается при исчислении налога по КГН.
Статья 283 НК РФ, определяющая порядок переноса убытков на будущее, дополнена п. 6 Закона N 321-ФЗ, согласно которому в случае, если КГН понесла убыток (убытки) в предыдущем налоговом периоде или предыдущих налоговых периодах, ответственный участник такой группы вправе уменьшить консолидированную налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму убытка или на часть этой суммы.
Организация, являвшаяся участником КГН, после выхода из состава этой группы (прекращения действия этой группы):
Если организация, являвшаяся участником КГН, в период своего участия в указанной группе была реорганизована в форме слияния или присоединения, после выхода из состава указанной группы (прекращения действия этой группы) эта организация вправе также уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на сумму убытка (на часть этой суммы), полученного организациями, правопреемником которых является организация, вышедшая из состава группы, по итогам налоговых периодов, в которых такие реорганизованные организации не являлись участниками КГН, в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 283 НК РФ.
Если организация, являвшаяся участником КГН, в период своего участия в указанной группе была вновь создана путем разделения организации, после выхода из состава указанной группы (прекращения действия этой группы) эта организация также вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на сумму убытка (на часть этой суммы), полученного организацией, правопреемником которой является организация, вышедшая из состава этой группы, по итогам налоговых периодов, в которых такая реорганизованная организация не являлась участником КГН, в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 283 НК РФ, с учетом ст. 50 НК РФ.
В консолидированной группе налогоплательщиков сумма авансового платежа по этой группе исчисляется и уплачивается ответственным участником в соответствии с правилами, установленными п. 2 ст. 286 НК РФ.
Пунктом 8 ст. 286 НК РФ установлен порядок уплаты авансовых платежей по налогу, подлежащему уплате ответственным участником КГН в I квартале налогового периода, в котором начала действовать эта группа, для случаев выбора системы уплаты авансовых платежей по итогам отчетных (налогового) периодов с исчислением в течение отчетного периода ежемесячных авансовых платежей.
В частности, сумма ежемесячного авансового платежа определяется как сумма ежемесячных авансовых платежей всех участников этой группы, подлежащих уплате в III квартале налогового периода, предшествующего созданию этой группы. При этом порядок представления в налоговый орган информации о расчете сумм ежемесячных авансовых платежей с распределением их для уплаты в бюджеты субъектов Российской Федерации в НК РФ не определен. В этой связи при регистрации договора о создании КГН до истечения сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей на I квартал 2012 г. в карточке расчетов с бюджетом начисление ежемесячных авансовых платежей производится на основании полученного от ответственного участника КГН уведомления, представление которого предусмотрено п. 2 ст. 288 НК РФ, о чем сказано в Письме Минфина России от 10.02.2012 N 03-03-10/11.
При этом уведомление должно быть получено до срока уплаты ежемесячного авансового платежа, следующего за регистрацией договора о создании КГН.
Типовая форма уведомления приведена в Письме ФНС России от 26.04.2012 N ЕД-4-3/7006@ "О рекомендуемой типовой форме уведомления N 3" (далее - уведомление N 3).
В силу п. 9 ст. 286 НК РФ в случаях, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах договор о создании КГН регистрируется уполномоченным налоговым органом после начала налогового периода, уплаченные участниками КГН авансовые платежи по итогам истекших с начала налогового периода отчетных периодов подлежат зачету (возврату) соответствующему участнику этой КГН.
Таким образом, в карточках расчетов с бюджетом должны быть сложены начисленные по наступившим срокам уплаты ежемесячные авансовые платежи на I квартал и авансовые платежи по итогам I квартала, а также начисленные ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли по итогам истекших отчетных периодов, на что указано в Письме Минфина России от 10.02.2012 N 03-03-10/11.
Сложение начисленных авансовых платежей осуществляется налоговым органом по месту нахождения (месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) организаций - участников КГН, а также по месту нахождения их обособленных подразделений после получения информационного сообщения налогового органа по месту регистрации договора о создании КГН (форма информационного сообщения приведена в Письме ФНС России от 29.12.2011 N АС-4-3/22569@).
Пени на сумму недоимки, возникшей в результате определения консолидированной налоговой базы ответственным участником КГН по итогам истекших с начала налогового периода отчетных периодов, начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения ответственным участником группы обязанности по уплате налога (авансовых платежей), следующий за установленным ст. 286 НК РФ днем уплаты налога (авансовых платежей) по итогам отчетного (налогового) периода, в котором КГН была зарегистрирована.
Вопрос о порядке зачета суммы излишне уплаченных ответственным участником КГН авансовых платежей по налогу на прибыль по итогам отчетных периодов, истекших с начала налогового периода и до регистрации этой КГН, рассмотрен Минфином России в Письме от 12.05.2012 N 03-02-07/1-127.
Статьей 78 НК РФ регламентирован порядок возврата (зачета) излишне уплаченных сумм налога (сбора, пеней и штрафа).
Пунктом 9 указанной статьи установлено, что возврат ответственному участнику КГН суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по КГН не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ.
В силу п. 6 ст. 78 НК РФ возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Таким образом, суммы излишне уплаченных ответственным участником КГН авансовых платежей по итогам отчетных периодов, истекших с начала налогового периода и до регистрации этой группы, могут быть зачтены в счет образовавшейся недоимки по такой КГН, недоимки указанного лица по иным налогам соответствующего вида, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также могут быть зачтены в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль организаций по КГН.
Статьей 288 НК РФ установлены особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения.
Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то он самостоятельно должен выбрать то обособленное подразделение, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет. О принятом решении (до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду) он должен уведомить налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения своих обособленных подразделений.
В уведомлении N 3 приводятся данные обо всех участниках и (или) обособленных подразделениях участников, по месту нахождения которых будет производиться уплата налога в соответствующие бюджеты субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что исходя из положений п. 2 ст. 288 НК РФ уведомление необходимо представлять также:
Представление уведомления N 3 требуется в случае изменения места уплаты налога, например при изменении места нахождения участника или обособленного подразделения в пределах одного субъекта Российской Федерации.
В указанных случаях в уведомление включаются только данные об участниках группы или их обособленных подразделениях, в отношении которых произошли названные выше изменения.
Обратите внимание! Если организации до образования КГН уплачивали налог на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации, то повторного уведомления налоговых органов о выбранных ими ответственных обособленных подразделениях не требуется.
При смене участником КГН ответственного обособленного подразделения, по месту нахождения которого не производится уплата налога, исчисленного по консолидированной налоговой базе, уведомление составляется в произвольной форме и направляется ответственным участником группы в налоговый орган по месту своего нахождения (месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика). На это указывают специалисты ФНС России в своем Письме от 20.04.2012 N ЕД-4-3/6656@.
Положения ст. 288 НК РФ применяются при уплате налога (авансовых платежей) ответственным участником КГН по этой группе с учетом особенностей, установленных п. 6 ст. 288 НК РФ, а при уплате налога (авансовых платежей) ответственным участником КГН, в состав которой входят организации, являющиеся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, - с учетом особенностей, установленных п. 7 ст. 288 НК РФ.
Согласно п. 6 ст. 288 НК РФ при определении доли прибыли, приходящейся на каждого участника КГН и каждого из их обособленных подразделений, используются данные средней арифметической величины доли среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и доли остаточной стоимости амортизируемого имущества этого участника или обособленного подразделения, соответственно, в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по КГН.
Указанные в п. 2 ст. 288 НК РФ доля среднесписочной численности работников и доля остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.
Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях гл. 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 руб.
Таким образом, при определении доли прибыли участников КГН доля остаточной стоимости амортизируемого имущества определяется исходя из фактических показателей остаточной стоимости основных средств. Остаточная стоимость нематериальных активов и капитальных вложений в данных расчетах не учитывается. Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина России от 02.04.2012 N 03-03-06/1/172.
Ответственный участник КГН определяет величину прибыли, приходящейся на каждого из участников группы и на каждое из их обособленных подразделений, путем умножения определенной доли прибыли каждого из участников или каждого обособленного подразделения участника КГН на совокупную прибыль этой группы.
Ответственный участник КГН исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производит по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по участникам этой группы и их обособленным подразделениям.
Суммы налога (авансовых платежей), подлежащие зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, приходящиеся на каждого из участников КГН и на каждое из их обособленных подразделений, исчисляются по налоговым ставкам, действующим на территориях, где расположены соответствующие участники КГН и (или) их обособленные подразделения. По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 02.03.2012 N 03-03-06/4/15, определить сумму уплаченного налога на прибыль, приходящуюся на каждого из участников, в общей сумме уплаченного налога возможно расчетным путем, используя данные налоговых деклараций за соответствующие отчетные (налоговые) периоды.
Отметим, что участники КГН, за исключением ответственного участника этой группы, не представляют налоговых деклараций в налоговые органы по месту своего учета, если они не получают доходов, не включаемых в консолидированную налоговую базу этой группы.
Если участники КГН получают доходы, не включаемые в консолидированную налоговую базу этой группы, они представляют в налоговые органы по месту своего учета налоговые декларации только в части исчисления налога в отношении таких доходов (п. 7 ст. 289 НК РФ).
Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения", согласованным с Минфином России, утверждены новая форма и Формат представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.
В форму налоговой декларации специально для КГН к листу 02 включены:
Для определения налоговых обязательств в бюджет субъекта Российской Федерации суммируются показатели Приложений 6а, составленных по участникам и (или) обособленным подразделениям участников, находящимся на территории этого субъекта Российской Федерации. Сводные данные по Приложениям N 6а приводятся в одном Приложении 6.
Соответственно, карточка расчетов с бюджетом будет вестись налоговым органом по общей сумме налога, подлежащего уплате в бюджет субъекта Российской Федерации (Письмо ФНС России от 03.05.2012 N ЕД-4-3/7428@).
Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций по КГН по итогам отчетного (налогового) периода составляется ответственным участником этой группы на основе данных налогового учета и консолидированной налоговой базы в целом по КГН только в части исчисления налога в отношении консолидированной налоговой базы.
Ответственный участник группы, руководствуясь п. 8 ст. 289 НК РФ, обязан представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по КГН в налоговый орган по месту регистрации договора о создании такой группы в порядке и сроки, которые установлены ст. 289 НК РФ для налоговой декларации по налогу.
Следует обратить внимание на то, что особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом, установленные ст. 310 НК РФ, распространяются на исчисление и уплату налога российскими организациями, являющимися участниками КГН и выплачивающими доход иностранной организации.
Исчисление, удержание и перечисление в бюджет соответствующих сумм налога осуществляются организациями, являющимися участниками КГН, самостоятельно, без участия ответственного участника КГН (за исключением случаев, когда налоговым агентом по правилам ст. 310 НК РФ выступает такой ответственный участник).
Февраль 2013 г.
Налог на прибыль – неотъемлемая часть бремени каждой организации. Постоянный контроль со стороны налоговых органов, сложная система учета прибылей и убытков – всего этого никак не избежать. Но можно несколько облегчить эту обязательную ношу, разделив ее со своими «коллегами по цеху», то есть с другими организациями, создав консолидированную группу налогоплательщиков (КГН).
КГН — Консолидированная группа налогоплательщиков
Рассмотрим, что говорит о таких объединениях закон, для каких юридических лиц они подходят, в чем особенности и подводные камни такого союза, а также специфику его заключения.
Возможность создания консолидированной группы налогоплательщиков предусмотрена статьями 3.1, 8, 25 Налогового Кодекса РФ.
По определению, данному в НК, КГН представляет собой союз на добровольной основе, заключенный между организациями без образования нового юрлица, создаваемый с целью упорядочивания налоговой базы налога на прибыль.
16.11.2011 г. был принят Федеральный закон № 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков», который и ввел это понятие и процедуру в Налоговый Кодекс Российской Федерации.
Специфика объединения в консолидирующую группу предусматривает ряд особенностей, которым должна соответствовать такая процедура и все ее участники.
НАПРИМЕР: в КГН входит три ООО: «Прима», «Секунда» и «Терция». В конце года прибыль «Примы» составила 70 млн. руб., «Секунда» отразила в отчете нулевую прибыль, а «Терция» оказалась в убытке на 50 млн.руб. Если бы они не входили в КГН, «Прима» бы платила налог на прибыль с 70 млн., а «Секунда и «Терция» не заплатили бы ничего. При условии действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков совокупный доход трех участников составит 70 + 0 – 50 = 20 млн.руб. Каждая из участниц заплатит налог именно с этой суммы, что представляет собой прямую выгоду для «Примы», которая является ответственным участником и контролирует значительную часть уставного капитала своих «сестер» по налоговой базе.
ВАЖНО! Если суммарный показатель налоговой базы получился отрицательным, то налицо убыток всей консолидирующей группы, и налог на прибыль в таком случае не платится.
Для чего участникам заключать договор о таком сотрудничестве? Участие в консолидации позволяет получить такие выгоды:
К СВЕДЕНИЮ! Если участники КГН заключают сделки между собой, над ними не будет контроля, как над трансфертными образованиями (кроме сделок по полезным ископаемым). Задолженности между участниками также не учитываются.
Заключить договор об объединении в КГН могут любые организации, соответствующие установленным Налоговым Кодексом критериям и не подпадающие под действующие ограничения, причем эти требования должны быть актуальными в течение всего срока действия заключаемого договора. Эти условия заключаются в следующем:
Один из участников КГН является ответственным, остальные признаются равноправными. «Главное» лицо КГН обрабатывает годовые итоги, полученные от всех остальных участников, вычисляет и уплачивает совокупный налог на прибыль от лица всей КГН. Именно с него налоговый контролирующие орган спросит декларацию и документы в ходе контрольных мероприятий.
В свою очередь, ответственный участник отчитывается перед остальными членами сообщества, предоставляя им информацию о налоговой разнице по итогам отчетного периода.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Создание КГН не избавляет каждого участника от обязанности исчислять собственную налоговую базу и предоставлять все отчетные документы. В случае, если ответственный участник не исполнил своей договорной обязанности, налог на прибыль должен быть уплачен каждой организацией самостоятельно.
Существует ряд лимитов, ограничивающих возможность создания КГН для различных типов организаций. Кроме не соответствующих условиям, перечисленным выше, не смогут войти в КГН юрлица, осуществляющие определенные типы деятельности:
Все участники такой группы должны быть активными сторонами специально заключенного договора. Таким образом, чтобы запустить действие КГН, нужно заключить письменный договор сроком действия не менее 2 отчетных периодов и зарегистрировать его в налоговом органе. Данный договор и сопроводительные документы нужно предоставить в ФНС не позже 30 октября того года, который идет до первого консолидированного налогового периода.
В договоре должны содержаться все предусмотренные законом значимые условия:
При необходимости в договор можно внести изменения, если:
Ответственный участник предоставляет изменения в договоре для регистрации в ФНС в виде документа – подписанного всеми участниками соглашения вкупе с сопутствующим пакетом документов. Налоговый орган должен вернуть этот документ с отметкой о регистрации в десятидневный срок.
Для налоговой нужно подготовить следующие бумаги: