Российская модель государственного управления индустрией туризма. Структура индустрии туризма Структура управления туризмом на федеральном уровне

Инструменты

Цель – сформировать понятийный аппарат об индустрии гостеприимства.

ПЛАН:

1. Структура индустрии туризма.

2. Характеристика основных объектов индустрии туризма.

3. Показатели развития туризма.

Структура индустрии туризма

Туристская индустрия, как часть экономической системы, представлена поставщиками туристических услуг (предприятиями, организующими производство услуг на основе использования трех факторов туристического производства - капитал, туристические ресурсы и рабочая сила) и туристическими фирмами, организующими процессы формирования туристского пакета из единичных услуг и доведения готового турпродукта до конечного потребителя.

Отдельной частью туристической инфраструктуры являются организации (государственные и частные) или их объединения, выполняющие общие регулятивные и корректирующие функцию в отношении туризма и туристического рынка (отраслевые министерства, ассоциации, саморегулируемые организации, выставки).



Представляя собой межотраслевой комплекс, туриндустрия производит товары и услуги на предприятиях, различающихся по доле собственно туристских услуг. Одни из них производят товары исключительно для туристов, другие - не только для туристов. Соответственно выделяются следующие секторы туриндустрии:

· типичные турпредприятия, предоставляющие типичные туру слуги: предприятия размещения туристов, турооператоры, турагентства, организации по регулированию развития туризма, специализированные на туризме транспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и т.д.;

· нетипичные туристские предприятия, производящие типичные туристские продукты: сувениры, товары для отдыха, средства передвижения, литературу по туризму; осуществляющие экскурсионные услуги, организацию развлечений, кредитное обслуживание, страхование, маркетинг в сфере туризма, выдачу виз;

· нетипичные турпредприятия, производящие нетипичные туристские продукты и услуги: спорттовары, одежду для отдыха и туризма, фототовары, косметические средства, лекарства, услуги общественного питания, парикмахерских, тренерские услуги, услуги культурно-просветительского характера, медицинские услуги.

Первая группа предприятий - это туристские предприятия первичных туруслуг. Вторая и третья - туристские предприятия вторичных туруслуг.

Средства производства туристического продукта - есть предметы материального или нематериального мира, организации, объединения или информация, позволяющие эффективно осуще­ствлять производство туристического продукта. В состав средств производства туристического продукта можно отнести три основные составляющие - инфраструктуру, супраст-руктуру туристической индустрии и информационное поле.

Инфраструктура туризма - есть составная часть экономической системы, обеспечивающая нормальную и эффективную деятельность туристской индустрии, предназначенная непосредственно для использования в процессе производства, продвижения и продажи туристического продукта и напрямую зависящая от состояния туризма в регионе. Элементами инфраструктуры туризма выступают:

1. Материальная база специализированных субъектов хозяйство­вания (туристических операторов, агентов, производителей товаров туристского потребления, экскурсионные бюро);

2. Система государственных органов, способствующих созданию правовой базы, контролю и регулированию туризма в регионе (соответствующие государственные предприятия, организации, учреждения);

3. Система некоммерческих и коммерческих организаций, пред­приятий и учреждений, функционирующих в целях поддерж­ки и развития туризма в регионе (туристические биржи, выс­тавки, ярмарки и т. д.).

Супраструктура туризма - это часть экономической системы, также обеспечивающая эффективное функционирование туристской индустрии, производство качественного и привлекательного туристского продукта, но изначально предназначенная для удовлетворения потребностей как туристов, так и других потребителей на рынке, косвенно зависящая от состояния туризма в регионе. Супраструктура призвана не только участвовать в производстве туристического продукта, у нее есть еще целый ряд экономических или социальных функций. Однако, становясь вовлеченными в процесс производства туристических услуг в качестве средства производства, элементы супраструктуры становятся опосредованно (обычно через состояние потребительского рынка) зависимыми от уровня развития туризма в регионе.

Элементами супраструктуры туристической индустрии вы­ступают:

■материально-техническая база ряда субъектов хозяйствования (отели, транспортные компании, жилищно-коммунальный ком­плекс, предприятия общественного питания и т. д.);

■государственные структуры или организации (связь, почта, телеграф, дороги);

■иностранные государственные учреждения, представительства (консульские службы).

Для того чтобы стать средствами производства туристического продукта, элементы ее инфраструктуры и супраструктуры должны обладать следующими характеристиками:

■располагаться в непосредственной близости от факторов производства туристического продукта (именно наличие инфраструктуры и супраструктуры делает туристические ресурсы доступными, а путешествия к ним комфортными и безопасными, что и повышает их ценность как фактора производства турис­тического продукта);

■соответствовать определенному уровню качества (как нацио­нального, так и международного стандартов);

■иметь возможности к расширению, модернизации и модификации.

Все элементы и инфраструктуры, и супраструктуры взаимосвязаны друг с другом, что и позволяет эффективное функционирование единой туристической индустрии. Типы взаимосвязей между отдельными элементами супраструктуры и инфраструктуры можно условно разделить на непосредственные и опосредованные. К непосредственным типам взаимосвязи этих элементов относят денежные или финансовые (подразумевающие взаимные расчеты), клиентские (обмен клиентами и поставка клиентов друг другу), корпоративные (в случае единства менеджмента), трудовые (переход работников из одного предприятия на другое). Опосредованные взаимосвязи между элементами туристической инфраструктуры и супраструктуры осуществляются через бюджет посредством фискальной политики властей (например, взаимосвязи между оте­лями, транспортными компаниями, государственными или муниципальными дорожными службами и ЖКХ) либо через доходы местного населения (например, развитие отдельных элементов инфраструктуры или супраструктуры дает местным жителям дополнительные заработки, превращая их в активных клиентов других предприятий туристической индустрии).

В условиях современного туризма взаимоотношения между предприятиями, образующими инфраструктуру и супраструктуру туристической индустрии, характеризуются следующими тенденциями:

■растущей зависимостью предприятий супраструктуры от состояния туризма в регионе (многими теоретиками отели или авиакомпании уже относятся к предприятиям инфраструктуры туризма, хотя изначально они таковыми не являлись);

■обрастанием туристической индустрии все новыми и новы­ми предприятиями супраструктуры (к примеру, таковыми в настоящий момент уже стали банковские учреждения, страховые компании, компании проката автомобилей, производители фотопленки и т. д.), что объясняется ростом экономического эффекта развития туризма;

■ становлением элементов туристической инфраструктуры элементами супраструктуры других сфер производства (к примеру, туроператоры превращаются в консультантов судостроителей или авиаконструкторов, рестораны - заказчиками сельскохозяйственных производителей и т. д.).

Информационное поле - как средство производства туристиского продукта представляет собой совокупность средств и способов передачи туристической или деловой информации на расстояние. Информация в настоящее время является как производ­ственным ресурсом, позволяющим определенные корректировки при создании максимально привлекательного туристического продукта, так и единственным способом продвижения туристического продукта на мировом туристическом рынке.

Условно туристическую информацию можно классифицировать на входящую, представляющую интерес самого производителя туристического продукта (сведения о прибывающих туристах, информация о маркетинговых исследованиях потребителей тури­стического рынка, о международной ситуации и т. д.), и исходя­щую, отражающую интересы производителя турпродукта (сведе­ния о туристических ресурсах и конкурентных преимуществах туристического продукта, специализированная и деловая информация, реклама и т. д.).

Для того чтобы стать максимально эффективным средством производства туристического продукта, информационное поле должно отвечать ряду требований:

■быть максимально мобильным и оперативно реагентным;

■быть надежным и исключающим возможные помехи в коммуникациях;

■отличаться широтой охвата;

■быть доступным для максимального количества пользователей.

В современной России роль индустрии туризма как источника валютных поступлений и обеспечения занятости населения постоянно возрастает. Поскольку важность туризма для национальной экономики и социального процветания очевидна, то его развитие является важным шагом как для туристской индустрии, так и для путешественников.

Признанием значительных успехов нашей страны в развитии туристкой отрасли стало избрание с Российской Федерации на 69-й сессии исполнительного совета Всемирной туристской организации на роль ее председателя. И это притом, что в ВТО входят десятки стран с высокоразвитой инфраструктурой туризма.

Экономические и социальные преобразования последнего времени делают Россию все более привлекательным объектом въездного туризма, в свою очередь все большее число российских граждан обретают возможность для дальних поездок, посещения зарубежных курортов и культурных центров. туризм правовой управление маркетинговый

Исходя из этого, основными видами деятельности органов, регулирующих туристическую деятельность, являются продвижение туризма в России, а также попытки расширить сотрудничество правительства и частной индустрии.

Управление этой деятельностью в широком плане представляет собой процесс выработки и осуществления управленческих воздействий. Управление туризмом на региональном уровне означает воздействие субъекта управления на объект управления.

На региональном уровне к субъектам управления туризмом (управляющей подсистеме) относятся Правительство РФ, местные органы власти, комитеты (или департаменты) по туризму и др. (в Санкт-Петербурге - Комитет по инвестициям и стратегическим проектам).

Объектом управления (управляемой подсистемой) являются туристские фирмы, процесс туристского обслуживания граждан в данном регионе.

Управление осуществляется посредством циркулирования определенной информации между субъектом и объектом управления. Структура управления туризмом в РФ представлена на рис. 1.

Рис. 1.

Координационный комитет по физической культуре, спорту и туризму при Президенте РФ должен обеспечивать:

  • - разработку основ государственной политики в сфере туризма;
  • - участие в разработке законодательства РФ по туризму;
  • - координацию работ по экспертизе нормативно-правовых актов и федеральных программ в сфере туризма;
  • - анализ состояния национального туризма и выработку предложений по его развитию.

Решения Координационного комитета должны носить рекомендательный характер, его деятельность осуществляется на общественных началах и с периодичностью, необходимой для постановки задач и их решения.

В задачи Национальной туристской корпорации (НТК) входят:

  • - объединение финансовых и материальных ресурсов туристских, банковских и иных коммерческих структур в целях содействия в реализации программ развития туризма;
  • - создание национальных гостиничных цепей, конкурентоспособных на мировом рынке;
  • - строительство и реконструкция гостиниц, других туристских объектов и комплексов, их финансирование, ввод в действие и последующая эксплуатация;
  • - инвестирование проектов, направленных на комплексное развитие регионов, перспективных в области иностранного и внутреннего туризма.

Деятельность комитетов (департаментов, отделов) по туризму в администрациях субъектов определяется нормативными документами.

В мировой практике основной формой политики в области туризма является создание ассоциаций туристских фирм, агентств, туроператоров, перевозчиков, гостиниц, ресторанов.

Это связано с тем, что общественные организации более гибко, чем государственные, реагируют на изменения рынка, пожелания клиентов, более детально и профессионально разбираются в тонкостях организации процесса генерации и предоставления услуг. С учетом их предложений и требований формируется и национальная туристская политика страны. Сегодня российские туристские фирмы и агенты поняли, что на мировом рынке решающее значение будет иметь стратегия развития туризма, основанная на активном кооперировании партнеров из общественного и частного секторов.

В России для создания ассоциации туристских агентств имелись объективные предпосылки. Ощущался острый дефицит квалифицированных специалистов, отсутствовала система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках, не было условий, стимулирующих приток в отрасль частных инвестиций и т. п. Недостаточно эффективная система государственного регулирования сферы туризма открыла возможности для недобросовестной конкуренции, нарушения прав потребителей.

РАТА (Российская ассоциация туристских агентств) была создана в Москве 25 июля 1993 г. для преодоления негативных тенденций в сфере туризма и поддержки туристского бизнеса в России. Ассоциация является добровольным некоммерческим объединением юридических лиц, занимающихся туристским бизнесом, и создана в целях координации их деятельности, обеспечения защиты их прав и представления общих интересов в государственных и иных органах, а также в международных организациях.

С 1997 г. РАТА - полноправный член Всемирной туристской организации (ВТО). РАТА имеет несколько региональных отделений: Северо-Западное (Санкт-Петербург), Ярославское, Тверское, Южно-Российское (Краснодар), Хабаровское, Приморское (Владивосток), а также представительства в Крыму (Симферополь) и Великобритании (Лондон).

РАТА насчитывает около 500 членов. В последнее время в структуре членов Ассоциации заметно возросла доля гостиниц, предприятий санаторно-курортного профиля, страховых компаний, рекламных агентств и туристской прессы. Появились компании, занимающиеся авиа- и автоперевозками.

В Ассоциацию входят 242 компании из 58 российских городов 26 субъектов Федерации.

При РАТА действуют Комитет по внутреннему туризму, комиссия по детскому и молодежному туризму, комиссия по вопросам страхования в туризме, а также комиссия по информационным технологиям в туризме.

Цели Ассоциации:

  • - защита коллективных интересов членов Ассоциации;
  • - влияние на выработку представительными и исполнительными органами власти РФ правовой, экономической и социальной политики, отвечающей профессиональным интересам членов Ассоциации, а также содействие ее эффективной реализации;
  • - противодействие монополизму в туристской деятельности;
  • - содействие развитию туристских предприятий, рынка туруслуг и цивилизованных рыночных отношений в России;
  • - защита интересов национальных производителей туристских услуг;
  • - содействие созданию благоприятных финансово-экономических условий для членов Ассоциации;
  • - представление интересов членов Ассоциации в туристских международных неправительственных организациях.

Для сравнения рассмотрим структуру управления туризмом отдельных европейских стран.


Таблица 2.1 Характеристика организации управления в ряде европейских стран

  1. Развитие туризма в Ленинградской области

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт

    ... , «О туристской деятельности в субъекте Российской Федерации», «О поддержке развития туризма», «О развитии внутреннего и... органов государственной власти всех уровней: 1. Организовать работу по совершенствованию туристского законодательства РФ и субъектов ...

  2. Особенности формирования туристского рынка Свердловской области

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт

    Структуры региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта РФ рекомендованы Федеральным Агентством по... , объектов паломнического туризма. Отсутствие органов управления туристской деятельностью на уровне подавляющего большинства муниципальных...

  3. Правовое обеспечение туристской деятельности (2)

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    К нецивилизованному развитию туристского рынка. Государство должно содействовать развитию туристской деятельности и создавать... с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско -рекреационной деятельности в порядке...

  4. Государственное регулирование туристской деятельности (1)

    Реферат >> Физкультура и спорт

    Установленном законодательством РФ . Координацию туристской деятельности в РФ осуществляет федеральный орган исполнительной власти... развития туристской индустрии. Хотя во многих программах продекларировано, что для развития туризма и эффективного управления ...

  5. Правовое обеспечение туристской деятельности (3)

    Контрольная работа >> Физкультура и спорт

    Нормативные предписания местных органов государственной власти и управления обязательны для всех... региональной (муниципальной) программы развития туризма субъекта Российской Федерации» от... 10 Закона об основах туристской деятельности в РФ : Каждая из сторон...

Туристическое бюро

Формы собственности

Турагенты и туроператоры могут иметь разнообразные формы собственности. Они могут быть частными, государственными, акционерными обществами - суть предпринимательской деятельности и их рыночные функции от этого не меняются.

Несмотря на то, что многие фирмы, особенно функционирующие на слабо развитых рынках туристических услуг, одновременно выполняют обе функции, т.е. бывают агенты, берущиеся за организацию путешествия, и туроператоры, в том или ином объеме самостоятельно реализующие розничную продажу, следует различать эти две группы хозяйствующих субъектов, поскольку агент розничной продажи является розничным продавцом, а туроператор производителем туристического продукта.

В зависимости от характера осуществляемой деятельности бюро классифицируются на занимающиеся туризмом: внутренним, международным, выездами и приездами, обслуживанием в пути.

Наиболее распространенная модель бюро это:

· малые (до 6 человек),

· организует собственные заграничные поездки в определенную страну или местность,

· посредничает в продаже предложений больших бюро путешествий,

· организует собственные выезды внутри страны,

· посредничает в продаже туристических пакетов внутреннего туризма иных бюро или владельцев гостиничной базы,

· посредничает в продаже автобусных билетов международного сообщения,

· посредничает в продаже билетов на различные спортивные, культурные, увеселительные и т.п. мероприятия,

· от имени клиента занимается оформлением паспортно-визовых формальностей,

· осуществляет страхование.

Тема 2.2. Управление туризмом в Республике Беларусь

Проблемами туризма в Беларуси занимаются соответствующие органы. в республике сложилась и постоянно действует и совершенствуется своего рода система организационно-управленческих мероприятий по развитию туризма.

Деятельность Министерства спорта и туризма РБ

Главная роль принадлежит министерству спорта и туризма, которое призвано создавать условия для вовлечения в активные занятия туризмом. На него возложены задачи связанные с планированием и финансированием массовой туристической деятельности, хозяйственное обеспечение этой работы, управление плановым самодеятельным туризмом, а так же частные вопросы (разработки и утверждение классификационных маршрутов, туристических походов, правила проведения туристических мероприятий).

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь является центральным органом управления и подчиняется совету министров Республики Беларусь. На министерство возлагается ответственность за проведение государственной политики в области физической культуры, спорт и туризма. В своей деятельности министерство руководствуется законодательством Республики Беларусь.



Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами, общественными физкультурно-оздоровительными и спортивными объединениями, местными исполнительными и распорядительными органами.

К числу основных задач относятся решение проблем, связанных с осуществлением единой политики государства в области туризма, разработки концепций, направленных на совершенствование этой сферы, контроль за организацией кадровой политики, осуществлением научно-исследовательской деятельности и инноваций в сфере туруслуг.

Министерству предоставлено право издавать постановления, приказы и инструкции, обязательные для исполнения другими министерствами и иными центральными органами управления, местными исполнительными и распорядительными органами, а также юридическими и физическими лицами; оно имеет право представлять республику на международной арене, подписывать договора и соглашения в области туризма.

Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом Республики Беларусь. В настоящее время им является Качан Олег Леонидович.

Для рассмотрения наиболее важных вопросов в министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), заместителей министра по должности, а также других работников министерства и подведомственных ему организаций и учреждений. Состав коллегии утверждается советом министров Республики Беларусь. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами министра.

В Республике Беларусь действует система туристских органов и организаций, охватывающая все вопросы, касающиеся туризма. Она охватывает своим влиянием все трудовые и учебные коллективы. Ее основные задачи - создавать максимальные условия для массового вовлечения людей в активное занятие туризмом.

Шульга Чеслав Казимирович – заместитель министра спорта и туризма, курирующий вопросы туризма.

Унитарное предприятие «Национальное агентство по туризму Республики Беларусь» было создано министерством спорта и туризма в сентябре 2001 года и призвано обеспечивать сервисное обслуживание участников туристического рынка. Сегодня в команде агентства работает 36 человек, оно представлено главным офисом в Минске и 5 филиалами в областных центрах.

Совместно с бюро Юнеско в Москве национальное агентство по туризму поддерживает информационный проект «Молодежный культурно-познавательный туризм в Беларуси».

Агентство выступает партнером в совместном проекте Tempus ib-jep-23015-2002 «создание центра переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов туристической индустрии Республики Беларусь».

Во многих странах, являющихся популярных среди туристов, на ложится большая ответственность.

Именно министерство осуществляет контроль деятельности всех фирм, так или иначе связанных с организацией туризма, и обеспечивает данную отрасль законодательной базой. В России эти функции выполняет Министерство спорта, туризма и молодежной политики. К его полномочиям можно отнести: внесение проектов федеральных законов в Правительство РФ, принятие решений, необходимых для развития различных видов спорта в стране, координирует процесс реализации проектов, связанных с развитием туризма в стране.

Кроме того, именно Министерство занимается распределением средств, направленных на развитие туристического сектора экономики, между регионами. В процессе распределения средств учитываются интересы не конкретных фирм, а регионов в целом. Кроме того важной задачей Министерства является контроль деятельности организаций, которые ведут свою деятельность в сфере туризма.

Всю деятельность Министерства туризма можно разделить на две сферы: внутреннюю и внешнюю. К внутренней деятельности в первую очередь относится регулирование и контроль деятельности туристических фирм и других компаний, связанных с туристическим потоком в страну. Особенно это актуально для тех стран, где доходы от туристов составляют значительную часть бюджета. Для этих стран крайне важно создать благоприятные условия для гостей, в частности максимально упростить процесс сбора документов, необходимых для въезда в страну, улучшить качество международных пассажирских перевозок, а также обеспечить приезжих инфраструктурой.

Для многих туристов наличие гостиниц определенного класса является более важным фактором, нежели природные красоты или исторические достопримечательности. Кроме того необходимо создание хорошей репутации, которая привлекала бы большое число туристов со всего мира. К внешней деятельности можно отнести заключение разного рода договоров, которые позволяют увеличить активность туристов за счет упрощения процедур, связанных с оформлением необходимых документов.

Министерство туризма играет роль своеобразного регулятора, стимулируя или, наоборот, замедляя рост туристического потока в страну. Разумеется, невозможно привлечь туристов в страну, где не создано элементарных условий для приезжих. Именно поэтому туристическая сфера напрямую связана со строительной и транспортной отраслями. Только полноценное развитие во всех направлениях может позволить значительно повысить число иностранцев, желающих посетить определенную страну. Однако важно отметить, что туристами не обязательно являются иностранцы.

Во многих странах активно развивается внутренний туризм, предполагающий отдых в собственной стране, а не за рубежом. Многие вполне справедливо считают, что если в их страну едут отдыхать люди со всего мира, то нет смысла на время отпуска куда-то уезжать. Подобный подход позволяет не только сохранить время и деньги, но и лучше узнать собственную страну. Нередко в европейских странах министерство туризма занимается развитием именно этого вида туризма. Для государства выгода в данном случае очевидна: деньги тратятся внутри страны, пополняя местный бюджет. Нередко даже строятся гостиницы, направленные на привлечение местных туристов. Таким образом, туристический бизнес продолжает развиваться, а государственные органы, так или иначе связанные с туризмом, приобретают все большее значение.