«Рождённый в Каабе» – Али (да будет доволен им Аллах). «Рождённый в Каабе» – Али (да будет доволен им Аллах) Сиффинская битва

Фундамент

Имам Хазрат Али,
приемник Великого Пророка

О Али! Прими наше поклонение как Самому Величайшему, Мудрейшему, полностью познавшего Чистоту и Силу Ислама. Ты - наш пример, Ты - образцовый мусульманин! Пусть враги Твои, а значит и враги Пророка, враги Аллаха лишатся славы и почета; пусть современный заблудший Ислам очнется от ига невежества и прославления лицемеров, пусть те, кто считают себя мусульманами, вернутся на тобой указанную Тропу к Истине.
Мы также славим Госпожу всех женщин Фатиму Аз-Захру, как верную супругу лучшего из людей и преданную дочь Пророка, и всегда молим Ее заступиться пред Аллахом во всех наших деяниях. Аминь.

проповедовал Ислам как религию мира и душевного покоя, которая противостоит любым несправедливости и насилию. Но в ранние времена ее распространения на пути Мухаммеда часто попадались люди, которые всячески препятствовали Ему (они даже пытались Его убить), так как в развитии культуры и религии общества они видели ущемление своих корыстных интересов, поэтому ради защиты религии приходилось вести войны. Под военным знаменем всегда рядом находился Али, и Он по праву заслужил своими боевыми подвигами имена "Лев Аллаха", "Попечитель". Али всегда находился рядом с Мухаммедом во всех Его походах, Он никого не боялся, кроме Аллаха. Однажды в битве при Бадре Он получил шестнадцать ран, но не ушел с поля боя. И в то же время Али, так же как и Мухаммеду, было чуждо насилие, Он прибегал к оружию только в исключительных случаях. Али всегда призывал к прощению, к милости, к благородатсву. Часто Он говорил:

Если вы сильнее своего врага, то простите его Милостью Аллаха, чтобы он подчинился вам.

Доминирование и тирания послужат вам плохую службу.

Лучший способ наказать злого - это похвалить благие дела доброго.

После избрания халифом в первой своей речи Али сказал:

Пока Я имею в Медине хоть одно пальмовое дерево, не позволю себе взять ничего из общего достояния. Подумайте, если Я ничего не позволяю себе взять, то как возможно, чтобы Я мог позволить подобное кому-либо из вас?

Но встал Акиль и сказал: "Ты хочешь меня приравнять с чернокожим?" Али ответил:

Садись, брат, ты перед тем чернокожим не имеешь никакого преимущества, разве что превосходство в вере или богобоязненности.

Когда Али стал халифом, то некоторые из Его последователей советовали Ему для укрепления власти поощрять управляющих на местах, т.е. наместников, распределяя им больше имущества и провизии. Но Али в ответ говорил:

Нет! Несправедливость и угнетение никогда не будут исходить от Меня. Клянусь, что если бы даже имущество мусульман было бы Моим собственным, все равно Я бы распределял его на основе равноправия, тем более, что это имущество является общей собственностью.

Али был известен также и как очень сообразительный человек. Он обладал удивительными знаниями в различных областях науки и мысли. К Нему очень часто подходили люди за советами, за решением сложных задач, или просто для познания истины мира. Часто Его даже испытывали, сможет ли Он ответить на тот или иной вопрос, решить ту или иную задачу. Али постоянно всех удивлял своей сообразительностью и мудростью. Но сам Он ни к кому более не обращался за советом, кроме как к своему дяде. Мухаммед говорил:

Али - самый мудрый среди моего народа и самый умный в разрешении разногласий, которые могут возникнуть после Меня.

Я город знаний, а Али - его врата. Всякий, кто хочет знаний должен обратиться к Али.

Однажды Мухаммед позвал с себе в дом Али, и Они надолго оставались одни. Люди все это время его ждали, и когда Али вышел, Его спросили: "Что сказал Тебе Посланник Аллаха?" Имам Али ответил:

Пророк открыл для Меня тысячи дверей знаний, каждая из которых открывает тысячу других.

Али, обращаясь в своих проповедях к людям, принявших Ислам, часто говорил:

О, люди! Спрашивайте меня до того, пока Я не покинул вас. Спрашивайте потому, что знания прошлого и будущего подле Меня.

Если у Меня было бы в руках право судейства над всеми людьми, то иудеев Я бы судил согласно их книге, христиан - согласно Евангелию, последователей псалмов Давида - из их книги, а последователей священного Корана - согласно Корану. Клянусь Аллахом, что Я лучше вас всех знаю Коран и его толкование!

Вторым человеком, которого пророк призвал уверовать в Господа, был его двоюродный брат Али, да будет доволен им Аллах. Он с четырех-пятилетнего возраста воспитывался у пророка и в результате этого несравненного воспитания отличался от своих сверстников сообразительностью и высокой нравственностью.

Однажды Али, да будет доволен им Аллах, увидел Мухаммада, да благословит его Всевышний и приветствует, и его супругу, читающим совместно молитву. Он удивленно наблюдал, а по окончании молитвы спросил: "Что это значит?"

Пророк ответил: "О Али! Это религия, которой доволен Господь и которая избрана Им. Я призываю тебя уверовать в Единственного Создателя, и сторониться поклонения тем, кто не приносит ни вреда, ни пользы аль-Лату и аль-Уззе".

После этого предложения Али, потупив милый, детский взор, задумался на несколько минут. Затем произнес: "Это нечто, невиданное и неслыханное мною. Я не могу что-либо сказать, не посоветовавшись с отцом, Абу Талибом".

Однако посланник Господа пока еще не получил веления Всевышнего открыто объявить о своей миссии. Поэтому он предупредил Али: "Послушай Али! Если ты хочешь следовать сказанному мною, то выполняй заповеди Господа. Если же не хочешь, то храни в тайне увиденное и услышанное здесь. Никому ничего не говори".

После этого предостережения Али дал слово хранить все в тайне. Всю последующую ночь он провел в размышлениях. С утренней зарей в душе у него появилось просветление. Отправившись к пророку, он сказал ему: "Всевышнему не требовалось согласия Абу Талиба, когда Он сотворил меня. Почему же я должен идти к Абу Талибу и спрашивать о том, поклоняться мне Создателю моему или нет?" После этих слов он принял Ислам. Али тогда было десять лет.

* * * - Бог повелел мне призвать вас на истинный путь, - закончил Мухаммед, по свидетельству преданий, свое обращение к хашимитам. - Кто же из вас последует за мной, кто станет моим братом, моим душеприказчиком и моим наследником?

Хашимиты ответили на призыв Мухаммеда полным молчанием, никто из них не захотел связать свою судьбу с судьбой начатого им религиозного движения. Тогда вперед выступил Али, самый младший среди присутствовавших, и, по его собственным словам, пылко воскликнул:

О пророк Бога! Я буду твоим помощником!

Мухаммед обнял его и, обращаясь к собравшимся, сказал:

Вот мой брат, мой душеприказчик и мой наследник! Слушайтесь его и повинуйтесь ему!

"Жизнь Мухаммеда". Панова, Вахтин. с. 159-160.

* * * В книге "Мустадрак ас-Сахихайн" приводится хадис с передатчиками от Яхьи ибн Саида, а он от Анас ибн Малика, что он сказал: "Я был в услужении у Посланника Аллаха, и как-то ему принесли жареного цыпленка. Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и род его!) изволил сказать: "О, Аллах! Пошли мне любимейшего Твоего раба, чтобы он вместе со мной отведал этой еды". Анас ибн Малик говорит: "Я сказал: "О, Аллах! Пусть это будет один из ансаров!". После чего пришел Али (да будет мир с ним!). Я ему сказал, что Пророк сейчас занят. Немного спустя Али снова пришел, я повторил, что Пророк занят. Прошло немного времени, и Али вновь явился, тогда Посланник Аллаха сказал мне, чтобы я открыл дверь. Когда вошел Али, Пророк обратился с вопросом: "О, Али, что послужило причиной, что ты так задержался?". Тогда Али ответил: "Это уже третий раз, как Анас препятствует мне войти, он думал, что Вы заняты". Тогда Посланник Аллаха обратился к Анасу: "Что тебя побудило так поступить?". Он ответил: "О, Посланник Аллаха! Я услышал Вашу мольбу к Аллаху, и мной овладело желание, чтобы этим человеком был один из моих родственников". Посланник Аллаха изволил сказать: "Поистине, каждый любит своих родственников"

* * * Джабир ибн Абдулла Ансари говорит: "Я был рядом с пророком. Когда появился Али, посланник Аллаха изволил сказать: "Клянусь тем, в чьих руках моя душа, этот человек и его шииты, лучшие творения Аллаха и они будут из числа спасенных в день страшного Суда". Эти слова пророка распространились среди его сподвижников. Каждый раз, увидев Али, они говорили: "Это лучшее творение Аллаха".

Этот хадис приводится в различных источниках. В некоторых источниках приводятся также и имена некоторых сподвижников пророка, которые были известны как шииты имама Али. В других же преданиях, указывается на группу шиитов, которые еще в период самого пророка Ислама были последователями Али. Это и есть начало периода истории шиизма, о которых говорил его светлость пророк Ислама. Пророк изволил сказать: "...Сыновья израилевы разделились на 72 общины, а моя Умма разделится на 73 общины. Все они попадут в огонь, кроме одной общины, и это та, которая стоит на том, на чем Я и мои сподвижники стояли".

* * * Как-то один иудей попросил у имама назвать число, которое бы делилось на все числа от одного до десяти. Имам Али (ДБМ) мгновенно посоветовал ему перемножить полную сумму градусов окружности на количество дней недели, чтобы получить необходимую сумму. То есть 360 градусов на 7 дней. Полученная сумма составляет 2520 и делится на все цифры от одного до десяти.

* * * Али проповедывал в месяц, в котором его убили, и говорил: “Месяц Рамадан пришел к вам. Он - повелитель месяцев и самый первый в году. В этом месяце мельница власти делает свой (новый) оборот и вы совершите паломничество в (новом) году одним рядом (т.е. без Имама, ведущего всех на молитву). Знамением этого будет то, что меня не будет больше среди вас.”

* * * Повелитель правоверных (Али), да будет мир над ним, не спал всю ночь в утро, когда его убили, и он не пошел в мечеть для совершения ночной молитвы, как это он обычно делал. Его дочь Умм Кульсум, да простит ее Бог, спросила его:”Почему ты не спишь?”

“Меня убьют, если я выйду утром”, - ответил он.

Тогда Ибн аль-Наббах пришел к нему и позвал его на молитву. Он сделал несколько шагов, но вернулся. Умм Кульсум сказала ему:”Пусть Джада помолится с народом.”

Он вышел из дома и направился в мечеть. Там был человек, который провел всю ночь в ожидании своей жертвы. Однако перед рассветом рано утром похолодало и он заснул. Повелитель правоверных ногой пошевелил его и сказал ему:”Молитва”.

Мужчина вспрянул и ударил его.

[В другом фрагменте:]

Повелитель правоверных, да будет мир над ним, всю ночь бодрствовал. Он часто выходил из дома, всматривался в небо и говорил:”Клянусь Богом, я не лгу и мне не лгут. Это и есть та самая обещанная мне ночь”.

Он возвратился к себе на ложе. Настал рассвет, он одел жилет (изар), вышел из дома и сказал:

Скрепите грудь для встречи смерти. Она, конечно же, встретит вас.

Не надо скорби перед смертью, когда та ступит в вашу долину.

Когда он шел по двору, гуси с гиканьем побежали ему на встречу. Окружавшие начали отгонять их, однако он сказал:”Оставьте их в покое, они оплакивают мою смерть”.

* * * "О, божий враг", - кричали они, -"что ты наделал? Ты уничтожил общину Мухаммеда, да благословит Бог его и его род. Ты убил наилучшего из всех".

Убийца молчал. Его заточили в темницу. Люди направились к Повелителю правоверных (Али), да будет мир над ним, и сказали ему: "Повелитель правоверных, вели нам, что делать с божьим врагом. Он уничтожил общину и совратил веру".

"Если я выживу", - ответил Повелитель правоверных, да будет мир над ним, "то я сам вынесу приговор. Если ж умру, то делайте с ним то, что делал Пророк с убийцами. Убейте его и сожгите его тело на костре"

Когда Повелитель правоверных, да будет мир над ним, умер, люди оплакивали его. После завершения погребения, аль-Хасан, да будет мир над ним, созвал совет и повелел привести Ибн Мулджама. Его привели и он стоял перед ним. "О божий враг", - сказал аль-Хасан, -"ты убил Повелителя правоверных и ты увеличил грязь в религиии".

Затем он повелел обезглавить его.

(59 лет) Место смерти
  • эль-Куфа , Праведный халифат
Место погребения
  • Мечеть Имама Али
Страна Вероисповедание ислам Отец Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб Мать Фатима бинт Асад Супруги Дети Сражения Отождествляется Шиитский взгляд на Али [d] , Суннитский взгляд на Али [d] и Али в Коране [d] События хиджра , первая фитна Медиафайлы на Викискладе Цитаты в Викицитатнике Информация в Викиданных ?

Абу́-ль-Ха́сан ‘Али́ ибн Абу́ Та́либ аль-Кураши́ , более известный как ‘Али ибн Абу Талиб (араб. علي بن أبي طالب ‎, [ʕaliː ibn ʔæbiː t̪ˤɑːlib] ; 17 марта 599 - 24 января 661 ) - политический и общественный деятель ; двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда , четвёртый праведный халиф ( -661), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов .

Согласно авторитетным мусульманским источникам, единственный человек, который родился в Каабе ; первый ребёнок и первый среди лиц мужского пола, принявший ислам ; во время своего правления получил титул амир аль-муминин (глава правоверных).

Али был активным участником всех важных событий ранней истории ислама и всех битв , которые Пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана . Различные события стали причиной гражданской войны с Муавией , а в конце гибелью халифа от рук убийцы-хариджита .

В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура . Сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов. Шииты почитают Али как первого имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны .

История жизни

Ранние годы

Его полное имя: Абуль-Хасан Али ибн Абу Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф аль-Курайши. Его также называли Абу Турабом и Хайдаром . Пророк Мухаммед назвал его Муртадой («заслужившим довольство», «избранным») и Маула («любимый») .

Сражения

Первое сражение между мусульманами и курайшитами состоялось возле селения Бадр; Али был в нём знаменосцем. Бой начался с поединка между Утбой ибн Рабиа , его братом Шайбой (англ.) русск. и сыном Валидом ибн Мугирой (англ.) русск. от мекканской стороны и Али, дядей пророка Хамзой и Убайдой ибн аль-Харисом (англ.) русск. от мусульманской. Али сразился с Валидом ибн Мугирой и убил его . После этого он и Хамза поспешил на помощь к получившему ранение аль-Харису и, зарубив его противника Шайбу, унесли аль-Хариса с поля боя . Битва при Бадре стала первой победой мусульман. За свой героизм Али получил прозвище «Лев Аллаха » . При разделе трофеев , захваченных в ходе сражения, Мухаммед взял себе меч Зульфикар , принадлежавший до этого мекканцу Мунаббиху ибн Хаджжаджу. После смерти Пророка меч перешёл к Али .

Пророк Мухаммед скончался в 632 году в своём доме в Медине. Тотчас после его смерти в квартале бану са’ида собралась группа ансаров , чтоб решить вопрос о преемнике. К ним вскоре присоединились Умар , Абу Бакр , Абу Убайда и ещё несколько мухаджиров . Али и семья Мухаммеда в это время были заняты подготовкой похорон Пророка . Большинство присутствующих склонялись к избранию вождя мединского племени хазраджитов Сада ибн Убаду , но ауситы колебались в таком выборе, да и часть хазраджитов полагала, что родственники Мухаммеда обладают бо́льшими правами на наследование его власти . При избрании нового главы общины только три сподвижника (Абу Зарр аль-Гифари , аль-Микдад ибн аль-Асвад и перс Сальман аль-Фариси) выступили сторонниками прав Али на власть, но их не стали слушать . Появление Абу Бакра и его спутников сразу изменило обстановку. Собрание в итоге присягнуло Абу Бакру и тот, приняв звание «заместителя посланника Аллаха» - халифа расули-л-лахи , или просто халифа , стал во главе мусульманской общины. Али не протестовал, но отошёл от общественной жизни и посвятил себя изучению и преподаванию Корана .

По кончине Абу Бакр назвал своим преемником Умара, а тот, умирая, назвал имена шести наиболее уважаемых ветеранов ислама (Али, Усман , Саад ибн Абу Ваккас , аз-Зубайр , Тальха и Абдуррахман ибн Ауф) и велел им выбрать из своей среды нового халифа. Талха в это время отсутствовал в Медине, а Абдуррахман ибн Ауф отказался от претензий на власть и взял на себя инициативу организации переговоров. Таким образом претендентов осталось всего четверо: Али, Усман, Саад и аз-Зубайр. Участники совета «шести» собрались в одном из домов около мечети, после чего начались трёхдневные переговоры .

Несмотря на всё вышеперечисленное, новым халифом в итоге стал Усман ибн Аффан, принадлежащий к влиятельному роду Омейядов , который после его убийства начнёт войну против Али.

Халиф

Спустя три дня после убийства Усмана новым халифом избрали Али. На следующий день после присяги он выступил с речью в мечети, сказав:

Когда был взят посланник Аллаха - да благословит его Аллах и да приветствует, - то люди сделали его заместителем (халифом) Абу Бакра, потом Абу Бакр сделал своим заместителем Умара, который шёл по его пути. Потом он назначил совет из шестерых, и они решили это дело в пользу Усмана, который делал то, что было вам ненавистно, а что - вы знаете [сами]. Затем его осаждали и убили. А затем вы по своей воле пришли ко мне и просили меня. А я - такой же, как вы: мне полагается то же, что вам, и на мне лежат те же [обязанности], что на вас. Аллах открыл врата между вами и убийством, и наступили смуты, как наступает ночная тьма. И не справиться с этими делами никому, кроме терпеливых и прозорливых и понимающих ход дел. Я поставлю вас на путь Пророка вашего и исполнения того, что он повелел, если вы будете повиноваться мне и Аллаху… Воистину, Аллах с высоты своих небес и Трона видит, что мне не хотелось власти над общиной Мухаммада, пока ваше мнение не было единым, но когда ваше мнение стало единым, то я не мог оставить вас…

Халифат при Али в 661 году.

Гражданская война в Халифате

Однако много противников Али было также и в Аравии. Большинство из них переехало из Медины в Мекку, где была жена пророка Аиша , недовольная тем, что Али не торопится с наказанием убийц халифа Усмана.

Верблюжья битва

В августе 656 года, когда разрыв с Муавией сделался окончательным, Али стал готовиться к войне с ним. Но первыми выступили против него мекканцы, возглавляемые Тальхой, двоюродным братом аз-Зубайром и женой пророка Аишей. Они возмутили жителей Басры, где вскоре по их призыву были схвачены и перебиты многие участники убийства Усмана. Однако соседняя Куфа приняла сторону Али.

Вскоре халиф во главе 12-тысячного войска (в основном из жителей Куфы) подошёл к непокорной Басре. В декабре произошло сражение, закончившееся победой Али. На его стороне сражались многие известные ансары, среди которых Абу Айюб аль-Ансари , Аммар ибн Ясир , Кайс ибн Са"д (англ.) русск. . Тальха был ранен стрелой в ногу и вскоре скончался от потери крови. Вероятно, после гибели Тальхи басрийцы дрогнули и начали отступать. Не сумевший их остановить, аз-Зубайр в одиночку бежал с поле боя, направившись к Вади ас-Сиба, где был убит одним бедуином. Решающая схватка завязалась вокруг верблюда, на котором восседала Аиша, отчего это сражение получило название «битва верблюда ». В конце концов воинам Али удалось прорваться к верблюду и перерезать ему поджилки, после чего животное вместе с Аишей рухнуло на землю . Басрийцы потерпели полное поражение. Таким образом власть Али упрочилась.

Сиффинская битва. Хариджиты

В январе 657 года Али перебрался в Куфу, сделавшуюся с этого времени его резиденцией. По мере того как ему присягали дальние провинции Халифата , его силы росли. Вскоре в распоряжении Али оказалась 50-тысячная армия. В апреле он выступил в поход в Сирию, возле Ракки переправился через Евфрат и встретился с Муавией близ селения Сиффин. При описании сиффинского сражения Ибн Джарир ат-Табари сообщает, что большую часть сторонников Али составляли мединцы и ансары. Согласно аль-Масуди на стороне Али в битве участвовали 87 человек, сражавшихся в прошлом при Бадре, среди которых было 17 мухаджиров и 70 ансаров .

Решающее сражение началось утром 19 июля 657 года и продолжалось девять дней с перерывами на ночь и для молитвы. Али вызвал Муавию на поединок, но тот вместо себя отправил мавлу, переодев его в свои одежды. Ничего не подозревавший Али вышел на поединок и убил мавлу. Своим поступком Муавия продемонстрировал трусость. На второй день сражения правое крыло войска халифа под командованием Малика аль-Аштара и центр под командованием самого Али разбили и потеснили войско Муавии . Ожесточённость сражения нарастала с каждым днём. В боях вместе с рядовыми с обеих сторон гибли также знатные люди. Сирийцы потеряли Убайдуллаха ибн Умара (сына халифа Умара), павшего в поединке с аль-Аштаром, и главу сирийских йеменитов Зуль-Кала; иракцы потеряли Аммара ибн Ясира, а в один из последних дней при попытке прорваться к шатру Муавии погиб Абдуллах ибн Будайл . Исход сражения складывался неудачно для мятежников, победа склонялась к Али. Положение спас Амр ибн аль-Ас , предложивший приколоть на копья свитки Корана. Бой сразу прекратился, Али обратился за советом к предводителям войска, но одни выступали за перемирие, другие - за продолжение сражения. После короткого раздумья Али произнёс: «Был я вчера повелевающим, а сегодня стал повелеваемым, был распоряжающимся, а стал распоряжаемым. Вы хотите остаться в живых, и я не могу вести вас к тому, что вам претит» . В Сиффинской битве Али потерял 25 тыс., а Муавия 45 тыс. человек .

Муавия сохранил свою армию, а в стане Али начался раскол: часть солдат (12 тысяч) возмутились его нерешительностью и покинули лагерь - их стали называть хариджитами .

Гибель

Согласно шиитской историографии, задолго до смерти Али знал о том, что будет убит, поскольку Пророк сказал ему об этом, и он сам предчувствовал это. Ряд авторов (Ибн Сад аль-Багдади ; аль-Балазури ; аль-Мубаррад ; аль-Масуди ; аль-Исфахани; Ибн Шахрашуб), исходя из многочисленных преданий, утверждают, что Мухаммад (или Али) полагали, что борода последнего будет окрашена кровью, текущей из его головы . Хариджиты, избегшие смерти у ан-Нахравана, приняли решение убить в одно назначенное время «виновников» раскола мусульманской общины - Али, Муавию и Амра ибн аль-Аса. Один из заговорщиков Абдуррахман ибн Мулджам ко всему прочему повстречал членов племени Тайм ар-Рибаб, в том числе женщину Катами бинт аш-Шиджну, потерявшую при Нахраване сразу отца и брата. Ибн Мулджам попросил её руки и сердца, и она согласилась при условии получения свадебного подарка, состоящего из 3 тыс. дирхамов, раба и убийства Али (девушка желала мести за гибель родных) .

Али похоронили близ Куфы. Место его захоронения держалось в секрете, но в правлении аббасидского халифа Харуна ар-Рашида его могила была выявлена в нескольких милях от Куфы и вскоре было построено святилище, вокруг которого вырос город Эн-Наджаф .

После смерти

Мученичество Али ибн Абу Талиба - Сопряжение: Юсеф Абдинежад - (Yousef Abdinejad)

Али как личность

В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура . Кроме пророка Мухаммеда, нет никого в истории ислама, о котором столько написано на исламских языках, как об Али . Источники соглашаются, что Али был глубоко религиозным человеком, преданным делу ислама и идеи верховенства правосудия в соответствии с Кораном и сунной. Они изобилуют сообщениями о его аскетизме , неукоснительном соблюдении религиозных догм и отрыве от мирских благ. Некоторые авторы отмечают, что ему не хватало политического мастерства и гибкости .

Али почитаем как у шиитов, так и у суннитов. Основатель шиитской династии Сефевидов шах Исмаил I Хатаи принял титул сеги-дери Али (страж, или, буквально, «собака дверей Али») . На серебряной монете, чеканенной в правление шаха Исмаила I в Тебризе в 1510-1511 годах, Али восхвалялся:

Семья и потомки

Жёны и дети

Потомки

В 624 году после битвы при Бадре пророк Мухаммад выдал за Али свою дочь Фатиму. К ней сватались многие известные люди, которым она отказала. При сватовстве Али она молчанием согласилась выйти замуж за него. Согласно преданию, их брак был заключён сперва на небесах, где Аллах был попечителем (вали ), Джибриль - хатибом, ангелы - свидетелями, а махром являлись половина земли, ад и рай . В браке у них родились пятеро детей: сыновья Хасан, Хусейн и Мухсин (скончался в младенчестве), а также дочери Умму-Кульсум и Зейнаб .

Свою дочь Зейнаб Али выдал замуж за своего племянника Абдуллаха ибн Джафара .

Хасан и Хусейн почитаются в шиитском исламе как второй и третий имамы соответственно. Хусейн погиб в бою против армии халифа Йазида I . Остальные девять шиитских имамов являются прямыми потомками Али от его сына Хусейна.

Утвердившаяся в XVI веке в Иране династия Сефевидов стала приписывать себе сеидское происхождение. Согласно передаваемой генеалогии, основатель династии Сефи ад-Дин происходил в 21 поколении от седьмого шиитского имама Мусы аль-Казима , приходившимся потомком Али и Фатимы в пятом колене. В октябре 1979 года во время визита президента Ирака Саддама Хусейна в Эн-Наджаф было объявлено, что он приходится прямым потомком Али, являясь дальним родственником имама Хусейна .

Память

  • Город Хайдарабад - административный центр 29-го штата Индии Телангана - носит имя халифа Али, известного под прозвищем Хайдар (лев).
  • В Иране именем Али назван Армейский офицерский университет , одноимённая станция метро (англ.) русск. и шоссе (перс.) русск.
  • В Тегеране существует Музей имама Али (перс.) русск. .
  • В Иране была издана 12-томная энциклопедия имама Али (англ.) русск. .
  • В бакинском посёлке Бузовна (Азербайджан) и городе Захедан (Иран) есть Мечеть Али ибн Абу Талиба.
  • В Гамбурге (Германия) расположена иранская Мечеть имама Али .
  • В Иране об Али были сняты телесериал «Имам Али» (перс.) русск. . Также об Али снят художественный фильм «Лев Аллаха» (Al-Nebras).

Пятничная мечеть Али ибн Абу Талиб, Бузовна (Азербайджан) Мечеть имама Али , Гамбург (Германия) Энциклопедия имама Али

Примечания

  1. Find a Grave - 1995. - ed. size: 165000000
  2. ʿAlī (Muslim caliph) (англ.) , Encyclopædia Britannica .
  3. С. А. Токарев Мифы народов мира: энциклопедия, Том 2. Сов. энциклопедия, 1987
  4. , с. 100.
  5. , с. 79.
  6. , с. 114.
  7. , с. 40.
  8. , с. 190.
  9. , с. 39.
  10. , с. 157.
  11. , с. 248-249.
  12. , с. 18-19.

Весь драматизм убийства праведного халифа Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) заключался в том, что на его долю выпал период максимального ожесточения мусульман, когда градус напряжённости между ними достиг крайней степени, а святость человеческой жизни потеряла всякий смысл.

В это время мусульманская среда окончательно раскололась на два противоборствующих лагеря. Один из них возглавлял законно избранный халиф Али и всеми силами пытался объединить мусульман под одним знаменем и положить конец смутному времени.

Всё это казалось сложным, но возможным делом, но появление на политической авансцене сектантов из группы сабеитов усугубило и так непростую ситуацию. А последующее появление раскольников, которых позже стали называть хариджитами , надолго нарушило исламскую идиллию. Они же стали причиной жестокого убийства халифа в священный для мусульман месяц Рамадан.

После (да будет доволен им Аллах) сторонники Ибн Сабаъа по-прежнему контролировали ситуацию в Медине, наступил период, который в царской России принято называть междуцарствием. Чтобы сломить критическую ситуацию, нужно было определиться с новым халифом, вокруг которого можно было начать консолидирующие процессы.

На тот момент из оставшихся в живых сподвижников Пророка ﷺ лучше и достойнее Али ибн Абу Талиба не было. Совет старейшин тут же предложил ему возглавить халифат, но Али не хотел брать на себя эту ношу и всячески сторонился этой должности. Однако настойчивость старейшин и желание блага для уммы сыграли тут решающую роль, и Али (да будет доволен им Аллах) дал своё согласие.

Халиф Али начал с ряда кадровых перестановок и политических реформ, которые постепенно вывели бы исламскую общину из глубокого кризиса. Но поперёк всем этим созидательным процессам стал раскол, который никогда не бывает своевременным, а тут он привёл к катастрофическим последствиям.

Мусульмане разделились на иракцев и шамитов. Начался спор, перешедший в открытую конфронтацию. После долгих прений сторонам всё же удалось прийти к соглашению, и разрешение конфликта было поручено третейским судьям – представителям сторон.

Но такой расклад пришёлся явно не по душе определённой части людей, находившихся в лагере Али. Они демонстративно покинули расположение его войска и сосредоточились в местности Харураъ. За самоволие и саботаж их начали называть раскольниками.

Большую популярность этот термин получил в своём арабском эквиваленте – «хаваридж » (хариджиты ). Али (да будет доволен им Аллах), получив такой коварный удар в спину, предпринял попытку вернуть их к благоразумию, но всё тщетно.

Резкий перекос в поведении и идеологии хариджитов можно объяснить психологическим термином «искреннее заблуждение », это заблуждение сделало их одной из самых непримиримых и кровожадных сект в истории Ислама.

Разгром в местности Нахраван ещё больше озлобил хариджитов, ими управляла неодолимая жажда мести. Во всех постигших их бедах они винили троих сподвижников Пророка ﷺ : Али, Муавию и "Амра ибн аль-"Аса (да будет доволен ими Аллах). Их физическое устранение в понимании хариджитов сделало бы мир добрее.

Покушение на упомянутых сподвижников взяли на себя трое хариджитов. Это преступление было решено совершить единовременно, 17 числа месяца Рамадан.

Один из них отправился в Египет и вместо "Амра (да будет доволен им Аллах) по ошибке убил его заместителя.

Киллер, отправившийся в Шам, тоже потерпел неудачу. Муавия (да будет доволен им Аллах) отделался лёгким ранением.

Третьего хариджита звали Абдурахман ибн Мулджам, он взялся убить халифа, правителя правоверных, Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах). Ибн Мулджам отправился в Куфу и ждал подходящего момента для совершения покушения на Али. Он тщательно скрывал цель своего пребывания в Куфе, об этом не было известно даже его сторонникам из числа хариджитов.

Спустя некоторое время Ибн Мулджам начал терять голову, его помыслы были сосредоточены на женщине по имени Катам, в которую он безудержно влюбился. Катам, в свою очередь, оказалась подлой женщиной, которая также яростно ненавидела халифа.

Её калым был построен на крови. Она дала свое согласие на замужество лишь при получении свадебного приданого в размере трёх тысяч дирхемов и убийства Али. Вот такой коварный и жестокий романтизм!

К этому злосчастному дуэту добавилось ещё несколько сообщников. Один из них даже пытался отговорить Ибн Мулджама от этой затеи. Его звали Шабиб. В его голове не укладывалось, как можно поднять руку на родственника Пророка ﷺ , на человека, имеющего неимоверное количество достоинств в Исламе.

«Если бы этим человеком был не Али», – возмущался Шабиб. Однако Ибн Мулджам пребывал в глубоком заблуждении и свято верил в богоугодность запланированного им преступления.

Всё произошло в предрассветное время. Халиф Али (да будет доволен им Аллах) по своему обыкновению призывал людей на утреннюю молитву. «Вставайте на молитву», – выкрикивал громогласно Али. В это время один из хариджитов, внезапно став на пути у халифа, замахнулся на него своей саблей, но промахнулся.

Ибн Мулджам оказался более точен. Удар, нанесенный им, попал в висок Али (да будет доволен им Аллах), и кровь потекла на его бороду. В этот момент халиф наверняка вспомнил слова Пророка ﷺ , которые в подробностях описывали эту ситуацию. Али знал, что его ждёт мученическая смерть, и в какой-то степени ждал этого. Смертельно раненного Али унесли домой, а его убийцу Ибн Мулджама задержали.

Но до своей смерти Али хотел понять мотивы Ибн Мулджама. Али спросил его: «Что побудило тебя к этому?» Ибн Мулджам дал достаточно неожиданный и дерзкий ответ: «Я точил эту саблю в течение сорока дней и просил Всевышнего убить им наихудшее творение Всевышнего».

У халифа на это явное заблуждение нашелся достойный ответ: «Мне кажется, что ты и будешь убит этой саблей, и ты и есть наихудшее творение Всевышнего». Затем из уст Али (да будет доволен им Аллах) прозвучал приговор: «Относитесь к нему хорошо. Если я останусь в живых, то сам разберусь с ним, но если я умру, отправьте его за мной, я буду его спорщиком перед Господом миров. Не убивайте никого, помимо него, ведь Всевышний не любит преступающих границы ».

Мусульман волновал вопрос преемника Али. Халиф не стал определять круг кандидатов, как в своё время сделал Умар, а лишь произнёс короткую, но емкую фразу: «Если Аллах желает вам блага, то объединит вас вокруг лучшего из вас ».

Однако в вопросе завещания Али был более многословен. Вызвав к себе своих сыновей, Али завещал им относиться хорошо к соседям, постоянствовать в молитве и чтении Корана. В списке завещания было упомянуто также посещение мечетей, выплата закята и заботливое отношение к сиротам, беднякам и нищим.

Халиф Али (да будет доволен им Аллах) встретил свою смерть с упоминанием Всевышнего. Пробыв халифом почти пять лет, Али скончался в возрасте 63 лет. Точное место его погребения по сей день остается одной из самых таинственных загадок истории.

Его трагическая гибель не подвела черту под праведным халифатом, оставалось ещё шестимесячное правление его сына Хасана. Но это была крайняя точка праведных времен, начало конца золотой эпохи Ислама.

Хаджимурад Алиев

Али проповедывал в месяц, в котором Его убили, и говорил: "Месяц Рамадан пришел к вам. Он - повелитель месяцев и самый первый в году. В этом месяце мельница власти делает свой новый оборот и вы совершите паломничество в новом году одним рядом (т.е. без Имама, ведущего всех на молитву). Знамением этого будет то, что Меня не будет больше среди вас."

Возвратившись в город Куфу, Али решил сместить Муавийю с поста наместника Сирии за отказ присягнуть законному халифу. Он решительно отверг совет ал-Мугира ибн Шуубы и Абдаллаха ибн Аббаса не делать этого и стал готовиться в поход против мятежного подчиненного.

В 40-ом году Хиджры, в 662 году н.э. (по другим источникам 19 января 661 года), четвертый правитель халифата Али был убит во время совершения молитвы в мечети города Куфа. Он принял мученическую смерть от хариджитов - "отступников" (так в иранских источниках называют тех, кто во время решающих битв отрекся от Али, они ушли в Месопотамию, избрали нового предводителя, и получили название "хариджиты", что означает "отступившие, выступившие против"). Али был смертельно ранен вероотступником хариджитом Ибн Мулджамом и через два дня покинул этот мир. После убийства Али политическое и духовное руководство над мусульманами перешло к старшему внуку Пророка Мухаммеда, сыну Фатимы-Захра и Али, Хасану Муджтабе.

Повелитель правоверных, да будет мир над ним, всю ночь бодрствовал. Он часто выходил из дома, всматривался в небо и говорил: "Клянусь Богом, Я не лгу и Мне не лгут. Это и есть та самая обещанная мне ночь". Он возвратился к Себе на ложе. Настал рассвет, Он одел жилет (изар), вышел из дома и сказал: "Скрепите грудь для встречи смерти. Она, конечно же, встретит вас. Не надо скорби перед смертью, когда та ступит в вашу долину". Когда Он шел по двору, гуси с гиканьем побежали Ему на встречу. Окружавшие начали отгонять их, однако Он сказал: "Оставьте их в покое, они оплакивают Мою смерть”. -- "Жизнь Мухаммеда". Панова, Вахтин

Через некоторое время после жестокого убийства Хасана, внука Пророка, халифатом завладел Муавийя; он преобразовал его в наследственный институт омейядов. Следом пришли аббасиды, они наследовали халифат друг у друга, приходя к власти либо через назначение предшествующего правителя, либо захватив ее силой.

Приветствие Господнее Тому, с Которым справедливость погребенная осталась.
Тому, Кто был неотделим от истины Господней,
Кому, Кто был всегда правдив, Тому, Кто истине был неизменен,
Тому, в Ком истина и справедливость воедино!

Муавийя спросил: "О ком эти стихи?" В ответ Сауда сказала: "Это о Его светлости Али ибн Абу Талибе. Помню, как-то я пришла к Али с жалобой на одного из управляющих и застала его, готовящимся читать молитву. Но, увидев меня, Он не приступил к молитве, а с уважением спросил: "Есть ли у тебя какие-то проблемы?". Я сказала: "Да", затем я рассказала о несправедливости наместника. Услышав мои слова, Али заплакал, затем сказал: "О, Господи! Будь же свидетелем того, что Я никогда не посылал человека, чтобы он причинял несправедливость". Затем Он взял бумагу и написал письмо этому наместнику. "Когда ты прочитаешь это письмо, сразу же собирай свои вещи. Я пошлю человека, который заменит тебя на этой должности". Имам вручил это письмо мне. Клянусь Аллахом, я дала это письмо тому человеку, и он, прочитав его, сложил с себя полномочия, передав бразды наместника другому человеку".