Рождественская волшебная омела. Омела: символика растения и рождественские традиции Что делают под омелой

Инструменты

Доктор биологических наук Б. ГОЛОВКИН.

Наука и жизнь // Иллюстрации

В Америке растет похожий на омелу форадендрон желтоватый (Phoradendron blauescens).

Наука и жизнь // Иллюстрации

В Западной Австралии встречается ближайший родственник омелы и форадендрона - нуитсия обильноцветущая (Nuytsia floribunda). К Рождеству она покрывается множеством желто-оранжевых цветков.

А теперь немного о том, каким образом омела стала знаменитой.

Древнеримский ученый Плиний Старший еще в I веке нашей эры описал кельтских жрецов - друидов, живших на территории нынешней Англии. Среди волшебных трав, которыми пользовались друиды, омела занимала одно из ведущих мест в борьбе с нечистой силой. Может быть, в связи с таким свойством это сохраняющее свою зелень зимой изящное растение стали впоследствии использовать и в качестве традиционного рождественского украшения.

Рождественское увлечение омелой имело еще одну сторону - игровую. Поцелуй под висящей на потолке омелой считался приносящим вечную любовь и, как думали в старину некоторые чопорные англичане, должен привести к неизбежному браку. Можно себе представить, сколько семейных союзов зарождалось в Рождество под омелой!

Объяснение этому обычаю можно найти в скандинавских сагах. Бальдур, бог мира, был ранен стрелой, сделанной из омелы, и исцелен от раны по просьбе других богов и богинь. После этого омелу отдали во власть богини любви, которая установила, что каждый проходящий под омелой должен получить поцелуй в доказательство того, что эта ветвь стала эмблемой любви, а не ненависти.

Вместе с первыми переселенцами английский обычай перекочевал за океан - в Америку. Но поскольку в Америке омела не растет, ее место занял в домах похожий на нее форадендрон (Phoradendron).

Почитание отдельных растений мы встречаем в верованиях и обычаях не только древних друидов и современных англичан и американцев. Еще у наших предков - славян существовали предметы - обереги. Само название подсказывает их назначение: оберегать людей от несчастий, в первую очередь от притязаний нечистой силы. В. И. Даль так определяет оберег: "талисман, ладанка, привеска от сглазу, от огня, воды, змеи, падежа, порчи свадеб, болезней и пр.".

Оберегами были не только камни с магическими свойствами, но и некоторые растения.

Осина, в частности, отваживала русалок, вредивших крестьянским посевам. В Полесье существовал весенний обряд "проводов русалки", который сопровождался песней:

Проведу русалку, проведу,
Дай осинкою заломлю,
Штоб русалочка не ходила,
Мого житечка не ломила.

Оберегом от русалок стала также полынь: они боялись ее запаха. Неприятны им были и другие травы: хрен, чеснок, любисток.

Осиновый кол издавна считался лучшим средством усмирения "ходячего" покойника и вампира. Его вбивали в могилу или ставили на ней осиновый крест, а умерших колдунов и утопленников сжигали на костре из осиновых дров. Осина изгоняла многие болезни, особенно связанные с лихорадочными явлениями: "Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу!".

От нечистой силы, а также от болезней оберегала людей береза (не нечистую ли силу изгоняли из себя березовыми вениками в бане?).

Ведьмы боялись крапивы и мака, им посыпали дом и хлев. У французов же оберегом от ведьм считалось льняное семя, которое носили в кармане или насыпали в сапог. Поляки эти же свойства находили у любистока, мяты, цветков конопли, юго-западные славяне и итальянцы - у чеснока.

На Украине оберегом от нечистой силы и болезней был барвинок. Возможно, именно эти его свойства имели в виду, когда из барвинка плели свадебные венки и делали "квитки" - маленькие букетики для присутствующих на свадьбе гостей.

Для изгнания чертей из постоянных мест их обитания у сербов использовали колючий боярышник, а у русских - чертополох.

Оберегом от лешего считали лутовку - очищенный от коры кусок липового полена. Оберегал жителей от появления дьявола крест из тиса, установленный при въезде в деревню. Верили, что тень от такого креста смертельна для нечистой силы.

Надежным оберегом от болезней у всех славян была верба. Так, сербы и македонцы опоясывались ветками вербы при жатве, "чтобы не болела спина". Объясняли тогда это так: "Я обвенчал свою болезенку с вербочкой".

Вспомним, что в древнегреческих мифах многие герои кончали свою жизнь тем, что превращались богами кто в лавр, кто в гиацинт, нарцисс, сирень, давая им свои имена.

Дриады - лесные нимфы - покровительствовали посвященным им рощам и отдельным деревьям и преследовали нечестивых дровосеков, срубивших их. Поэтому-то и сохранялись неизменными, неприкасаемыми священные рощи, где росли уникальные деревья. Для южных славян был характерен культ дуба, который считался деревом, посвященным Перуну, для восточных и отчасти западных славян - культ березы и в меньшей степени клена, липы и вербы. В то время существовали праздничные дни и даже недели, связанные с тем или иным растением. Последняя неделя перед Троицей (в июне) называлась русалии или Русальной неделей. Предполагают, что русалии - это видоизмененный религией славян античный праздник роз - розарий, или розалий. В нем же лингвисты видят этимологическую, смысловую основу самого названия "русалки" - божества диких роз, шиповника. Впоследствии эта основа была нашими предками, видимо, утереяна и Русальная неделя обходилась без роз, хотя венки из цветов для девушек плелись обязательно. Участницы праздника выбирали одну девушку, исполнявшую роль русалки, наряжали ее в праздничные одежды и украшали венком или даже несколькими венками. В последний день Русальной недели эту "русалку" выводили в поле ржи, на берег реки или на кладбище. Русалий венок летел за ограду, на костер или в воду, а девушки, подружки русалки, поспешно разбегались, чтобы та их не догнала.

В народном календаре до сих пор бытуют праздники, связанные с растениями: Яблочный Спас, Вербная неделя, Цветное (Цветочное) воскресенье, Кленовая суббота, Ореховый Спас, Травяная пятница. Так, на Вознесение или в Духов день дома украшали ветками лещины, которые считались средством общения с умершими родственниками. На Троицу - 50-й день после Пасхи - обязательно использовалась троицкая зелень: молодые березки, клен, дуб, липа, рябина, орешник.

Считается, что впервые обычай ставить перед жилищами маленькие елки под Рождество появился в Германии лишь в XVI веке. Тогда же елки стали украшать... фруктами, преимущественно яблоками.

В нашей стране рождественские (они же новогодние) елки появились позже. Отмечая начало нового 1700 года 1 января (до этого год в России начинался 1 сентября), Петр I приказывал: "У домов...впредь на воротах учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе у нижней аптеки". Заметьте: здесь нет категоричного указания - елки и ничего иного. Есть еще альтернатива: не только деревья, возможно использование просто веток. Но, несмотря на такие вольности, "учинить" заморскую традицию на Руси долго не удавалось. Лишь в сороковых годах XIX столетия первую "общественную" елку устроили в Санкт-Петербурге жившие там немцы. Казалось бы, затея Петра после этого прочно укоренилась. Однако "немецкие корни" рождественской елке позднее все же припомнили. Случилось это вскоре после начала Первой мировой войны, когда Священный синод запретил елку, "как вражескую, немецкую затею". Запрет этот существовал и в первые годы советской власти, однако позднее елка снова появилась в наших домах, но уже не как рождественская, а как новогодняя.

Лесную красавицу украшали игрушками, фруктами, сладостями, свечками. В канун 1895 года свечки были заменены гирляндами электрических лампочек. Произошло это в Вашингтоне, перед Белым домом. И там же, перед резиденцией Президента США, позднее красовалась самая высокая (более 67 м) рождественская красавица. Об этом можно прочитать в Книге рекордов Гиннесса.

См. в номере на ту же тему

Омела укореняется и разрастается в кустики шарообразной формы высоко в ветках старых деревьев. Влагу и питательные вещества омела берет из дерева, на котором растет, запуская свои корни глубоко под кору хозяина (см. фото омелы ниже). Омела предпочитает селиться на яблоне, однако можно увидеть омелу и на других деревьях с мягкой корой: боярышнике, тополе, липе, каштане, рябине , березе, дубе и даже на некоторых хвойных породах . Зимой, когда листья облетели с лиственных деревьев, кустики омелы особенно хорошо заметны на оголенных кронах. В нашей полосе (климатическая зона 8) омела цветет в конце зимы , а белые ягоды держатся на омеле больше года.


Омела, применение

Средневековые лекари считали омелу белую панацеей и универсальным противоядием. Много веков омела находила применение в качестве лекарства от эпилепсии. В современной медицине молодые побеги и листья омелы белой применяются в составе кровеостанавливающих препаратов, средств для понижения артериального давления и снижения активности центральной нервной системы. Содержание биологически-активных веществ в омеле изменяется в зависимости от того, на каком "хозяине" эта омела росла. При контакте с омелой следует помнить, что сок растения может вызывать раздражения кожи и слизистых, а самолечение с применением омелы недопустимо.

Магические свойства омелы

Загадка и мистика окружали омелу в течение веков. Омела была важной частью языческих ритуалов и торжеств многих европейских племен. Друиды - жрецы древних кельтов, в чьей культуре омела играла наиболее значительную роль, считали растение святым и верили, что омела исцеляет любые болезни и предохраняет от зла. Особенно сильные качества они приписывали той редкой омеле , которую находили на дубе. В древнеирландской письменности омела олицетворяла знак исцеления и развития духа. Позже омела заняла почетное место в колдовстве и магии: омеле приписывали силу оберега, любовного приворота, а также средства для увеличения плодородия и успешной охоты. Женщины, желавшие зачать ребенка, носили веточки омелы на талии или на запястьях. Среди национальных названий омелы дубовые ягоды в русском, трава распятья (Herbe de la Croix) , отражающее верования, что крест Иисуса Христа был сделан из древесины омелы , во французском, а также птичий клей (Birdlime) из-за клейковины, содержащейся в ягодах и привлекающей птиц) и панацея (all-heal) в английском языке.

Поцелуй под омелой на Рождество

Популярная и ныне традиция поцелуя под веточкой омелы на Рождество , по мнению некоторых исследователей, берет начало в древнескандинавской мифологии, где омела находилась в подчинении богини любви, красоты и плодородия Фрейи. Воины-враги, встретившись под омелой , должны были сложить оружие до конца дня. Другие исследователи считают, что она происходит из свадебных церемоний, которые традиционно отмечались во время сатурнианских зимних празднеств в Древнем Риме (вместо них с приходом Христианства стали отмечать Рождество). В процессе борьбы за искоренение язычества христианская церковь пыталась запретить омелу , однако не достигла в этом успеха. И в наше время европейские рождественские базары предлагают тонкие веточки омелы с невзрачными желтоватыми ягодами, под которыми на Рождество с удовольствием целуются влюбленные пары. Американские влюбленные целуются под форадендроном желтоватым (Phoradendron serotinum ), американским "родственником" омелы , с более широкими листьями и такими же, как и у омелы белой , ягодами.

Как вырастить омелу в своем саду

В естественной среде омела распространяется с помощью птиц, которые поедают ягоды. Пройдя через пищеварительную систему птиц, семена омелы попадают на кору и деревьев и прорастают. Иногда размножение омелы происходит еще интереснее: клейкая ягода прилипает к клюву птицы и, пытаясь ее отодрать, птица трет клюв о древесину уже другого дерева, перенося семена омелы . Семя омелы приклеивается к коре нового "хозяина" и сохраняется на ней до тех пор, пока не даст корень, который прорастает под кору. Таким образом клейковина, содержащаяся в ягодах омелы и сохраняющаяся на ее семенах, является исключительно важным качеством для сохранения рода.



Рождественская волшебная омела

По английскому обычаю, мужчине разрешается

поцеловать девушку, если он на святках

поймает ее под веткой омелы,

подвешенной к потолку или люстре.

Омела в культуре европейских народов пережила язычество и стало любимым растением в Новое время как символ праздника Рождества. «Рождественская омела» или «Ветка поцелуев» — основное традиционное рождественское украшение в Англии, до распространения рождественской ёлки во второй половине XIX столетия

Традиционное английское украшение имеет форму двойного кольца или сферы с каркасом из проволоки, которая полностью покрывается зеленью: омелой, плющом, падубом. Красные яблоки, груши или апельсины могут быть связаны лентами и подвешены в центре. Кроме того, к каркасу могли крепиться свечи. Другой формой «рождественской омелы» являлась только верхняя часть полусферы.

Омела - священное вечнозелёное растение друидов с 1 тыс. лет до н.э., растущее на ветвях деревьев, в разных традициях выступает как символ жизни. Посреди зимы она цветет желтыми цветами и дает белые ягоды. Кельты и древние римляне использовали её в дни зимнего солнцестояния как священное растение (вспомним строки Иосифа Бродского: «Провинция справляет Рождество./Дворец наместника увит омелой...» Омела белая, так же как дуб, в древности служила предметом суеверного почитания.

Причиной поклонения ей Магов древних галлов по версии Плиния, было то, что все растущее на дубе считалось божественным. При этом омела не имела корней в земле, и было не ясно, откуда она появляется на дереве

В Швейцарии омелу называли «громовой метлой» — думали, что она появляется на деревьях от молнии. В Богемии верили, что «громовая метла», сожженная в огне, должна служить защитой дома от молнии. Омела играла не только роль громоотвода, но и универсальной отмычки: ей приписывалась способность открывать любые замки.

Но наиболее драгоценным ее свойством была защита от магии и колдовства.

Негры вало из Сенегамбии носили листья омелы в качестве талисмана «григри», предохраняющего от ран на войне. В Австрии ветку омелы клали на порог дома, чтобы избавиться от кошмаров. В Швеции пучок омелы подвешивали к потолку дома, конюшни и коровника для того, чтобы тролль не мог причинить вреда ни людям, ни животным.


Омела связана с плодородием, богатством, защитой и лечением. Она символизирует бессмертие и возрождение. Существовал обычай срезать омелу во время летнего и зимнего солнцестояний, соотносимых с жизнью и смертью.

Кельтские жрецы-друиды считали, что омела — это золотая ветвь Древа жизни, которая скрепляет союз божественного и земного. Римские писатели (Цезарь, Плиний Старший и др.) описывают окруженный таинственностью друидский ритуал собирания омелы. Растение срывали на полнолуние или новолуние, без помощи железа, иногда золотым серпом, при этом оно не должно было касаться земли. Сорванная таким образом омела оберегала человека от любого колдовства, с ее помощью можно было отыскать подземный клад. Считалось, что напиток из омелы обеспечивал человеку неуязвимость, заживлял язвы, помогал женщинам избавиться от бесплодия. По преданию, омела родилась от удара молнии в ветвь дуба, поэтому растущая на дубе омела наделена особо целебными свойствами, а сок ее ягод — пища для тела и духа.

Почитание кельтами омелы, возможно, отразилось в «Энеиде» Вергилия, где Эней, по совету Сивиллы добывает ветвь омелы, приносит ее в жертву Прозерпине и попадает в подземное царство для свидания со своим отцом.



Языческое происхождение поклонения омеле подтверждается тем, что христианские священники долгое время не разрешали вносить ее в церковь. Даже в наше время омелой (а также остролистом, плющом и хвоей) по преимуществу украшают жилые дома, в то время как «другой зеленью — падубом, плющом, самшитом — украшают как дома, так и церкви».



Только в Англии, для которой культ омелы особенно характерен, на Рождество ее вьющимися ветвями украшают как жилые дома, так и церкви. В основании до сих пор существующего у англичан мистического уважения к омеле лежит идея вечной жизни.




Популярная и ныне традиция целоваться под ветками омелы на Рождество, по некоторым мнениям, берет начало в древнескандинавской мифологии, где омела находилась в подчинении богини любви, красоты и плодородия Фрейи. Воины-враги, встретившись под омелой, должны были сложить оружие до конца дня. Другие исследователи считают, что она происходит из свадебных церемоний, которые традиционно отмечались во время сатурнианских зимних празднеств в Древнем Риме - на их месте с приходом Христианства стали отмечать Рождество

В рамках своей борьбы за искоренение язычества христианская церковь пыталась запретить использование омелы, однако не достигла в этом успеха. И в наше время европейские рождественские базары предлагают тонкие веточки с невзрачными желтоватыми ягодами, под которыми на Рождество с удовольствием целуются влюбленные пары (американские влюбленные целуются под форадендроном желтоватым (Phoradendron serotinum), местным родственником омелы, с более широкими листьями и такими же, как и у омелы белой, ягодами).

Легенда о поцелуе под омелой ведет свое происхождение от скандинавского мифа о боге Бальдре, сыне Одина и фрейи. Мать любила Бальдра столь сильно, что заставила все растения поклясться защищать его. К несчастью, она забыла взять клятву с омелы, и Локи, бог зла, убил Бальдра дротиком, сделанным из омелы. Боги воскресили Бальдра, и омела пообещала, что никогда не причинит вреда их любимцу, если они защитят ее от прикосновений земли.Боги передали омелу под покровительство Фрейи, богини любви - отсюда и обычай целоваться под омелой

Эмблемой Хэев была омела.Считалось, что если дуб упадет, то падение Хэев неизбежно. И любой представитель этого рода непременно навлекал на себя беду, если ему случалось убить сокола (дуб стоял рядом с Соколиным Камнем) или срубить ветку старого дуба.Но считалось также, что ветка омелы, которую один из Хэев срежет в День Всех Святых, трижды обойдя вокруг дерева по ходу солнца, будет лучшим талисманом против колдовской порчи и сохранит своего владельца от гибели в бою.

Как видим мужчина несет домой ёлочку (надо полагать семейный, деткам), а барышня - омелу, чтобы повесить в доме и получить право целоваться. Девушку, случайно оказавшуюся под висящей веткой омелы, позволялось поцеловать любому. Отсюда происходит название «ветка поцелуев».

Добывание Омелы в канун рождества в ряде традиций и поныне является ритуалом, в определённой мере напоминающим друидский. Вместе с тем бытуют представления, что срезание ветви Омелы является опасным

Друиды срывали омелу с соблюдением сложных обрядов: в шестой день луны жрец в белом одеянии взбирался на дерево и, срезав растение золотым серпом, клал его на кусок белой ткани. Омела должна была быть сорвана без применения железа, а сорванная - не коснуться земли.

Обычай целоваться под омелой очень быстро покинул берега Англии. ... Ветвями омелы украшают дома снаружи и внутри, её ветки (или изготовленные из омелы фигурки) развешивают в помещениях для скота с целью изгнания злых духов и ведьм и т. п.

Согласно многочисленным поверьям «золотая ветвь» Омела способна помочь отыскать золотой клад или открыть замок, а напиток из Омелы обеспечивает человеку неуязвимость. Широко известно использование Омелы в магии и народной медицине, где она относится к растениям Иоанна Крестителя и считается всеисцеляющим средством.


В своей книге Иллюстрированная энциклопедия традиционных символов Дж.С. Купер предположил, что, поскольку омела — ни дерево, ни кустарник, и таким образом — ни одно и ни другое, это символизирует "свободу от всех запретов, так что любой под этим растением получает свободу от ограничений")


.

Именно омела была первым растением, принятым в качестве символа американского штата — это произошло в 1893 году в Оклахоме.



Любопытные факты об ОМЕЛЕ:

Ягоды омелы привлекают птиц, например дроздов, которые являются распространителями семян этого растения. Поклевала птица эти ягоды, и клюв у нее стал липким. Перелетев на соседнее дерево, она почистила клюв о ветку и оставила на ней прилипшее к клюву клейкое семечко. Или через несколько часов, улетев далеко от места пиршества, эта же птица на ветке какого-нибудь дерева оставила помет. А в помете - семечко омелы, которое не потеряло всхожести от того, что ему пришлось пройти сквозь кишечник птицы


Весной, когда соки дерева быстрее побегут по сосудам, семя омелы прорастет. Как бы ни было ориентировано семечко, корешок проростка обязательно изогнется в сторону ветки - от нее исходит чуть заметное тепло, она отбрасывает легкую тень, а проросток омелы лучше чувствительного прибора воспринимает это тепло и эту тень. Соприкоснувшись с корой, корешок начинает расширяться в круглую плотную пластинку. Вскоре из ее центра вырастает крепкий, острый, как иголка, отросток-присоска, который проникает через кору ветки и постепенно достигает древесины. В саму древесину этот отросток проникнуть не может. Но поскольку снаружи древесины ежегодно нарастают новые слои, то присоска в конце концов оказывается погруженной в них, а все растение омелы - намертво прикрепленным к ветке. Кроме того, уже на второй год жизни корневой отросток начинает ветвиться, расползаясь тяжами между корой и древесиной и распространяясь все дальше и дальше внутри приютившей его ветки

.

Снаружи же на ветке в первый год ничего не происходит. Но на второй, когда корень-присоска начинает доставлять омеле воду и минеральные вещества от растения-хозяина, на ветке появляется облиственный побег, каждый год разрастающийся все сильнее и превращающийся в зеленый кустик

Целуйтесь под омелой-весь год будет любовь !

Традиция целоваться под омелой

Приветствую вас, дорогие любители иностранных языков, слушатели языковых курсов и все интересующиеся интересными лингвистическими фактами. С вами снова мистер Полиглот и сегодня я снова расскажу вам кое-что интересное.

Приближается Рождество… В домах и на улицах сверкают огоньки разукрашенных ёлок, отовсюду слышится вездесущая мелодия Jingle Bells на всех возможных иностранных языках, тротуары покрыты чистым белым снегом, а с неба падают пушистые белые хлопья. Магазины соперничают друг с другом в разнообразии предлагаемых ёлочных украшений, так что подчас у покупателей просто разбегаются глаза. Среди всего рождественско-новогоднего великолепия сейчас часто можно найти симпатичные связки вечнозеленых листочков, украшенные ягодами, шариками и лентами - венки из омелы. А знаете ли вы, что они обозначают, и, главное, что с ними делают?

Возможно, вы и сами видели это в английских или американских фильмах: герой и героиня, празднуя Рождество, случайно оказываются под таким веночком, девушка смущенно краснеет и хихикает, а мужественный, но тоже слегка раскрасневшийся от волнения кавалер целует ее под одобрительные возгласы остальных гостей. Если вы обращали внимание на подобные эпизоды западно-европейских фильмов, знайте - это не выдумка голливудских сценаристов. Традиция целоваться под омелой насчитывает не одну сотню лет.

Например, в викторианской Англии, где венки из омелы были распространенным рождественским украшением, молодые люди очень серьезно относились к этой традиции. Если пара встречалась под омелой, джентльмен должен был сорвать с венка ягодку и поцеловать леди в щеку. Он мог сделать это столько раз, сколько ягодок висело на ветке. Отказать в поцелуе было очень дурной приметой для девушки, так как считалось, что она не получит предложения руки и сердца весь следующий год, а молодые люди будут избегать общения с ней, ибо ей суждено остаться старой девой.

В наши дни толерантный и политкорректный западный мир смотрит на эту проблему проще: любые два человека, оказавшиеся под омелой, могут поцеловать друг друга в щеку или в губы по желанию, а могут и проигнорировать эту романтическую традицию, и ничего страшного с ними не произойдет.

Так почему же в англоязычной культуре принято целоваться под омелой? Оказывается, этому растению с древних времен приписывали магические силы. В Древней Греции омелу использовали в свадебных церемониях, как символ плодородия. Однако наиболее захватывающая версия пришла к нам из скандинавской мифологии. Как гласит легенда, сын богини Фригг (или Фреи) по имени Бальдр был убит стрелой, сделанной из омелы, по наущению пресловутого бога Локки. Горе богини было столь велико, что пролитые ею слезы превратились в ягоды на ветвях омелы, которые и помогли молодому богу возродиться к жизни. Фригг была так счастлива, что благословила растение, и пообещала поцелуй каждому, кто проходил под его вечнозелеными ветвями.

Вот такая занимательная история. Употреблять ягоды в пищу я бы не советовал - это чревато серьезным пищевым отравлением, а вот с поцелуями совсем другое дело - даже полезно, как утверждают британские ученые. Так что целуйтесь на здоровье, дорогие друзья. На сегодня все, а в следующий раз я обязательно расскажу вам еще что-нибудь интересное.

Многим из нас известна традиция вешать омелу под потолком или же на дверные рамы в Рождество. Это своеобразная отметка "мест для поцелуев". Но откуда берет свое начало эта традиция?

Существует всего несколько растений, более глубоко связанных с древним фольклором и мифологией, чем омела. И немногие растения несут элементы этой мифологии и по сей день. Но на Рождество миллионы людей целуются под омелой, будь она настоящей или искусственной.

Почему омела имеет такое важное значение

Истоки фольклора, связанного с омелой, найти нетрудно. Зимними днями можно было увидеть пышные кусты омелы, украшенные белыми ягодами, которые растут прямо на ветках деревьев и как будто бы не имеют собственных корней. У людей складывалось впечатление, что они походят из другого мира.

Омела стала мощным символом непрерывности жизни. Она оживляла зимний пейзаж, который без нее бы выглядел мертвым. Постепенно омеле начали приписывать экстраординарные свойства, такие как возвращение погибшего к жизни и исцеление от неизлечимых болезней. Верили, что омела могла указывать место, где был зарыт клад, и даже отпугивать ведьм.

Символ плодородия

Бело-молочные ягоды стали неразрывно связывать с плодородием. Во многих местах начали проводить сложные ритуалы, которые должны были обеспечить плодородие сельскохозяйственных культур и скота в течение года. Во время таких ритуалов пучки или ветки омелы переплетали с боярышником и сжигали. Дым от этих кустов и служил предзнаменованием на следующий год. К примеру, горящий куст необходимо было перенести через двенадцать борозд, оставшихся от первого посева этого года. Если же огонь гаснул, прежде чем ритуал был завершен, это считалось очень плохим предзнаменованием. Такие обряды сопровождались пиром с алкоголем и, конечно же, поцелуями. Скорее всего, именно поэтому омела и поцелуй на Рождество оказались тесно связанными между собой.

Как она распространяется

Белые плоды омелы оказываются непривлекательными для многих птиц, которые предпочитают красные, оранжевые, синие или черные ягоды. Чуть ли не единственными птицами, которые их употребляют, оказались дрозды. Пары дроздов очень часто защищают свою территорию, на которой остался запас ягод. Однако они не очень эффективно распределяют семена омелы. Дрозды едят плоды целиком, вместе и семенами, которые впоследствии могут оказаться далеко от мест, подходящих для их прорастания.

Гораздо более эффективными оказываются черноголовки. Они едят кожицу и мякоть, но оставляют семена, вытирая свой клюв о кору деревьев. Это идеально подходит для омелы, создавая хорошее условия для ее прорастания. В последние годы увеличилось количество черноголовок, которые мигрируют на зиму в места произрастания омелы. Это может быть очень полезным для растения.

Существуют доказательства, что омела растет только в определенных местностях, и это может быть связано с тем, что там обитают черноголовки. Хотя это может быть и комбинация факторов, к примеру, в некоторых регионах лучше защищают сады от омелы, чем в других.

Продукт питания

Всего несколько других видов животных используют омелу в качестве пищи. И это неудивительно, учитывая токсичные алкалоиды, которые содержаться в этом растении.

Омелой питаются восемь видов беспозвоночных, шесть из которых употребляют только ее ягоды. Это несколько жуков и долгоносиков, однако самой известной является мраморная моль. Это маленький мотылек с пятнистыми крыльями, места обитания которого ограничены юго-западной частью Англии и Уэльсом, где омела больше всего распространена. Хотя окраска этого мотылька является очень красивой, но она служит эффективным камуфляжем.