Русская зарубежная церковь. Русская православная церковь за рубежом Православная церковь за границей

Расчет

Стержнем, делавшим из эмиграции единый национальный организм, была и остается Православная Церковь. В эмиграции более, чем в нормальных условиях, чувствуется потребность в духовной опоре, которой могут быть только абсолютные ценности. Поэтому куда бы судьба ни забрасывала русских, в каких бы трудных условиях ни приходилось им начинать новую жизнь – на всех континентах они открывали храмы, ставшие главными бастионами эмиграции в ее борьбе за самосохранение…
Особенными символами старой России были храмы дореволюционной постройки во многих крупных городах – они-то и стали центрами притяжения эмиграции. Кто-то писал, что бывает странно выходить из русского храма и видеть иностранную улицу… В парижском соборе св. Александра Невского среди молящихся «можно было увидать высокие силуэты великих князей, вождей Белых армий, героев великой и гражданской войны, бывших министров, дипломатов, членов Думы… Писатели, художники, артисты, наряду с другими эмигрантами, образовывали живописную толпу, заполнявшую не только обширный храм и церковный двор, но даже и всю прилегающую улицу Дарю. Все, кто хотел встретить знакомых, окунуться в русскую атмосферу, стремились попасть туда»

Однако, как уже отмечено, эмиграция унесла с собою не только русский дух и достоинства, но и болезни дореволюционного русского общества. Ведь именно в верхних культурных и политических слоях дореволюционной России не хватило понимания ее духовной сути: одним не хватило способностей предотвратить революцию, другие и сами участвовали в свержении монархии – и именно эти деятели потом доминировали в Зарубежье как по финансовым возможностям, так и по количеству печатных изданий.

Лишь постепенно намечался поворот к христианскому мировоззрению у части того “ордена интеллигенции”, который готовил революцию. Сначала для многих, из ностальгии по утраченной России, Церковь и религия перестали быть “оплотом реакции и деспотизма”. Некоторые вернулись в Церковь вследствие сознательного (или подсознательного) ощущения собственной вины за разрушение родины. Но этот процесс опамятования затруднялся тем, что даже эмигрантское духовенство не всегда одинаково понимало задачи Русского Зарубежья и разошлось во взглядах на ту необычную ситуацию, в которой оказались и эмиграция, и Русская Церковь, и сама Россия.

Причин зарубежного церковного раскола оказалось несколько и говорить о них можно на разных уровнях: церковно-политическом, идеологическом, богословском. Разногласия возникли в вопросах об отношении к советской власти, к возглавлению Церкви в России, к духу западных демократий, к взаимоотношению между русским патриотизмом и Православием, к возможности и уместности тех или иных реформ в богословии… Но сейчас в нашу задачу не входит рассмотрение этих причин (см. об этом в нашей книге “Миссия русской эмиграции”).

Напомним лишь получившийся результат: три разных юрисдикции зарубежного Православия и их отношение к главному, историософскому, опыту русской эмиграции.

Русская Православная Церковь за границей

Русская Православная Церковь за границей (или Зарубежная), управляется зарубежным Синодом. Канонической основой своего существования она считает постановление Патриарха, Св. Синода и Высшего Церковного Совета от 7/20 ноября 1920 г. за № 362, изданное вдогонку Белой армии, уходившей из Крыма. Оно гласило: если какая-либо епархия «вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы и т. п. окажется вне всякого общения с Высшим Церковным Управлением или само Высшее Церковное Управление во главе с Святейшим Патриархом прекратит свою деятельность, епархиальный Архиерей немедленно входит в сношение с Архиереями соседних епархий на предмет организации высшей инстанции церковной власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях»; это «непременный долг старейшего в означенной группе по сану Архиерея».

До 1926 г. Русская Зарубежная Церковь объединяла всю православную эмиграцию; в 1935-1946 годы, в период воссоединения с Американской епархией – 95% всех приходов зарубежья (около 1000). До 1940-х годов она пользовалась официальным признанием всех православных Церквей. После войны, в связи с выходом Московской Патриархии на международную арену и под давлением советского правительства, отношения с Русской Зарубежной Церковью заморозили почти все поместные Церкви, за исключением по-прежнему верной Сербской; в ограниченной форме поддерживалось общение с некоторыми Церквами вне некоммунистической сферы влияния, например, с Иерусалимским Патриархатом.
После войны Синод Зарубежной Церкви переехал в Америку (сейчас в Нью-Йорке). Число прихожан к концу ХХ в. – около 150.000; на всех континентах имеется 330 приходов и 24 монастыря, в том числе на Святой Земле.

Эвакуировавшийся из Словакии в конце войны монастырь преп. Иова Почаевского дал жизнь трем монастырским издательским центрам – в Джорданвилле, Монреале и Мюнхене. Духовная семинария при Св.-Троицком монастыре в Джорданвилле признана в США высшим учебным заведением. Для помощи соотечественникам на родине (переправкой религиозной литературы) было создано Братство “Православное дело”.

Основные периодические издания Зарубежной Церкви: “Православная Русь” (церковно-общественный журнал, выходит два раза в месяц с ежемесячным приложением “Православная жизнь”), “Церковная жизнь” (раз в два месяца) и “Православный путь” (богословско-философский ежегодник). Выходят епархиальные издания в разных странах, часто с дублированием на местных языках.

Из авторов, имеющих серьезные труды, можно назвать митр. Антония (Храповицкого, 1863-1936), митрополита Анастасия (Грибановского, 1873-1965), архиепископа Феофана (Быстрова, 1873-1940), архиепископа Аверкия (Таушева, 1906-1976), архимандрита Константина (Зайцева, 1887-1975), архиепископа Серафима (Соболева, 1881-1950), иеромонаха Серафима (Роуза, 1934-1982), протопресвитера Михаила Помазанского (1888-1988), епископа Григория (Граббе), проф. И.М. Андреева, проф. Н.Д. Тальберга (1886–1969); в какой-то степени с Зарубежной Церковью был связан И.А. Ильин (1883-1954) – его последние книги выходили в мюнхенской обители. В числе прославленных святых – епископ Иона Тянь-Цзинский (Покровский, 1888-1925; прославился как миссионер в Китае) и архиепископ Иоанн (Максимович, 1896-1966), при жизни и после кончины которого совершались чудеса.

С благословения Русской Зарубежной Церкви существует Высший Монархический Совет, созданный в 1921 г. на общеэмигрантском монархическом съезде в Рейхенгалле (Бавария) как политический орган русской эмиграции по вопросам восстановления православной монархии в России. Основная его задача – совместно с Русской Зарубежной Церковью хранить для будущего принципы государственного устройства исторической России, соответственно воздействовать на монархические организации в качестве арбитра. В состав ВМС входили видные государственные деятели дореволюционной России, ученые, церковные деятели, последняя представительница Дома Романовых Кн. Вера Константиновна (1906-2001), имевшая легитимное право на престол на основании дореволюционных законов (она умерла очень символично: в последние дни 2000 г. по старому стилю – в самом конце ХХ века и тысячелетия…).

Зарубежная Церковь, по желанию верующих в России, совершила ряд прославлений, в том числе: св. Иоанна Кронштадтского (1964), преп. Германа Аляскинского (1970), св. блаж. Ксении Петербургской (1978), преп. Паисия Величковского (1982), свв. Оптинских старцев (1990) и др; особое значение имеет прославление в 1981 г. Новомученников и исповедников Российских (предложенное еще Всероссийским Собором в 1918 г.).

В 1982 г., по просьбе катакомбных священников в России, Зарубежная Церковь послала туда своего тайно рукоположенного епископа Варнаву (Прокофьева) и совершила тайное рукоположение епископа Лазаря (Журбенко) и затем нескольких священников, желавших быть независимыми от официального церковного руководства. С 1990 г. в мюнхенской обители прп. Иова Почаевского, под возглавлением архиепископа Берлинского и Германского Марка, начала работать заочная семинария для студентов в России.

С этого же года отдельные приходы в России начали объявлять своим главой первоиерарха Зарубежной Церкви митр. Виталия (Устинова). Они были приняты под зарубежный омофор не без колебаний, поскольку и без того сложная каноническая проблематика здесь обострялась с новой силой. И действительно, Московской Патриархией эти действия были восприняты как новый раскол. Ее упреки хорошо известны; менее известно оправдание этого решения духовенством Зарубежной Церкви. Например, о. Николай Артемов объяснял это так:

«Чтобы отказать [в принятии], надо было закрыть глаза и уши, отключить телефоны, запереть все храмы, возвращать невскрытой почту из России, лавина которой росла… Ответственность за конкретных живых людей привела к решению: принять под свой омофор просящихся. Это решениене законническое, а пастырское… Правило о том, что на одной территории должна быть одна Церковь возникло в другие времена. Оно относилось к нормальным национальным государствам. Ситуация, возникшая в России в ХХ веке с его катаклизмами – несравнима с теми временами. Произошел внутренний раскол в национальном теле, определяемый отношением к богоборческой власти. Возникло как бы две России (условно: русская и советская). Граница между ними не может совпадать с границами СССР. И Русская Церковь никак не делится на свободную и несвободную территорию. Поэтому бессмысленно указывать на правило о церковных территориях, тем более что сама Московская патриархия его не соблюдает, имея свои приходы во многих странах»

Конечно, основной причиной такого “возвращения” Зарубежной Церкви в Россию было неблагополучие внутри Московской Патриархии, возглавление которой не торопилось его врачевать даже после падения власти КПСС. Следует, однако, заметить, что “Положение о приходах свободной Российской православной Церкви”, опубликованное Зарубежной Церковью, предписало переход российских приходов в зарубежную юрисдикцию через «письменное и публичное покаяние» клириков и «покаяние прихожан». Некоторые выражения в этом документе трудно признать удачными, в России они нередко воспринимались как “высокомерие зарубежников”. Хотя при этом не следует забывать о смысле покаяния: «Абсурдно утверждение некоторых людей, как будто мы требуем покаяния лично перед собой», – напоминал архиепископ Марк. – «Такое утверждение может возникать только вследствие неведения церковной жизни, т.е. самого таинства покаяния и духа его. Покаяние приносится перед Богом». И, конечно, эмигрантам тоже есть в чем каяться: «И среди нас не все и не всегда жили одним только покаянным духом и деланием. И нам следует принести покаяние перед Церковью Святой. Поистине, мы сами часто опускали руки ввиду непонимания и явного безразличия Запада к язвам России. Мы выступали порой недостаточно решительно в защиту преследуемых верующих…»…

Причины разногласий руководства Московской Патриархии и Зарубежной Церкви до сих пор коренились в разном отношении к советскому периоду Церкви, к посткоммунистической демократической власти, к экуменизму и прославлению Новомучеников. Московская Патриархия также обвинила “раскольников-эмигрантов” во “вторжении на каноническую территорию” Русской Православной Церкви, но этот аргумент, как и само слово “раскол”, Зарубежная Церковь отвергает, поскольку считает себя неотъемлемой частью Русской Церкви и не отождествляет всю Русскую Церковь только с Московской Патриархией. Эти разногласия обострились затем захватом московскими властями имущества Зарубежной Церкви во многих странах. Однако после прославления в 2000 г. в Москве Новомучеников и Царской Семьи у зарубежных архиереев возникли надежды на возможность объединения не только с церковными низами (там разногласий по сути не было), но и с верхами МП. Время покажет, насколько эти надежды оправданны.

В настоящее время на территории исторической России (включая Украину, Белоруссию, Казахстан и др.) к Зарубежной Церкви принадлежат 4 епископа и более 100 приходов. В России тиражируются издаваемые ею в Джорданвиле (США) журналы “Православная Русь” и “Православная жизнь”, имеются контакты с низовым духовенством МП, в частности в деле прославления Новомучеников и Царской Семьи. Под Москвой в г. Подольске (“станица Мелихова”) открыто подворье РЗЦ и построен новый храм. Наиболее известные периодические издания юрисдикции Русской Зарубежной Церкви на территории исторической России: “Возвращение” (С.-Петербург), “Православное обозрение” (С.-Петербург), “Вестник И.П.Ц.” (Одесса); в Москве прихожанами этой юрисдикции издаются также монархический “Имперский Вестник” и альманах “Русская идея” (книжная серия).

, индонезийский и др.

  • Календарь: юлианский
  • Кафедральный собор: Знаменский в г. Нью-Йорке (первоиераршая резиденция при соборе)
  • Предстоятель: Иларион , Высокопреосвященнейший Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский
  • Состав: 17 архиереев; 9 епархий; 409 приходов (2013) ; 39 монастырей (2013) ; 2 высших духовных школы (1 институт, 1 семинария); ? членов
  • На карте: ,
  • Епархии

    Исторический очерк

    Возникновение

    В разрыве со священноначалием в Москве

    При этом Архиерейский Синод продолжил свою деятельность. В ходе войны он покинул Сремские Карловцы, с года находился в Мюнхене , а с года - в Нью-Йорке . Сразу после войны к нему примкнул ряд архиереев-беженцев из СССР .

    Оставаясь в разрыве с Церковью в отечестве, Зарубежная Церковь сохраняла понимание себя как неразрывной части Русской Церкви, временно отчужденной силой внешних обстоятельств. Это выразилось в принятом в году Положении о Русской Православной Церкви Заграницей , в котором она определяется как

    «неразрывная часть поместной Российской Православной Церкви, временно самоуправляющаяся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти» .

    Святитель Западно-Американский и Сан-Франциский Иоанн (Максимович) говорил:

    «Я каждый день на проскомидии поминаю патриарха Алексия. Он патриарх. И наша молитва всё-таки остается. В силу обстоятельств мы оказались отрезаны, но литургически мы едины. Русская Церковь, как и вся Православная Церковь, соединена евхаристически, и мы с ней и в ней. А административно нам приходится, ради нашей паствы и ради известных принципов, идти этим путем, но это нисколько не нарушает таинственного единства всей Церкви» . В середине 1960-х годов архиепископ Иоанн писал: «Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери. Она возносит за нее молитвы, хранит ее духовные и вещественные богатства и в свое время соединится с нею, когда исчезнут причины, разъединяющие их» .

    В течение десятилетий Русская Зарубежная Церковь усердно хранила традиции православного благочестия, восходящие к дореволюционной Руси, активно занималась издательской и просветительской деятельностью. Продолжалась и монашеская жизнь. Новым воплощением почаевских иноческих традиций стал монастырь святого Иова в Ладомирове (Чехословакия), основанный в году. В году братия монастыря переехала в Соединенные Штаты Америки , где влилась в состав Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (штат Нью-Йорк), основанного в году. Свято-Троицкий монастырь стал главным духовным центром Русской Зарубежной Церкви. Здесь была основана в году и Свято-Троицкая духовная семинария , которая стала духовно-образовательным центром Церкви, здесь же возобновилось и начатое в монастыре святого Иова издательское дело. Трудами братии издано множество газет, журналов и книг, часть которых с большими затруднениями удавалось порой переправлять в Россию. Там, где в советское время издание духовной литературы было крайне ограничено, хорошо знали такие сочинения авторов из Русской Зарубежной Церкви, как «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского , «Толкование на Четвероевангелие» и «Толкование на Апостол» архиепископа Аверкия (Таушева) , «Догматическое богословие» протопресвитера Михаила Помазанского .

    При первоиерархе митрополите Филарете (Вознесенском) состоялся III Всезарубежный Собор в сентябре года в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, а также был совершен ряд прославлений - святого праведного Иоанна Кронштадтского (13 ноября года), преподобного Германа Аляскинского (25/26 июля года), святой блаженной Ксении (24 сентября года), и, важнейшее из них, святых Новомучеников и Исповедников Российских (1 ноября года).

    В годы разобщения с Церковью в отечестве, Русская Зарубежная Церковь огородилась от общения с большинством других Поместных Православных Церквей, настаивая на неприемлимости ложного экуменизма и сетуя о отступлении большинства Церквей от церковного юлианского календаря . При этом, Зарубежная Церковь неизменно находилась в евхаристическом общении с Сербской Православной Церковью .

    Восстановление единства Русской Православной Церкви

    Начало конца атеистического режима и возрождения Церкви в России ознаменовалось торжественным празднованием в году 1000-летия Крещения Руси . Поместный Собор года канонизировал патриарха Тихона и целый ряд подвижников, Церкви стали постепенно возвращаться храмы и монастыри. Эти перемены дали надежду на скорое восстановление единства и члены Поместного Собора года призвали Зарубежную Церковь к переговорам, но в году, несмотря на несогласие ряда архипастырей, Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви вынес решение об открытии приходов своей юрисдикции на канонической территории Московского Патриархата, что снова обострило отношения.

    В году СССР не стало и открылась новая возможность к сближению. В октябре этого года патриарх Московский и всея Руси Алексий II в открытом письме участникам Конгресса соотечественников сказал:

    «Внешние оковы агрессивного безбожия, долгие годы связывавшие нас, пали. Мы свободны, и это создает предпосылки для диалога, ибо именно свобода нашей Церкви от гнета тоталитаризма была тем условием встречи с заграничными братьями и сестрами, о котором неоднократно говорило Священноначалие Русской Зарубежной Церкви» .

    Определенным этапом в развитии диалога стали начавшиеся в году регулярные собеседования между представителями Московского Патриархата во главе с архиепископом Берлинским и Германским Феофаном и клириками Берлинской епархии Русской Зарубежной Церкви во главе с архиепископом Марком . В совместном заявлении участников последнего, девятого собеседования, прошедшего в декабре года, было отмечено: «Все мы воспринимаем себя как чада духовных устоев Русской Церкви. Она есть Матерь-Церковь для всех нас... Мы согласны в том и отмечаем, что благодатность таинств, священства и церковной жизни не должна ставиться под вопрос...». Начиная с 1990-х годов епископ Лавр (Шкурла) , сыгравший центральную роль в воссоединении, начал свои регулярные неофициальные посещения России для ознакомления с действительностью ее церковной жизни. В году на Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви в Лесне было принято решение начать сближение с Московской Патриархией. Однако, первоиерарх Зарубежной Церкви митрополит Виталий вновь приостановил процесс сближения, а отчуждение имущества Зарубежной Церкви на Святой Земле обострило отношения, вновь отсрочив излечение размежевания.

    Важной вехой на пути к единству стал Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви , состоявшийся в Москве в августе года. Собор прославил новомучеников и исповедников Российских , принял «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», где прояснялась позиция Московского Патриархата в отношении к государственной власти, «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», в котором ясно излогалось видение межконфессионального диалога. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем докладе назвал разделение между Церковью в Отечестве и Церковью за границей «исторической трагедией русского народа» и призвал Русскую Зарубежную Церковь к единству. Решения Собора были положительно восприняты в Русской Зарубежной Церкви, а уход митрополита Виталия на покой и возведение владыки Лавра на первоиераршескую кафедру открыло путь к сближению.

    24 сентября года в Генеральном консульстве России в Нью-Йорке состоялась встреча президента Российской Федерации В. В. Путина с митрополитом Лавром. Президент Путин передал митрополиту Лавру письмо от патриарха Алексия, а также, от своего имени и от имени патриарха, пригласил митрополита Лавра посетить Россию. В ноябре года Москву посетила официальная делегация Русской Зарубежной Церкви, прошли переговоры при которых стороны выразили волю к установлению молитвенно-евхаристического общения и решили создать комиссии, призванные способствовать решению накопившихся за годы разделения проблем. В декабре года эти коммиссии были созданы и состоялось обсудившее вопросы церковного единства Всезарубежное пастырское совещание Русской Зарубежной Церкви, в котором приняли участие и клирики Московского Патриархата. В своем обращении участники Пастырского совещания заявили, что приветствуют шаги, направленные к единству Русской Церкви. Знаменательным событием стал визит в Россию делегации Русской Зарубежной Церкви во главе с ее первоиерархом митрополитом Лавром 14-27 мая - первый официальный визит первоиерарха Русской Зарубежной Церкви за все годы разделения. В ходе паломнических посещений и собеседований достигалось более глубокое взаимопонимание, а символичным событием визита стала совместная закладка патриархом Алексием и митрополитом Лавром храма на месте массовых расстрелов на Бутовском полигоне , которая состоялась 15 мая. Подробную работу по обсуждению и осмыслению разделявших Церковь проблем проделали комиссии обеих сторон, встечавшиеся в Москве (ОВЦС, 22-24 июня ),

    Временное Высшее Церковное Управление было создано Сибирским церковным Совещанием в Томске , объединившим 13 архиереев епархий Урала и Сибири.

    По ознакомлении с указом, большинство членов ВЦУ пришло к мнению о том, что он был подписан под давлением большевиков. В русских зарубежных приходах начался сбор подписей под обращениями к митрополиту Антонию с просьбой не уходить на покой.

    Архиерейский Собор, состоявшийся 2 сентября , решил формально исполнить волю Патриарха Тихона. Собор упразднил ВРЦУ и образовал Временный Заграничный Священный Синод РПЦ. Решение Собора гласило:

    1. Во исполнение Указа его Святейшества Святейшего Тихона Патриарха Московского и всея Руси и Святейшего при нём Синода от 24 апреля (5 мая) 1922 года за 348 существующее Высшее Русское Церковное Управление упразднить;

    2. Для организации новой Высшей церковной власти созвать Русский Всезаграничный Собор 21 ноября 1922 года;

    3. В целях сохранения правопреемства Высшей Церковной власти образовать Временный Заграничный Архиерейский Синод РПЦ за границей с обязательным участием митрополита Евлогия, каковому Синоду и передать все права и полномочия Русского Церковного Управления за границей".

    В состав РПЦЗ вошли тогда не только епископы-эмигранты, но и те части Российской Церкви, которые оказались вне пределов бывшей Российской Республики: многочисленные приходы в Западной Европе, епархия в Америке, две епархии на Дальнем Востоке (Владивостокская и Пекинская), причём из Владивостокской епархии, до ноября 1922 года находившейся под белой властью, выделена была ещё третья дальневосточная епархия - Харбинская в Маньчжурии. Вошли в Заграничную Церковь также Православная Духовная Миссия в Палестине и приход в Тегеране .

    В сентябре 1936 года созванное Сербским Патриахом Варнавою Совещание архиереев РПЦЗ приняло Временное Положение о Русской Православной Церкви заграницей , которое, в частности, учреждало Дальневосточный и Североамериканский митрополичьи округа. Североамериканский округ возглавил митрополит Феофил (Пашковский). Первая Глава Положения определяла Русскую Церковь за пределами СССР следующим образом:

    Русская Православная Церковь заграницей, состоящая из находящихся за пределами России епархий, духовных миссий и церквей, есть неразрывная часть Российской Православной Церкви, временно существующая на автономных началах. Имя Местоблюстителя Всероссийского Патриаршего Престола Митрополита Петра всегда возносится за богослужением во всех заграничных церквах.

    РПЦЗ во время Второй мировой войны

    По мере успехов Германии в ходе Второй мировой войны митрополит Анастасий начал рассматривать возможность переноса церковного центра в Швейцарию . После занятия в апреле 1941 года Белграда германскими войсками последовали репрессии против руководства Сербской Церкви; 25 апреля Патриарх Гавриил был арестован. Отношение военной администрации в Югославии к Архиерейскому Синоду было более благожелательным.

    Согласно исследованию Михаила Шкаровского , 22 июня 1941 года в покоях митрополита Анастасия был произведен обыск сотрудниками гестапо , в котором он слыл англофилом . Также были произведены обыски в канцелярии Архиерейского Синода и на квартире правителя дел синодальной канцелярии Григория Граббе. Митрополит Анастасий воздержался от издания какого-либо послания в связи с началом войны на территории СССР, хотя значительная часть русских эмигрантов приветствовала начало войны между Германией и СССР, связывая с ним скорый крах большевистского режима в России. Отдельные иерархи, как-то митрополит Западно-Европейский Серафим (Лукьянов) в своём послании от 22 июня 1941 года, а также Архиепископ (впоследствии Митрополит) Берлинский и Германский Серафим (Ляде) , бывший этническим немцем, и некоторые другие клирики РПЦЗ поддержали «освободительный поход» вермахта против СССР , полагая коммунистический режим гораздо бо́льшим злом для России .

    Основной целью Синода в сношениях с германскими ведомствами была задача участия в церковном возрождении на занятой вермахтом территории СССР. Но направленная в Рейхсминистерство церковных дел Анастасием 26 июня 1941 года просьба о разрешении ему на проезд в Берлин для обсуждения вопроса об организации на «восточных территориях» церковной власти была отклонена вследствие неприятия таких предложений другими ведомствами Третьего рейха.

    В Германии митрополит Анастасий имел несколько встреч с генералом Власовым , благословил создание Русской освободительной армии (РОА). 18 ноября 1944 года он присутствовал в Берлине на торжественном собрании, провозгласившем учреждение Комитета освобождённых народов России (КОНР) и 19 ноября в берлинском соборе произнёс речь, посвящённую учреждению комитета. В связи с приближением советских войск митрополит Анастасий и сотрудники Синода при содействии генерала Власова выехали в Баварию .

    РПЦЗ после Второй мировой войны

    Важнейшим церковно-политическим деянием РПЦЗ стала совершённая 19 окт./1 ноября канонизация Новомучеников и Исповедников Российских и свв. Царственных Мучеников.

    На Соборе РПЦЗ 2000 года был провозглашён курс на воссоединение с Московской Патриархией. В 2001 году митрополит Виталий (Устинов) , противившийся новому курсу, был отправлен на покой, в свою очередь, итогов собора не признал и совместно с епископом Варнавой рукоположил архиереев и основал паралельный синод РПЦЗ(В) , в котором он пробыл Первоиерархом до своей кончины 25 сентября 2006 года.

    После Акта о каноническом общении

    Правящий архиерей Таврической и Одесской епархии РПЦЗ епископ Агафангел (Пашковский) и ряд клириков отказались признать вхождение в состав Московского Патриархата, в связи с чем, епиcкоп Агафангел был запрещён в служении Архиерейским Синодом РПЦЗ.

    Часть приходов, отвергших Акт , перешли в юрисдикцию греческой Архиепископии Константинопольского Патриархата и Русской Истинно-Православной Церкви ("Лазаревский раскол").

    Другая часть приходов, отвергших Акт , созвала собрание своих представителей, на котором определила состав Временного Высшего Церковного Управления Русской Православной Церкви Заграницей (ВВЦУ РПЦЗ) во главе с епископом Агафангелом (Пашковским)

    Как отмечают сами клирики РПЦЗ , после Акта смысл существования РПЦЗ как административно обособленной структуры в рамках РПЦ становится совершенно неясен, а ситуация с течением церковной жизни в Северной Америке, где существует признаваемая Московским Патриархатом и некоторыми иными Церквами в автокефальном статусе Американская православная церковь , противоречит каноническим нормам и обычаям.

    В октябре 2008 года митрополит Иларион отметил, что в Бразилии у РПЦЗ было 7 приходов и все они вышли из подчинения Синоду РПЦЗ после подписания Акта о каноническом общении.

    Тем не менее практически подавляющая часть РПЦЗ вступила в каноническое общение с Русской Православной Церковью. Необъединившимися остаются приходы только на пространстве бывшего СССР, имеющие тенденцию к обособлению и приходы в латинской Америке, а также некоторые приходы в США, Канаде, Южной Америке, Австралии и Европе. В Латинской Америке некоторыми аналитиками предполагается тенденция к примирению необъединившихся приходов с РПЦ после «Дней России в Латинской Америке», возглавляющихся бывших митрополитом Кириллом, ныне Святейшим Патриархом Московском и всея Руси.

    Устройство и управление

    В РПЦЗ состоит 6 епархий и одно временное викариатство (в России). Митрополичья епархия - Восточно-Американская и Нью-Йоркская. Основная часть приходов находится в США - 323 прихода; всего - более 400; около 20 монашеских общин. Духовный центр - Свято-Троицкий мужской монастырь в Джорданвилле, штат Нью-Йорк , основанный в 1930 году архимандритом Пантелеимоном (Петром Адамовичем Нижником) и псаломщиком Иваном Андреевичем Колосом . В Джорданвилле расположена духовная семинария РПЦЗ, в которой преподавали такие видные деятели русского православного зарубежья как архиепископ Аверкий (Таушев) и архимандрит Константин (Зайцев) .

    Административный центр находится в Нью-Йорке : 75 E 93rd St New York; там же расположен синодальный собор Знамения Божией Матери (Synodal Cathedral of the Mother of God of the Sign ), освящённый 12/25 октября 1959 года , ; в соборе - чудотворная икона Курская Коренная (the Kursk-Root Icon of Our Lady of the Sign ), вывезенная в 1919 году из Знаменского монастыря в Курске (явлена в Коренной пустыни). Синодальный дом был куплен и подарен Архиерейскому Синоду в 1957 году выходцем из Одессы Сергеем Яковлевичем Семененко.

    Согласно Положению о Русской Православной Церкви заграницей (от 1956 года) высший орган церковного законодательства, управления, суда и контроля для Русской Православной Церкви заграницей есть Собор Епископов, созываемый по возможности ежегодно, согласно церковным канонам .

    Председатель Собора Епископов и Архиерейского Синода - Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей в сане Митрополита, избираемый Собором пожизненно; члены Собора суть все архереи, входящие в состав Русской Православной Церкви заграницей (пр. 8 Положения ). В круг ведения Собора Епископов, среди прочего, также входит избрание двух Заместителей Первоиерарха, являющихся вице-председателями Синода, двух членов Архиерейского Синода и двух заместителей членов Синода (пр. 11 Положения ). В случае особой надобности Первоиерарх вместе с Архиерейским Синодом созывают Всезарубежный Церковный Собор, состоящий из епископов и представителей клира и мирян. Постановления таких Всезарубежных Церковных Соборов имеют законную силу и приводятся в исполнение только по утверждении их Собором Епископов под председатальством Первоиерарха (пр. 12 Положения ).

    Священный Архиерейский Синод является исполнительным органом Собора и состоит из Председателя (Первоиерарха), двух его Заместителей и четырёх членов Синода, из которых два избираются Собором на междусоборный период и два вызываются из епархии на четырёхмесячный срок в порядке очереди, а также двух их заместителей, вызываемых в заседание Архиерейского Синода по усмотрению Председателя (пр. 16 Положения ).

    Богословские достижения и отличия

    Никаких догматических отличий в вероучении и практике РПЦЗ никогда не было, что связано с тем обстоятельством, что её руководство всегда видело своей наипервейшей задачей сохранение православного вероучения и практики в неизменности и чистоте.

    Ввиду такой консервативной линии, РПЦЗ всегда жёстко осуждала всё, что она рассматривала как отступления от чистоты православия, как-то софианство, сергианство , экуменизм . Всегда с крайней враждебностью относилась к «латинству » (римо-католичеству).

    В послевоенные годы в богословии и идеологии РПЦЗ получила развитие концепция катехона ; роль «Удерживающего» усвоялась преимущественно русским царям, что послужило одним из обоснований для канонизации в РПЦЗ последнего русского монарха в 1981 году . В РПЦЗ были переработаны традиционные принципы канонизации в лике мучеников - первоначально, бежавшим из СССР протоиереем Михаилом Польским , который, исходя из признания «советской власти» в СССР по существу антихристианской, полагал «новомучениками российскими» всех православных христиан, убиенных представителями государственной власти в СССР и Советской России; притом, согласно такой трактовке, христианское мученичество смывает с человека все ранее бывшие грехи .

    Первоиерархи РПЦЗ

    Литература

    1. Проф. Андреев П. М. Краткий обзор истории Русской Церкви от революции до наших дней . Jordanville, N. Y., 1951.
    2. Протопресвитер Георгий Граббе. Правда о Русской Церквина Родине и за Рубежом . Jordanville, N. Y., 1961.

    Примечания

    См. также

    Ссылки

    • Русская Православная Церковь заграницей. Описание : на официальном сайте МП
    • Протоиерей Сергий ЩУКИН. Краткая история Русской Православной Церкви заграницей 1922-1972
    • А. В. Попов. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗА ГРАНИЦЕЙ: ОБРАЗОВАНИЕ И РАСКОЛ (1920-1934 гг.) Новый исторический вестник 2005 № 1
    • Граббе Г. Опровержение ошибок и неправд в сочинении Д. Поспеловского «The Russian Church Under the Soviet Regime 1917-1982»
    • Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ - председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, постоянный член Священного Синода РПЦ МП

    Русская Православная Церковь заграницей (сокращённо РПЦЗ ; другие названия Русская Зарубежная Церковь , Русская Православная Церковь за рубежом ; англ. The Russian Orthodox Church Outside of Russia; ROCOR ; фр. Église orthodoxe russe hors frontières ) — самоуправляемая часть Русской православной церкви (с 17 мая 2007 года).

    Возникла в 1920-е годы как русская православная эмигрантская церковная организация, вышедшая из административного подчинения Московскому Патриархату вследствие революции 1917 года в России и гражданской войны; объединяла ряд епископов Православной Российской Церкви, оказавшихся в изгнании и эмиграции, которые не пожелали подчиниться «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля 1927, считая его несвободным в своих решениях в условиях атеистических и политических гонений на церковь и находящимся в порабощении у большевистского режима.

    В Советском Союзе рассматривалась властями и официальной пропагандой как контрреволюционная, антисоветская монархическая «эмигрантская религиозно-политическая группировка»; в литературе Московского Патриархата до 2007 года обычно именовалась «карловацким расколом».

    17 мая 2007 в московском Храме Христа Спасителя Патриарх Московский Алексий II и Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении, гласящий, что «Русская православная церковь Заграницей <…> пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской православной церкви» (п. 1 Акта ).

    Принятые 27 июня 2008 года Архиерейским Собором РПЦ поправки к Уставу РПЦ (от 2000 года) определяют РПЦЗ как одну из самоуправляемых Церквей Московского Патриархата.

    История

    В 1920-е—1930-е годы

    В мае 1919 в Ставрополе Кавказском — на территории, контролировавшейся Белым движением, — было образовано Временное Высшее Церковное Управление Юго-Востока России под председательством архиепископа Новочеркасского и Донского Митрофана (Симашкевича). Впоследствии учреждение ВВЦУ было легитимизировано изданием Постановления Патриарха Тихона, Священного Синода и Высшего Церковного Совета от 7/20 ноября 1920 № 362 — Акта, рассматриваемого канонистами РПЦЗ в качестве основного правоустанавливающего документа.

    Ранее, в ноябре 1918, Временное Высшее Церковное Управление было создано Сибирским церковным Совещанием в Томске, объединившим 13 архиереев епархий Урала и Сибири.

    После поражения армии Антона Деникина на Кубани в марте 1920 года, архиепископ Митрофан остался в России, затворившись в монастыре в Старочеркасске. 2/15 октября 1920 года ВВЦУ Юга России, на тот момент находившееся уже в Симферополе, назначило управляющим западноевропейскими русскими церквами архиепископа Евлогия (Георгиевского) на правах епархиального архиерея, каковое назначение было подтверждено Указом Патриарха Тихона от 26 марта/8 апреля 1921 года («ввиду состоявшегося постановления Высшего Русского Церковного Управления заграницей») — «временно, впредь до возобновления правильных и беспрепятственных сношений означенных церквей с Петроградом» (поскольку заграничные приходы исторически находились в подчинении петербургской епархии).

    К 6/19 ноября 1920 года в оккупированном тогда войсками Антанты Константинополе, под предводительством Главнокомандующего Вооружёнными силами Юга России в Крыму генерала Петра Врангеля, прибыли и сосредоточились на Босфоре свыше 125 кораблей русского и иностранного флотов, переполненные беженцами из Крыма в числе около 150-и тысяч. Среди них была группа архиереев во главе с митрополитом Антонием (Храповицким). По совету Севастопольского епископа Вениамина (Федченкова), 19 ноября на борту парохода «Великий князь Александр Михайлович» состоялось первое заграничное заседание ВВЦУ Юга-Востока России (в декабре того же года преобразовано в Высшее Русское Церковное Управление за границей (ВРЦУЗ) ); в частности, было постановлено «снестись с Константинопольской Патриархией для выяснения канонического взаимоотношения». 2 декабря 1920 года митрополиту Антонию была направлена Грамота Синода Вселенской Патриархии (во главе Синода стоял тогда местоблюститель Вселенского Патриаршего Престола митрополит Прусийским Дорофей (Маммелис)), которая предоставляла «русским иерархам» право «исполнять для русских православных беженцев все, что требуется Церковью и религией для утешения и ободрения православных русских беженцев». Им разрешалось «образовать для пастырского служения временную церковную комиссию (Эпитропию ) под предначальственным управлением Вселенской Патриархии для надзора и руководства общей церковной жизнью русских церковных колоний, в пределах православных стран, а также для русских воинов <…>».

    Последнее заседание ВРЦУЗ в Константинополе состоялось 29 апреля (12 мая) 1921. В 1921, по приглашению Сербского Патриарха Димитрия Павловича (серб. Димитрије Павловић ), Высшее Церковное Управление Русской православной церкви Заграницей переехало в Сербию, в Сремски Карловцы, где оставалось до эвакуации в 1944. Сербский патриарх Димитрий († 1930) предоставил свою резиденцию в распоряжение русских архиереев. В Сербию ещё раньше, 5 февраля 1920, прибыло 5 русских архиереев, эвакуировавшихся из Новороссийска в январе 1920 года. Первое заседание ВРЦУ в Сремских Карловцах состоялось 21 июля 1921 под председательством митрополита Антония (Храповицкого). 31 августа 1921 года Архиерейский Собор Сербской Церкви предоставил ВЦУ заграницей право юрисдикции над русским духовенством, не состоящим на службе в Сербской Церкви.

    8 — 20 ноября (ст. ст.) 1921 года в Сремских Карловцах состоялось Всезаграничное Русское Церковное Собрание, впоследствии переименованное в Собор (в современной литературе часто именуется Первым Всезаграничным Церковным Собором ). На соборе был заслушан Наказ Собору, приняты Обращение к воинам русской армии, Послание чадам Русской православной Церкви, в рассеянии и изгнании сущим , а также Послание к мировой Конференции (Генуэзской). Ряд заявлений Собора носил чисто политический характер, в частности призыв к восстановлению на российском престоле «законного православного царя из дома Романовых» и прямой призыв к мировым державам оказать помощь для вооружённого свержения режима в РСФСР. Решения и участники получившего в советской печати наименование Карловицкого Собора были подвергнуты в советской России осуждению.

    3 марта (16 марта) 1922 Патриарх Тихон официально поблагодарил сербского Патриарха Димитрия за то, что он предоставил убежище русским архиереям.

    5 мая 1922 года в Москве в соединённом присутствии Священного Синода и Высшего церковного совета под председательством Патриарха Тихона было вынесено постановление, которое в виде указа Патриарха было выслано возведённому в сан митрополита Евлогию (Геогриевскому) для передачи во ВЦУЗ. Патриарший Указ гласил:

    По ознакомлении с указом, большинство членов ВЦУЗ пришло к мнению о том, что он был подписан под давлением большевиков. В русских зарубежных приходах начался сбор подписей под обращениями к митрополиту Антонию с просьбой не уходить на покой.

    Архиерейский Собор, состоявшийся 2 сентября 1922 года, решил формально исполнить волю Патриарха Тихона: Собор упразднил ВЦУЗ и образовал Временный Заграничный Священный Синод. Решение Собора гласило:

    1. Во исполнение Указа его Святейшества Святейшего Тихона Патриарха Московского и всея Руси и Святейшего при нём Синода от 24 апреля (5 мая) 1922 года за № 348 существующее Высшее Русское Церковное Управление упразднить;

    2. Для организации новой Высшей церковной власти созвать Русский Всезаграничный Собор 21 ноября 1922 года;

    3. В целях сохранения правопреемства Высшей Церковной власти образовать Временный Заграничный Архиерейский Синод РПЦ за границей с обязательным участием митрополита Евлогия, каковому Синоду и предать все права и полномочия Русского Церковного Управления за границей;

    6. Об образовании Временного Архиерейского Синода довести до сведения Святейшего Патриарха Тихона и всех глав Автокефальных церквей, а также российских посланников.

    13 сентября 1922 года Архиерейский Собор постановил образовать Архиерейский Синод Русской православной церкви Заграницей под омофором Сербской Патриархии, что означало разрыв с юрисдикцией Константинопольской патриархии без надлежащего, с точки зрения последней, согласования с нею.

    Управляющим Североамериканской епархией был назначен митрополит Платон (Рождейственский) в соответствии с Указом Патриарха Тихона от 14 (27) апреля 1922.

    В состав РПЦЗ вошли тогда не только епископы-эмигранты, но и те части Российской Церкви, которые оказались вне пределов бывшей Российской Республики: многочисленные приходы в Западной Европе, епархия в Америке, две епархии на Дальнем Востоке (Владивостокская и Пекинская), причём из Владивостокской епархии, до ноября 1922 года находившейся под белой властью, выделена была ещё третья дальневосточная епархия — Харбинская в Маньчжурии. Вошли в Заграничную Церковь также Православная Духовная Миссия в Палестине и приход в Тегеране.

    Открывшийся 5 июня 1923 года Архиерейский Собор РПЦЗ отверг использование в литургической жизни нового стиля и иные реформы, принятые тогда на Всеправославном конгрессе в Константинополе, под председательством Вселенского Патриарха Мелетия IV.

    В 1927 году Архиерейский Собор РПЦЗ, 5 сентября заслушав Послание заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия и Временного патриаршего Священного Синода от 16/29 июля 1927 года («Декларацию митрополита Сергия»), постановил: «Заграничная часть Всероссийской Церкви должна прекратить сношения с Московской церковной властью ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения её безбожной советской властью, лишающей её свободы в своих волеизъявлениях и каноническом управлении Церковью.»

    9 мая 1928 постановлением Временного Патриаршего Синода за № 104 «возникшее в Сремских Карловцах Высшее Управление русскими заграничными православными епархиями и общинами объявлено упразднённым, а его действия и распоряжения — не имеющими канонической силы и отменёнными. Архиереям и клирикам, подчиняющимся Управлению, предложено было (независимо от того, дадут ли они или не дадут известное обязательство в лояльности) сделать постановление о ликвидации Управления или же по крайней мере каждому в отдельности порвать с этим Управлением и со всей группой, возглавляемой им (п. VII). Тех, кто откажется исполнить наше постановление (опять-таки „независимо от того, дано или не дано вышеназванное обязательство“), предложено „предать соборному суду как ослушников законного священноначалия и учинителей раскола, с запрещением (смотря по вине и упорству) в священнослужении впредь до суда или до раскаяния“ (VIII-в).»

    На практике это распоряжение не могло иметь никаких реальных следствий.

    Указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и при нём Патриаршего Священного Синода О Карловацкой группе от 22 июня 1934 года № 50 постановлялось:

    1. Заграничных русских архиереев и клириков так называемой Карловацкой группы как восставших на свое законное Священноначалие и, несмотря на многолетние увещания, упорствующих в расколе предать церковному суду по обвинению в нарушении правил Святых Апостолов 31, 34, 35; Двукратного Собора 13-15 и других с устранением обвиняемых впредь до их раскаяния или до решения о них суда от церковных должностей (если таковые они занимают).

    2. По указанным в предложении основаниям сверх того и на то же время запретить в священнослужении Преосвященных: бывшего Киевского митрополита Антония, бывшего Кишинёвского архиепископа Анастасия, бывшего Забайкальского архиепископа Мелетия, бывшего Финляндского архиепископа Серафима, бывшего Камчатского епископа Нестора, а также епископа Тихона (Лященко), епископа Тихона, возглавляющего карловчан в Америке, и епископа Виктора — в Пекине.

    3. Предупредить православных архипастырей, клир и мирян, что входящие в молитвенное общение с раскольниками, принимающие от запрещенных Таинства и благословение подлежат по церковным правилам одинаковому с ними наказанию.

    10 сентября 1934 года Архиерейский Собор в Сремских Карловцах особым постановлением отверг Указ митрополита Сергия; постановление было подписано 17 епископами, не считая подписи митрополита Антония.

    24 апреля 1936 года Рейхсминистерство церковных дел Германии сообщило м-ту Антонию о решении правительства Пруссии и возможности строительства нового кафедрального собора в Берлине (собор Воскресения Христова на Гогенцоллерндамм) частично на средства министерства. В ответ митрополит Антоний в благодарственном письме писал министру Гансу Керлу: «В то время, когда Православная Церковь на нашей Родине подвергается беспрецедентным преследованиям, нас особенно трогает внимание Германского правительства и ваше лично, пробуждает в нас чувство глубокой благодарности германскому народу и его славному вождю Адольфу Гитлеру и побуждает нас к сердечной молитве за его и германского народа здоровье, благополучие и о Божественной Помощи во всех их делах.»

    В сентябре 1936 года созванное Сербским Патриахом Варнавою Совещание архиереев РПЦЗ приняло Временное Положение о Русской православной церкви заграницей , которое, в частности, учреждало Дальневосточный и Североамериканский митрополичьи округа. Североамериканский округ возглавил митрополит Феофил (Пашковский). Первая Глава Положения определяла Русскую Церковь за пределами СССР следующим образом:

    В конце 1936 пришла весть (как окажется много позже, — неверная) о кончине в ГУЛАГе Патриаршего Местоблюстителя м-та Петра (Полянского). В Москве Заместитель Местоблюстителя м-т Сергий возложил на себя звание Патриашего Местоблюстителя. Ввиду непризнания последнего со стороны РПЦЗ, последняя связь (поминовение имени Местоблюстителя) между РПЦЗ и Патриахией обрывается, хотя в Архиерейском Синоде в течение нескольких лет рассматривали м-та Кирилла (Смирнова), не зная о его расстреле 20 ноября 1937 года как законного возглавителя Русской Церкви.

    25 февраля 1938 года был издан декрет правительства Германии о переходе всех церковных имуществ в распоряжение Рейхсминистерства церковных дел.

    Второй Всезарубежный Собор Заграничной Церкви собрался в августе 1938 года в Сремских Карловцах под председательством митрополита Анастасия (Грибановского), до того с 1924 управлявшего Русской Православной Миссией в Иерусалиме. Помимо рассмотрения текущих дел Собор обратился с двумя посланиями: К русскому Народу в Отечестве страждущему и К Русской пастве в рассеянии сущей . Собор также осудил учение священника Сергия Булгакова о Софии, подтвердив прежнюю квалификацию его учения как ереси Архиерейским Собором 1935.

    РПЦЗ во время Второй мировой войны

    По мере успехов Германии в ходе Второй мировой войны митрополит Анастасий начал рассматривать возможность переноса церковного центра в Швейцарию. После занятия в апреле 1941 года Белграда германскими войсками последовали репрессии против руководства Сербской Церкви; 25 апреля Патриарх Гавриил был арестован. Отношение военной администрации в Югославии к Архиерейскому Синоду было более благожелательным.

    Согласно исследованию Михаила Шкаровского, 22 июня 1941 года в покоях митрополита Анастасия был произведен обыск сотрудниками гестапо, в котором он слыл англофилом. Также были произведены обыски в канцелярии Архиерейского Синода и на квартире правителя дел синодальной канцелярии Григория Граббе. Митрополит Анастасий воздержался от издания какого-либо послания в связи с началом войны на территории СССР, хотя значительная часть русских эмигрантов приветствовала начало войны между Германией и СССР, связывая с ним скорый крах большевистского режима в России. Отдельные иерархи, как-то митрополит Западно-Европейский Серафим (Лукьянов) в своём послании от 22 июня 1941 года, а также Архиепископ (впоследствии Митрополит) Берлинский и Германский Серафим (Ляде), бывший этническим немцем, и некоторые другие клирики РПЦЗ поддержали «освободительный поход» вермахта против СССР, полагая коммунистический режим гораздо большим злом для России. В США, в июле 1941 года, Русско-Американский комитет обратился с заявлением к президенту США Ф. Д. Рузвельту, подписанным, среди прочих, архиепископом Североамериканским и Канадским (РПЦЗ) Виталием (Максименко), в котором говорилось, в частности: «<…> Германия вторглась в Советскую Россию, и в иных кругах высказывается мнение, что Америка без промедления должна прийти на помощь СССР. <…> Этот Комитет, представляющий лойяльных американцев русского происхождения, с большою тревогою и глубоким прискорбием констатирует явно обозначающееся стремление отдельных чинов Администрации к оказанию Америкою помощи не России, не русским, а красной диктатуре в лице Сталина. Мы полагаем, что было бы фатальной ошибкой для Соединённых Штатов выступать на защиту советов по следующим основаниям: Во-первых, современная Россия находится под властью гнусной клики международных заговорщиков, известной под именем Коминтерна, стремящейся путём разлагательной пропаганды или же насилием ниспровергнуть законные правительства во всём мире. <…>»

    Основной целью Синода в сношениях с германскими ведомствами была задача участия в церковном возрождении на занятой вермахтом территории СССР. Но направленная в Рейхсминистерство церковных дел Анастасием 26 июня 1941 года просьба о разрешении ему на проезд в Берлин для обсуждения вопроса об организации на «восточных территориях» церковной власти была отклонена вследствие неприятия таких предложений другими ведомствами Третьего рейха.

    1 октября 1941 года Анастасий отправил в Берлин мнение Архиерейского Синода о положении церковных дел в России, которое предусматривало «возобновление церковной жизни в освобожденных от коммунистической власти областях» и «воссоздание законной всероссийской церковной власти»; предлагалось предоставить Синоду возможность командировать епископов в Россию, а также в перспективе созыв «в Москве в возможно ближайшее время по освобождении ея» Собора «из всех наличных епископов Русской Церкви, не скомпрометированных сотрудничеством с митрополитом Сергием и особенно участием в его Синоде, во главе со старейшим из них и составить временное высшее церковное управление, которое впоследствии созвало бы и Всероссийский Собор для восстановления Патриаршества и суждения о дальнейшем устройстве Русской Церкви».

    Однако, несмотря на проводимую руководством Германии политику религиозного и юрисдикционного плюрализма на занятых территориях Союза ССР, отношение к РПЦЗ было недоверчивым и её деятельность на территории СССР имела крайне ограниченный характер; сам митрополит Анастасий находился под фактическим домашним арестом.

    14 сентября 1943 года, после избрания в Москве Сергия (Страгородского) Патриархом Московским, митрополит Анастасий сделал заявление о непризнании выборов Патриарха. Заявление было положительно оценено в МИД Германии и ходатайство Архиерейского Синода, в котором к тому времени оставалось всего 2 епископа (сам Анастасий и Серафим), о встрече епископов для решения кадровых вопросов было удовлетворено: было позволено провести в Вене целую архиерейскую конференцию. «Архиерейское совещание иерархов Православной Русской Церкви Заграницей», в котором участвовало 14 человек (включая 2-х представителей Белорусской Церкви), состоялась в Вене 21 — 26 октября 1943 года. Совещание приняло резолюцию о непризнании избрания «Патриарха Всероссийского в Москве», ввиду его неканоничности, и призвало на борьбу с коммунизмом «всех верующих Православной Русской Церкви на Родине и в рассеянии сущих»; третий принятый Совещанием документ — «Резолюция по вопросу о том, чем Церковь может содействовать борьбе с большевистским безбожием» — фактически содержал критику германской политики в отношении Русской Церкви и включал требования, направленные на предоставление ей большей свободы, в том числе и на оккупированных территориях.

    В сентябре 1944 года Синод покинул Белград и 10 ноября служащие и члены Синода поселились в Карлсбаде.

    В Германии митрополит Анастасий имел несколько встреч с генералом Власовым, благословил создание Русской освободительной армии (РОА). 18 ноября 1944 года он присутствовал в Берлине на торжественном собрании, провозгласившем учреждение Комитета освобождения народов России (КОНР) и 19 ноября в берлинском соборе произнёс речь, посвящённую учреждению комитета. В связи с приближением советских войск митрополит Анастасий и сотрудники Синода при содействии генерала Власова выехали в Баварию.

    РПЦЗ после Второй мировой войны

    С 1945 года руководство РПЦЗ во главе с митрополитом Анастасием находилось в Мюнхене. В структурно-организационном и иных отношениях, по окончании Второй мировой войны, РПЦЗ оказалась в кризисе вследствие признания частью зарубежного епископата Московской Патриархии в качестве законного преемника Православной Российской Церкви и перехода в юрисдикцию московской церковной власти некоторых приходов РПЦЗ на Дальнем Востоке, а также части приходов в Европе и иных регионах.

    Определением Священного Синода РПЦ МП от 10 августа 1945 епископат и клир РПЦЗ преданы суду собора епископов и запрещены в священнослужении.

    В начале сентября 1945 года в Московский Патриархат перешли митрополит Евлогий с 75-ю приходами в Западной Европе и Северной Африке (Западноевропейский Экзархат), а также митрополит Серафим (Лукьянов) (около 30 приходов) — глава Западно-Европейской епархии РПЦЗ.

    VII Собор Северо-Американской Митрополии под председательством митрополита Феофила (Пашковского), проходивший в июне-августе 1946 в Кливленде, постановил «просить Его Святейшество Патриарха Московского воссоединить нас в свое лоно… при условии сохранения нашей полной автономии». После бесплодных переговоров с посланником Московского Патриаха статус Митрополии оказался совершенно неопредёленным и мог бы быть охарактеризован как фактическая самопровозглашённая автокефалия.

    В 1950 Архиерейский Синод РПЦЗ переехал в Нью-Йорк, США.

    1 ноября 1964 года в РПЦЗ была совершена канонизация Иоанна Кронштадтского, а 24 сентября 1978 года — блаженной Ксении Петербургской.

    Важнейшим церковно-политическим деянием РПЦЗ стала совершённая 19 октября (1 ноября) 1981 года канонизация Новомучеников и Исповедников Российских и Царственных Мучеников.

    15 мая 1990 года Архиерейский Собор РПЦЗ принял «Положение о свободных приходах», которое предполагало начало легального существования епархий и приходов РПЦЗ на территории СССР, то есть на территории, входящей в юрисдикцию Московского Патриархата.

    В августе 1991 года патриарх Алексий II в Москве принял видного деятеля РПЦЗ Г. А. Рара, передав через него иерархии РПЦЗ предложение о воссоединении Русской Церкви при сохранении полной автономии за РПЦЗ. Архиерейский собор РПЦЗ, однако, это предложение отклонил.

    Вскоре после распада СССР, в январе 1992, года Архиерейский Синод направил в Россию викария Западно-Европейской епархии РПЦЗ епископа Каннского Варнаву (Прокофьева) с поручением организовать постоянно действующее Синодальное Подворье в Москве, которое осуществляло бы власть Архиерейского Синода в России. По прибытии в Москву, по приглашению бывшего клирика Московского Патриархата Алексия Аверьянова, открыл подворье РПЦЗ в одном из корпусов бывшей Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке, принадлежавшем городской поликлинике; там же разместился неофициальный штаб Национально-патриотического фронта «Память», возглавляемого Дмитрием Васильевым, что привело к ряду скандальных ситуаций. Связь с «Памятью» нанесла ущерб репутации РПЦЗ в России. Религиозный диссидент Зоя Крахмальникова в июне 1993 года писала: «Связь РПЦЗ с „Памятью“ даёт абсолютную победу Московской Патриархии над Зарубежной Церковью, а для того, чтобы победа была прочной, помещение, в котором некогда была Марфо-Мариинская обитель, незаконно занятое о. Алексием [протоиерей Алексий Аверьянов] и „Памятью“, не отбирают, хотя решение о передаче его Сестричеству Московской Патриархии давно принято.»

    На Соборе РПЦЗ 2000 года был провозглашён курс на сближение с Московской Патриархией. Деяния Архиерейского Cобора РПЦЗ вызвали протест со стороны нелояльных к МП членов РПЦЗ по всему миру. На имя Первоиерарха и Синода начали поступать десятки обращений от духовенства и мирян с просьбой отменить неправомерные, с их точки зрения, решения Архиерейского Собора 2000 года о начале диалога с МП.

    В октябре 2001 году митрополит Виталий (Устинов), противившийся новому курсу, ушёл на покой по своей просьбе, но затем под давлением своего окружения аннулировал свою подпись, итогов собора не признал и совместно с епископом Варнавой (Прокофьевым) рукоположил архиереев и организовал Синод РПЦЗ(В) с центром в городе Мансонвилле (Канада), в котором пробыл Председателем до своей кончины 25 сентября 2006 года.

    Под омофор митрополита Виталия перешло более сотни приходов РПЦЗ в Западной Европе, Северной и Южной Америке и России, а также несколько монастырей во Франции и США, выражавших, тем самым, протест новому курсу митрополита Лавра (Шкурла). Варнава (Прокофьев) покинул митрополита Виталия в феврале 2006 года. Нью-Йорский Синод принял его в епископском сане, несмотря на осуждение совершённых им хиротоний и решение о снятии с него священного сана в 2001 году.

    После Акта о каноническом общении

    Правящий архиерей Таврической и Одесской епархии РПЦЗ епископ Агафангел (Пашковский) и ряд клириков отказались признать вхождение в состав Московского Патриархата, в связи с чем епископ Агафангел был запрещён в служении Архиерейским Синодом РПЦЗ.

    15 июня 2007 официально было распространено Заявление епископа Ирийского Даниила, викария Председателя Архиерейского Синода, окормляющего единоверцев, гласящее, что епископ Даниил полагает «союз с Московской Патриархией пока что преждевременным»; Заявление также опровергло прежде распространявшиеся в СМИ сведения о том, что он осуждает Акт .

    Часть приходов, отвергших Акт , перешли в юрисдикцию старостильных греков Синод противостоящих и Русской Истинно-Православной Церкви.

    Другая часть приходов, отвергших Акт , созвала собрание своих представителей, на котором определила состав Временного Высшего Церковного Управления Русской православной церкви Заграницей (ВВЦУ РПЦЗ) во главе с епископом Агафангелом (Пашковским).

    В интервью, опубликованном 14 мая 2008 года, нареченный Первоиерарх РПЦЗ Иларион (Капрал) признал, что между РПЦЗ и Московским Патриархатом «остаются чисто психологические вопросы и преграды. К сожалению, у некоторой части клира и паствы нет доверия к иерархам Русской православной церкви».

    В октябре 2008 года митрополит Иларион отметил, что в Бразилии у РПЦЗ было 7 приходов и все они вышли из подчинения Синоду РПЦЗ после подписания Акта о каноническом общении.

    Устройство и управление

    В РПЦЗ состоит 9 епархий, ставропигиальная Русская духовная миссия в Иерусалиме и одно временное викариатство (в России). Митрополичья епархия — Восточно-Американская и Нью-Йоркская. Основная часть приходов находится в США — 323 прихода; всего — более 400; около 20 монашеских общин. Духовный центр — Свято-Троицкий мужской монастырь в Джорданвилле, штат Нью-Йорк, основанный в 1930 году архимандритом Пантелеимоном (Петром Адамовичем Нижником) и псаломщиком Иваном Андреевичем Колосом. В Джорданвилле расположена духовная семинария РПЦЗ, в которой преподавали такие видные деятели русского православного зарубежья как архиепископ Аверкий (Таушев) и архимандрит Константин (Зайцев).

    Административный центр находится в Нью-Йорке: 75 E 93rd St New York; там же расположен синодальный собор Знамения Божией Матери (Synodal Cathedral of the Mother of God of the Sign ), освящённый 12/25 октября 1959 года, ; в соборе — чудотворная икона Курская Коренная (the Kursk-Root Icon of Our Lady of the Sign ), вывезенная в 1919 году из Знаменского монастыря в Курске (явлена в Коренной пустыни). Синодальный дом был куплен и подарен Архиерейскому Синоду в 1957 году выходцем из Одессы Сергеем Яковлевичем Семененко.

    Согласно Положению о Русской православной церкви заграницей (от 1956 года) высший орган церковного законодательства, управления, суда и контроля для Русской православной церкви заграницей есть Собор Епископов, созываемый по возможности ежегодно, согласно церковным канонам.

    Председатель Собора Епископов и Архиерейского Синода — Первоиерарх Русской православной церкви заграницей в сане Митрополита, избираемый Собором пожизненно; члены Собора суть все архереи, входящие в состав Русской православной церкви заграницей (пр. 8 Положения ). В круг ведения Собора Епископов, среди прочего, также входит избрание двух Заместителей Первоиерарха, являющихся вице-председателями Синода, двух членов Архиерейского Синода и двух заместителей членов Синода (пр. 11 Положения ). В случае особой надобности Первоиерарх вместе с Архиерейским Синодом созывают Всезарубежный Церковный Собор, состоящий из епископов и представителей клира и мирян. Постановления таких Всезарубежных Церковных Соборов имеют законную силу и приводятся в исполнение только по утверждении их Собором Епископов под председатальством Первоиерарха (пр. 12 Положения ).

    Священный Архиерейский Синод является исполнительным органом Собора и состоит из Председателя (Первоиерарха), двух его Заместителей и четырёх членов Синода, из которых два избираются Собором на междусоборный период и два вызываются из епархии на четырёхмесячный срок в порядке очереди, а также двух их заместителей, вызываемых в заседание Архиерейского Синода по усмотрению Председателя (пр. 16 Положения ).

    Подписанный 17 мая 2007 года Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ предусматривает, что Первоиерарх РПЦЗ, избираемый её Архиерейским Собором, подлежит утверждению Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Московского Патриархата. Кроме того, согласованию с Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом подлежат решения об образовании или упразднении епархий, входящих в РПЦЗ; избрание Архиерейским Собором или Архиерейским Синодом РПЦЗ архиереев утверждается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом.

    Вышестоящая инстанция церковной власти для РПЦЗ — Поместный и Архиерейский Соборы Русской православной церкви, в число членов которых входят архиереи РПЦЗ, а применительно к первому — также представители клира и мирян РПЦЗ.

    Епископ Агафангел (Пашковский), и с ним некоторая часть клириков и мирян РПЦЗ, отказавшаяся принять Акт о каноническом общении, продолжила обустраивать свою церковную жизнь вне общения с Московским Патриархатом в соответствии с уставом, существовавшим до принятия Акта. Не имея возможности пополнить епископат, в 2007 году епископ Агафангел обратился за помощью к греческим старостильникам, и 7-8 декабря 2007 г. совместно с епископами греческого Синода Противостоящих: Аланским Георгием (Пухатэ) и Амвросием Мефонским им были рукоположены два новых епископа, что привело к возникновению нового раскола в Русской Зарубежной Церкви. Осенью 2008 года единомышленниками епископа Агафангела был проведен собор, который был назван ими «Пятым Всезарубежным», и на котором епископ Агафангел был избран Первоиерархом новообразованной церковной структуры, с возведением его в сан Митрополита.

    Богословские достижения и отличия

    Никаких догматических отличий в вероучении и практике РПЦЗ никогда не было, что связано с тем обстоятельством, что её руководство всегда видело своей наипервейшей задачей сохранение православного вероучения и практики в неизменности и чистоте.

    Ввиду такой консервативной линии, РПЦЗ всегда жёстко осуждала всё, что она рассматривала как отступления от чистоты православия, как-то софианство, сергианство, экуменизм. Всегда с крайней враждебностью относилась к «латинству» (римокатоличеству).

    В послевоенные годы в богословии и идеологии РПЦЗ получила развитие концепция катехона; роль «Удерживающего» усвоялась преимущественно русским царям, что послужило одним из обоснований для канонизации в РПЦЗ последнего русского монарха в 1981 году. В РПЦЗ были переработаны традиционные принципы канонизации в лике мучеников — первоначально, бежавшим из СССР протоиереем Михаилом Польским, который, исходя из признания «советской власти» в СССР по существу антихристианской, полагал «новомучениками российскими» всех православных христиан, убиенных представителями государственной власти в СССР и Советской России; притом, согласно такой трактовке, христианское мученичество смывает с человека все ранее бывшие грехи.

    Первоиерархи РПЦЗ

    • Антоний (Храповицкий) (1920—1936)
    • Анастасий (Грибановский) (1936—1965)
    • Филарет (Вознесенский) (1964—1985)
    • Виталий (Устинов) (1985—2001)
    • Лавр (Шкурла) (2001—2008)
    • Иларион (Капрал) (2008—настоящее время)

    Краткая история церкви

    Образование юрисдикции связано с расколом РПЦЗ - после смещения Виталия с поста митрополита, последний вскоре в Свято-Преображенском скиту (Канада) заявил, что ушел с поста по принуждению и остается митрополитом РПЦЗ. Вслед за ним последовала меньшая часть клира - в основном в Канаде, Франции и России. 5-го ноября 2001 г. Виталий переименовал РПЦЗ в "РПЦ в Изгнании" (РПЦИ), чтобы иметь различие с синодом Лавра, однако вскоре старое название было возвращено и это объединение стало неофициально называться РПЦЗ(В). С самого начала митрополит Виталий посвятил нескольких близких ему человек в епископы. Из старых епископов РПЦЗ вслед за Виталием последовал лишь епископ Варнава, правда среди рядовых священников и приходов последовавших за ним было больше, хотя их общее число не велико - за границей СНГ под омофором Виталия находится 28 приходов и 3 монастыря/скита (из них 11 приходов в Европе, 8 в Канаде, 7 в США и 2 в Южной Америке). В России сторонниками Виталия и частью его церкви признали себя епископы Лазарь и Вениамин. Однако достаточно скоро внутри нового образования начались раздоры. 14 августа 2002 года русские иерархи поставили четырех новых епископов, утверждая, что с благословения митрополита Виталия (противники этих рукоположений утверждают, что митрополит не был поставивлен в известность). 10 ноября 2002 года их имена были изъяты из списков архиереев РПЦЗ(В) (однако сами епископы, восстановившие название Русская Истинно-Православная Церковь , продолжают поминать Виталия и считают его главой церкви). На территории бывшего СССР также параллельно действуют структуры епископа Варнавы (из-за которых во многом и произошел раскол). Этот раскол тем более болезненный, что приходы стан СНГ составляют абсолютное и наиболее преданное большинство церкви. Затем начался раздор между Варнавой и канадскими епископами, которых Варнава обвинил в воздействии на престарелого Виталия. Однако в данном случае разногласия не получили продолжения в виде раскола, хотя на совещании 2003 года ряд действий Варнавы были признаны неканоническими. 11 декабря 2003 окончательно была согласована и утверждена на Архиерейском Синоде структура РПЦЗ(В), внутри которой бытовала сумятица и неразбериха, в основном на территории России, где главенствующее положение пытался занять архиепископ Варнава. Европейская епархия была разделена на 3 части, однако пожелавшим клирикам было разрешено остаться под управлением Варнавы. Размежевание между "французской" частью под руководством Варнавы и "канадской" во главе с Сергием обострилось после того, как глава Западно-Европейской епархии запретил в служении парижского протоиерея Вениамина Жукова, секретаря Архиерейского Синода и фактического идеолога РПЦЗ(В). В январе 2004 Варнава за нарушения был уволен на покой, а в начале июля 2004 Архиерейский Синод за неподчинение издал указ о запрещении в священнослужении ранее уволенного на покой архиепископа Варнавы. После этого Варнава объявил себя Первоиерархом РПЦЗ (В-В), в его юрисдикцию входят часть приходов в Западной Европе и России. В мае 2006 архиепископ Варнава подал прошение о приеме в РПЦЗ(Л), которое было удовлетворено. Однако подчинявшиеся ему приходы, образующие "Западно-европейскую епархию РПЦЗ" решения своего архиерея не поняли и не одобрили, продолжив существовать как отдельная юрисдикция. При этом практически сразу несколько приходов епархии обратились к РИПЦ с просьбой о присоединении.
    В начале июня 2006 года разразилось противостояние между управляющим делами церкви Антонием и епископом Виктором, контролирующими митрополита Виталия и епископами Владимиром и Варфоломеем и протоиереем Вениамином Жуковым, который фактически расколол РПЦЗ(В) (17 июня Владимир и Вениамин были отстранены от должностей секретарей Архиерейского Синода, те отстранение признали неканоничным). В самой Мансонвильской обители состоялся конфликт между думая группами, борющимися за возможность доступа к митрополиту Виталию. 23 июля Антоний (Орлов) издал указ о временном переходе к нему полномочий главы Церкви и открыл 24 июля заседание Архиерейского Собора (кроме него участвовал лишь еп. Виктор), продлившийся до 29 числа. На этом соборе были рукоположены два новых епископа и РПЦЗ(В) окончательно раскололась на две юрисдикции - РПЦЗ(А) и РПЦЗ(В-В), поминающую старейшего по хиротонии епископа Владимира. Неспособность договориться друг с другом оставшихся епископов РПЦЗ (В-В) привела к фактической стагнации церкви - объявленный на начало 2007 года Собор так и не состоялся, иерархи не смогли договориться о его созыве и позднее. Фактически сформировалось несколько противоборствующих партий и церковь превратилась в неструктурированный вольный конгломерат приходов, в котором основную роль играют неформальные связи. 21 ноября 2006 года епископ Антоний (Рудей) своим указом отправил на покой епископа Анастасия (Суржика) (что конечно, последним признано не было). В марте 2007 года в дер. Амосовка, Курской обл. прошло пастырское совещание российской части РПЦЗ(В), призвавшее не торопиться с избранием нового первоиерарха. Недоверие и внутренняя враждебность в итоге привела к фактическому, ноне оформленному окончательно расколу. Первым витком окончательного оформления разделения было решение совместного приходского собрания приходов Южно-Российской епархии, который проходил 21-24 декабря 2007 года в г.Алексине. На этом собрании приходами, которые после отделения епископа Пивоварова начали поминать епископа Антония (Рудей) было решено прекратить его поминание и начать поминать епископа Анастасия (Суржика). В ответ на это 25 декабря 2007 года епископ Антоний запретил в служении иеромонаха Тихона (Козушина). А уже 9 января 2008 года епископ Антоний объявил о разрыве отношений с двумя другими епископами РПЦЗ(В-В) и совершении им единоличных хиротоний двух новых епископов, фактически сформировав новую юрисдикцию - РПЦЗ(М) . Оставшиеся два епископа (Владимир и Анастасий), отправив епископа Варфоломея на покой, провели 7-10 апреля 2008 года Архиерейский собор церкви, призвавший остатки РПЦЗ(В) косолидироваться вокруг них и разделили церковь на два церковных округа - Американский и Евразийский. Во время архиерейского собора 4-11 октября 2009 года было снова реорганизовано церковное управление - отменены церковные округа, Санкт-Петербургская епархия передана в управление еп.Виктору, а еп.Владимир был избран председателем Архиерейского Синода. С 2011 года епископ Мартин (создавший и долгое время окормлявший приходы в Крыму) начал активно пытаться перевести Крыма из состава Малороссийской епархии в свою, Южно-Российскую. А 12 марта 2014 года в одностороннем порядке объявил, что вступает "в управление местными делами по окормлению паствы на всей земле Крыма". На Архиерейском Синоде 31 октября 2014 года за это деяние он был запрещен в служении, чего сам не признал и продолжил активное служение.
    Окончательное размежевание противоборствующих групп произошло в октябре 2015 года. Прибывший на Архиерейский Собор РПЦЗ(В-В), проходивший 4-10 октября 2015 года в селе Малая Солтановка (Украина), епископ Владивостокский Анастасий, и после переговоров был констатировано, что он более не входит в состав Собора этой группы (после чего через несколько дней епископ Анастасий присоединился к РПЦЗ(А)). Тогда как два других оппозиционных иерарха создали новую ветвь РПЦЗ .

    Первоиерарх Митрополит (Восточно-Американская епархия)

    Епархии

    Канадско-Французская фракция (2001-2006)

    Каннская (Европейская, с 11 декабря 2003 Западно-Европейская) епархия:
    Варнава (Прокофьев) (ноябрь 2001 - январь 2004)
    Епархия Мансонвильская; с 11 декабря Монреальская и Восточно-Канадская:
    Сергий (Киндяков) (3 ноября 2001 - 10 апреля 2006)
    Епархия Сакраменто; с 11 декабря Сан-Францисская и Западно-Американская:
    Владимир (Целищев) (6 ноября 2001 - 29 июля 2006)
    Епархия Гренадская; с 11 декабря Эдмонтонская и Западно-Канадская:
    Варфоломей (Воробьев) (11 ноября 2001 - 29 июля 2006)
    Бэлтская и Молдовская епархия (до 11 декабря 2003 викарная к Европейской):
    Антоний (Рудей) (28 июня 2003 - 29 июля 2006)
    Владивостокская и Дальневосточная епархия:
    Анастасий (Суржик) (29 июня 2003 - 29 июля 2006)
    Епископ Славянский, викарий Европейской епархии, с 11 декабря 2003 Славянский и Южно-Российский.