Счет 401.40 в 769 форме. Доходы и расходы будущих периодов: порядок признания и учета

Фундамент

В предлагаемом материале рассказывается о том, как правильно закрыть счета в конце года, как сформировать и определить финансовый результат для отражения его в годовом балансе учреждения и как провести анализ финансового результата.

По завершении отчетного года бухгалтерия учреждения должна в обязательном порядке:

  • провести инвентаризацию (ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О бухгалтерском учете», п. 20 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 12.10.2012; далее — Инструкция № 157н);
  • закрыть счета текущего финансового года;
  • определить финансовый результат.

Учет финансового результата учреждение ведет на аналитических счетах к счету 401.00 «Финансовый результат хозяйствующего субъекта». Счет предназначен для отражения результата финансовой деятельности учреждений, а также финансового результата публично-правового образования по результатам исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, сметы (плана финансово-хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения, автономного учреждения за текущий финансовый год и за прошлые финансовые периоды (п. 293 Инструкции № 157н).

До закрытия счетов текущего финансового года необходимо произвести все расчеты по налогам и сборам, а также расчеты с дебиторами и кредиторами.

В конце года нужно закрыть счета по видам деятельности (видам финансового обеспечения), отражающие доходы и расходы отчетного периода. В нашем случае это бюджетный вид деятельности КФО 4 (за счет получения субсидий на выполнение государственного задания) и предпринимательский вид деятельности КФО 2 (оказание услуг юридическим и физическим лицам на платной основе).

При этом сальдо, сформированное на конец года на соответствующих счетах счета 401.20 «Расходы текущего финансового года» и счета 401.10 «Доходы текущего финансового года», списывается на счет 401.30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (пп. 297, 300 Инструкции № 157н).

Закрытие счетов согласно Методическим указаниям по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденным Приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н (далее — Методические указания), отражается в справке (ф. 0504833).

Порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по закрытию счетов доходов и расходов зависит от типа государственного (муниципальное или федеральное) учреждения.

В учете казенных учреждений закрытие счета 401.20 отражается следующими проводками:

Дебет счета гКБК 0.401.30.000 Кредит счета КРБ 0.401.20 (в разрезе КОСГУ) — отражено списание на финансовый результат расходов.

Закрытие счета 401.10 отражается проводкой:

Дебет счета КДБ (КИФ) 0.401.10 (в разрезе КОСГУ) Кредит счета гКБК 0.401.30.000 — отражено списание на финансовый результат доходов.

В соответствии с Инструкцией № 157н на счет 401.00 «Финансовый результат экономического субъекта» отражаются:

  • «Доходы текущего финансового года» — счет 0.401.10.000;
  • «Расходы текущего финансового года» — счет 0.401.20.000;
  • «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» — счет 0.401.30.000.

Бюджетные учреждения — получатели бюджетных средств операции по закрытию счетов доходов и расходов отражают в порядке, установленном для казенных учреждений. В учете бюджетного учреждения, которое получает субсидии из бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, данные операции отражаются следующим образом:

  • закрытие счета 401.20:

Дебет счета 0.401.30.000 Кредит счета 0.401.20 (в разрезе КОСГУ) — отражено списание на финансовый результат расходов (на основании справки ф. 0504833);

  • закрытие счета 0.401.10 (в разрезе КОСГУ) Кредит 0.401.30.000 — отражено списание на финансовый результат доходов (на основании справки форма 0504833).

В учете автономных учреждений используются следующие проводки:

  • для закрытия счета 401.20:

Дебет счета 0.401.30.000 Кредит счета 0.401.20 (в разрезе кодов видов выбытий) — отражено списание на финансовый результат расходов (на основании справки ф. 0504833);

  • для закрытие счета 401.10:

Дебет счета 0.401.10 (в разрезе кодов видов поступлений) Кредит счета 0.401.30.000 — отражено списание на финансовый результат доходов (на основании справки ф. 0504833).

В 24-26 разрядах номера счета указывается код вида выбытий (поступлений), соответствующий структуре данных, утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения (пп. 3, 184 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 23.10.2010 № 183н (далее — Инструкция № 183н), Инструкцией № 157н).

Рассмотрим пример закрытия счетов в конце года.

Пример 1

Доходы учреждения за год составили 1 000 000 руб., расходы — 500 000 руб. Кроме этого, за год произведены расходы за счет прибыли в сумме 100 000 руб. В течение года авансовые платежи по налогу на прибыль составили 80 000 руб.

В течение года делаются следующие бухгалтерские записи:

Дебет счета КДБ.2.205.31.560 Кредит счета КДБ.2.401.10.130 — начислен доход за оказанные услуги в сумме 1 000 000 руб.;

Дебет счета КРБ.2.109.61.200 Кредит счета КРБ.2.302.00.730 — отражены затраты, связанные с оказанием услуг, в сумме 500 000 руб.;

Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета КРБ.2.109.61.200 — списаны затраты на формирование фактической стоимости оказанных услуг в сумме 500 000 руб.;

Дебет счета КРБ.2.401.20.290 Кредит счета КРБ 2.302.91.730 — произведены расходы за счет прибыли в сумме 100 000 руб.;

Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета КДБ.2.303.03.730 — начислены авансовые платежи по налогу на прибыль в сумме 80 000 руб.

В конце года делаются проводки:

Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета КДБ.2.303.03.730 — 20 000 руб. ((1 000 000 руб. - 500 000 руб.) × 20 % - 80 000 руб.) — начислен налог на прибыль;

Дебет счета КДБ.2.401.10.130 Кредит счета гКБК.2.401.30.000 — 400 000 руб. (1 000 000 руб. - 500 000 руб. - (80 000 руб. + 20 000 руб.)) — закрыт счет 2.401.10.130;

Дебет счета гКБК.2.401.30.000 Кредит счета КРБ.2.401.20.290 — 100 000 руб. — закрыт счет 2.401.20.290.

___________________

Показатели, собранные за текущий финансовый год на счете 304.04 «Внутриведомственные расчеты» (в части законченных расчетов), в конце года списываются на счет 401.30 (п. 300 Инструкции № 157н, п. 172 Инструкции № 183н).

Обратите внимание!

Получатели бюджетных средств при наличии неиспользованных средств на конец года должны перечислить эти средства главному распорядителю (распорядителю).

Рассмотрим пример закрытия счета 4.304.04.000 и перечисления остатка неизрасходованного финансирования главному распорядителю бюджетных средств.

Пример 2

Учреждение в течение года получило от главного распорядителя на оплату коммунальных услуг 300 000 руб. За год на оплату коммунальных услуг израсходовали 280 000 руб.

В течение года бухгалтер делает следующие проводки по счетам:

Дебет счета КИФ.4.201.11.510 Кредит счета КРБ.4.304.04.223 — 300 000 руб. — получено финансирование на оплату коммунальных услуг;

Дебет забалансового счета 17 (код бюджетной классификации расходов) — 300 000 руб. — отражено поступление средств на счет учреждения;

Дебет счета КРБ.4.401.20.223 Кредит счета КРБ.4.302.23.730 — 280 000 руб. — начислены расходы по коммунальным услугам;

Дебет счета КРБ.4.302.23.830 Кредит счета КИФ.4.201.11.610 — 280 000 руб. — оплачены коммунальные услуги согласно заключенным договорам;

Кредит забалансового счета 18 (код бюджетной классификации расходов) — 280 000 руб. — отражено выбытие средств со счета учреждения.

В конце года в учете оформляются следующие проводки:

Дебет КРБ.4.304.04.223 Кредит счета КИФ.4.201.11.610 — 20 000 руб. — перечислена сумма неиспользованных средств;

Кредит счета 18 (код бюджетной классификации расходов) — 20 000 руб. — отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет счета гКБК.4.401.30.000 Кредит счета КРБ.4.401.20.223 — 280 000 руб. — закрыт счет 4.401.20.223 ;

Дебет счета КРБ.4.304.04.223 Кредит счета гКБК.4.401.30.000 — 280 000 руб. — закрыт счет 4.304.04.223.

__________________

Уточним, что такое КДБ, КРБ, КИФ в бюджетной классификации. В программе «1C: 8.2» используется справочник группы «Бюджетная классификация» для формирования 26-разрядных номеров счетов Рабочего плана счетов учреждения, оформления расчетно-платежных документов, а также для построения иерархической структуры бюджетной классификации в целях формирования бюджетной отчетности в структуре бюджета (сводной бюджетной росписи). Справочники поставляются заполненными и содержат соответствующие бюджетные классификаторы, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (в ред. от 11.06.2014). Так, классификация доходов (КДБ) представлена четырьмя справочниками:

  • группы, подгруппы КДБ;
  • статьи, подстатьи КДБ;
  • подвиды доходов КДБ.

Классификация источников финансирования (КИФ) дефицита бюджетов представлена также четырьмя справочниками:

  • группы по бюджетной классификации;
  • группы, подгруппы КИФ;
  • статьи КИФ;
  • виды источников КИФ.

Классификация расходов бюджетов (КРБ) представлена семью справочниками:

  • главы по бюджетной классификации;
  • разделы, подразделы КРБ;
  • целевые статьи КРБ;
  • программы целевых статей КРБ;
  • подпрограммы целевых статей КРБ;
  • виды расходов КРБ;
  • КОСГУ.

Справочник «Коды экономической классификации (КЭК)» поставляется в программе 1С заполненным, содержит коды операций сектора государственного управления (КОСГУ).

КЭК задается в карточке счета и хранится в регистре сведений «КОСГУ счетов».

Учет по кодам КОСГУ реализован в виде субконто «КЭК», которое прикреплено ко всем балансовым счетам.

Подбор полного 26-разрядного счета в объектах конфигурации осуществляется на основании регистров сведений «Рабочие счета» и «КОСГУ счетов».

КОСГУ — это аналитический код номера счета в 24-26 разрядах номера счета в плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений.

Так, доходы от оказания платных услуг отражаются на счете 2.401.10.130, здесь мы видим КОСГУ 130. Прочие доходы отражаются на счете 2.401.10.180 (КОСГУ 180).

Расходы за счет себестоимости по предпринимательской деятельности отражаются на счете 2.109.61.000, где применяется в последних разрядах КОСГУ. Например, затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг отражаются на счете 2.109.61.211 (КОСГУ 211).

Рассмотрим КОСГУ по видам затрат:

211. Заработная плата.

212. Прочие выплаты.

213. Начисления на выплаты по оплате труда.

220. Приобретение работ, услуг,

в том числе:

221. Услуги связи.

222. Транспортные услуги.

223. Коммунальные услуги.

224. Арендная плата за пользование имуществом.

225. Работы, услуги по содержанию имуществом.

226. Прочие работы, услуги.

260. Социальное обеспечение,

в том числе:

262. Пособия по социальной помощи населению.

263. Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления.

290. Прочие расходы.

270. Расходы по операциям с активами,

в том числе:

271. Амортизация основных средств и нематериальных активов.

272. Расходование материальных запасов.

273. Чрезвычайные расходы по операциям с активами.

Также счет 0.401.20.000 в разделе «Финансовый результат» имеет аналитический КОСГУ. Например «Прочие расходы» отражаются на счете 0.401.20.290 (КОСГУ 290).

В бюджетных учреждениях себестоимость готовой продукции работ, услуг отражается на счете 0.109.61.000 (в разрезе КОСГУ) по КФО 2 по предпринимательской деятельности и по КФО 4 по бюджетной деятельности. Расходы за счет прибыли по предпринимательской деятельности (материальная помощь, расходы на цветы, на подарки) относят сразу на финансовый результат счет 2.401.20.000.

Чтобы в конце года сделать закрытие счетов и определить финансовый результат нужно сначала в конце отчетного периода затраты по счету 0.109.61.000 (в разрезе КОСГУ) списать на счет 0.401.20.000 (в разрезе КОСГУ) (рис. 1).

СЧЕТ 401.20 КФО 2

Сальдо на начало

Обороты за период

Сальдо на конец

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

Виды затрат

211. Заработная плата

263. Пенсии,пособия,выплачиваемые организациями сектора государственного Управления

271. Аморизация основных средств

272. Расходование материальных запасов

290. Прочие расходы

Итого

1 218 071,12

1 218 071,12

Рис. 1. Расходы текущего года, отнесенные сразу на финансовый результат (руб.)

B программе «1С: Предприятие8.2» выбираем операцию «Услуги» → «Списание затрат». После этого выбираем режим заполнения «Заполнить по итогам» и нажимаем F5.

Подбираем услуги (зарплата, начисления на зарплату, коммунальные услуги, транспортные услуги, услуги по содержанию имущества, аренда, прочие услуги и т. д.), результат заполнения — в документ (все услуги в итоговой сумме по счету 0.109.61.00). Так формируется справка ф. 0504833, которая отражает «Списание затрат по услугам и работам» (рис. 2).

Номер счета

КОСГУ

Номер счета

КОСГУ

Наименование затрат

Сумма

Заработная плата

Компенсация за отпуск

Больничный 3 дня

Пособие до 3 лет

Спецжиры

Соц. страх 2,9 %

Пенсионный накопительный

Травматизм

Пенсионный страховой

Мед. страх. ФФОМС 5,1 %

Услуги связи

Прочие услуги

Налог на имущество

Транспортный налог

Коммунальные услуги

Списание материалов

Транспортные услуги

Вневедомственная охрана

Расходы на амортизацию

Зарплата по договорам

Мед. страх. ФФОМС 5,1 %

Пенсионный накопительный

Пенсионный страховой

Зарплата по договорам

Мед. страх. ФФОМС 5,1 %

Пенсионный страховой

Пенсионный накопительный

Итого

16 083 462,42

Рис. 2. Справка к документу «Списание затрат по услугам и работам» от 31.12.2013 (форма 0504833) по предпринимательской деятельности, руб.

Итак, мы сформировали справку ф. 0504833 «Списание затрат по услугам и работам» по завершению финансового отчетного года и можем перейти к формированию документа по закрытию балансовых счетов в конце года и определению финансового результата. Формируем форму 0504833 (рис. 3). Эта же форма используется для закрытия балансовых счетов в конце года.

Номер счета

КОСГУ

Номер счета

КОСГУ

Наименование затрат

Сумма

2.401.10

Заработная плата

Компенсация за отпуск

Больничный 3 дня

Пособие до 3 лет

Спецжиры

Соц. страх. 2,9 %

Пенсионный накопительный

Травматизм

Пенсионный страховой

Мед. страх. ФФОМС 5,1 %

Услуги связи

Прочие услуги

Налог на имущество

Транспортный налог

Коммунальные услуги

Списание материалов

Транспортные услуги

Вневедомственная охрана

Расходы на амортизацию

Зарплата по договорам

Мед. страх. ФФОМС 5,1 %

Пенсионный накопительный

Пенсионный страховой

Зарплата по договорам

Мед. страх. ФФОМС 5,1 %

Пенсионный страховой

Пенсионный накопительный

Прочие расходы

Пенсии, пособия

Итого

35 647 690,96

Рис. 3. Справка «Закрытие балансовых счетов в конце года» от 31.12.2013 года (форма 0504833) по предпринимательской деятельности, руб.

Из этой формы мы определяем финансовый результат по предпринимательской деятельности учреждения:

Дебет счета 2.401.10.130 Кредит счета 2.401.30.000 — 18 346 157,42 руб.;

Дебет счета 2.401.30.000 Кредит счета 2.401.20 (КОСГУ) — 17 301 533,54 руб.

Финансовый результат равен 1 044 623,88 руб. по предпринимательской деятельности. Налог на прибыль за отчетный год — 200 000 руб.

Значит, в годовой форме 0503721 «Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» по коду строки 300 «Чистый операционный результат» будет отражена сумма 844 623,88 руб. (1 044 623,88 руб. - 200 000 руб.).

Как видим из справки «Закрытие балансовых счетов в конце года» от 31.12.2013 года (ф. 0504833) (рис. 4), бюджетное финансирование за счет субсидий, полученное от главного распорядители бюджетных средств, закрыто полностью, иначе говоря, израсходованы субсидии для выполнения государственного задания в полном объеме, финансовый результат равен 0:

Номер счета

КОСГУ

Номер счета

КОСГУ

Наименование затрат

Сумма

Заработная плата

Начисления на зарплату

Услуги связи

Коммунальные услуги

Прочие расходы

Итого

22 279 200,00

Рис. 4. Справка «Закрытие балансовых счетов в конце года» от 31.12.2013 года (ф. 0504833) по бюджетной деятельности

Как видим, бюджетное финансирование за счет субсидий, полученное от главного распорядителя бюджетных средств, закрыто полностью, иначе говоря, субсидии для выполнения государственного задания израсходованы в полном объеме, финансовый результат равен 0:

Дебет счета 4.401.30.000 Кредит счета 4.401.20(КОСГУ) — 11 139 600 руб.;

Дебет счета 4.304.04(КОСГУ) Кредит счета 4.401.30.000 — 11 139 600 руб.

Итак, мы рассмотрели бухгалтерские проводки по закрытию счетов в конце года казенных, бюджетных, автономных учреждений, проанализировали простые примеры закрытия счетов бюджетного учреждения, рассмотрели порядок формирования таблиц к справке 0504033 «Закрытие балансовых счетов в конце года» в двух вариантах — по предпринимательской и по бюджетной деятельности (за счет субсидий), и после закрытия счетов определили финансовый результат (он у нас положительный, это значит, что доходы превысили расходы).

С. С. Велижанская, заместитель главного бухгалтера

С 2018 года бухгалтерский учет объектов аренды осуществляется в соответствии с Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденным Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н (далее – СГС «Аренда»). В связи с этим Минфин подготовил Письмо от 13.12.2017 № 02-07-07/83463, в котором даны методические рекомендации по переходу на применение новых правил.

Начиная с 2018 года объекты учета аренды делятся следующим образом: объекты учета операционной аренды (права пользования имуществом); объекты учета неоперационной (финансовой) аренды (права пользования имуществом); объекты основных средств (при финансовой аренде). При этом к операциям, связанным с учетом данных объектов, также относятся (в зависимости от ситуации): начисление амортизации на объекты учета аренды (в том числе на права пользования имуществом); начисление обязательств, возникающих из условий договоров по оплате арендных и условно арендных платежей, и осуществление расчетов по ним; начисление доходов (расходов); учет налоговых обязательств по доходам от аренды.

Необходимо отметить, что у государственных (муниципальных) учреждений имущество, переданное (полученное) в аренду, в основном признается объектом операционной аренды.

В данной статье рассмотрим основные мероприятия которые необходимо провести для выявления и оценки арендодателем объектов операционной аренды при первом применении СГС "Аренда", а так же формирования входящих остатков по объектам учета аренды в редакции 2 программы "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8".

СГС "Аренда" не содержит переходных положений при его первом применении. Методические указания по переходным положениям Стандарта при первом применении доведены Письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83463, далее – Методические указания.

Если на 1 января 2018 года в учреждении – арендодателе есть действующие переходящие договоры аренды, необходимо:

  • провести инвентаризацию объектов имущества, переданных в пользование в соответствии с договорами, заключенными до 1 января 2018 года и действующими в период применения СГС "Аренда";
  • определить оставшиеся сроки полезного использования объектов операционной аренды;
  • определить суммы обязательств по уплате арендных платежей за оставшиеся сроки полезного использования объектов (начиная с 2018 года и до завершения сроков действия договоров аренды);
  • по каждому действующему договору аренды отразить в учете дебиторскую задолженность по арендным обязательствам арендатора и предстоящие доходы от предоставления права пользования активом в сумме арендных платежей за оставшийся срок пользования объектом учета аренды.

Таким образом, по каждому действующему договору аренды арендодателем в межотчетный период должны быть сформированы следующие бухгалтерские записи в сумме расчетов с пользователями имущества по арендным платежам за оставшийся срок полезного использования объектов учета аренды:

- Дебет 205 21 000 "Расчеты с плательщиками доходов от операционной аренды"

Кредит 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";

- Дебет 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов"

Кредит 401 40 121 "Доходы будущих периодов по операционной аренде".

В программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" редакции 2 для ввода входящих остатков по объектам учета аренды применяется документ Начисление доходов будущих периодов (раздел Услуги, работы, производство – Долгосрочные договоры, аренда).

Для каждого договора аренды необходимо ввести отдельный документ Начисление доходов будущих периодов.

Пример 1. Бюджетное учреждение сдает в аренду имущество по договору аренды с 01.01.2017 по 31.12.2018 г. Ежемесячная ставка арендной платы составляет 10 000 руб. в месяц, плюс НДС 18%. Необходимо ввести входящие остатки по объектам учета операционной аренды при первом применении СГС "Аренда".

В документе Начисление доходов будущих периодов необходимо ввести данные об объектах учета аренды за оставшийся срок пользования:

  • установить вид операции Передача в аренду;
  • выбрать контрагента (арендатора) и договор аренды;
  • указать КФО и КПС счетов 205.21 и 401.40 и КЭК счета 401.40 - 121 "Доходы от операционной аренды".

В табличной части в строке Сумма по договору колонки Арендные платежи следует указать суммы расчетов по арендным платежам за оставшийся срок согласно договору аренды. В нашем примере по состоянию на 01.01.2018 оставшийся срок полезного использования объектов учета аренды составляет 12 месяцев (указывается в колонке Количество).

Если учреждение является плательщиком НДС, сумма Всего указывается с учетом НДС.

При ведении налогового учета также требуется установить параметры отражения доходов в налоговом учете по налогу на прибыль.

Согласно пункту 4 статьи 250 НК РФ доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду) относятся к внереализационным доходам. В программе они отражаются на счете налогового учета Н91.01 "Прочие доходы" по статьям прочих доходов с видом Сдача имущества в аренду или субаренду

На закладке Бухгалтерская операция следует выбрать типовую операцию Ввод входящих остатков по объектам учета аренды, указать КПС счета 401.30 и провести документ.

При проведении документа в межотчетном периоде формируются проводки согласно пункту 24 СГС "Аренда" по отражению:

  • расчетов с пользователем имущества по арендным платежам за оставшийся срок полезного использования объектов учета аренды по дебету счета 205 21 000 "Расчеты с плательщиками доходов от операционной аренды";
  • объема ожидаемого дохода от арендных платежей по кредиту счета 401 40 121 "Доходы будущих периодов по операционной аренде".

Кроме этого, в регистре сведений Параметры списания доходов будущих периодов сохраняется информация о сроке списания доходов будущих периодов и порядке отражения доходов текущего периода в бухгалтерском и налоговом учете.

Из документа Начисление доходов будущих периодов формируем Бухгалтерскую справку (ф. 0504833).

В дальнейшем, начиная с января 2018 г., в течение срока пользования активом в соответствии с пунктом 25 Стандарта доходы от предоставления права пользования активом признаются доходами текущего финансового года в составе доходов от собственности с одновременным уменьшением предстоящих доходов от предоставления права пользования активом либо равномерно (ежемесячно) на протяжении срока пользования объектом учета аренды, либо в соответствии с установленным договором аренды (имущественного найма) графиком получения арендных платежей. В программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" редакции 2 соответствующие бухгалтерские записи формируются документами Списание доходов будущих периодов (раздел Услуги, работы, производство – Долгосрочные договоры, аренда) на основании сведений о порядке отражения доходов текущего периода в бухгалтерском и налоговом учете из регистра Параметры списания доходов будущих периодов по соответствующему договору.

Согласно Методическим указаниям также необходимо провести сверку прогнозных показателей по доходам бюджета (доходам по данным Плана финансово-хозяйственной деятельности) на 2018 год и плановый период, учтенных по КОСГУ 121, с объемом ожидаемых доходов от арендных платежей, отраженных на счете 0 401 40 121, и при необходимости их уточнить.

Формирование входящих остатков по объектам операционной аренды на льготных условиях в программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8"

Для ввода остатков по объектам операционной аренды на льготных условиях в документе Начисление доходов будущих периодов (раздел Услуги, работы, производство – Долгосрочные договоры, аренда) в первую очередь следует выбрать соответствующий Вид операции:

  • Передача в аренду на льготных условиях;
  • Передача в безвозмездное пользование.

Рассмотрим порядок заполнения документа на условном примере.

Пример 2 . Бюджетное учреждение передало имущество по договору безвозмездного пользования на срок с 01.01.2017 по 31.12.2018 г. Если бы право пользования имуществом было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях, ежемесячная ставка аренды составила бы 10 000 руб. в месяц, плюс НДС 18%. Необходимо ввести входящие остатки по объектам учета операционной аренды при первом применении СГС "Аренда" по справедливой стоимости арендных платежей.

В документе необходимо ввести данные об объектах учета аренды за оставшийся срок пользования:

  • установить дату 31.12.2017 и флаг Отразить в межотчетном периоде;
  • установить вид операции Передача в безвозмездное пользование;
  • выбрать контрагента - получателя имущества и договор безвозмездного пользования;
  • указать КФО, КПС счетов 205.21 и 401.40 и КЭК счета 401.40 - 121 "Доходы от операционной аренды".

В табличной части в строке Справедливая стоимость колонки Арендные платежи следует указать суммы расчетов по арендным платежам за оставшийся срок пользования имуществом «как если бы право пользования было предоставлено на коммерческих (рыночных) условиях» (п. 26 СГС "Аренда"). Сумма отложенных расходов по упущенной выгоде рассчитывается автоматически. В нашем примере по состоянию на 01.01.2018 оставшийся срок полезного использования объектов учета аренды составляет 12 месяцев (указывается в колонке Количество).

На закладке Порядок учета доходов следует установить параметры списания доходов будущих периодов, со счета 401.40:

  • Порядок признания доходов – "По месяцам", "По календарным дням" или "В особом порядке" (подробнее см. в справке к документу);
  • Срок списания доходов на счет учета финансового результата текущего периода (401.10). В нашем примере оставшийся срок пользования арендатором объектами аренды – с 01.01.2018 по 31.12.2018;
  • Счет и аналитику учета доходов текущего периода в бухгалтерском учете (401.10).

На закладке Бухгалтерская операция следует

  • выбрать типовую операцию Ввод входящих остатков по объектам учета аренды,
  • указать КПС счета 401.30;
  • указать КПС и КЭК счета 401.50;

Отложенные расходы по упущенной выгоде учитываются на счете 401.50 "Расходы будущих периодов" по предопределенной статье "Упущенная выгода по договорам аренды на льготных условиях" (значение субконто Расходы будущих периодов). Счет (401.20) и аналитика бухгалтерского учета расходов по упущенной выгоде в текущем периоде устанавливаются в указанном предопределенном элементе справочника Расходы будущих периодов.

При проведении документа в межотчетном периоде формируются бухгалтерские записи согласно пункту 29.1 СГС "Аренда" по отражению:

  • объема отложенных доходов от предоставления права пользования активом по кредиту счета 0 401 40 121 "Доходы будущих периодов по операционной аренде";
  • объема отложенных расходов по упущенной выгоде от предоставления права пользования активом по дебету счета 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов".

Из документа Начисление доходов будущих периодов следует сформировать Бухгалтерскую справку (ф. 0504833).

В дальнейшем, начиная с января 2018 г., в течение срока пользования активом в соответствии с пунктом 29.2 Стандарта отложенные доходы от предоставления права пользования активом, а также отложенные расходы по упущенной выгоде от предоставления права пользования активом равномерно (ежемесячно) относятся на финансовый результат текущего периода с обособлением на соответствующих счетах аналитического учета Рабочего плана счетов субъекта учета (доходов от собственности, расходов по безвозмездным перечислениям).

В программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" редакции 2 соответствующие бухгалтерские записи формируются документами Списание доходов будущих периодов (раздел Услуги, работы, производство – Долгосрочные договоры, аренда) на основании сведений о порядке отражения доходов текущего периода в бухгалтерском и налоговом учете из регистра Параметры списания доходов будущих периодов по соответствующему договору.

Для учета результатов финансовой деятельности учреждений за текущий финансовый год и за прошлые финансовые периоды предназначен

счет 0 401 00 000

«Финансовый результат хозяйствующего субъекта», ко

торый включает следующие группировочные счета:

«Доходы текущего финансового года»

«Расходы текущего финансового года»

«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

«Доходы будущих периодов»

«Расходы будущих периодов».

Для определения финансового результата текущего финансового года сумма полученных в течение отчетного года и учтенных на счете 0 401 10 000 доходов сопоставляется с суммой произведенных и учтенных на счете 0 401 20 000 расходов. Если в результате по указанным счетам получен кредитовый остаток, финансовый результат будет положительным; если получен дебетовый остаток, финансовый результат – отрицательный. При этом финансовый результат деятельности учреждений определяется отдельно по основной (бюджетной) и приносящей доход деятельности. Следует подчеркнуть, что отдельного счета по формированию финансового результата текущего финансового года в плане счетов нет.Признание доходов производится по методу начисления. Дата признания доходов определяется по дате перехода права собственности на услугу, готовую продукцию, работу.

2.Учет доходов

Для учета доходов бюджетного учреждения используется счет 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года». К этому счету применяются коды КОСГУ 100 (операции с доходами) и открываются следующие аналитические счета:

0 401 10 100 «Доходы хозяйствующего субъекта»;

0 401 10 120 «Доходы от собственности»;

0 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»;

0 401 10 150 «Доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов»;

0 401 10 170 «Доходы по операциям с активами»;

0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов»;

0 401 10 172 «Доходы от операций с активами»;

0 401 10 180 «Прочие доходы» и другие счета в соответствии с КОСГУ доходов.

Начисление отдельных доходов отражается, в частности, следующими бухгалтерскими записями:

– при начислении доходов от сдачи имущества в аренду (не основная деятельность учреждения) Д 2 205 81 560 («Расчеты с плательщиками прочих доходов») К 2 401 10 180 «Прочие доходы»;

– при начислении доходов от продажи товаров, готовой продукции, работ, услуг: Д 2 205 31 560 К 2 401 10 130;

– начисление доходов от продажи основных средств, материальных запасов отражается: Д 0 205 71 560, 0 205 74 560 К 0 401 10 172;

– принятие к учету излишков основных средств, материальных запасов, отражается: Д 0 101 00 310, 0 105 00 340, К 0 401 10 180;

– при принятии к учету материальных запасов, полученных от ликвидации основных средств, оформляется запись: Д 0 105 00 340 К 0 401 10 172

– при начислении доходов в сумме денежных средств, полученных в виде пожертвований и грантов, оформляется запись: Д 0 205 81 560 («Расчеты с дебиторами по прочим доходам») К 0 401 10 180;

– при начислении доходов в сумме полученных субсидий на выполнение государственного задания: Д 4 205 81 560 К 0 401 10 180.

Уменьшение доходов производится в следующих случаях:

– при начислении налогов:

НДС: Д 0 401 10 130, 0 401 10 172 и т. д. К 0 303 04 730; налога на прибыль: Д 0 401 10 130, 0 401 10 172, 0 401 10 180 К 0 303 03 730

– при списании стоимости выбывших, в том числе реализованных не-финансовых активов: Д 0 401 10 172 К 0 101 00 410, 0 105 00 440.

– при списании себестоимости выполненных работ и услуг, готовой продукции: Д 0 401 10 130 К 0 109 60 200 («Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»), 0 105 07 440 («Готовая продукция»). Если суммы уменьшения доходов превысят сумму начисленного дохода, то соответствующий аналитический счет 0 401 10 000 будет иметь дебетовый остаток.

" № 12/2017

Финансовый результат деятельности казенного учреждения формируется в том числе за счет доходов и расходов будущих периодов. К ним относят доходы (расходы), полученные (произведенные) в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам. В статье рассмотрим особенности признания и учета указанных составляющих финансового результата.

Классификация доходов и расходов будущих периодов.

Инструкция № 157н предписывает учитывать в составе доходов и расходов будущих периодов следующие поступления и затраты (п. 301, 302):

Доходы будущих периодов

Поступления, начисленные за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящиеся к доходам текущего отчетного периода

Доходы, полученные от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия

Доходы по месячным, квартальным, годовым абонементам

Доходы от реализации имущества казны, при условии рассрочки платежа на условиях перехода права собственности на объект после завершения расчетов

Поступления по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным)

Поступления по договорам (соглашениям) о предоставлении грантов


Расходы будущих периодов*

Затраты, связанные с подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером

Расходы по освоению новых производств, установок и агрегатов

Расходы по рекультивации земель и осуществлению иных природоохранных мероприятий

Затраты, связанные со страхованием

Расходы по выплате отпускных

Затраты, связанные с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) сотрудников учреждения

Затраты по приобретению неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов

Расходы, связанные с неравномерно производимым ремонтом основных средств

* Перечисленные затраты признаются расходами будущих периодов в случае, если учреждение не создает соответствующий резерв предстоящих расходов (п. 302 Инструкции № 157н).

Стоит отметить, что состав приведенных доходов и расходов не является исчерпывающим (то есть закрытым). Исходя из специфики своей деятельности, учреждение вправе закрепить в учетной политике иные доходы и расходы, а также критерии отнесения полученных сумм, произведенных выплат к доходам и расходам будущих периодов.

При этом следует учитывать, что поступления (перечисления) денежных средств в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), то есть авансы, доходами (расходами) будущих периодов не являются.

Бюджетный учет.

Учет доходов и расходов будущих периодов осуществляется по видам доходов (поступлений), а также расходов (выплат), предусмотренных сметой казенного учреждения, в разрезе договоров, государственных (муниципальных) контрактов, соглашений.

Для отражения доходов учреждения, относящихся к будущим периодам, применяются следующие счета аналитического учета счета 1 401 40 000 «Доходы будущих периодов» (п. 123 Инструкции № 162н):

По кредиту указанных счетов отражаются суммы доходов, относящихся к будущим отчетным периодам, а по дебету – суммы доходов, зачисленных на соответствующие счета доходов текущего финансового года при наступлении периода, к которому такие доходы относятся.

Затраты учреждения, учитываемые как расходы будущих периодов, аккумулируются на следующих счетах аналитического учета счета 1 401 50 000 «Расходы будущих периодов» (п. 124 Инструкции № 162н):

Наименование

Расходы будущих периодов по заработной плате

Расходы будущих периодов по прочим выплатам

Расходы будущих периодов на начисление на выплаты по оплате труда

Расходы будущих периодов на оплату услуг связи

Расходы будущих периодов на работы, услуги по содержанию имущества

Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги

Расходы будущих периодов на пособия по социальной помощи населению

Расходы будущих периодов, отраженные по дебету данных счетов, подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счетов) в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.

В соответствии с указаниями п. 301, 302 Инструкции № 157н в рамках формирования учетной политики учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету доходов (расходов) будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых особенностей деятельности учреждения, а также требований налогового законодательства РФ о раздельном учете доходов (расходов) учреждения.

Приведем типовые корреспонденции счетов по учету доходов и расходов будущих периодов (п. 120, 123, 124 Инструкции № 162н):

Доходы будущих периодов

Начислены доходы будущих периодов:

за выполненные и сданные заказчику отдельные этапы работ, услуг (в соответствии с договорами, расчетными документами)

от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия

от реализации активов по факту заключения договора купли-продажи, предусматривающего рассрочку платежа (до момента перехода права собственности)

в форме грантов, субсидий, в том числе на иные цели, по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным)

Зачислены в доход текущего отчетного периода:

договорная стоимость выполненных и сданных заказчику отдельных этапов готовой продукции, работ, услуг, в том числе в конце финансового года по продукции животноводства и земледелия

доходы от реализации активов по договорам, предусматривающим рассрочку платежа, по факту прекращения на активы права собственности (права оперативного управления)

доходы, полученные в форме грантов

суммы принудительного изъятия, предусматривающие уточнение по сроку платежа

Расходы будущих периодов

Отражены расходы, произведенные в текущем финансовом году, но относимые к очередным финансовым периодам

Отнесены расходы, произведенные ранее и учитываемые в составе расходов будущих периодов:

на финансовый результат текущего финансового года

на себестоимость готовой продукции текущего финансового года

Отражены расходы по отпускным, произведенные в текущем финансовом году, но относящиеся к очередным финансовым периодам

Списаны расходы учреждения по оплате неотработанных дней отпуска, не возмещенные уволившимися работниками (сотрудниками), учитываемые в составе расходов будущих периодов, при увольнении работника

Примеры операций с доходами и расходами будущих периодов.

Рассмотрим различные ситуации по учету доходов и расходов будущих периодов.

Казенное учреждение (не наделено полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет) по согласованию с учредителем реализует недвижимое имущество в рассрочку по договору купли-продажи. Имущество учтено в составе основных средств на счете 1 101 12 000. Его равна 990 000 руб., сумма начисленной амортизации – 850 000 руб. Цена реализации составляет 960 000 руб. (подтверждена отчетом независимого оценщика). Оплата производится покупателем согласно графику равными долями в три этапа: в декабре 2017 года, январе 2018 года, феврале 2018 года. Денежные средства перечисляются напрямую в доход бюджета. Право собственности на объект переходит к покупателю после завершения расчетов.

В учете казенного учреждения отражены следующие бухгалтерские записи:

Сумма, руб.

По факту заключения договора купли-продажи

Начислены доходы будущих периодов от реализации имущества, при условии рассрочки платежа на условиях перехода права собственности на объект к покупателю после завершения расчетов

Учтено на забалансовом счете переданное по договору купли-продажи имущество до момента прекращения права оперативного управления*

Забалансовый счет 26

Декабрь 2017 года

Поступил на счет бюджета от покупателя первый платеж за имущество

Январь 2018 года

Отражены расчеты с администратором доходов бюджета по поступлению денежных средств от реализации имущества в бюджет

Поступил на счет бюджета от покупателя второй платеж за имущество

Февраль 2018 года

Отражены расчеты с администратором доходов бюджета по поступлению денежных средств от реализации имущества в бюджет

Поступил на счет бюджета от покупателя третий платеж за имущество

По факту прекращения права оперативного управления имуществом

Отражено списание начисленной амортизации по нежилому зданию

Отражено списание остаточной стоимости нежилого здания

(990 000 - 850 000) руб.

Зачислены в доход текущего отчетного периода доходы от реализации имущества

Отражено уменьшение забалансового счета на сумму реализованного имущества при переходе к покупателю права собственности на объект

Забалансовый счет 26

* В соответствии с Письмом Минфина РФ от 15.07.2016 № 02‑06‑10/41837 в период от момента передачи имущества согласно договору купли-продажи до прекращения права собственности (права оперативного управления) в отношении такого имущества информацию о переданных объектах следует отражать на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».

Казенное учреждение (администратор доходов бюджета) на основании договора возмездного оказания спортивно-оздоровительных услуг в декабре 2017 года реализовало 20 абонементов в бассейн на I квартал 2018 года по цене 1 800 руб. каждый. Денежные средства в счет оплаты услуг перечислены напрямую в доход бюджета. Учетной политикой учреждения предусмотрено, что стоимость оказанных услуг ежемесячно списывается (в последний день месяца) на доходы текущего периода.

В бюджетном учете необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

Сумма, руб.

Декабрь 2017 года

Зачислены в бюджет доходы, полученные от реализации абонементов

Начислены доходы будущих периодов

Зачислена в доход текущего отчетного периода стоимость оказанных услуг в период действия абонемента:

(36 000 руб. / 3 мес.)

(36 000 руб. / 3 мес.)

(36 000 руб. / 3 мес.)

По согласованию с руководством работнику казенного учреждения был предоставлен «авансом» ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 5 кал. дн. Отпускные в размере 12 000 руб. перечислены на «зарплатную» карту работника.

С суммы отпускных исчислен и удержан НДФЛ – 1 560 руб. Страховые взносы начислены в сумме 3 624 руб. (12 000 руб. x 30,2%), из них:

    на ОПС – 2 640 руб. (12 000 руб. x 22%);

    на ВНиМ – 348 руб. (12 000 руб. x 2,9%);

    на ОМС – 612 руб. (12 000 руб. x 5,1%);

    на «травматизм» – 24 руб. (12 000 руб. x 0,2%).

НДФЛ и перечислены в бюджет в установленные сроки.

Согласно трудовому законодательству работодатель вправе предоставить отпуск «авансом», то есть до отработки работником соответствующего периода, за который предоставляется отпуск. В этом случае затраты учреждения по оплате отпуска следует учитывать в качестве расходов будущих периодов (Письмо Минфина РФ от 05.06.2017 № 02‑06‑10/34914).

В учете казенного учреждения будут отражены следующие корреспонденции счетов:

Сумма, руб.

Отражены расходы будущих периодов по оплате отпуска, предоставленного «авансом»

Удержан НДФЛ с отпускных

Перечислены отпускные на «зарплатную» карту работника

(12 000 - 1 560) руб.

Перечислен НДФЛ в бюджет

Начислены страховые взносы с отпускных:

на «травматизм»

Перечислены в бюджет страховые взносы:

на «травматизм»

По истечении периода, за который предоставлялся отпуск

Отражено отнесение на финансовый результат текущего финансового года расходов будущих периодов:

по уплате отпускных

по уплате страховых взносов

Обращаем ваше внимание, что обязательства в счет предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или по выплате компенсаций за неиспользованный отпуск, включая платежи на обязательное социальное страхование работника, подлежат отражению в составе резервов предстоящих расходов на счете 1 401 60 000 (п. 302.1 Инструкции № 157н). Основное их отличие от расходов будущих периодов заключается в том, что сумма резерва отражается в учете в оценочном значении, и в результате погашения (исполнения) отложенного обязательства учреждению только предстоит понести расходы. В составе же расходов будущих периодов учитываются произведенные (начисленные) учреждением затраты, сумма которых точно определена, но эти затраты относятся к следующим отчетным периодам, поэтому они не признаются единовременно.

Казенное учреждение заключило договор ОСАГО на период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года в отношении служебного автомобиля. Сумма страховой премии составила 15 000 руб. Согласно учетной политике затраты на страховку учитываются на момент заключения договора в расходах будущих периодов, а затем ежемесячно в течение действия договора включаются в текущие расходы в размере 1/12 величины страховой премии.

В бюджетном учете данные операции отразятся следующим образом:

Сумма, руб.

Перечислена страховая премия страховщику

Отражены расходы будущих периодов в сумме страховой премии по договору ОСАГО

Учтена предварительная оплата по договору со страховщиком при получении полиса ОСАГО

Ежемесячно в течение действия договора ОСАГО

Отнесена часть страховой премии на текущий финансовый результат

(15 000 руб. / 12 мес.)

Обобщив вышеизложенный материал, выделим основные моменты:

1) перечень основных поступлений и затрат, которые следует учитывать в составе доходов и расходов будущих периодов, приведен в п. 301, 302 Инструкции № 157н. Однако он не является исчерпывающим. Исходя из специфики своей деятельности, учреждение вправе закрепить в учетной политике иные доходы и расходы, а также критерии отнесения полученных сумм, произведенных выплат к доходам и расходам будущих периодов;

2) поступления (перечисления) денежных средств в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), то есть авансы, доходами (расходами) будущих периодов не являются;

3) доходы и расходы будущих периодов учитываются на счетах 1 401 40 000 и 1 401 50 000 в момент их получения (совершения), начисления. Впоследствии они постепенно относятся на финансовый результат текущего финансового года.

Совсем недавно Минфин выпустил письмо, в котором разъяснил порядок учета учреждениями сумм субсидий и их неиспользованного остатка, подлежащего возврату в бюджет

08.06.2016

В силу норм ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Учет таких субсидий ведется по коду вида деятельности 4. Кроме того, из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным учреждениям на иные цели (учет таких субсидий ведется по коду вида деятельности 5). Для получения субсидий между учреждением и органом исполнительной власти, исполняющим функции учредителя, заключается соглашение. Разъяснения по отражению на счетах бухгалтерского учета начислений по доходам и поступлений сумм субсидий были приведены в Письме Минфина РФ от 18.09.2012 № 02-06-07/3798. Совсем недавно Минфин выпустил письмо, в котором разъяснил порядок учета учреждениями сумм субсидий и возврата неиспользованного остатка субсидий, подлежащего возврату в бюджет (Письмо Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436). Содержащаяся в данном письме корреспонденция счетов существенным образом отличается от применяемой сейчас учреждениями и установленной п. 93 Инструкции № 174н. О положениях этого письма мы и поговорим в статье.

Согласно нормам п. 93 и 94 Инструкции № 174н по счету 0 205 00 000 «Расчеты по доходам» в рамках получаемых сумм субсидий совершаются следующие бухгалтерские записи:

Начисление доходов в сумме субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания на лицевой счет бюджетного учреждения

Поступление доходов в рублях на лицевой счет бюджетного учреждения

Начисление доходов по предоставленной в порядке, установленном законодательством РФ, бюджетному учреждению субсидии на иные цели в сумме подтвержденных отчетом расходов, финансовым источником обеспечения которых являлась указанная субсидия, отражается на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833), оформленной согласно отчету по субсидии на иные цели

НАЧИСЛЕНИЕ СУММ ДОХОДОВ

По мнению Минфина, изложенному в Письме от 01.04.2016 № 02-06-07/19436, начисление доходов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания отражается в учете учреждения как доходы будущих периодов на основании соглашений, заключенных между учреждением и учредителем, при этом делается запись:

Дебет счета 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»

Кредит счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»

Признание доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания отражается при наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения вне зависимости от факта перечисления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и отражается следующим образом:

Дебет счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»

Кредит счета 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

Для справки

Согласно нормам п. 301 Инструкции № 157н счет 401 40 «Доходы будущих периодов» предназначен для учета сумм доходов по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в том числе на иные цели, а также на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

Инструкция № 174н в редакции Приказа Минфина РФ от 31.12.2015 № 227н не содержит положений о применении счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг» при начислении доходов в рамках сумм субсидий, полученных учреждением на выполнение государственного (муниципального) задания. Проект приказа Минфина о внесении очередных изменений в положения данной инструкции, размещенный сейчас на сайте для общественного обсуждения, тоже не предусматривает использование этого счета для отражения учета доходов по субсидиям.

Здесь же хотелось бы обратить внимание читателей на фразу, которую содержит Письмо Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436: п ри наступлении даты предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения вне зависимости от факта перечисления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания <…> начисление доходов текущего (отчетного) финансового года в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания отражается по дебету счета 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг» и кредиту счетов 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

Таким образом, фактически Минфин допускает два варианта отражения начисления сумм доходов, в рамках субсидий, получаемых учреждением. Отражение субсидий, выделенных учреждению, как доходов будущих периодов производится тогда, когда соглашение о предоставлении субсидии заключается в конце финансового года на следующий год (например, соглашение о предоставлении субсидии на выполнение задания учредителя на 2017 год заключено между учреждением и органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя в декабре 2016 года). В этом случае суммы субсидий фактически поступят в 2017 году, а в декабре 2016 года на дату подписания соглашения учреждение в учете отражает суммы доходов, планируемых к поступлению в 2017 году в качестве доходов будущих периодов. В случае, когда соглашение о предоставлении субсидии на выполнение задания учредителя заключается в текущем финансового году и в этом же году учреждению будут выделяться из бюджета субсидии (например, в январе 2015 года между учредителем и учреждением заключается соглашение о предоставлении субсидий на 2016 год), в учете суммы субсидий будут отражаться как доходы текущего периода.

В отношении целевых субсидий такой путаницы не возникает, поскольку доходы по таким субсидиям начисляются после того, как будет составлен и утвержден отчет о расходовании сумм целевой субсидии.

ВОЗВРАТ НЕИСПОЛЬЗОВАННЫХ ОСТАТКОВ СУММ СУБСИДИЙ

Статьей 4 Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ внесены изменения в ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, предусматривающие, что федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований может быть предусмотрен возврат в соответствующий бюджет остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания соответственно федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъекта РФ, муниципальными бюджетными учреждениями в объеме, соответствующем не достигнутым показателям государственного (муниципального) задания указанными учреждениями.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ средства в объеме остатков субсидий, предоставленных в 2015 году федеральным бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), подлежат в установленном Правительством РФ порядке возврату в федеральный бюджет.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (п. 33) предусмотрено, что в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ федеральные бюджетные и автономные учреждения до 1 июля 2016 года обеспечивают возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий, предоставленных им в 2015 году на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ), образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений.

Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод, что федеральное законодательство обязывает бюджетные учреждения возвращать остатки сумм субсидий только в случае недостижения показателей, установленных учредителем в рамках государственного задания . Советуем бюджетным учреждениям субъектов РФ и муниципалитетов для решения данного вопроса обратиться к нормативно-правовым актам, изданным на соответствующем уровне. Если учреждение по итогам года выполнило задание учредителя и у него остались неизрасходованные суммы субсидий, требование о возврате их в бюджет в федеральном законодательстве отсутствует. Возможно, такое требование содержится в нормативных актах отдельных субъектов РФ или муниципалитетов, хотя обычно нормативные акты субъектов РФ и муниципалитетов РФ копируют положения федеральных документов.

Из разъяснений Минфина, представленных в Письме от 01.04.2016 № 02-06-07/19436, следует, что финансовое ведомство выделяет несколько оснований для возврата сумм субсидий:

  • возврат остатка сумм субсидий, выделенных на выполнение задания учредителя, образовавшихся в связи с недостижением учреждением установленных государственным (муниципальным) заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ);
  • возврат остатка неизрасходованных сумм целевых субсидий;
  • возврат остатка сумм целевой субсидии в случае выявленных в ходе проверки нарушений по расходованию средств целевой субсидий.

При отражении возврата неиспользованного остатка суммы субсидии в учете применяется счет 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Заметим, что на сайте Минфина размещен проект приказа, которым будут внесены изменения в Инструкцию № 174н. В проекте предусмотрена проводка по возврату в доход бюджета остатков сумм субсидий посредством применения счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

Рассмотрим, как в бухгалтерском учете отражается возврат остатков сумм субсидий по каждому из названных оснований (бухгалтерские записи в таблице приведены на основании информации, содержащейся в Письме Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436).

НЕВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ

Начислены доходы будущих периодов в сумме субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя

130 4 205 31 560

130 4 401 40 130

Признаны доходами текущего (отчетного) периода доходы будущих периодов

130 4 401 40 130

130 4 401 10 130

Начислены доходы сумм субсидий, выделенных на выполнение задания учредителя

130 4 205 31 000

130 4 401 10 130

Поступили денежные средства в форме субсидий (операция совершается на каждое перечисление денежных средств)

510 4 201 11 000

130 4 205 31 000

Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидий, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий

130 4 401 10 130

130 4 303 05 000

Перечислены остатки сумм субсидий в доход бюджета

130 4 303 05 000

610 4 201 11 000

Пример 1

Бюджетное учреждение в январе 2015 года заключило соглашение о предоставлении суммы субсидии на 2015 год на выполнение задания учредителя в размере 3 000 000 руб . По итогам года показатели, которые были установлены в государственном задании, не были достигнуты учреждением. Остаток неизрасходованной суммы субсидии в размере 560 000 руб. возвращается в доход бюджета в апреле 2016 года.

В бухгалтерском учете операции по возврату в доход бюджета неизрасходованного остатка суммы субсидии отразятся следующим образом.

Сумма, руб.

Начислены доходы в сумме субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя

Поступили денежные средства в форме субсидии (операция совершается на каждое перечисление денежных средств)

Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания

Перечислены остатки суммы субсидии в доход бюджета

ВОЗВРАТ НЕИЗРАСХОДОВАННОГО ОСТАТКА СУММ ЦЕЛЕВЫХ СУБСИДИЙ

510 5 201 11 000

130 5 205 31 000

Начислены доходы, поступившие от сумм целевых субсидий на основании отчета о расходовании целевых средств, подписанного учредителем

180 5 205 81 000

180 5 401 10 180

180 5 205 81 000

180 5 303 05 000

180 5 303 05 000

610 5 201 11 000

В случае принятия решения о наличии у учреждения потребности в целевых средствах (если остаток средств не перечислялся в бюджет) производятся следующие бухгалтерские записи

уменьшение задолженности перед бюджетом

180 5 303 05 000

180 5 205 81 000

поступление средств целевой субсидии от возврата из бюджета

510 5 201 11 000

180 5 205 81 000

По нашему мнению, если учреждение произвело возврат суммы целевой субсидии в доход бюджета в 2016 году, минуя счет 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» ввиду отсутствия соответствующих разъяснений Минфина о применении данного счета в такой ситуации, то учреждению следует:

  • руководствуясь п. 18 Инструкции № 157н, произвести сторнирование записи, отражающей возврат остатка субсидии в доход бюджета;
  • отразить возврат неиспользованного остатка суммы субсидии в учете так, как это предусмотрено в Письме Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436.

По итогам 2015 года у учреждения образовался остаток целевой субсидии в размере 210 000 руб. Эти средства были перечислены в доход бюджета в марте 2016 года (дебет счета 5 205 81 560 кредит счета 5 201 11 610). В связи с выходом Письма Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436 учреждение сделало исправительные записи и отразило в учете возврат остатка сумм целевой субсидии посредством счета 5 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» :

Сумма, руб.

Возврат неиспользованного остатка целевой субсидии

Методом «красное сторно» произведено сторнирование записи, отражающей возврат остатка суммы целевой субсидии

Отражена сумма задолженности по возврату неиспользованного остатка суммы целевой субсидии

Перечислен учредителю остаток неиспользованных целевых сумм

ВОЗВРАТ ОСТАТКА СУММ ЦЕЛЕВОЙ СУБСИДИИ В СЛУЧАЕ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПО РАСХОДОВАНИЮ СРЕДСТВ

Поступили денежные средства в форме целевой субсидии

510 5 201 11 000

130 5 205 31 000

Начислены доходы, поступившие от сумм целевых субсидий на основании отчета о расходовании целевых средств, подписанного учредителем (операция совершается на полный объем израсходованных и отраженных в отчете сумм субсидий)

180 5 205 81 000

180 5 401 10 180

Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков сумм неиспользованных субсидий, при расходовании которых были допущены нарушения

180 5 401 10 180

180 5 303 05 000

Перечислены в доход бюджета суммы остатков средств

180 5 303 05 000

610 5 201 11 000

Подведем итог (согласно Письму Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436):

1) доходы, поступившие в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, отражаются в учете учреждения как доходы будущих периодов (дебет счета 4 205 30 000 и кредит счета 4 401 40 130 по соглашениям о предоставлении субсидий в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным));

2) при отражении возврата неиспользованного остатка суммы субсидии в учете применяется счет 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;

3) возврат остатка суммы субсидий может производиться по следующим основаниям:

а) в связи с недостижением учреждением, установленных государственным (муниципальным) заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ);

б) частичного расходования сумм целевых субсидий;

в) выявления в ходе проверки нарушений по расходованию сумм целевой субсидии;

4) корреспонденции счетов по поступлению сумм субсидий и возврату в бюджет неизрасходованного остатка суммы субсидии приведены в указанном письме.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Издательство Аюдар