Замки крестоносцев в сирии. Крак де Шевалье — чудо средневековой фортификации

Монтаж

Крак-де-Шевалье
В возвышенной пустынной местности, на скалистой горе высотой 750 м. господствуя над узким проходом между хребтами Ливана и Антиливана, стоит замок Крак-де-Шевалье («Крепость рыцарей»). Высоко над равниной нависают ею грозные башни и мощные стены, сложенные из больших каменных глыб. Монашествующие рыцари-госпитальеры выстроили его по последнему слову фортификационной техники XII столетия Это один из самых совершенных замков, возведенных крестоносцами на узкой шестисоткилометровой полосе восточного побережья Средиземного моря.
Еще до прихода крестоносцев здесь стояла небольшая арабская крепость. В 1109 г. она была захвачена князем Танкредом Антиохийским, передавшим ее во владение графам Триполи. В 1144 г. граф Раймунд II Триполитанский передал ее рыцарям ордена иоаннитов (госпитальеров). Именно их грудам замок обязан появлению мощнейших по тем временам оборонительных сооружений.

Один из самых больших средневековых замков, вмещавший гарнизон численностью до двух тысяч человек, Крак-де-Шеватье неоднократно успешно отражал атаки врагов. С 1110 по 1271 г. он выдержал двенадцать осад. Его не смог взять даже самый выдающийся мусульманский полководец, султан Саладин. После долгой осады и жестких боев ему пришлась уйти ни с чем. Спустя 80 лет после смерти Саладина египетскому султану Бейбарсу удалось все же захватить крепость. При этом воины султана смогли преодолеть лишь внешнее кольцо оборонительных укреплений. Осажденный гарнизон капитулировал на почетных условиях и, покинув Крак-де-Шевалье, получил возможность свободно уйти в Триполи. Вскоре после этого крестоносцы покинули Ближний Восток.

Арабы произвели небольшие перестройки в крепости и использовали ее в течение еще долгого времени. Памятником этих событий служат многочисленные арабские надписи, сохранившиеся на стенах Крак-де-Шевалье, в которых упоминается имя султана Бейбарса. Одна из таких надписей помещена над входом в замок и напоминает об «обновлении этой благословенной крепости при султане Бейбарсе в 1271 году».

Узкая дорога, идущая у подножия стен, петляя, приводит к главным воротам замка. Раньше подход к ворогам был защищен подъемным мостом. Сейчас в крепость ведет удобная каменная лестница.
Окруженный двойным кольцом крепостных стен, замок практически неприступен: с востока, севера и запада его защищают крутые скалы. Внешняя оборонительная линия усилена тринадцатью мощными башнями; стены, как и башни, хорошо сохранились. Наружные и внутренние стены разделяет широкий ров. вырубленный в материковой скате. Его заполняла вода, поступавшая со склонов холма по акведуку.

Удивляет прекрасное качество кладки крепостных стен и башен, сложенных из больших, тщательно отесанных и подогнанных прямоугольных плит. Такая кладка, по мнению исследователей, характерна именно для сооружений крестоносцев, относящихся к XIII в. тогда как для построек ХII в. применялась так называемая рустованная кладка.
За внутренней стеной на территории площадью около 3 га расположены различные помещения - жилые здания, казармы, амбары для зерна, мельница, пекарня, маслобойня, конюшни. Центром замка является внутренний двор, вокруг которого расположены основные постройки. Первоначально двор обрамляли длинные сводчатые залы, использовавшийся как склады и хозяйственные почтения. Сохранился лишь один такой зал, имеющий протяженность 120 м при ширине 8 м. В южном его конце устроена громадная круглая печь - вероятно, здесь находилась кухня. Питьевая вода для гарнизона поступала из горного источника по специально проложенному акведуку.

Одно из самых ранних сооружений Крака-де-Шевалье - Замковая капелла. Она была воздвигнута, очевидно, еще в первой половине XII в. Размеры капеллы составляют 21.5×8,5 м. Ее освещает только одно широкое окно, прорезанное в толще мощных крепостных стен. Предельно простое убранство капеллы удивительно хорошо сочетается с суровой крепостной архитектурой. Впрочем, капелла и сама служила для целей обороны: в одной из ее частей устроен узкий проход вдоль стены с амбразурами - отсюда лучники могли защищать подходы к воротам Верхнего замка.
Хорошо сохранился раннеготический Большой зал, где рыцари-иоанниты собирались для советов и совместных трапез. Его размеры составляют 27×7,5 м. В торцовой стене устроено большое окно, обрамленное именной ажурной резьбой в виде цветов и листьев.

В юго-западной башне замка находились комнаты коменданта. Здесь же останавливался во время приездов в замок Великий магистр ордена иоаннитов. Эта башня - самая высокая точка замка. По узкой лестнице можно подняться на верхнюю площадку, откуда открывается прекрасный вид на крепость и ее окрестности. В хорошую погоду отсюда на западе видно Средиземное морс. Вдали отчетливо вырисовываются руины Калаат аль-Бейда («Башня Белого замка») - другой крепости крестоносцев на пути от Тартуса к Крак-де-Шевалье. Свои замки рыцари сооружали таким образом, чтобы из одной крепости была видна по крайней мере еще одна. Таким образом, в относительно короткое время можно было на большие расстояния передавать световые сигналы и сообщения - например, о приближающемся вражеском войске.
С 1927 г. в Крак-де-Шевалье велись реставрационные работы, в результате которых в значительной мере был восстановлен первоначальный облик крепости. По единодушному мнению специалистов, этот замок является лучше всего сохранившимся и наиболее впечатляющим образном средневековой оборонительной архитектуры на Ближнем Востоке.

Замок Крак де Шевалье - ключ к христианским землям. Сирия.

Замок Крак де Шевалье находился на окраине одного из государств крестоносцев - Триполийского графства.

Замок прикрывал подходы к главным портам графства: Тортозе (Тартус) и Триполи (Ливан). Среди почти трех десятков замков крестоносцев, Крак всегда занимал особое место, он и сейчас считается вершиной крепостного строительства.

До XI века в этих краях была колония курдов, и стояла небольшая крепость Хосн аль-Акрад, или замок Курдов для охраны дороги на Триполи - один из богатейших и важнейших портов того времени.

В 1099 году замок был первый раз завоеван крестоносцами во время первого крестового похода, так как они прослышали, что за его стенами местные жители укрыли большие стада овец. Но рыцари торопились в Иерусалим, поэтому оставили крепость.

Снова замок был завоеван крестоносцами 11 лет спустя. Тогда же замок поменял название, став Крак де Шевалье (Замок Рыцарей) .
Слабые фортификационные сооружения замка требовали затрат на дополнительное строительство, но ни один рыцарский барон не соглашался оказать денежную помощь. В конце концов, в 1142 году правитель Триполийского графства Раймонд I Антиохийский передал замок военно-религиозному ордену Госпитальеров.

В 1118 году после смерти основателя братства Жерара Тома, монашеское братство превратилось в духовно-рыцарский орден.
Дело в том, что в братстве произошел раскол. Девять братьев во главе с французским рыцарем Гуго де Пайеном были не согласны с политикой госпитальеров. Заниматься тяжелым трудом по уходу за больными и раненными было не для них, им хотелось рыцарских подвигов. И девять раскольников образовали новое братство - «рыцари Храма», или тамплиеры.

У госпитальеров оставалось два пути: остаться монашеским орденом (но тогда сократиться приток дворянства в орден) или стать, по примеру, тамплиеров рыцарями. Госпитальеры выбрали второй путь.

Госпитальеры (рыцари госпиталя Святого Иоанаа, или иоанниты) не подчинялись законам той страны, где находились, они подчинялись только папе римскому и великому магистру. Госпитальеры имели право строить замки в любом месте Святой Земли, имели собственные церкви и кладбища. Обед бедности и нестяжания остались. Вступающий в орден передавал все свое имущество, но богатства шли на благородные цели: строились госпитали с бесплатной помощью, кормили бедных паломников, Одной из важнейших обязанностей госпитальеров была оборона крепостей и замков в Святой Земле от мусульман.

Военные действия под стенами замка Крак де Шевалье

При госпитальерах Крак отбил множество атак мусульманских войск, одиннадцать раз был местом сбора крестоносного воинства, отправляющегося в очередную экспедицию.

В 1163 году султан Нур ад-Дин потерпел у стен Крака сокрушительное поражение и бежал на лошади почти голый (его армию застали врасплох во время полуденного отдыха) . Нур ад-Дин очень сильно переживал это поражение, но умер объединитель Сирии , так и не взяв Крак .

В 1180 году госпитальеры наблюдали с высот башен, как войска Салах ад-Дина (Саладин, как называли его европейцы)(приемника Нур ад-Дина) сжигают их посевы и угоняют скот, не в силах помешать этому.

В 1188 году Салах ад-Дин разбил лагерь напротив Крака и провел там месяц, изучая укрепления. Убедившись в том, что замок мощен и неприступен, Салах ад-Дин даже не стал атаковать его.


Захват замка Крак да Шевалье султаном Бейбарсом

В последующие годы султан Бейбарс - талантливый и расчетливый полководец, продолжал отсекать рыцарские владения. Бейбарс был сиротой и еще мальчиком его продали в рабство в Дамаск . Он был гребцом на галерах, воинов и в конце концов, благодаря своему уму, энергии, заговорам и убийствам, проложил себе дорогу к египетскому трону и правил более 17 лет. Под его удара падали один за одним рыцарские замки в районе Хомса и Хамы .

Крак испытывал большие трудности. Бейбарс начал осаду Крака , которая оказалась в истории замка последней. Взять госпитальеров измором было нереально - в замке находится приличный запас продовольствия. Поэтому Бейбарс решил брать замок штурмом. Каждый шаг войска Бейбарса стоил неимоверных усилий. Сначала воины взбирались по узкой открытой тропе. Затем преодолевали ров. Атакующие овладели главными воротами, но здесь их встретило хорошо организованное сопротивление. А потом вторая стена.
В марте 1271 года мусульмане закончили подкоп второй стены и ворвались в центр Крака . Они захватили большой зал, часовню, склады и колодец, но госпитальеры спрятались в южном редуте. Эта цитадель состояла из трех мощных и высоких башен и имела все необходимое на случай длительной осады.

Тогда Бейбарс пошел на хитрость. По его распоряжению изготовили письмо от Великого Магистра ордена Госпитальеров, в котором осажденным было приказано капитулировать. «Надежный человек» доставил письмо рыцарям в редут, и в 1271 году госпитальеры сдались, и под обещание вести мирно были отпущены в Триполи.
По заключенному миру крестоносцы вынуждены были уступить еще ряд крепостей.
Бейбарс, после взятия Крака , отреставрировал крепость и дополнил укрепления.

Крак строился в три этапа: строения до землетрясения 1170 г., постройки XII-XIII вв. и мусульманский период.
Внешне строения сложно различить. Вершину холма окружает двойное кольцо стен, образуя четырехугольник длиной 200 метров шириной 150 метров.


В замке был большой водоем - беркиль, для сбора воды. Недостаток воды в этих краях сказывался на увеличении количества беркилей. Также на Востоке европейские рыцари переняли местный обычай мыться чаще.
Акведук снабжал водой кухню с огромной печью для выпечки хлеба.
В мусульманский период были пристроены бани под землей, чтобы вода самотеком стекала из беркиля.
Почти все замки крестоносцев на Востоке имели большой зал для банкетов, празднеств и военных советов. Большой залКрака был построен в 1250 г. - это образец раннеготической архитектуры. В верхней части одного из оконных проем надпись на латыни: «Имей богатство, имей мудрость, имей красоту, но остерегайся гордыни, которая оскверняет все, к чему прикоснется».


Рядом с большим залом стоит простая часовня в романском стиле, возведенная в 1170 г. Ее стены украшали знамена и военные трофеи, оружие погибших рыцарей и сбруи лошадей. Сразу после взятия Крака в часовне была устроена мечеть, о чем свидетельствует минбар (возвышение для чтения проповедей) и михраб (ниша) (мечеть использовалась до XX в.).


Со стен замка открывает панорама на многие километры.


Крак де Шевалье находится под защитой ЮНЕСКО.
Сейчас здесь находится музей.
Открыт летом 9.00 - 17.00
Зимой 9.00 - 16.00
Рамадан 9.00 - 14.00
Выходной - вторник.

Крак де Шевалье – одно из немногих мест на земле, которое никогда и никому не удалось покорить. Даже Тамерлан обошел его стороной. И только силы природы время от времени сокрушают его неземную мощь. Этот грандиозный архитектурный памятник находится в Сирии, в 65 км западнее города Хомс, неподалеку от главной дороги, ведущей на Бейрут и к Средиземному морю. Крепость сохранилась до наших дней со времен крестоносцев. Она служила базой ордену Госпитальеров или монахов-иоаннитов. По сравнению с ней подобные сооружения кажутся соломенными домиками. Известный путешественник и исследователь эпохи крестоносцев Томас Эдвард Лоуренс, повидав много строений в разных странах, назвал Крак де Шевалье "самым восхитительным замком в мире" .

Как на Востоке появились крестоносцы

Как же появился в этой восточной стране рыцарский замок Крак де Шевалье? Сирия расположена на перекрестке древних торговых путей. В первые века христианства здесь образовался мощный центр православия. Но в 640 году территорию стали контролировать арабы. Они же обратили многих сирийцев в мусульманство. Тем не менее, христиане и мусульмане продолжали мирно жить бок о бок – делить им было нечего. Но турки так не считали. Приняв мусульманство, они стали враждебно относиться и к местным христианам, и к паломникам. В 1097 году сюда прибыли первые крестоносцы, чтобы защитить Святую землю от посягательств иноверцев.



История крепости Крак де Шевалье

Издали строение кажется игрушечной крепостью. Но чем ближе подъезжаешь к нему, тем реальнее оцениваешь масштаб постройки и невольно задаешься вопросом: а не богатыри ли строили этот замок? Начало строительства относят к 1031 году – по повелению эмира здесь возвели крепость курдов. Но в 1099 году она была захвачена графом Тулузским Раймондом Сен-Жерменским. А через 40 лет ее передали госпитальерам. Те стали возводить на этом месте строение, которое счастливые туристы имеют возможность созерцать и спустя почти тысячелетие. Вскоре эта крепость площадью более 3 тысяч квадратных метров стала самым мощным на Ближнем Востоке оборонительным сооружением. Ее фото – одна из визитных карточек Сирии.



Гарнизон крепости в часы ее расцвета состоял более чем из двух (согласно другим источникам – из четырех) тысяч человек. Жизнь здесь была организована настолько грамотно, что все эти люди смогли бы пережить пятилетнюю блокаду без особых потерь. Здесь были запасы еды и возможность их пополнения, из-под земли били несколько источников, система канализации предохраняла от развития и распространения инфекционных заболеваний, а более благоприятного и теплого климата не стоило и желать.

За всю историю ордена госпитальеров, крепости лишь дважды грозила реальная опасность. Но оба раза противник, истратив физические и моральные силы, уходил, понимая, что взять Крак де Шевалье не удастся. В 1249 году состоялся Седьмой Крестовый поход. Но он, как известно, закончился неудачей. После этого госпитальеры стали терять свои позиции. Цитадели требовались новые рекруты, но они с Европы не доставлялись. Да и со снабжением начались проблемы. Тем не менее, рыцари продержались до 1271 года.

Сдача цитадели

В это время к крепости подошли войска Бейбарса – мамлюкского султана. Его воинам удалось прорвать две линии обороны. Но поразить цитадель силой султан не смог. Он так бы и ушел ни с чем. Но сработал его коварный план. Бейбарс пошел на хитрость – подбросил в крепость обманное письмо якобы от графа Триполи с приказом сдать крепость. Рыцари этот ложный приказ выполнили. Взамен им даровали возможность беспрепятственно добраться до столицы.




Этому несказанно были рады многие, в том числе и христиане, поскольку франки их сильно разочаровали – не того ожидали от освободителей. Местных христиан крестоносцы считали неполноценными, придумывали все новые поборы, а когда нужно было защищать жителей деревень, сами укрывались в своей крепости.

Первым делом Бейбарс приказал перестроить часовню на мечеть. Парадоксально, но долгие годы мусульмане молились в ней под сенью креста – его под сводами потолка они либо не заметили, либо (во что человеку православному верится больше) просто не смогли разрушить.

Одно из лучших в мире фортификационных сооружений

Могущество франков основывалось на каменных массах. Проходят века, а крепость госпитальеров Крак де Шевалье остается образцом фортификационного зодчества. Тот, кто смотрел русский фильм "Баязет", уже имеет об этом месте некоторое представление – картина снималась именно в этом замке.


Долгое время считалось, что технология построения защитных сооружений позаимствована европейцами у арабов. Но сэр Лоуренс, о котором мы упоминали в начале, первым высказал предположение, что как раз наоборот и подтверждение тому – Крак де Шевалье. До него, да и после, не было фортификационного сооружения более мощного и грамотно построенного.

Под давлением обстоятельств крестоносцы постоянно совершенствовали свои фортификационные умения и довели их до уровня абсолютного совершенства. Сейчас мнение Лоуренса не подвергается критике: да, именно крестоносцы научили мусульман строить крепости.

Стоит замок крестоносцев на высоком холме. Двойные стены толщиной до 5 метров построены в виде прямоугольников. Длина наружной 200 метров, а ширина – 150 метров. Между ними находился наполненный водой ров. Наружную стену украшали 13 башен, главная из которых – Дочь Короля. С нее открываются потрясающие виды на окрестные пейзажи. Но сооружалась она не для любования природой. С этого места можно было заметить неприятеля на дальних подступах к крепости. Одна из башен, простояв века, была разрушена в 2014 году, во время бомбардировки повстанцев, оккупировавших Крак де Шевалье.


Со всех сторон, кроме южной, крепость защищает крутой склон холма. И только с юга построена крепостная стена. Внутри здания находится много залов, галерей, переходов, потайных комнат – все это не дань архитектурной моде того времени, а грамотный замысел зодчих – если враг попадал внутрь цитадели, то передвигаться по ней беспрепятственно он не мог.

Поскольку вода на Ближнем Востоке – огромная ценность, а тем более в крепости, то по всей территории Крака были выкопаны колодцы глубиной до 27 метров. Дождевая вода собиралась в каменные цистерны. А в центре крепости был бассейн (72х16 метров), в котором купались люди и из которого поили лошадей. Ветряные мельницы мололи зерно и перетирали на сахар тростник. Акведуки перекачивали воду.

Большая зала, покои магистра, комнаты рыцарей и сводчатая галерея и через много веков поражают богатством своего убранства. Их архитектура – яркий пример раннего барокко. Надпись на стене большой залы гласила: "Тебе красота, богатство и мудрость, но бойся гордости, могущей разрушить все".


В 2014 году замок госпитальеров и ближайшие исторические объекты были включены ЮНЕСКО в список исторических памятников, находящихся под угрозой. К сожалению, на карте Сирии остается все меньше объектов, имеющих всемирное значение.

Долина христиан

Крак де Шевалье находится в христианской части Сирии. Храмов здесь больше, чем мечетей. Они, правда, мало напоминают наши и отличаются своей самобытной архитектурой. Местные женщины носят современную одежду и не покрывают голову. Здесь много голубоглазых и почти блондинистых людей – потомков крестоносцев.

У местных принято зазывать туристов к себе на чай или кофе. Отказываться нет смысла – вас просто затянут и угостят, как очень дорогого гостя. Но случится это лишь после выяснения конфессиональной принадлежности последнего. Христиане этих мест свято хранят свою веру от посягательств западных миссионеров, чему стоило бы поучиться и нам. Здесь проживает около семидесяти тысяч ортодоксальных последователей Христа. Поэтому местность, окружающая замок крестоносцев, называется Долиной христиан.


Местное население в большинстве своем занимается садоводством. Яблочные рощи сменяются оливковыми, и наоборот. Свежевыжатые соки, которыми угощают туристов, невозможно с чем-то сравнить – это настоящий райский нектар. А масло вполне оправдывает свое неофициальное название – "жидкое золото".

Как добраться до замка Крак де Шевалье?

Посмотрите на карте маршрут Дамаск -> Крак де Шевалье:

На заметку туристу

Крепость возвышается над долиной Эль-Букейя. За последние восемь сотен лет путь к ней не стал легче, поэтому диву даешься – как такие огромные глыбы люди вытаскивали на такую высоту и какой же силой обладали эти исполины?

Добираться можно на туристическом автобусе, эти рейсы между Хомсом и Краком совершаются регулярно, на собственном или арендованном автомобиле, либо же автостопом из любой части страны – в Сирии это общепринято, просто и выгодно.

Для того, чтобы обойти крепость госпитальеров требуется целый день. Поэтому двухчасовый тур, который предлагают некоторые гиды, – это всего лишь галочка о том, что вы видели Крак де Шевалье. Настоящее удовольствие от посещения этого всемирно значимого объекта наступит лишь после содержательной и полноценной экскурсии.


Напротив главных ворот замка находится кафе, где очень вкусно готовят цыпленка табака. Правда, стоимость обеда здесь выше, чем в среднем по стране. Остановиться на ночлег можно в одном из отелей Хомса, либо же в частной мини-гостинице, которых немало в окружающих крепость селениях.


Поездка к замку госпитальеров навсегда останется в памяти. Ведь это сооружение и окружающая его долина уникальны во многих отношениях. Местность уникальна тем, что оставаясь маленьким островком христианства в безбожном окружающем мире, жители свято хранят веру предков. А крепость – одна из самых романтичных, живописных и героических мест на карте мира.

Шестьдесят километров по шоссе Хомс-Тартус пролетели быстро. Тормозим у въезда в живописную деревню. Глинобитные домики под черепичными крышами, храм с колоколенкой. Стадо овец топает по пыльной тропе в гору. И мне туда же - на Джебель Ансари. Высота известняковой кручины около семисот метров над уровнем моря. Но другого пути нет. Запыхавшись от трудного подъема, который не стал легче за последние 800 лет, подхожу к крепостным воротам. На то, чтобы обойти ощетинившиеся зубцами стены, уйдет, наверное, не меньше дня. Если судить по справочнику, цитадель просто необъятна - три тысячи гектаров! Вместе с обслуживающим персоналом количество обитателей замка временами доходило до двух тысяч. О том, чтобы штурмовать уходящие под облака укрепления, можно забыть. Это понял даже непобедимый Саладин - султан Египта и Сирии, остановивший продвижение крестоносцев на Восток.

Мусульмане относятся к выдающемуся деятелю истории Салах ад-Дину Юсуфу Ибн Айюбу, а на европейский манер просто - Саладину с чувством священного трепета. В старой части Дамаска под сенью деревьев спрятался небольшой каменный мавзолей. Прах полководца хранится в мраморном резном саркофаге под вышитым золотом покрывалом. Войти сюда можно только босиком, оставив обувь за порогом:

Так вот, гроза крестоносцев, приблизившись на расстояние выстрела к громаде Крак де Шевалье, остановился как вкопанный. Ничего подобного он в жизни не видел. А ведь к тому времени властитель Востока уже успел истребить цвет рыцарства в битве при Хаттине (1187 г.) и изгнать из Иерусалима. Он долго с удивлением разглядывал неприступные стены госпитальерского замка. И: с позором ретировался. Однако деньги берут любые крепости.

Направляюсь к будке кассира. Темный туннель с покрытым мхом сводом. Свет проникает сюда лишь сквозь немногочисленные "иллюминаторы" в потолке. Поднимаюсь по широкой лестнице. Просторное помещение со стойками для привязи лошадей. Это конюшня. Да, если театр начинается с вешалки, то настоящий рыцарский замок - с лошадиного загона. Вся территория цитадели надежно защищена от стрел и катапульт неприятеля каменным панцирем в виде сводчатых потолков и крытых переходов. Поэтому путешествие по крепости напоминает блуждание в огромном лабиринте. Обилие потайных комнат, узких ходов и просторных галерей. Внутренняя планировка, так же как и необоримые наружные стены, подчинена единому замыслу - защите замка. Если враг сумел попасть вовнутрь, то нужно максимально затруднить его дальнейшее перемещение, запутать, загнать в ловушку и там прикончить.

Взбираюсь на крепостную стену. Из проделанной в ее толще бойницы подступы к Крак де Шевалье видны как на ладони. Отсюда открывается захватывающая дух картина. Сколько хватает глаз вокруг простираются покрытые лесами горы. Террасы полей. На зеленом лугу мирно пасутся овцы. Порыв ветра доносит свежий морской воздух - до морского побережья рукой подать, километров пятьдесят, не больше. В контроле над этим стратегически значимым горным перевалом (посередине пути между Хомсом и Средиземным морем!) как раз и состояла задача гарнизона крепости. Кроме того, в обязанность рыцарей-иоаннитов входили ежедневные конные патрули для защиты паломников, шествовавших в Святую Землю, от свирепых сарацин и разного лихого люда.

Впервые замок на склоне Джебель Ансари крестоносцы захватили в 1099 г., перебив небольшой курдский гарнизон. Сделали они это мимоходом, по пути к главной цели первого крестового похода - Иерусалиму. В 1142 г. триполитанский граф Раймонд I передал крепость госпитальерам. Те сразу поняли огромную значимость подарка. И едва водрузив над цитаделью свой белый стяг с красным лапчатым крестом, принялись обустраивать ее. Возведенные из двухметровых известняковых плит два ряда стен, неприступные башни, но главное - мужество и железная дисциплина позволяли им в течение полутора столетий отбивать непрерывные атаки мусульман. "Замок рыцарей", звучащий по-французски как "Крак де Шевалье", был взят сарацинами лишь обманом. Случилось это всего за двадцать лет до падения последнего оплота крестоносцев на Ближнем Востоке - средиземноморской крепости Акра.

Дело было так. Весной 1271 г. мамелюкский султан Бейбарс, уже отвоевавший у чужаков-европейцев все их владения в Святой Земле, приблизился к неприступной крепости. Замок тогда обороняла лишь горстка рыцарей-монахов. Начать штурм египетский полководец решил с наименее защищенной восточной части укреплений. Был сделан подкоп, после чего сарацины, неся немалые потери, прорвались за стены крепости. Но это еще не означало победу. Дело в том, что внутри крестоносцы догадались воздвигнуть еще одну цитадель. Там-то они и укрылись, отступив через потайной ход. В этом же южном редуте находились и большие запасы провизии. Осада обещала затянуться надолго. Тогда султан пустился на хитрость.

Относительно дальнейших событий существует две версии. Согласно первой, сарацины изготовили письмо, посланное якобы Великим Магистром Ордена Гуго де Ревелем с приказом о сдаче крепости. Оно было доставлено в гарнизон. И защитникам ничего не оставалось, как покорно повиноваться воле верховного главнокомандующего. Другая история гласит, что арабы, переодевшись христианскими священниками, прибыли к стенам замка с мольбами о защите. А когда доверчивые госпитальеры открыли ворота, те выхватили из-под ряс сабли. Крак де Шевалье был взят. К чести завоевателей, всем уцелевшим рыцарям была дарована жизнь. Отвоевав "крепость на холме", сарацины быстро утратили к ней всякий интерес. После нашествия монголов замок пришел в упадок, а в период османского господства он вообще был заброшен.

Путешествуя по полутемным галереям и тайным ходам Крак де Шевалье, можно составить - благодаря умелой реставрации - довольно яркое представление об образе жизни и привычках ее древних обитателей. История замка неразрывно связана с монашеско-рыцарским Орденом госпитальеров (или иоаннитов). Время основания Иерусалимского ордена Св. Иоанна принято связывать с Первым крестовым походом. Однако история его началась раньше. В 1048 г. Константино ди Пантелеоне, благочестивый купец из итальянской республики Амальфи, испросил разрешения у египетского султана основать в Иерусалиме приют для больных христиан при церкви Марии Латинской. Этот приют получил название Иерусалимского Госпиталя Святого Иоанна. Почти 50 лет жизнь госпитальеров текла размеренно между молитвами и уходом за страждущими.

Осада Иерусалима крестоносцами, случившаяся в 1099 г., нарушила покой мирной монашеской жизни. Согласно преданию калиф пытался заставить христиан участвовать в защите Иерусалима. Иоанниты пустились на хитрость. Вместо тяжелых камней они бросали на головы изголодавшимся рыцарям свежий хлеб. Когда же их ректор Жерар был схвачен мусульманскими властями и обвинен в измене, то у всех на глазах этот хлеб чудесным образом превратился в камень, а Жерар счастливо избежал неминуемой гибели. Вскоре Иерусалим, измученный осадой, пал под натиском крестоносцев. В истории монашеского ордена открылась новая глава, так как многие рыцари главнокомандующего крестоносной армией герцога Готфрида Бульонского выразили желание тут же вступить в братство, приняв монашеские обеты послушания, благочестия и нестяжания. Но не только. При этом они поклялись защищать паломников во время путешествий и оказывать посильную помощь раненым.

Ввиду малочисленности госпитальеры были не в состоянии прикрывать все границы христианских государств на востоке, простиравшиеся от Антиохии на севере до Синая на юге. Поэтому они соединили свои владения цепочкой из более чем тридцати неприступных крепостей. Крак де Шевалье был самой крупной из них. Особенности архитектуры орденских замков давали возможность даже немногочисленному гарнизону продолжительное время выдерживать натиск превосходящих сил противника. Но одной смелости и боевой выучки для этого было мало. Требовались еще еда и питье. В просторной кладовой, соединенной крытой галереей с залом, хранились обширные запасы зерна, вина, фуража для лошадей. У рыцарей были многочисленные стада коров, овец, коз. Потомки этих славных животных до сих пор щиплют травку близ стен крепости Крак де Шевалье.

Провизию иоанниты берегли как зеницу ока, поэтому поместили ее в наиболее защищенную часть своего замка - южный редут. Высота его поросших пучками зеленых кустиков стен достигает 30 метров. В большом зале также находились пекарня, мельница, маслобойня. В крепость проложили акведук, по которому постоянно поступала питьевая вода, достаточная для двухтысячного гарнизона. Внутри обеденного зала монахи-воины для подстраховки в толще скальной породы вырыли еще один колодец. Сейчас он зарешечен для безопасности туристов. Судя по тому, как долго падает брошенный в каменную пасть камешек, до дна, наверное, не один десяток метров. Немногочисленные защитники всегда могли подкрепиться и утолить жажду после жаркой схватки с сарацинами.

Интересна часовня в готическом стиле. Перед боем рыцари здесь молили Бога о даровании им победы над сынами Измаила. Стены храма украшали знамена и военные трофеи, а также оружие погибших товарищей и даже сбруи их лошадей. Захватив Крак де Шевалье, мамелюкский султан Бейбарс превратил часовню в мечеть. Об этом свидетельствует михраб - ниша в восточной стене, указывающая на Мекку, и каменный трон с лестницей (минбар). Вскарабкавшись по ступеням, имам читал из маленького домика с куполом на четырех столбиках свои проповеди. Тем не менее, если присмотреться, под сводами потолка можно различить каменный крест. Мусульмане молились своему Аллаху под сенью главного символа ненавистных им рыцарей. Возможно, не заметили или же просто не дотянулись, а так бы уничтожили.

История крестовых походов подробно описана в древних летописях, широко освещена в научных трудах, стала излюбленным сюжетом для кинематографа. Менее известно, что нашествие крестоносцев повлекло массовую гибель местных христиан: православных, яковитов, армянских монофизитов. Именно с этих пор они превратились в униженное, презираемое меньшинство, которое лишь терпят в их собственной стране. Очень быстро язык коренных жителей - арамейский - был вытеснен арабским. Теперь на нем говорят лишь жители трех небольших деревень к северу от Дамаска. А всего православных сирийцев сейчас насчитывается менее восьми процентов населения.

Первыми тяготиться "дружбой" с Западом начали византийские правители. Хотя сначала они сами настойчиво просили европейских монархов прислать помощь для борьбы с мусульманами. Очень скоро ситуация, однако, изменилась. Первым, кто поздравил Саладина с изгнанием крестоносцев из Иерусалима, был император Византии. Дело доходило до того, что местные христиане добровольно открывали ворота армиям магометан - так "франки" всех достали.

С победой крестоносцев положение сирийских христиан отнюдь не улучшилось. Латиняне воспринимали своих восточных единоверцев как "неполноценных" людей. Не могло быть даже речи о допуске их в правящее сословие. Франки видели в православных и яковитах (монофизитах) лишь подданных и плательщиков дани. При этом война вызывала все новые поборы, которые полностью ложились на плечи местного населения без разбора - будь то магометанин или последователь Христа. Когда же дело доходило до вооруженных стычек, то, запершись в своих крепостях, рыцари были не в состоянии защитить землю и мирных жителей от огня и меча сарацинов. Кульминации недовольство новой властью достигло, когда в Сирию пришла весть о взятии "франками", в том числе госпитальерами, египетского города Бильбаса. Овладев им после трехдневной осады, рыцари учинили жестокую расправу не только над мусульманами, но и христианами - коптами. Потеряв поддержку среди местных жителей, крестоносцы не могли рассчитывать на то, что им удастся задержаться здесь слишком долго.

Поучительна история с падением Эдессы - "ключей" к Востоку. Вот что сообщают древние хроники. "Султан Зеньги собрал армию и во вторник 28 ноября 1144 г. начал осаду с несметным количеством солдат, - пишет современник событий Михаил Сириец. - Когда властитель увидел эту бойню, он запретил совершать новые убийства. Тогда же он встретил епископа Василия, которого тащили обнаженного на веревке. Зенги, увидев, что он был уже в возрасте и голова у него была обрита, спросил, кто это такой. Узнав, что он митрополит сирийских христиан, он принялся упрекать его за то, что они не сдали города. Василий храбро отвечал: "То, что произошло, очень хорошо". "Почему?" - удивился эмир. Епископ отвечал: "Хорошо для тебя, поскольку ты одержал блестящую победу, одолев нас силой; хорошо и для нас, поскольку мы заслужили твое уважение, ибо так же как мы не нарушили клятв, данных франкам, мы сохраним верность и тебе, раз Господь допустил, чтобы мы стали твоими рабами". Увидев его храбрость и услышав, что он превосходно говорил по-арабски, Зенги приказал отдать ему свой плащ и отвести его в палатку. А затем и выслушал его советы по поводу восстановления города. После этого вышел глашатай, который объявил, что все, кому удалось избежать меча, могут разойтись по домам. Два дня спустя жителям, запершимся в цитадели, было обещано сохранить жизнь, и они вышли. Турки сохранили жизнь нашему народу, армянам и спасшимся грекам, но они убивали всех франков, встречавшихся им на пути".

Итак, провалилась попытка установить над бывшими провинциями Римской империи латинский крест вместо исламского полумесяца. Последняя возможность переломить политическую ситуацию в пользу христиан представилась в середине XIII в., как ни странно, с появлением на Ближнем Востоке монголов. Будучи язычниками-шаманистами и частично христианами (в основном несторианами), они были настроены к исламу, мягко говоря, недружелюбно. Последний объединенный поход монголов, начавшийся в 1256 г. под знаменами хана Хулагу, имел целью именно сокрушение мусульманских государств Ближнего Востока. Взяв Багдад и продвигаясь к Дамаску, монголы целенаправленно уничтожали мусульман. Последователей Христа они не трогали. Поэтому христианские Грузия, Киликийская Армения и Антиохийское княжество быстро признали владычество хана. (Примечательно, что по настоянию Хулагу, заключившего союз с Никейской империей, латинский князь Боэмунд VI вынужден был вернуть в Антиохию православного первосвятителя Евфимия и выслать католического патриарха.) Победа уже казалось близкой. Но в 1260 г. Хулагу с большей частью армии вынужден был вернуться от границ Египта в родные степи для решения вопроса о престолонаследии. Оставшийся в Палестине немногочисленный монгольский корпус, который возглавлял несторианин Кит-Буга-нойон, был уничтожен египетскими мамелюками. Вытеснив монголов из Сирии, мамелюки жестоко отомстили христианам - союзникам Хулагу.

Эпоха крестовых походов стала переломным моментом в истории ближневосточного христианства. Составляя в XI в. едва ли не половину населения Сирии и Палестины, они уже через 200 лет превратились в замкнутые конфессиональные группы, островками вкрапленные в безбрежное исламское море.

November 15th, 2013

«Самый красивый замок мира,
несомненно самый живописный,
из всех, которых я когда-либо видел,
просто настоящее чудо».
Т. Е. Лоуренс (Лоуренс Аравийский), 1909 г.

Крак де Шевалье (Krak des Chevaliers или Сraс des Chevaliers - «крепость рыцарей» на смеси французского и арабского). Замок возвышается на высоте приблизительно 500 м. над долиной Эль-Букейя (El-Bukeia) в Сирии и занимает стратегическую позицию вдоль единственного пути из Антиохии в Бейрут и к Средиземному морю. На востоке от него находится Хомс, на западе Антиохия, на севере - Триполи и, наконец, на юге - Бейрут. Замок - один из наиболее красивых и наиболее сохранившихся замков крестоносцев.

Первые упоминания о Крак де Шевалье мы находим в мусульманских хрониках, где она называется «Крепость Курдов» (Hisn al-Akrad) . С 1031 г. по приказу эмира Алеппо в нем располагался курдский гарнизон. Во время Первого Крестового похода в 1099 г. крепость была захвачена Раймоном Сен-Жильским (фр. Raymond de Saint-Gilles) , но была оставлена, когда крестоносцы продолжили свой марш к Иерусалиму. Все были настолько охвачены идеей овладеть Священным городом, что замок в итоге остался «беспризорным».

Европейцы в средневековье совершали широко известные Крестовые походы в Палестину за Гробом господним, огнем и мечом насаждая по дороге свою культуру, совершенно чуждую мусульманам. 11-13 века ознаменовались массой кровопролитных сражений между христианами и арабскими народами. И одним из главных памятников о тех суровых временах стала крепость крестоносцев Крак де Шевалье , расположенная на территории современной Сирии, к востоку от ливанского города Триполи на вершине утеса высотой более 650 метров.

До прихода европейцев замок был довольно маленький, и назывался «Замок курдов». Его занимал курдский гарнизон эмира Алеппо, охранявший земли от вторжений. В 1099 году Раймунд IV, граф Тулузский с большим трудом захватил крепость во время Первого крестового похода – осаждающих подгоняла мысль о сокровищах, скрытых за стенами. Французы не могли долго оставаться в укреплении – им нужно было продолжать свой поход к Иерусалиму. Поэтому скоро крестоносцы оставили «Замок курдов».

В 1102 г. Раймон вернул себе крепость, однако только Танкред (фр. Tancrede) смог взять крепость полностью под свой контроль и оставить в ней франкский гарнизон под флагом графства Триполи в 1110 г.

В 1142 г. Раймон II, граф Триполи (фр. Raymond II)

(фр. Chastel Rouge) и Кастель Блан (фр. Chastel Blanc) . Во второй половине XII века (Nur ad-Din)

В 1157 (фр. Raymond du Puy) (фр. Boheme) .

В 1163 г. 1167 г. В 1170 г.

Мальтийские рыцари, или госпитальеры, приняли на себя нелегкое бремя защиты Святой земли и помощи тысячам пилигримов. Но мусульмане не без оснований считали эту землю своей, а потому 12 и 13 века в том регионе оказались обильно политы кровью обеих сторон. Становилось понятно, что крепость крестоносцев слишком слаба, чтобы выдерживать натиск нападающих, и в 1140-х годах госпитальеры начали масштабную стройку, увеличив крепость в несколько раз. По завершении колоссального самоотверженного труда, длившегося десятилетия, крепость стала самым большим оплотом крестоносцев в Святой земле. Ее назвали Крак де Шевалье (Керак по-арабски – «крепость», Шевалье по-французски – «рыцарь»).

В 1142 г. Раймон II, граф Триполи (фр. Raymond II) передал крепость Ордену Госпитальеров имени Святого Иоанна Иерусалимского. Благодаря этому приобретению Госпитальеры (еще их называли иоанниты) смогли расширить свое влияние вплоть до Озера Хомс на востоке.

Иоанниты перестроили замок, сделав его самой крупной крепостью Святой Земли, добавив внешнюю стену толщиной 30 м. и семь сторожевых башен с толщиной стены 8–10 м. Одну из таких башен занимал Великий Магистр Госпитальеров.

Работы по укреплению замка дали толчок для строительства таких замков как Кастель Руж (фр. Chastel Rouge) и Кастель Блан (фр. Chastel Blanc) . Во второй половине XII века , после падения Сельджуков, вслед за победой Зенги над крестоносцами (потерей Эдессы), неудачной осады Дамаска во время Второго Крестового похода и прихода к власти Нуреддина (Nur ad-Din) мусульмане объединили свои силы и увеличили давление на крестоносцев - а следовательно и на Крак де Шевалье.

В 1157 сильное землетрясение серьезно повредило замок, и Раймон дю Пюи(фр. Raymond du Puy) , Великий Магистр Госпитальеров, решает отстроить замок заново и обращается за финансовой помощью к королю Богемии (фр. Boheme) .

В 1163 г. Нуреддин атакует замок, однако его армию разбита наголову еще у подножия крепости неожиданной атакой франкской кавалерии. После победы Госпитальеры становятся самостоятельной независимой силой на границе Триполи. Повторное неудачное нападение Нуреддина на крепость пришлось на 1167 г. В 1170 г. очередное землетрясение сотрясает Крак де Шевалье и крепость вновь приходится перестраивать.

Даже Саладину не удалось взять Крак де Шевалье. Во время осады в 1188 г. у стен крепости арабам удалось пленить кастеляна, хранителя ключей от дверей замка. Воины Саладина подвели его к стенам крепости и потребовали, чтобы он приказал гарнизону открыть ворота. Кастелян сначала отдал по-арабски приказ сдать крепость, но потом, уже по-французски, приказал сражаться до последнего человека. Кстати, аналогичный случай произошел и при осаде замка Бофор неподалеку.

После смерти Саладина в 1193 г. мусульманский союз распался, что дало защитникам замка небольшую передышку. Наступил «золотой век» крепости. В то время Крак де Шевалье мог вмещать 50–60 Госпитальеров и до 2000 простых солдат с запасами провианта на 5 лет автономной жизни. Он занимал площадь около 2,5 га и был защищен двумя концентрическими стенами, независимыми друг от друга.

Скромный Замок курдов разросся до настоящего укрепленного комплекса, окруженного стеной толщиной от впечатляющих трех до чудовищных тридцати метров сплошной каменной кладки. Бойницы в этой стене выглядели как длинные коридоры. Возвели несколько дозорных башен, одну из которых занимал Великий Магистр ордена Рыцарей Мальты. Замок Крак де Шевалье включал в себя внутренние дворы, резервуар с запасом воды, многочисленные хранилища, скрытые внутри скалы, в том числе грандиозный 120-метровый зал для складирования награбленного богатства. Госпитальеры сделали все, чтобы замок мог выдерживать длительные осады и обосновались в нем на века. В результате он прославился как самая неприступная крепость в мире.

Много раз мусульмане приходили под его стены, чтоб изгнать чужеземцев. Много лет они пытались взять замок Крак де Шевалье приступом. При этом погибли тысячи человек. Безрезультатно: замок невозможно было успешно штурмовать, его нельзя было разрушить. Воистину, это была твердыня, неподвластная никаким усилиям. Благодаря замку в 1188 году госпитальеры отбили атаку самого Саладина, мусульманского воителя, освободителя Иерусалима, полководца, которого считали непобедимым. Но даже легендарный Саладин ничего не мог поделать с Крак де Шевалье, уйдя от его стен ни с чем.

Мусульманские войска нанесли крестоносцам длинный ряд тяжелых поражений в регионе. На протяжении 13 века христиане снова и снова пытались пробиться к Иерусалиму, но на сей раз мусульманские защитники стояли твердо. Крестовые походы закончились бесславно, принеся огромное количество страданий целым народам. Но замок Крак де Шевалье со своим гарнизоном из двух тысяч солдат по-прежнему стоял, и госпитальеры удерживали его все так же надежно, полностью доминируя на окрестной территории. 130 лет его не могли взять приступом! Все замки христиан в регионе пали, и только эта твердыня оставалась неприступной. Мусульмане приходили в отчаяние, теряя надежду на то, что им хоть когда-то удастся изгнать христиан из этих земель.

Мальтийские рыцари удерживали крепость крестоносцев до тех пор, пока общая обстановка не стала решительно способствовать изгнанию христиан из Святой земли. Сильный правитель, султан Бейбарс, объединивший в середине 13 века Египет и Сирию, наводнил своими войсками округу, отрезал снабжение, и мусульманские поселения перестали платить дань Крак де Шевалье. Это было начало конца. Но рыцари собирались биться до последнего человека, они отказывались сложить оружие. На помощь Бейбарсу пришли Мамлюк и Ибн Шаддад, и замок, окруженный полчищами врагов, принял последний бой в 1271 году.


Осадные машины и подкопы сделали свое дело – осаждающие путем чудовищных потерь смогли пробиться за пределы внешних стен. Гарнизон бился упорно: рыцари отступили в башни, и наотрез отказывались сдаваться. Взятие внутреннего двора означало новые жертвы, и Бейбарс приказал прекратить бой. Он пошел на хитрость: оставшимся в живых защитникам замка, укрывшимся в башнях, послали подложное письмо Магистра мальтийцев из Триполи, в котором он якобы давал разрешение сдать крепость. Лишь тогда, спустя 10 дней, остатки рыцарского воинства покинули свои убежища, и сдались на милость победителей. Так пал неприступный замок Крак де Шевалье.

Бейбарс проявил великодушие – он не казнил сдавшихся, а… отпустил их! Они отправились во Францию, подвергаясь по пути бесчисленным опасностям, но некоторым все же удалось добраться до родины невредимыми. Мусульмане сделали замок своей крепостью, восстановили разрушенные башни, достроили новые. Сегодня замок представляет из себя смесь христианских и мусульманских построек.

Крепость крестоносцев считается главнейшим образцом средневековой архитектуры, она включена в Список Всемирного Наследия Юнеско. Добраться до нее нелегко, но туристы продолжают посещать это удивительное место, овеянное дыханием веков.

Во время правления Мамлюков была укреплена южная стена и были добавлены несколько строений, в том числе турецкая баня и акведук. Нашествие монголов во главе с Тамерланом (1400 - 1401) и вторжение Оттоманской империи в 1516 г. обошли крепость стороной. В дальнейшем замок служил резиденцией губернатора, а в 1920 г. крепость перешла под контроль французского мандата

Крак де Шевалье является частью объекта Всемирного Культурного Наследию ЮНЕСКО «Крак де Шевалье и Крепость Саладина» (англ. Crac des Chevaliers and Qal’at Salah El-Din).

Архитектура замка

  1. Линии обороны. Система укреплений состояла из двух концентрических кругов толстых стен. Оборона внешних стен велась с территории нижнего двора, а защитники внутренних укреплений отбивались от врага из башен и из верхнего двора. Замок окружал ров с водой, а запасы питьевой воды на случай осады хранились в специальных емкостях в нижнем дворе. В 1271 году войсками египетского султана Бейбарса удалось прорвать внешнее укрепление и проникнуть в нижний двор, однако пройти дальше они не смогли. Осада длилась многие месяцы, прежде чем защитники крепости сдались.
  2. Опорные башни. массивные стены укреплены опорными башнями, которые служили надежным убежищем для дозорных.
  3. Внешняя стена. Скошенное утолщение у основания стены защищало ее от подкопа или подрыва.
  4. Бойницы. Узкие щели бойниц, почти неуязвимые для снарядов, обычно расширялись внутрь, образуя в стене нишу. Лучники наблюдали оттуда за врагом и, прицелившись, стреляли.
  5. Внутренняя коммуникация. Для связи между укреплениями, расположенными друг от друга на значительном расстоянии, крестоносцы использовали голубиную почту, которую заимствовали у арабов.
  6. Акведук. Вода поступала в замок по акведуку. На случай осады в замке имелись запасы воды, хранившиеся в закрытых емкостях в подземельях.
  7. Квадратная башня. Во время осады 1271 года квадратная башня сильно пострадала и была отстроена заново через 14 лет. Впрочем, круглые башни считались более надежными – с них удобнее вести круговую оборону.
  8. Сводчатые галереи. Вдоль стен трапезной тянется сводчатая галерея – в ней можно укрыться от палящего солнца. Во внутреннем дворе, расположены самые красивые и удобные помещения замка – покои рыцарей. Внутренний двор служит убежищем для жителей замка в случае нападения наемников, охранивших внешнюю стену крепости.
  9. Хозяйственные постройки. На башне была установлена ветряная мельница – запасы муки помогали выдерживать длительные осады. В подземельях верхнего двора располагались вместительные кладовые.
  10. Верхний ярус. Оборона верхнего яруса укреплений велась с высоких башен и из внутреннего двора, где размещались дормитории (спальни), трапезная, склады, капелла, а также покои рыцарей.
  11. Дополнительная страховка. Стены верхнего яруса укреплены мощным утолщением в виде ската, ширина которого в основании достигала 24,3 метра и почти равнялась высоте стены. Эта массивная конструкция, пристроенная в XIII веке, помимо своего оборонительного назначения, выполняла роль гигантского контрфорса, выдержав даже землетрясения.
  12. Хитрости обороны. Он восточной надвратной башни к донжону вели пандусы, заменяющие лестничные пролеты. Петляющий тесный проход мешал стрельбе из стенобитных орудий. Даже резкая смена света и тени сбивала с толку.