§7 Свет и тень. Освещение

Инструменты

В этом уроке я расскажу вам, как правильно использовать свет так, чтобы ваши работы выглядели максимально реалистично, ведь свет - это то, что создаёт атмосферу. Мы можем представить объект как более простую форму, а дальше - дело техники. Правда в том, что если бы света не было, мы бы попросту ничего не видели.

В первом уроке из этой серии, я расскажу вам, как правильно видеть свет, тени, отражения. Мы должны научиться понимать, как это работает .

Как я вижу?

Вы когда-нибудь задавали себе этот вопрос, как художник? Если нет, то это ваша большая ошибка. Ведь все, что вы рисуете, это только представление того, что и как вы видите, также как и законы физики - это только представление того, как это происходит на самом деле. Я даже больше скажу - то, что мы рисуем это не реальное изображение, это всего лишь интерпретация картинки, которая конструируется из информации, полученной от глаз. То есть, мир, который мы видим есть лишь интерпретация реальности, одна из многих, и не обязательно самая правдивая или идеальная из них, - лишь оптимальная для выживания нашего вида.

Почему я говорю об этом в уроке рисования? Само по себе рисование есть искусство затемнения, высветления и окрашивания определённых частей бумаги (или экрана) для создания реалистичного изображения. Другими словами, художник пытается передать изображение созданное в нашем воображении (что, собственно делает это лёгким для нашего восприятия, так как воспринимаем мы все в текстурах - ищем знакомые формы в абстрактных рисунках).

Если рисунок похож на то, что мы себе представляем, мы считаем его реалистичным. Он может выглядеть реалистично несмотря на отсутствие знакомых форм и линий, - все, что нам нужно, это несколько мазков краски, свет и тень, чтобы сделать его реалистичным в нашем восприятии. Здесь представлен хороший пример подобного эффекта:

Чтобы создать убедительный рисунок - то есть, схожий с тем, что сотворило наше воображение, нам нужно понять, как это делает мозг. В процессе чтения этой статьи, большинство материала покажется вам вполне очевидным, но вы будете удивлены, насколько наука может быть близка к рисованию. Мы воспринимаем оптику, как часть физики, а рисование - как часть метафизического искусства, но это грубая ошибка - искусство есть ни что иное, как отражение реальности, увиденной нашими глазами. Итак, чтобы имитировать реальность, в первую очередь нам нужно разобраться, что же наше воображение считает реалистичным.

Так что же такое видение?

Давайте вернёмся к основам оптики. Луч света попадает на предмет и отражается на сетчатку глаза. Затем сигнал обрабатывается мозгом и, собственно, формируется изображение. Общеизвестный факт, верно? Но понимаете ли вы все последствия, вытекающие из данного процесса?

Итак, здесь мы вспоминаем о самом главном правиле рисования: свет - это единственное, что мы можем видеть. Не объект, не цвет, не проекцию, не форму. Мы видим исключительно световые лучи, отражённые от поверхности, преломлённые в зависимости от ее особенностей и особенностей наших глаз. Финальная картинка в нашей голове есть совокупность лучей, попадающих на сетчатку глаза. Изображение может меняться в зависимости от особенностей каждого луча - каждый из них падает из разных точек, под разным углом, и каждый из них мог преломиться по несколько раз, прежде чем коснуться нашего глаза.

Это именно то, что мы делаем во время рисования, мы имитируем лучи, попадающие на различные поверхности (цвет, консистенция, блеск), расстояние между ними (количество диффузного цвета, контрастность, края, перспективы), и, безусловно, не рисуем мы те вещи, которые для наших глаз ничего не отражают и не излучают. Если вы «добавляете свет» после завершения рисунка, вы поступаете совершенно неправильно, так как главное в вашем рисунке - свет.

Что такое тень?

Простыми словами, тень является областью, на которую не попадают прямые световые лучи. Когда вы находитесь в тени, источник света вы видеть не можете. Вполне очевидно, верно?

Длину тени можно легко вычислить, рисуя лучи.

Тем не менее, рисование теней может быть достаточно непростым. Давайте взглянем на эту ситуацию: у нас есть предмет и источник света. Интуитивно мы рисуем тень следующим образом:

Но постойте, ведь эта тень создана лишь одной точкой на источнике света! А что, если мы возьмём другую точку?

Как вы могли заметить, лишь точечный свет создаёт чёткую, легко различимую тень. Когда же источник света больше, или, иными словами, свет более рассеян, тень приобретает нечёткие, градиентные края.

Феномен, который я только что объяснил, является также причиной появления якобы нескольких теней из одного источника света. Такой вид тени более естественен, поэтому фотографии, снятые со вспышкой выглядят столь резкими и ненатуральными.

Хорошо, но это был лишь гипотетический пример, стоит разобрать сей процесс на практике. Это фото моей карандашницы, снятое в солнечный день. Видите странную двойную тень? Давайте взглянем поближе.

Грубо говоря, свет исходит из левого нижнего угла. Проблема в том, что это не точечный источник света, и мы не получаем хорошую чёткую тень, которую легче всего нарисовать. И тут даже рисование таких лучей совсем не помогает!

Давайте попробуем кое-что другое. Согласно тому, о чем я говорил выше, рассеянный свет создаётся из множества точечных источников, и будет намного понятнее, если мы нарисуем их подобным образом:

Чтобы объяснить более понятно, давайте закроем некоторые лучи. Видите? Если бы не эти рассеянные лучи, мы бы получили вполне себе чёткую, нормальную тень:

Без света нет и зрения

Но, постойте, если тень есть участок нетронутый светом, то как же мы видим предметы, находящиеся в тени? Как мы видим все вокруг в пасмурный день, когда все вокруг в тени от облаков? Это результат рассеянного света. Мы ещё поговорим о рассеянном свете в этом уроке.

Уроки рисования обычно описывают прямой свет и свет отражённый как вещи абсолютно разные. В них может говориться о существовании прямого света, освещающего предметы, и о возможности появления света отражённого, добавляющего немного освещения в теневую область. Вы можете увидеть диаграммы, подобные приведённой ниже:

На самом деле, все не совсем так. В основном все, что мы видим, есть отражённый свет. Если мы что-то видим, по большому счёту это потому, что свет отразился от этого чего-то. Прямой свет мы можем увидеть только если мы смотрим, собственно, прямо на источник света. Так что, диаграмма должна выглядеть следующим образом:

Но, чтобы сделать это ещё более точным, стоит внести несколько определений. Световой луч, падающий на поверхность, может вести себя по-разному в зависимости от самой поверхности.

  1. Когда луч отражён поверхностью полностью под тем же углом, это называется зеркальным отражением.
  2. Если часть света проникает в поверхность, эта часть может быть отражена ее микроструктурами, создавая нарушенный угол и результирующий в нечёткое изображение. Это называется диффузным отражением .
  3. Некоторая часть света может быть поглощена предметом.
  4. Если поглощённый луч может пройти насквозь, это называется проходящим светом .

Итак, давайте сосредоточимся только на диффузном и зеркальном видах отражения, так как для рисования они очень важны.

Если поверхность отполирована, и имеет правильную, светоблокирующую микроструктуру, то луч отражается от неё под тем же углом, под каким падает. Таким образом создаётся зеркальный эффект - так происходит не только с прямыми лучами света непосредственно из источника, но и с лучами, отражёнными от какой-либо поверхности. Почти идеальная поверхность для такого отражения - конечно, зеркало, однако некоторые другие материалы тоже в достаточной степени подходят для этого, например, металлы или вода.

Зеркальное отражение создаёт идеальную картину из лучей, отражённых от объекта под правильным углом, с диффузным же отражением все намного интереснее. Оно освещает объект более мягким образом. Другими словами, оно позволяет нам видеть объект, не причиняя вреда вашим глазам - попробуйте разглядеть солнце в зеркале (я шучу, не делайте так никогда).

У материалов могут быть разные факторы, влияющие на отражение. Большинство из них поглощают большую часть света, отражая только небольшую его часть. Как вы знаете, глянцевые поверхности больше склонны к зеркальному отражению, чем матовые. Если мы ещё раз взглянем на предыдущую иллюстрацию, мы сможем нарисовать более правильную диаграмму.

Глядя на эту диаграмму, вы можете подумать, что тут лишь одна точка на поверхности, отражающая лучи зеркально. Это не совсем так. Свет отражается зеркально на всей поверхности, просто только в одной точке он отражается точно в ваши глаза.

Вы можете провести несложный эксперимент. Создайте источник света (например, телефон или лампа) и расположите его так, чтобы он зеркально отражался от какой-либо поверхности. Необязательно, чтобы отражение было идеальным, достаточно того, что вы его можете видеть. Теперь сделайте шаг назад, продолжая смотреть на отражение. Вы можете видеть, как оно двигается? Чем ближе вы к источнику света, тем острее угол отражения. Видеть отражения непосредственно под источником света невозможно, только если вы не есть этот источник.

Как это относится к рисованию? Это и есть второе правило - позиция наблюдателя влияет на тень . Источник света может быть статичным, объект может быть статичным, но каждый наблюдатель видит его по-своему. Это очевидно, если мы думаем о перспективе, но мы редко думаем таким образом о свете. Ответьте предельно честно - думали ли вы когда-либо о наблюдателе, когда работали над освещением вашего рисунка?

Вы задумывались, почему мы рисуем белую сетку на глянцевых объектах? Теперь вы можете ответить себе на этот вопрос, теперь вы знаете, как это работает.

Чем больше яркость, тем лучше мы видим

Мы пока не говорим о цвете - пока для нас лучи могут быть светлее или темнее. 0% яркости = 0% видим мы. Это не значит, что объект чёрный - мы не знаем, какой он. 100% яркости - и мы получаем 100% информации об объекте. Некоторые объекты отражают большинство лучей и мы получаем много информации о них, а некоторые поглощают часть лучей и отражают меньше, мы получаем меньше информации - такие объекты кажутся нам темными. А как объекты выглядят без света? Ответ: никак.

Эта интерпретация поможет нам понять, что такое контраст. Контраст определяется разностью между точками - чем больше расстояние между ними в шкале яркости или цвета, тем больше контраст.

Контраст серого

Посмотрите на иллюстрацию ниже. Наблюдатель на расстоянии х от объекта А и на расстоянии у от объекта В. Как вы видите, х = 3у. Чем больше расстояние до объекта, тем больше информации об объекте теряется, поэтому чем объект ближе, тем он для нас больше .

Так будет видеть эти объекты наблюдатель.

Но подождите, почему ближние объекты темнее, а дальние светлее? Больше яркости, больше информации, ведь так? И мы только что выяснили, что с ростом дистанции теряется информация.

Мы должны объяснить эту потерю. Почему свет далёких звёзд доходит до нас почти неизменным, а многоэтажку в нескольких милях от нас мы уже видим хуже? Все дело в атмосфере. Вы видите также тонкий слой воздуха, когда смотрите на что-либо, а воздух этот полон частиц. Пока лучи доходят до ваших глаз, они проходят сквозь множество частиц и теряют часть информации. В то же время эти самые частицы и сами могут отражать лучи в ваши глаза - поэтому мы видим небо синим. В конце концов, вы получаете лишь остатки изначальной информации, да ещё и смешанные с отражениями частиц - очень некачественная информация.

Вернёмся к иллюстрации. Если мы нарисуем потерю информации градиентом, мы наглядно продемонстрируем себе, почему ближние объекты выглядят темнее. Также это объяснит нам, почему контраст между ближними объектами больше, чем контраст между дальними. Теперь для нас очевидно, почему с ростом расстояния теряется контрастность.

Наш мозг воспринимает глубину и объем путём сравнения информации, полученной от каждого глаза. Поэтому дальние объекты выглядят плоскими, а ближние объёмными.

Видимость краёв на картинке зависит от дальности объекта. Если ваш рисунок выглядит плоским и вы обводите края объектов, чтобы их выделить - это неправильно. Линии должны появляться сами по себе как границы между контрастирующими цветами, так что они основаны на контрасте.

Если вы используете одни параметры для разных объектов, они будут выглядеть как один.

Искусство затенения

После прочтения теоретической части, я думаю, вы достаточно хорошо усвоили, что же происходит, когда мы рисуем. Сейчас же давайте поговорим о практике.

Иллюзия объёма

Наибольшая сложность во время рисования заключается в создании трёхмерного эффекта на простом листе бумаги. Тем не менее, это мало чем отличается от рисования в 3Д. Можно долго избегать эту проблему, фокусируясь лишь на так называемом мультяшном стиле, но чтобы прогрессировать, художнику нужно встретиться лицом к лицу с главным врагом - перспективой.
Так что же общего имеет перспектива с тонированием? Наверняка больше, чем вы думаете. Перспектива помогает изображать трёхмерные предметы в 2Д измерении так, чтобы при этом они не утрачивали свой объем. И, так как предметы трёхмерные, свет падает на них под разными углами, создавая блики и тени.
Давайте проведём небольшой эксперимент: попробуйте затенить
объект, приведённый ниже, используя данный источник света.

Получится примерно так:

Выглядит плоско, да?

А теперь попробуем так:

Получится что-то такое:

Совсем другое дело! Наш объект выглядит трёхмерным благодаря тем простым теням, что мы добавили. И как же это происходит? Первый объект имеет одну видимую стену, то есть для наблюдателя это лишь плоская стена, ничего более. У другого объекта стенки три, а у двумерного объекта их три быть не может быть в принципе. Для нас зарисовка выглядит трёхмерной, и представить части, которых свет касается или не касается, достаточно легко.

В следующий раз, подготавливая зарисовку, не используйте одни только линии. Нам не нужны линии, нам нужны трёхмерные формы! А если вы даёте формам верную дефиницию, то не только ваш объект будет выглядеть трёхмерным, но и затенение покажется вам удивительно лёгким.

Когда основное плоское затенение будет готово, вы можете закончить рисунок, но не добавляйте никаких деталей прежде. Основное затенение определяет освещение и позволяет держать все в соответствии.

Терминология

Давайте взглянем на корректную терминологию, которую мы будем использовать, говоря о свете и тени.

Полный свет - место прямо под источником света

Блик - место, где зеркальное отражение попадает на сетчатку наших глаз. Это ярчайшая часть формы.

Полусвет - затемнение полного света в направлении терминатора

Предел - виртуальная линия между светом и тенью. Он может быть чётким или мягким и размытым.

Теневая зона - место, расположенное против источника света, и, следовательно, им не освещённое.

Отражённый свет - рассеянное отражение, падающее на мёртвую зону. Никогда не бывает ярче полного света.

Тень - место, в котором объект преграждает путь световым лучам

И хотя это и выглядит вполне очевидным, главный урок, который из этого вам нужно извлечь - чем сильнее свет, тем более ярко выражен предел. Следовательно, чёткий предел является в некотором роде индикатором искусственного источника света.

Трёхточечное освещение

Если понять, что же такое видение, то фотография уже не выглядит столь отличной от рисования. Фотографы знают, что именно свет создаёт изображение, и используют его, чтобы показать что-то определённое. Часто в наше время говорят, что фотографии чересчур "отфотошеплены", на самом же деле, фотографы редко снимают что-то таким, какое оно есть. Они знают, как работает свет, и используют это знание для создания более привлекательного изображения, - именно поэтому вряд ли вы станете профессиональным фотографом просто купив дорогую камеру.

Вы можете использовать два разных подхода, подбирая свет для вашего рисунка - имитировать натуральный, изображая свет таким, какой он есть, или же "играть" с ним, создавая свет, показывающий объект наиболее привлекательным.

Первый подход поможет вам создать реалистичное изображение, в то время, как второй подход поможет реальность улучшить. Это как воин в поношенных доспехах с булавой в руках против красивой девочки-эльфийки в сияющих одеждах и с волшебной палочкой.

Легко сказать, что более реально, но что действительно более завораживающее и красивое? Решение ваше, но всегда помните, что принимать его нужно до рисования, и никак не во время, или менять потому, что что-то пошло не так.

Чтобы уточнить - мы говорим именно о свете, а не о предмете рисунка. Можно нарисовать единорога или дракона в свете натуральном, а можно при помощи света облагородить истомлённого воина. Играть со светом значит располагать его источники так, чтобы наилучшим образом показать рельеф мышц или блеск оружия. В природе так происходит редко, и все объекты сцены мы воспринимаем в целом.
Поэтому, метод натурального света я советую для пейзажей, а улучшающий метод - для персонажей, но путём смешения двух подходов можно создать даже лучший эффект.

О реалистичном затенении мы можем узнать лишь непосредственно от природы. Поэтому, не берите за основу рисунки других или даже фотографии, - они могут обманывать так, что вы и не заметите. Просто посмотрите вокруг, не забывая о том, что все, что мы видим есть свет. Расположите зеркальное и рассеянное отражения, проследите за тенями, и создайте свои собственные правила. Тем не менее, не забывайте, что на фото или рисунке людям свойственно обращать больше внимания на детали, чем на обстановку вокруг них. Рисунки и фотографии легче "впитать", так они передают только ощущения автора, на чем можно сфокусироваться. Последствие же в том, что работу будут сравнивать с другими изображениями, а не с реальностью.

Если вы все-таки решили использовать иной подход, я покажу вам небольшой трюк. Фотографы называют это трёхточечным освещением. Вы так же можете использовать двухточечный метод для наиболее натурального эффекта.

Давайте поместим источник света напротив мишки. Используйте его, чтобы добавить свет и тень, и растушуйте их. Этот источник света есть ключевой.

Чтобы вытащить мишку из темноты, положим его на некоторую поверхность. На поверхность будет падать свет и на неё мишка будет отбрасывать тень. Поскольку лучи, падающие на поверхность, будут диффузными , они будут отражаться и на мишку. Поэтому и появляется чёрная линия между поверхностью и мишкой - и она будет появляться под объектом всегда, только если объект не объединён с поверхностью.

Положим мишку в угол. Так как лучи света падают и на стену, появляется много диффузных отражений повсюду. Таким образом, даже самые тёмные участки немного освещены и контраст получается сбалансированным.

Что если мы уберём стены и заполним пространство плотной атмосферой, которую будет видно? Свет будет рассеиваться и мы снова получим много диффузных отражений. Мягкий свет и диффузные отражения слева и справа ключевого источника света называется заполняющим светом - он и будет освещать тёмные участки и тем самым сглаживать их. Если вы остановитесь здесь, вы получите освещение, которое обычно получается в природе, где солнце выступает ключевым источником света, а диффузные отражения от атмосферы создают заполняющий свет.

Но мы можем добавить и третий вид света - обрамляющий свет . Это задний свет, расположенный так, что сам объект загораживает большую его часть. Мы видим только ту часть, которая освещает края объекта сзади - так что этот свет отделяет объект от фона.

Обрамляющий свет не обязательно должен создавать эту обводку.

Ещё один совет: даже если фон вы не рисуете, рисуйте объект так, как будто фон есть. Так как вы рисуете в цифровом режиме, вы всегда можете подставить фон временно, чтобы рассчитать все нюансы освещения, а потом убрать его.

Заключение

Свет формирует все, что мы видим. Лучи света падают на сетчатку глаза, неся с собой информацию об окружающей среде, об объектах. Если вы хотите рисовать реалистично, забудьте о линиях и формах - все это должно формировать освещение. Не разделяйте науку и искусство - без оптики мы не могли бы видеть, и уж тем более рисовать. Сейчас для вас это может выглядеть как куча теории - но посмотрите вокруг, эта теория везде! Используйте это!

Этот урок - только начало серии. Ждите второй урок, где мы поговорим обо всем, что связано с цветом.

Цель: Ознакомление с понятием “освещения” как средства выявления объёма предмета

  • Расширить представление о свете как средстве организации композиции в картине;
  • Познакомить с градацией светотени, понятиями: “блики”, “полутени”, “собственная тень”, “рефлекс”, “падающая тень”.
  • Учить изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением.
  • Провести исследование зависимости расположения светотени на предмете от расположения источника света.
  • Воспитывать наблюдательность.
  • Совершенствовать приемы изображения предметов в перспективе.

Зрительный ряд: Презентация (Приложение 3).

Оборудование: геометрические тела, выполненные из бумаги на предыдущих уроках, светильники, компьютер, проектор, подключение к Интернету.

Сценарий урока

1. Организационный момент

Учащиеся заходят в класс. Занимают места, объединившись в группы.

Учитель приветствует детей, интересуется работой над опережающими заданиями (Приложение 1) и дает время 2–3 минуты на их обсуждение в группе. Главные художники отчитываются по проделанной дома работе, сообщают о тех вопросах, которые вызвали затруднение. Учитель организует совместное обсуждение вопросов и “восполнение пробелов” в опережающем задании.

2. Актуализация опорных знаний

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим говорить о пространстве и объеме. С одним из средств передачи пространства и объема мы познакомились на прошлом уроке. Что это за средство? (Ответы учащихся.)

3. Повторение

Сгруппируйте изображения предметов, по положению относительно линии горизонта. Учащиеся выполняют задания по группам. Те, кто справиться быстрее всех получают бонус.

4. Объяснение нового материала

Учитель: Итак, правила линейной перспективы позволяют изображать предметы в пространстве. Чтобы превратить круг в шар, прямоугольник в цилиндр, квадрат в куб, недостаточно только пририсовать ему дополнительные грани, иначе у нас получится просто пустой каркас. О том, как изобразить предметы, чтобы они выглядели объемными, мы узнаем, посетив страну “Света и Тени”. Создать в рисунке объем не так уж сложно, как кажется. Для этого надо познакомиться с такими личностями, как принц СВЕТ и принцесса ТЕНЬ. Уж они-то точно знают, что такое ОБЪЕМ!

Небольшой островок этой страны находится у вас на столах – это геометрические тела – цилиндр, конус, параллелепипед, куб, шар. Но самым главным в этой стране является Мистер Фонарь. Когда Мистер Фонарь включает свет, страна оживает. Откуда не возьмись, появляются блики, далее следует Свет, затем … (ряд продолжают дети, пользуясь записями в листах с опережающим заданием).

Учитель: Но Мистер Фонарь не любит стоять на месте, сделает шаг в сторону, (учитель показывает изменение освещения на одном из столов) вслед за ним меняют положение и все элементы светотени. Очень любит Мистер Фонарь контражурное освещение. А что это такое?

Учитель: Хорошо! А какое освещение называют фронтальным, боковым?

Ответы учащихся (используют листы с опережающим заданием)

Учитель: В волшебной стране все совсем не так просто, как кажется с первого взгляда! Есть у Света и Тени незаметный, но очень важный помощник – РЕФЛЕКС. О нем должен знать каждый художник! Рефлекс – это свет в тени. Если вы сейчас внимательно присмотритесь к предметам, туда, где темнеет противоположная лампе грань, то сможете увидеть светлую полоску ближе к ребру куба, снизу у шара. Происходит это оттого, что свет имеет способность огибать предметы, освещая их с самой неожиданной стороны. Подробнее об этом явлении можно узнать, открыв учебник физики на разделе “Оптика”, но мы не полезем в дебри наук, а запомним, что есть такой господин РЕФЛЕКС, и что его появление на наших рисунках делает эти самые рисунки более живыми и реальными.

Учитель: В стране Света и Тени есть еще одна важная особа, её зовут Падающая ТЕНЬ. Без неё нарисованный предмет будет висеть в воздухе, она положит его на землю, создаст необходимое для реальности изображаемого предмета чувство ВЕСА. Падающая Тень имеет свои особенности. Во-первых, она четко очерчена, у неё редко бывают размытые края. Однако это не означает, что можно рисовать жирную линию вокруг тени! Вторая особенность тени: она более густая и темная внутри и ближе к предмету, а ближе к внешнему своему краю она более светлая и прозрачная. Тень не бывает однородной никогда, запомните это! К тому же, теней может быть две, три и более, в случае если у нас источников света два, три, и более.

Учитель: Во время путешествия по стране “Света и Тени” вы должны будете понаблюдать, как меняется положение света и тени на предмете по отношению к источнику освещения. Свои наблюдения, отразите в отчетах–зарисовках и сделайте выводы (учитель показывает на доске пример наброска с натуры).

5. Физкультминутка

Учащиеся под музыку передают в движении поочередную смену света и тени, дня и ночи. Радости и грусти.

6. Практическая работа-исследование

Каждая группа, меняя направление освещения, выполняет наброски объектов по выбору. Смоделировать ситуацию “Полдень. Солнце в зените” и “Вечер. Солнце садится за горизонт”. В результате исследования ребята должны сделать выводы: Как располагается тень по отношению к источнику света. Как ведет себя падающая тень при удалении, приближении источника.

Учащиеся выполняют задание в соответствие с технологической картой.

7. Подведение итогов

Сравнить выводы, полученные группами. Повторить градации светотени.

8. Закрепление изученного

Учитель: Незнайка тоже посетил страну “света и тени” и тоже сделал там несколько рисунков. Все ли в порядке на этих рисунках? Найдите ошибки. (Ответы детей)

9. Домашнее задание

10. Творческое задание:

Желающие могут написать мини-сочинение “Приключение в стране Света и Тени”

Литература

Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: Искусство, 2004.
  • Неменская Л.А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека. 6 класс. – М.: Просвещение, 2008.
  • Самойлов Ю.К. Техника рисунка. – Ульяновск, УлГТУ, 2004.
  • Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5–8 классов. Ч.1, Основы рисунка. – Обнинск, Титул, 1998.
  • Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5–8 классов. Ч.2, Основы живописи. – Обнинск, Титул, 1998.
  • Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5–8 классов. Ч.3, Основы композиции. – Обнинск, Титул, 1998.
  • Урок 13. Освещение. Свет и тень (6 класс) Цели деятельности учителя

    Формировать художественные знания о средствах выявления объема предмета для создания художественного образа, о месте и значении изобразительного искусства в жизни общества и человека, об особенностях творчества великих художников; знакомить с особенностями источников освещения

    Тип урока

    Формирование новых умений

    Планируемые
    образовательные

    результаты

    Предметные: научатся принимать активное участие в обсуждении нового материала, определять понятия свет, блик, рефлекс ; сравнивать объекты по заданным критериям, устанавливать причины выявления объема предмета, анализировать работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени, выполнять изображения геометрических тел с передачей объема.

    Метапредметные: научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения цели; понимать позицию одноклассников; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

    Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели

    Методы и формы

    обучения

    Беседа с постановкой проблемы, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, творческий поиск, игра; индивидуальная, фронтальная

    Образовательные ресурсы

    http://ru.wikipedia.org/wiki

    http://www.artsait.ru

    Оборудование

    Бумага, карандаш, ластик, гуашь, кисть

    Наглядно-демонстрационный материал

    Репродукция картины объемные геометрические тела, схема построения теней от солнца, «Распределение света на геометрических телах».

    Мультимедийный ряд: презентация «Свет и тень»

    Основные понятия и термины

    Свет, блик, тень, рефлекс, полутень; тон, тональные отношения

    Организационная структура урока

    Обучающие и развива-
    ющие компоненты, задания и упражнения

    Деятельность учителя

    Осуществляемая
    деятельность
    учащихся

    Формы

    организации совзаимодействия

    Формируемые

    умения

    (универсальные учебные действия)

    Промежуточный контроль

    I. Организационный

    момент

    Беседа

    с постановкой проблемы

    Посмотрите в окно, светит солнце. Я могу выключить и включить свет в кабинете. Нам постоянно нужен свет: естественный – солнце, луна, искусственный – созданный человеком. Свет и тень – очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

    Посмотрите, я буду светить на шар слева, справа. Буду приближать
    и отдалять от него свет. Видите, как изменяется предмет. А теперь выключим свет в кабинете. Осветим только некоторое пространство и включим свет. Видите, как менялась окружающая нас среда.

    Хотите узнать, как издавна использовали художники светотень

    в своих произведениях?

    Слушают учителя.

    Осмысливают цель урока.

    Знакомятся

    с источниками освещения

    Фронтальная работа

    Регулятивные: определяют

    цель и проблему в учебной деятельности.

    Личностные:

    проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их

    II. Изучение нового материала

    Объяснительно-иллюстративный. Частичнопоисковый

    Перед вами таблица «Распределение света на геометрических телах». (Презентация)

    Светотень в изобразительном искусстве – это способ передачи объема предмета с помощью теней и света, важнейшее средство выразительности.

    Свет делит предмет на теневую и освещенную сторону.

    Блик – самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света.

    Собственная тень – теневая сторона предмета. Самое темное место находится на границе со светом – на повороте формы.

    Ребята получают представление об освещении как средстве выявления объема предмета.

    Осмысливают

    понятия свет, блик, тень,

    Фронтальная работа

    Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала. Анализируют новый материал, определяют понятия. Сравнивают

    Продолжение табл.

    Рефлекс – тень, уходящая в глубину, – светлеет.

    Падающая тень падает от предмета, она темнее собственной тени, самое темное место у подножия предмета. Полутень граничит с затененной частью.

    На столе в ряд стоят предметы. В начале ряда – лампа, которая освещает эти предметы. Обратите внимание, чем ближе стоит предмет
    к источнику освещения и сильнее свет, тем темнее тень и сильнее контраст и наоборот. Это – тональные отношения. Тон показывает нам степень освещения.

    рефлекс, полутень. Проводят опыт с тональными отношениями. Учатся анализировать картину на примере произведения «Лютнист» Караваджо

    объекты по заданным критериям, устанавливают причины выявления объема предмета. Анализируют работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени.

    Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения.

    Личностные:

    проявляют познавательную активность

    III. Творческая практическая деятельность

    Практический. Творческий поиск

    Сильный тон – это контрастные отношения светлого и темного. Сделайте драматический по содержанию, напряженный натюрморт. (Презентация)

    Выполните задание (с. 73).

    После окончания работы предлагает сделать выставку рисунков

    и выбрать наиболее удачные натюрморты

    Ребята готовят рабочее место, выбирают художественные материалы.

    Индивидуальная

    работа

    Регулятивные:

    планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достиже-

    Окончание табл.

    Выполняют задания по выбору. Ищут свои пути решения учебной задачи

    ния цели.

    Личностные:

    осознают свои интересы и цели

    IV. Итоги урока.

    Рефлексия

    Игра

    Я провожала Солнце на покой,
    Я наблюдала за его закатом.

    И вам я предлагаю понаблюдать за солнышком.

    На схеме вы видите солнце высоко над линией горизонта. На другой схеме солнце касается линии горизонта. Ниже линии горизонта вы видите несколько зданий.

    Подумайте, какие линии необходимо провести, чтобы выяснить,

    в каком случае тень будет длиннее, а в каком короче. Первый ответивший правильно получает медаль «За сообразительность!»

    Рассматривают схемы. Решают поставленную задачу. Вручают медаль победителю

    Индивидуальная работа

    Коммуникативные: понимают позицию другого; используют речевые средства
    в соответствии

    с ситуацией;

    поддерживают товарища.

    Регулятивные:

    оценивают конечный результат; осознают правила контроля

    §7 Свет и тень

    Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени.

    Свет и тень (светотень) – очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

    Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.

    Художники до настоящего времени используют правила передачи светотени, открытые в средние века, но работают над их совершенствованием и развитием.

    Художники Э. де Витте («Внутренний вид церкви»), А. Гримшоу («Вечер над Темзой»), Латур («Св. Иосиф-плотник»), Э. Дега («Репетиция балета») передали в своих картинах свет от разных источников освещения, обратите на это внимание (ил. 149-152).

    Вы можете увидеть естественное освещение (природное) солнца и луны и искусственное освещение (созданное человеком) от свечи, лампы, прожектора и др.

    149. Э. ДЕ ВИТТЕ. Внутренний вид церкви. Фрагмент

    Особый подход к освещению в театре, не случайно там работают художники по свету. Они создают поразительные световые эффекты, удивительный волшебный мир – «живопись» и «графику» светом.

    150. А. ГРИМШОУ. Вечер над Темзой

    151. ЛАТУР. Св. Иосиф-плотник

    152. Э. ДЕГА. Репетиция балета. Фрагмент

    153. К. МОНЕ. Руанский собор в разное время суток

    Соборы у Моне – не конкретные архитектурные сооружения, а образы того, что свершается в определенный момент утром, днем и вечером.

    Свет искусственных источников мы можем изменить по нашему желанию, а естественное освещение изменяется само, например солнце то светит ярко, то скрывается за облаками. Когда облака рассеивают солнечный свет, контраст между светом и тенью смягчается, освещенность на свету и в тенях выравнивается. Такое спокойное освещение называют свето- тональным. Оно дает возможность передать в рисунке большее количество полутонов.

    Существует множество различных состояний солнечного освещения, которые могут сильно изменить один и тот же пейзаж и даже повлиять на ваше настроение. Пейзаж выглядит радостным при ярком солнце и грустным в серый день. Ранним утром, когда солнце находится невысоко над горизонтом и его лучи скользят по поверхности земли, контуры предметов выявляются нечетко, все словно окутано дымкой. В полдень контрасты света и тени усиливаются, ясно выявляя детали. В лучах закатного солнца природа может выглядеть загадочной и романтичной, то есть эмоциональное впечатление от пейзажа во многом зависит от освещения.

    154. Пейзаж при различном состоянии солнечного освещения

    155. РЕМБРАНДТ. Портрет старушки

    Восприятие цвета также во многом зависит от освещения. Если с помощью линейной перспективы мы передаем пространство в рисунке, то в живописи не обойтись без учета изменений цветовых и тональных отношений натуры по мере их удаления от зрителя или источника освещения. Темные предметы на расстоянии приобретают холодные оттенки, обычно голубоватые, а светлые – теплые. Об этом вы можете прочитать во 2-й части учебника «Основы живописи».

    Искусством использования света в живописи владел, как никто другой, великий Рембрандт. Он зажег своей кистью свет, согревающий любого, на кого он падает. Картины Рембрандта всегда озарены внутренним светом. Простые добрые люди, изображенные на них, как бы сами его излучают. Величие художника – в его человечности. Свет в его полотнах помогает прикоснуться к душе человека.

    В его картинах свет, высвечивая из темноты лица портретируемых, обладает какой-то колдовской силой.

    Характер освещенности зависит и от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо.

    При снижении солнца тени от предметов увеличиваются, фактура проявляется лучше, подчеркивается рельефность формы.

    156. Схема построения теней от солнца

    Знание этих закономерностей построения света и тени может вам помочь при решении творческих задач в изображении пейзажа или тематической композиции.

    157. Фронтальное освещение

    158. Боковое освещение

    159. Контражурное освещение

    Важно учитывать в творческой работе и положение источника света. Рассмотрите изображения на ил. 157-159 и обратите внимание на выразительные возможности фронтального, бокового и контражурного освещений.

    Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

    Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.

    Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены деревья, вода или снег (ил. 160, 161). Однако предметы в этих условиях выглядят силуэтно и теряют свой объем.

    160. Деревья в контражурном освещении

    161. Работа учащегося

    162. И. ХРУЦКИЙ. Плоды и свеча

    163. Схема построения теней от свечи

    В картине может быть один или несколько источников освещения. Например, на полотне «Плоды и свеча» (ил. 162) художник И. Хруцкий мастерски передал свет из окна и от зажженной свечи, которая находится за предметами.

    Тени от предметов, освещенных свечой, падают в разные стороны, направляясь от свечи, а длина теней определяется лучами, идущими от огня свечи (ил. 163).

    Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и наклона поверхности, на которую она ложится. Направление ее зависит от места расположения источника света. Легко догадаться, что если свет падает слева, то тень будет справа от предмета. Около него тень темнее, а дальше она ослабевает.

    Если приходится рисовать у окна или около лампы, обратите внимание, что освещение предметов вблизи будет значительно сильнее, чем вдали. С ослаблением света контраст между светом и тенью смягчается. Помните об этом при рисовании ближних и дальних предметов в натюрморте. Такое явление носит название световой перспективы.

    Контрастное освещение, в основе которого лежит четкое разграничение света и тени, называется светотеневым.

    Светотень на кувшине. Основные понятия

    Освещенность предметов зависит от угла, под которым лучи света падают на объект. Если они освещают поверхность под прямым углом, то образуется самое светлое место на предмете, условно мы называем его свет. Где лучи лишь скользят, образуется полутень. В тех местах, куда свет не проникает,- тень. На блестящих поверхностях отражается источник света и образуется самое яркое место – блик. А в тенях виден отсвет от освещенных плоскостей, находящихся рядом – рефлекс.

    Тень на самом предмете называется собственная, а тень, которую он отбрасывает – падающая.

    Давайте рассмотрим изображение кувшина и разберем, как на нем располагается светотень.

    Источник света в этом случае у нас находится слева. Кувшин окрашен одним цветом. Темнее всего тень, немного светлее рефлекс, еще светлее полутон и особенно свет. Самое светлое место – блик.

    164. Кувшин Светотень легко передать в тоновом рисунке, но невозможно в линейном.

    165. Рисунок кувшина: а – линейный, б – тоновой Выявление объема предметов с помощью освещения

    Из книги Мадрид и Толедо автора Грицак Елена

    Свет мира В свое время представление о Толедо формировал его образ на полотнах великого испанского живописца Доменико Теотокопули Грека, известного миру под псевдонимом Эль Греко. Старая столица послужила фоном для многих его картин; особенно хороши фантастические

    Из книги Свет и освещение автора Килпатрик Дэвид

    Дневной свет Положение Солнца меняется в зависимости от времени года и суток. Его яркость также меняется, но в незначительной степени, и это представляет интерес скорее для астрофизиков, чем для фотографов. Когда солнце стоит высоко в небе, что бывает в течение шести

    Из книги Краски времени автора Липатов Виктор Сергеевич

    Искусственный свет Все наши трудности начинаются именно тогда, когда мы отвлекаемся от солнечного света, а характеристики времени года, суток, погодные условия перестают иметь значение. Искусственные источники света бесконечно разнообразны - с отражателями и

    Из книги Статьи из газеты «Россия» автора Быков Дмитрий Львович

    Лунный свет Чтобы добиться на фотоснимке эффекта лунного освещения, применяют голубые светофильтры в сочетании с недодержкой. Это соответствует нашему зрительному восприятию лунного света, который мы считаем голубым и темным. На цветном фотоснимке, полученном при