Даммарный лак применение. Живописные лаки

Утепление

В масляной живописи, художники чаще всего разбавляют краски, так называемыми, «двойниками» или «тройниками». Но, прежде чем понять что они из себя представляют, необходимо узнать подробнее про живописные лаки, масла и разбавители.

Лаки для масляной живописи: лаки живописные и лаки покрывные.

Живописные лаки применяются как добавка для художественных масляных красок и представляют собой растворы смол в пинене. Мастичный лак изготавливается из смолы мастикс и может использоваться не только как добавка для красок, но и как ретушный лак для протирки красочных слоёв, а также и как покрывной. Даммарный лак — это раствор смолы даммара в пинене с добавкой спирта. Даммарный лак может использоваться и как разбавитель для красок и как покрывной лак. Даммара имеет как плюсы так и минусы. Основным недостатком является мутнение лака при длительном хранении. Однако, в сравнении с мастичным лаком, даммара меньше желтеет при старении, чем мастикс. Копаловый лак является смесью копаловой смолы, льняного масла и пинена. Лак используется как добавка к краскам, однако его цвет — тёмный, что может сказываться на красочной смеси. Пихтовый лак — прозрачный на вид и имеет приятный пихтовый аромат. Используется как добавка к краскам.

Покрывные лаки служат для покрытия масляной живописи в целях её защиты, а также для придания красочному слою насыщенности и блеска. Когда краски теряют своё звучание, или жухнут, или становятся матовыми от избытка разбавителя, то лаковое покрытие исправляет ситуацию. Но лак используется не только для исправления ошибок или защиты красочного слоя при длительном хранении живописи. Лак может просто усилить звучание красок, сделать цвета более насыщенными. Поэтому его применение не ограничивается одной причиной. Сегодня на рынке представлены различные лаки. Но основными и традиционными можно назвать следующие. Фисташковый лак. Он обладает важным достоинством — его плёнка практически бесцветна. Такая прозрачность делает его незаменимым для покрытия живописи защитным лаковым слоем. Ретушный лак — изготавливается из мастичной смолы, растворителей и акрила. Применяется ретушный лак в многослойной живописи, но не только. Лак относительно жидкий, поэтому хорошо проникает в красочный слой и, таким образом, предотвращает пожухание красок. Им можно просто прокрывать слои краски для большей их насыщенности. Также ретушный лак увеличивает прочность красочного слоя. Акриловый лак состоит из синтетической акриловой смолы и растворителей. Его плёнка бесцветна и эластична.

Масла для масляной живописи.

Самым распространённым маслом для живописи является льняное масло . Оно относительно быстро сохнет и отличается прозрачностью. Однако, некоторые художники предпочитают писать на подсолнечном масле . Есть мнение, что со временем оно меньше желтеет. Сам я пишу на рафинированном подсолнечном масле. Результат меня более чем устраивает. Кроме льняного и подсолнечного масел, конечно, существуют и другие масла, например ореховое или хлопковое . Но они используются редко. К тому же, нужно быть внимательным, потому что некоторые виды масел плохо сохнут или не сохнут вообще. К примеру — оливковое масло. Оно не подходит для живописи, так как не способно полностью высыхать и оставляет живопись липкой.

Масла для живописи осветляют, выдерживая в ультрафиолетовом свете. Такую процедуру можно проделать и в домашних условиях. Масло ставят на солнце и выдерживают длительное время. Это удаляет из них желтизну и они становятся более прозрачными. Также выпускается ещё и уплотнённое масло для живописи. В советское время его производили под №1 и №2. Такое масло полимеризуют во время нагревания без доступа воздуха. Оно становится более плотным, и поэтому быстрее высыхает. Вообще, среднее время высыхания обычного подсолнечного масла составляет около одной недели. В некоторых источниках пишется, что полное отвердение масляной плёнки происходит только после 12 месяцев. Льняное масло высыхает в среднем за 5 — 6 дней. При благоприятных условиях оно может высохнуть и за три дня. Но здесь подразумевается высыхание до отсутствия отлипа, т. е. краска перестаёт липнуть.

Разбавители для художественных масляных красок.

В живописи применяют растворители, которые выпускали в советской промышленности под № 1, № 2, № 4. Но их суть со временем не изменилась.
Разбавитель № 1 представляет собой смесь живичного скипидара и уайт-спирита. Применяется он в менее ответственных работах, например в эскизах. Разбавитель № 2 по-сути является уайт-спиритом и используется для мытья кистей. Разбавитель № 4 или пинен. Это фракция живичного скипидара. Он считается лучшим разбавителем и применяется в ответственных живописных работах.

Ну а теперь, можно вернуться к тому, с чего я начал эту статью — к «двойникам» и «тройникам» в живописи. «Двойник» — это смесь пинена и масла (или лака). «Тройник» — это смесь и пинена, и масла, и лака. В зависимости от задачи можно пользоваться и тем, и другим. Разбавитель пинен — растворяет краску. Масло восполняет недостаток связующего в пигменте красок, при разбавлении растворителем. Лак — делает красочный слой более «плотным» и более насыщенным по цвету, а также быстро загустевающим и глянцевым. Эта его особенность используется в подмалёвке и письме лессировками. Красочный слой быстрее сохнет, цвета сохраняют насыщенность, а сам полупрозрачный слой краски более плотный и блестящий. Если необходимо придать живописи матовость, то, наоборот, нужно писать на чистом разбавителе. Красочный слой станет матовым и более мягким по цвету. Чаще всего художниками испульзуется смесь разбавителя и масла. Такая смесь универсальна, она подходит для большинства задач в масляной живописи.

ЛАКИ ЖИВОПИСНЫЕ

Живописные лаки представляют собой 30 - процентные растворы смол в пинене, за исключением копалового лака, где копаловая смола растворена в льняном масле.

Выпускаются следующие виды лаков, применяемые как добавки к масляным краскам: мастичный, даммарный, фисташковый, акрил-фисташковый и копаловый.

Лак мастичный - 30-процентный раствор смолы мастике в пинене. Мастичный лак может служить не только в качестве добавки к краскам, но и протиркой промежуточных слоев при послойной живописи, заменяя в этом ретушный лак. Применяют мастичный лак и как покрывной для масляной и темперной живописи.

Лак даммарный - 30-процентный раствор смолы даммара в пинене с добавкой этилового спирта. Даммарный лак применяется как добавка к краскам и как покрывной лак. При хранении он иногда теряет прозрачность, но, высыхая, при испарении пинена "пленка лака приобретает прозрачность. Для разбавления лака применяют пинен. При старении даммарный лак желтеет меньше, чем мастичный.

Лак копаловый - представляет "сплав" копаловой смолы и рафинированным льняным маслом, разбавленный пиненом. Лак темного цвета. Примерный состав лака (в м. ч.): копала - 20, масла - 40, пинена - 40. Лак применяется как добавка к краскам. Высохшая пленка копалового лака нерастворима органическими растворителями.

Кроме указанных лаков, выпускаются: бальзамно-масляный, кедровый, бальзамно-пентамасляный и пихтовый.

ЛАКИ ПОКРЫВНЫЕ

Лаки покрывные служат для покрытия, масляной и темперной живописи

Лак фисташковый представляет собой раствор фисташковой смолы (23%) в пинене с незначительной добавкой уайт-спирита (разбавители № 2) и бутилового спирта. Достоинством фисташкового лака является почти полная бесцветность лаковой пленки, которая отличается большой эластичностью. Скорость высыхания фисташкового лака значительно ниже, чем у других -покрывных лаков.

Лак акрил-фисташковый представляет собой синтетическую полибутилметакриловую смолу с добавлением незначительного количества фисташковой смолы. Смолы растворены в пинене, в который добавлено около двух процентов бутилового спирта. Пленка акрил-фисташкового лака почти бесцветна, обладает большой эластичностью и по прочности превосходит пленки мастичного и даммарного лаков. Высыхание происходи г более медленно, чем лака мастичного.

Лак ретушный применяется для предотвращения пожухания при многослойной масляной живописи, а также для усиления сцепления красочных слоев. Лак может наноситься кистью или тампоном. Лак состоит из 1 части мастичного лака и 1 части акрил-фисташкового лака, растворенных в 8-10 частях авиабензина.

ПОКРЫТИЕ КАРТИН ЛАКОМ

Покрытие лаком картин, написанных масляными или темперными красками, имеет чрезвычайно важное значение. Тона красок на картине, покрытой лаком, приобретают интенсивность, что особенно характерно для темперных красок, но при этом лак несколько утемняет темперные краски. Красочный слой, покрытый лаком, приобретает приятный блеск, одновременно картина воспринимается более четко, выделяются и подчеркиваются мелкие живописные детали, часто незаметные в матовой живописи.

Лаковая пленка играет не только чисто оптическую роль, но и защищает красочный слой от действия агрессивных реагентов, находящихся в воздухе. К таким агрессивным реагентам относятся сероводород и сернистые газы, вызывающие резкое потемнение некоторых красок.

Покрывают картину лаком не ранее чем через год со дня окончания работы. В течение всего-этого времени живопись должна предохраняться от пыли, загрязнений, действия табачного дыма и т. п.

Для покрытия картины применяют один из покрывных лаков: акрил-фисташковый, мастичный или даммарный.

Лучшим покрывным лаком считается акрил-фисташковый. Этот лак обладает особой прозрачностью, высокой эластичностью и не теряет своих свойств со временем.

Применяемый лак должен быть свежим, с момента выпуска может пройти не более трех месяцев, что проверяется по компостеру на этикетке.

Перед нанесением лака - картину необходимо очистить от пыли и просушить.
Для нанесения лака применяют широкие щетинные флейцевые кисти при этом ширину флейца подбирают в зависимости от размера картины. Для картины среднего размера обычно применяют флейц, ширина полоса которого не менее- 100 мм, а для картины небольших размеров - шириной 45-50 мм. Выбранная флейцевая кисть должна быть с короткой, но нестриженой щетиной. Чем гуще лак, тем короче должна быть щетина флейца, чтобы она "затянула" лак, т. е. давала возможность наносить его достаточно тонким слоем.

Кроме флейцевой кисти, лак иногда наносят капроновым тампоном или даже просто рукой.

Для лучшей располировки лака его следует наносить в подогрет том виде, для чего пользуются водяной баней с температурой воды не свыше 40°.

Иногда подогревают картину рефлектором, также до температуры не свыше 40°, но этот способ не дает равномерного распределения тепла по живописному слою, и тепло рефлектора трудно регулируемо.

Для понижения блеска лакового покрытия, вызывающего блики, лак разбавляют свежим пиненом (разбавителем - № 4) в соотношении 1: 1. Соотношение между лаком и разбавителем можно изменять в зависимости от времени года, в холодное время разбавителя берут больше.

Чтобы лак сох медленнее в процессе работы, в него добавляют уайт-спирит (разбавитель - № 2), это дает возможность не спеша наносить лак на картину, но уайт-спирит обладает большей проницаемостью, чем пинен, и может вызвать так называемые провалы лака, который уходит через микротрещины в глубь живописного слоя, образуя мутные пятна.

При нанесении лака, картину кладут на стол, а большие картины покрывают лаком на мольберте.

Установив источник света с правой стороны, приступают к покрытию картины лаком. Набрав на кисть небольшое количество лака, плавно, широкими движениями ведут флейц в одну сторону, сгоняя лак. При быстром движении флейца кисть захватывает воздух и на лаковой пленке могут образовываться пузырьки. Направление флейца должно быть параллельным нижней стороне картины.

После нанесения лака его располировывают уже сухим флейцем по полусырому лаку. Располировку ведут до тех пор, пока флейц не станет подлипать и задерживаться на лаке.

Как нанесение, так и располировку производят в одну сторону, не возвращаясь к уже просохшим местам картины.

После нанесения лака блеск картины должен быть умеренным.

При повышенном блеске лаковой пленки, что связано с чрезмерным нанесением лака, этот недостаток исправляют путем удаления части лаковой пленки; Для удаления излишнего лака применяют флейцевую кисть, хорошо смоченную в пинене. Размывание пленки производят такими же движениями кисти, как и при покрытии. Лак с кисти периодически отжимают.

При покрытии лаком больших картин, как указывалось, их устанавливают на мольберте и следят за тем, чтобы в процессе работы не было потеков. Большие картины часто покрывают лаком, постепенно, разбив всю площадь ее на отдельные участки.

Окончив нанесение лака, картину через 10-15 минут устанавливают наклонно, живописным слоем к стене, чтобы защитить сырую лаковую пленку от осаждающейся пыли из воздуха в процессе высыхания лака.

При этом картину, покрытую лаком, следует оберегать от действия влажности воздуха и низких температур.

Выбор лака для живописи может обернуться настоящей головной болью для начинающего художника, в то время, как опытный мастер уже точно знает, какой именно продукт ему нужен.

Придя в магазин, начинающий живописец рискует приобрести вовсе не то,что хотел, поэтому сначала необходимо четко определиться с назначением лака.

Для чего нужны лаки?

Главным назначением лака для живописи является покрытие уже завершенных произведений. Лаки, предназначенные для этой цели называют покрывными . Если цель художника - укрепить покрытие или разбавить красочную массу, а так же придать прозрачность покрытию - то ему необходим связующий или разжижающий лак.

Раньше лаки изготавливали в основном из натуральных смол, но со временем этому материалу пришли на смену синтетические материалы, что позволило сделать многие лаки универсальными в применении.

Вопрос о том, применять синтетический или натуральный лак зависит от личных предпочтений художника, но следует помнить, что людям с аллергией не желательно вдыхать пары синтетических материалов (например, акрила).

Интересно: некоторые профессионалы не доверяют производителям и изготавливают лаки сами, но для этого необходимо иметь все необходимые материалы и определенный уровень мастерства, чтобы лак не навредил картине.

Тонкий слой лака создает защитную пленку, которая не только предотвратит неблагоприятное влияние внешних факторов, но и сделает цвета глубже, ярче, а мелкие детали четче и фактурнее.

Например, каждый из нас видел выцвевшие под воздействием лучей солнца (если быть более точными-ультрафиолетового излучения) краски на различных носителях (уличные баннеры, бумага, картон, ткань). Это же может случиться и с рисунком. Большую роль играет так же влажность: при ее повышенном уровне краска может просто отваливаться от холста, а при пониженном — трескаться и крошиться. Особенно это характерно для масляных красок, нанесенных толстым, густым слоем.

Произведения живописного искусства так же подвержены влиянию перепадов температур, оседанию пыли, воздействию жидкостей и газов.

При добалении в краску лаки повышают ее прочность и эластичность, способны увеличить глубину и интенсивность цвета,придать покрытию прозрачность и эффект стеклянного покрытия.

Виды лаков для живописи

Среди современных лаков выделяют: даммарный, акрил-фисташковый, фисташковый и акрил-стирольный. Есть также лак ретушный, лак фиксатив и пихтовый.


Даммарный лак является самый распространенным. К его достоинствам относится дешевизна и способность защитить картину от солнечных лучей. Но, со временем такой лак желтеет, поэтому применять его для картин, выполненных в холодных тонах не целесообразно.

Для них идеально подойдет акрил-фисташковый лак. Он отличается прозрачностью и эластичностью покрытия, не мутнеет со временем, но стоит гораздо дороже и не так распространен.

Фисташковый лак получил такое название благодаря основному ингридиенту — фисташковой смоле. Он практически не отличается от предыдущего вида лака, но встречается в продаже еще реже.

Акрил-стирольный лак признан наиболее эффективным. Помимо того, что он создает тонкое, прозрачное покрытие, не меняет цвет и не желтеет, он обладает хорошими водостойкими свойствами.

Все эти лаки дают блики, поэтому, если картина будет находится под ярким освещением, есть основание отдать предпочтение матовым лакам. По свойствам они не отличаются от глянцевых, за исключением того, что не способны увеличивать глубину инасыщенность цвета.

При выборе лака обратите внимание на дату изготовления и срок годности. Для большинства продуктов он составляет не более шести месяцев, а для некоторых лаков - не более трех.

Если лак просроченный, то он будет липнуть даже после высыхания, притягивая пыль и грязь, может размягчаться при повышенной влажности.

Ретушные лаки нельзя путать с покрывными, так как принцип действия у них противоположный: они используются для растворения красочного слоя, чтобы продолжить работу над высохшей картиной. Он наносится перед началом работы на нужный участок. После высыхания лак снова наносится на рабочую область. Ретушный лак, слегка растворяя верхний высохший срой краски, усиливает сцепления нового слоя. Таким образом получается "защита" от пожухания.

Совет: простой и действенный способ от старых мастеров - срез головки чеснока - отлично заменяет ретушный лак.

Лак фиксатив используется для закрепления рисунков карандашом, углем, пастелью, и пр. После высыхания образует пленочку, которая позволяет убирать пыль с картины. Помимо физической "защиты" данный лак позволяет сохранить сочность цвета.

Пихтовый лак аналогичен даммарному, то есть также изготавливается из смол. Менее распространен, так как обычно используется даммарный лак, либо "тройник" (смесь разбавителя, лака и льняного масла).

Производители лаков

Среди производителей лаков наиболее известным является фирма СОНЕТ. Лаки этого производителя не дорогие, но при этом обладают неплохим функционалом, но плохо наносятся, поэтому идеально подойдут уже опытным художникам.

Для новичков больше подойдет лак REVEES . По цене он идентичен СОНЕТу , но наносится гораздо легче и создает ровное покрытие.

Более дорогой и долговечный вариант- продукт французкого производителя Lefranc Bourgeous . Он действительно сохранит красоту ваших работ на многие годы.

Значение лака в живописи трудно переоценить – он подчеркивает тон и цвет красочного слоя, придает картине глянец, выделяет нюансы и фактуру, а также выполняет защитную функцию, уберегая произведение искусства от выцветания и потемнения красок, защищает от влажности и негативного влияния окружающей среды.

Как выбрать лак для живописи?

Человек, делающий первые шаги в живописи, может растеряться от обилия представленных в магазине товаров. Для того чтобы выбрать именно то что нужно, важно знать классификацию лаков. Так, для живописи используют лаки двух типов – либо покрывные, либо живописные.

Покрывные лаки применяют в качестве финишной отделки произведения после высыхания масляных и темперных красок. Для разбавления густых красок, придания прочности покрытию, визуальных эффектов, например для прозрачности изображения, применяются живописные лаки.

Благодаря использованию синтетических материалов в процессе изготовления, многие лаки для живописи стали универсальными, хотя и сейчас художники часто используют приготовленные из натуральных смол составы. Конечно, у них не такая широкая сфера применения, как у синтетических аналогов, зато они менее гипоаллергенные. Некоторые же художники предпочитают изготовлять лак сами – в домашних условиях, однако здесь важно не нарушить пропорций, дабы состав не испортил полотно.

Краска, разбавленная лаком, становится более эластичной и стойкой, появляется насыщенность и глубина цвета. Картина приобретает устойчивость к выгоранию, влажности, пыли и перепадам температуры.

Виды лаков для живописи

Даммарный лак

Даммарный лак – это, пожалуй, самый популярный состав среди художников, он недорого стоит и защищает полотно от воздействия солнечных лучей. Тем не менее, с течением времени он становится мутным и желтеет, поэтому лучше не использовать его для полотен, написанных в холодных оттенках. Для таких картин гораздо более подходящим вариантом будет акрил-фисташковый лак – он придает краскам необходимую эластичность, абсолютно бесцветен и не желтеет со временем. Стоит он гораздо дороже, чем даммарный, как следствие, используется не так часто.

Фисташковый лак

Фисташковый лак – изготовляется из фисташковой смолы с добавлением спирта, так же как и акрил-фисташковый, он создает прозрачную, эластичную пленку, долго сохнет, дорого стоит и редко бывает в продаже. Акрил-стирольный лак принято считать оптимальной заменой акрил-фисташковому, он не изменяет свой цвет, не мутнеет, создает прозрачную тонкую пленку, обладает водоотталкивающим эффектом.

Все эти разновидности лака придают полотну блеск, что не всегда устраивает художника. Дабы отсвечивания не было, стоит использовать матовые аналоги, которые по своим свойствам не отличаются от глянцевых моделей, также защищают картину.

Мастичный лак

Мастичный лак используют в качестве добавки к масляным краскам, а также как своеобразную прослойку при послойной живописи. Его можно также применять и для финального покрытия готовой картины – он придает глянцевый блеск и эластичность поверхности, но со временем мутнеет и желтеет гораздо больше, нежели даммарный лак.

Копаловый лак

Копаловый лак применяется для добавления в краски, он очень прочный и при высыхании не поддается удалению растворителями. Сам по себе он – темного цвета, а при смешивании с красками может исказить их первоначальный оттенок.

Лак-фиксатив

Лак фиксатив наносится на карандашные, пастельные и угольные рисунки, выполняет защитные функции – как следствие, картину можно легко протереть от пыли. Кроме того, рисунок не блекнет со временем и долго сохраняет свою яркость. Его можно использовать для масляной, акварельной и гуашевой живописи, но только после полного высыхания краски.

Ретушный лак

Отдельно стоит отметить ретушный лак : он не используется для финишного покрытия готовой картины, его предназначение прямо противоположное. Так, состав применяется для растворения промежуточного слоя краски и для скрепления слоев между собой. После высыхания его пленка легко растворяется уайт-спиритом.

Совершая покупку, важно обращать внимание на срок годности лака – с даты изготовления должно пройти не более трех месяцев, иначе он может очень долго сохнуть, будет липким или вязким, притягивая грязь и пыль.

Наносить лак нужно очень тонким слоем, достаточно быстро, не задерживаясь на одном месте, равномерно, при необходимости же можно нанести слой повторно. Желательно покрывать картину лакирующим составом в непыльном помещении, а пыль, соринки и волоски перед нанесением средства следует удалить сухой кистью. Если же на самой картине появились небольшие загрязнения, то их можно удалить мокрой тряпочкой, дождаться высыхания фрагмента, а потом покрыть поверхность лаком.

Лакировать картину нужно после ее полного высыхания – как правило, где-то через полгода/год после ее написания. Высыхают краски по-разному – все зависит это от толщины слоя, от качества и вида красителя. Если же покрыть картину лаком слишком рано, то он может проникнуть в глубину слоя – без возможности дальнейшего удаления!

Маркер - резервуар с краской, стекающей к наконечнику из нейлона или войлока. Это современный и удобный инструмент для рисования и нанесения надписей...

Энди Уорхол

И снова рубрика «Креативные гуру». Сегодня речь пойдет об отце поп-арта, который во многом сформировал лицо современного искусства – об Энди Уорхоле. Как и любая креативная личность, Уорхол был крайне разносторонен: продюсер, музыкант, модельер, режиссер, создатель журнала «Interview» и, конечно, основатель знаменитой «Фабрики», на которой тиражировались его работы.

Такаси Мураками

Продолжаем рассказывать о творческих людях, которые заряжают нас своей креативной энергией. Следующий на очереди – Такаси Мураками

Применение жидкого акрила вместо чернил в ручках (часть I)

Обычно ручки заправляются чернилами. Хотя традиционные чернила отлично работают в повседневной жизни, с ними могут быть сложности при использовании в художественном творчестве...

Объемная концентрация пигмента и ее роль в цвете. Часть I.

Почему некоторые из образцов красок, изготовленных с использованием одного и того же пигмента, так отличаются друг от друга?

Применение архивного лака GOLDEN MSA для покрытия акварельной живописи

Мы получили множество вопросов о лакировке акварелей, и даже сделали специальную информационную страницу, где обсуждается процесс использования лаков...

Водостойкая индийская тушь и грунтовки на основе шеллака

Странность возникает, когда вы пытаетесь нанести поверх индийской туши какой-либо из наших медиумов, гелей, грунтов или красок...

Перенос рисунка на основу из GOLDEN FIBER PASTE

Сегодня мы рассмотрим технику переноса рисунка с использованием Fiber Paste – пасты с эффектом бумаги ручной работы...

Причины образования трещин в акриловой пленке

онимание причин возникновения этих нарушений в лакокрасочной пленке позволит не только корректировать действия художника, но и показать ему, как в некотором смысле можно воспользоваться...

Delta E - ключ к пониманию светостойкости

Говоря просто, Delta E – это число, которое представляет собой количество отличий между двумя цветами или, в случае тестирования одного образца...

Сергей Курбатов. Часть 1. Как попасть из точки А в точку Б в акварели?

Как попасть из точки А в точку Б в акварели? Как выработать «привычку к творчеству»? Какие три совета можно дать начинающим акварелистам? – Обо всем этом рассказывает художник Сергей Курбатов...

Сергей Курбатов. Часть 2. О привычке к творчеству. О бумаге, кистях и красках.

Понимаете, нет чего-то божественного, что дается вам когда-то в пеленках, и вы неизбежно становитесь каким-то уникальным человеком. Вы этим уникальным человеком становитесь, когда делаете его в себе...