Интерьер украинской хаты. Петриковская роспись Украинская народная декоративная роспись

Защита и отделка

Украинская народная декоративная живопись в дореволюционный период развивалась в виде росписей круглой деревянной скульптуры, мебе­ли, деревянных предметов домашнего обихода, настенных росписей жилищ и надворных хозяй­ственных построек, а также писанок. Судьба каж­дого из этих видов народной декоративной жи­вописи далеко не одинакова.

До нашего времени сохранилось немало де­ревянных фигур, украшавших почти до конца XVIII в. церковные иконостасы. Во многих мест­ностях, особенно по селам, такие фигуры раскра­шивались масляными красками. Росписи эти ис­чезли в начале прошлого века, когда Синод по­становил изъять из церквей все скульптурные изображения святых, видя в них проявление влияния католицизма на православную церковь.

Однако раскрашенные деревянные скульптуры продолжали оставаться в народном быту и в XIX в. в виде резных ульев, изображавших Зосиму и Савватия - покровителей пчеловодства. Они были чуть ли не обязательными для пасек в северной и средней полосе Украины. В южной, степной части Украины встречались ульи-долбанки в виде головы казака с чубом или целой сидящей фигуры. Кроме раскрашенных ульев - скульптур, в это время имели распространение ульи с нарисованными на них разными картин­ками. Среди них можно было встретить изобра­жения Железняка и Гонты верхом на конях и с копьями в руках, а также Адама и Евы в раю, звонаря за работой, петуха, ведущего за собой цыплят, и др.

Широкое распространение в крестьянском быту получили росписи масляными красками жи­лищ (особенно дверей и ставен) и мебели. Росписи эти обычно носили орнаментально-деко­ративный характер.

Особенно интересны росписи сундуков, кото­рые в крестьянских семьях были своеобразными реликвиями, передававшимися из поколения в поколение. В хате сундук обычно стоял на са­мом видном месте и должен был свидетельство­вать о достатке семьи.

Форма сундуков и характер их росписей дают возможность почти безошибочно определить, из какой именно местности они происходят. Инте­ресно отметить, что изготовление сундуков свя­зано главным образом с лесной и лесостепной полосой; в южных районах сундуки изготовля­лись из привозного леса, иногда же в степные районы готовые сундуки привозились из цент­ральных и северных губерний, а расписывали их уже на месте.

Интересен сундук с Киевщины, датируемый XVIII в. и хранящийся в Киевском музее укра­инского народного декоративного искусства. На передней стенке в центре изображен «Казак Ма­май», играющий на бандуре. По обеим сторонам от него нарисованы два больших вазона с пыш­ными цветами. По стилевым признакам это на­родная интерпретация барочного вышивального и коврового орнамента того времени.

Подобный же мотив можно увидеть на одной из долбанок для хранения белья, датируемой нача­лом XIX в..

Росписи сундуков XIX - начала XX в. отли­чаются ярко выраженными местными особенно­стями. Черниговские сундуки преимущественно черные или темно-синие с яркими большими цве­тами - белыми, желтыми, красными - в ме­дальонах и гроздьями в виде волнистых узоров. Полтавские сундуки похожи на черниговские: они тоже расписаны по темному фону крупным цветочным орнаментом ясных тонов с четким ритмичным его повторением. Совсем иное можно наблюдать на сундуках с Днепропетровщины. Они обычно окрашены в яркие цвета: желтый, чаще - в сочный зеленый. Орнамент более мел­кий по сравнению с полтавским и очень разно­образен по мотивам.

Сундуки западных областей Украины отли­чаются от сундуков приднепровских. Они более массивны и расписаны преимущественно мелким орнаментом, закомпонованным в декоративные рамки, подчеркивающие форму сундука. Иногда орнамент, применяемый в росписях сундуков Львовщины, близок к орнаменту настенных рос­писей или рисунков набивных тканей. Другие сундуки из западных районов Львовщины по ха­рактеру росписей приближаются к польской на­родной декоративной живописи.

Гуцульские сун­дуки похожи на столы. Они декорированы кон­турным геометрическим орнаментом, в пределах которого фигуры окрашены коричневой, охри­стой, черной, иногда белой красками. Здесь крас­ки только помогают выявлению резного орна­мента.

Не меньшее распространение в народном быту получила деревянная расписная посуда, вернее, деревянные тарелки для хлеба круглой или овальной формы. В XVIII в. их вырезывали вручную, а с конца XIX - вытачивали на токар­ном станке. Праздничные тарелки имели изыс­канную форму - квадратную с врезанными угла­ми (полукруглыми или в виде удлиненных ле­пестков). Глубина тарелок небольшая и во всех областях почти одинаковая. Форма тарелки обу­славливала и композицию росписи. В самых ран­них тарелках главная часть орнаментальной ком­позиции заполняла всю среднюю площадь, а вокруг, на свободных местах, помещались допол­нительные, более мелкие орнаментальные моти­вы. В позднейших росписях становится обяза­тельной орнаментация венчика, уравновешенная с центральной частью декора. По колориту рос­писи тарелок сходны с росписями сундуков и имеют те же самые местные признаки.

По сюжету - это преимущественно цветоч­ные орнаменты, композиции с птицами среди цветов и ягод, а еще чаще - изображения рыбы, ножа, вилки, зеленых огурцов и т. п. Такие та­релки предназначались для праздничного стола, а в будни - выставлялись на полке и служили украшением хаты.

В XVIII - начале XIX в. получило распро­странение расписывание масляными красками резных деталей саней и возов. Позднее задки на санях и возах стали украшать прямыми и кри­выми цветными полосками разной толщины по ровной плоскости доски.

К 1911 году относятся расписные сани с Уманщины, где элементы геометрического резно­го контурного орнамента сочетаются с цветоч­ным. Центром отдельной росписи здесь является вырезанная под циркуль шестилепестковая ро­зетка, вокруг которой компонуются веточки с ягодами и традиционным растительным моти­вом, называемым «вылоги» и распространенным в настенных росписях, в керамике и вышивке. Здесь имеются также росписи, в которых наряду с геометрическим и растительным орнаментом фигурируют изображения рыб, птиц и лошадей.

В 1920-х годах в разных районах Киевщины и Подолии встречались росписи на задках саней, близкие по характеру к вышеупомянутым. Из но­вых элементов орнамента были распространены изображения советской эмблематики - пятико­нечная звезда, серп, молот, советский герб. С из­менением форм ведения хозяйства на селе и с по­явлением автотранспорта этот вид росписей по­степенно исчезает, и на первый план выходят другие разновидности росписей.

Со средины 1930-х годов народные мастера из с. Петриковка Днепропетровской области сест­ры В. и Г. Павленко и М. Тимченко начинают расписывать масляными красками небольшие, разной формы коробочки из дерева, служившие пудреницами. Росписи производились непосред­ственно по дереву без всякой грунтовки и поэто­му были очень неустойчивы.

После Великой Оте­чественной войны такие росписи возродились на новой технической основе - это была уже подлаковая роспись на черном фоне, основанная тоже на традиционном петриковском цветочном орнаменте. Подобные росписи выполнялись петриковскими мастерами, которые работали на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе.

А с 1958 года цех подлаковой росписи открылся при фабрике «Дружба» в самой Петриковке. Молодые худож­ники, возглавляемые народным мастером Ф. Панко, обратились к местным традициям декоратив­ной живописи. Петриковцы стали делать некото­рые свои росписи не на черном, а на охристом или сочном зеленом фоне, т. е. так, как обычно раскрашивались сундуки на Днепропетровщине еще задолго до революции.

Обращение к мест­ным традициям обеспечило успешное развитие нового художественного промысла.

В последнее время наблюдается возвращение народных мастеров к росписям деревянных та­релок, изготовленных на токарном станке. Рас­писываются они прямо по дереву масляными красками, а сверху покрываются прозрачным ла­ком, благодаря чему лучше выявляется фактура дерева, а сами росписи становятся звонче по цве­ту и устойчивее. Тарелки эти предназначены для украшения интерьера.

Б. С. Бутник-Сиверский 1964 г.

Роспись стен как традиция возникла достаточно давно, но точная дата, к сожалению, не определена. Конечно, существуют рассказы, почти былинные, о домах c нанесенными изображениями небесных светил, есть раскопки археологов помещений киевского региона IX -XII вв., в которых находят остатки фресок. Но это тем не менее не позволяет с точностью определить время возникновения росписи.

Это народное искусство периода XIX - начала XX в. было очень распространено в культуре Украины, свидетельствуют об этом разнообразные исследования культуры и жизни различных регионов страны. Достаточно часто упоминается об этом виде творчества и в литературных источниках, описывающих крестьянский быт.

Существует версия, что настенная роспись возникла и развивалась как отражение осознания украинцами окружающего мира, и это изображалось магическими или аграрно-бытовыми знаками и символами. Со временем их сакральное значение постепенно исчезало из рисунков, развивалось орнаментальное, декоративное рисование тех же самых знаков, но с другим наполнением, скорее эстетичным и декоративным. А магическое, культовое и обрядовое значение выходило из употребления. И с XIX в. настенная роспись начинает формироваться только как орнаментальное украшение и декор.

Роспись не была одним из первых видов искусства, она возникла гораздо позже других направлений декоративно-прикладного искусства, таких как вышивка, писанкарство, ковроткачество, ткачество или изготовление изразцов. Поэтому она включает традиции и некоторые элементы, свойственные этим видам, и объединяет их через свое отражение. Роспись стен иногда была заменой привычным приемам украшения сельского жилища, иногда употреблялась вместе с ними, тем самым подчеркивая построение и архитектурные особенности того или иного сооружения.

Каких-либо предварительных эскизов к будущему рисунке не делалось, сам процесс росписи не делился на этапы и не имел четкой схемы подготовки. Он выполнялся сразу, а порой и вообще только возобновлял предыдущий рисунок. Делалось это два раза в год, и каждый раз имел закрепленность к определенному событию - нового мащения, то есть перед праздниками весной и осенью. Роспись выполнялась только женщинами.

Краски для этого действа использовались обычно природного происхождения. Это могла быть сажа, ягоды бузины, сок лебеды, отвар из луковой шелухи, сок вишен или шелковицы, лепестки подсолнечника, могли использоваться анилиновые краски, глины. Иногда растительный сок перемешивали с перетертой белой глиной, сажей, толченым углем или брали красную глину. Иногда просто перемешивали разные глины. Таким образом мастерицы получали целую палитру цветов, оттенков и возможность их смешивать, создавая новые оттенки. Поэтому трудно было встретить роспись только двумя или тремя красками. К краскам нужно было добавлять вяжущее вещество, поэтому к ним примешивали яичный желток, иногда молоко. Краска, содержащая такие примеси, была более прочной и не изменяла свой цвет, не «линяла».

Кисти для росписи делались из кошачьей шерсти и использовались любые щетки, по необходимости, даже можно было применять обычную тряпку. Чтобы правильно и четко изобразить геометрические фигуры, разные линии, пользовались посудой, шнурками как лекалами, сложные фигуры изготавливали из картофельных клубней, такая себе вариация штампа.

Начиналась роспись с печи и трубы, после печи переходила на стены, проходила над окнами, шла по углам. Печь разрисовывали схематически стилизованными изображенными птиц - это могли быть павлины, фазаны, или даже грифоны. Там же на печи рисовали дерево жизни с сидящими на нем птицами, спирали, вращающиеся диски, в кругах изображали кресты, зигзаги, вырисовывались растительные орнаменты, созвездия. Эта символика была знакома еще с первобытных времен. Стены расписывались обычно деревом жизни и птицами, символическим кувшином – из него как основы вырастает куст. Этот кувшин назывался вазон. На стенах также часто были нанесены брачные символы - ими были райские птицы, кисти винограда.

В народной росписи отображалось фольклорно-образное осознание украинцами мира вокруг них, изображенном в знаках и символах. Они несли космологическое осмысления мироздания. Так роспись была напрямую связана с силами природы, одухотворяла постройку, дом, привязывала ее к миру, к земле, насыщала земной силой. Так символика несла в себе народные знания, верования и представления о себе, мир, смысл жизни.

Заимствования в росписи традиций и элементов предыдущих видов, и направлений народного искусства хорошо видно, учитывая ее производность от ранее возникших направлений искусства и само время ее возникновения.

Например, из ткачества роспись позаимствовала ломаную зигзагообразную ломаную линию, которая была обрамлена двумя прямыми линиями, перечеркнута штрихами между изломами. Узор под названием «косицы» можно найти на глиняных изделиях древности. В старинных рукописях встречается листок лотоса, похожий на куриные лапки. Писанкарство подарило росписи спиралевидного «вертуна». Вначале элементы и части росписи были очень похожи на характер орнаментов в вышивке, резьбе, ковроделии и подобном. Однако со временем роспись развивалась во все более самостоятельный вид творчества, приобретала свои собственные черты и мотивы, составила свою систему и закономерности и продолжила развиваться уже по своим законам.

Образы настенной росписи имеют в своей основе аграрно-космологическую идею о том, что жизнь человека и природа связаны и переплетены между собой. Даже само время создания новых росписей или возобновление старых связано с этим – ведь это происходит накануне праздника великой Пасхи, который еще с язычества является символом воскресения, оживления природы, жизни, красоты его цветения и жизненной силы.

Почему печь стала основным композиционным центром росписи? Надо полагать, потому, что именно там живет огонь, который является одним из элементов жизнетворения. А еще там, под печью, если верить народным приметам, живет охранник дома и домашнего очага - домовой. К тому же культ предков сосредоточивал внимание именно на печи: в старину под очагом хоронили умерших. А учитывая то, что росписью занимались женщины, которые по сути своей были хранительницами традиций и верований, сами охраняли очаг дома, то и все культовые традиции, ритуалы и обряды тщательно хранились и почитались ними.

Печь очень часто покрывали геометрическими орнаментами, деревом жизни - это напоминало о дохристианских временах, когда души живых и умерших объединялись через деревья и растения.

Так можно увидеть, что основным и наиболее употребляемым элементом росписи является дерево жизни, «вазон». Он может быть самостоятельной композицией, а может быть частью ленты - бесконечного орнамента росписи. Такой орнамент является наиболее распространенным в этом направлении народного искусства. Он изображается в вышивке, на коврах, керамике, вытынанках, расписанных сундуках. Кроме изделий и культуры Украины, «вазон» распространен также и в искусстве Европы.

Дерево жизни в культуре Украины имеет фольклорное происхождение: дерево и птицы являются символом мироздания. Трехъярусность мира передавалась идеограммами, которые встречались в росписи сундуков, саней (спинок) и др. Большой солярный знак в таких идеограммах символизирует светило, дающее всему вокруг жизнь. Малые солярные знаки также несут в себе символический смысл: вазоны, птицы - земная жизнь, рыбы и змеи - потусторонний мир.

Элементы в виде виноградных листьев, гроздьев на «вазоне» составляют «чудесное дерево», которое символизирует благополучие семьи, порой напоминает о невесте. Проходило время, действовали разные социально-исторические условия, и роспись как искусство понемногу начала терять свой глубокий сакральный смысл, заменяясь на проявления богатой творческой фантазии.

Новые виды росписи приобретали другие формы и качества, переходили на другую материю - например, бумагу. Центром таких «малевок» считается село Петриковка, расположенное на Днепропетровщине. Сначала «малевка» была заменителем определенных деталей росписи настенного, в отдельных местах дома, но со временем отмежевалась и стала отдельным самостоятельным видом искусства. Петриковская роспись приближена к традициям искусства писанкарства. Центральный образ в петриковских композициях выделялся, что создавало иллюзию, будто рисунок был выгнут наружу, и это усиливало восприятие композиции как округлой формы - по форме яйца.

Как писанка, так и роспись на бумаге указывает на зарождение жизни, цветения, цикличность развития и жизненного круговорота. Роспись этого направления искусства, подобно настенной росписи, активно прославляет жизнь во всех ее видах и проявлениях. Букет, вазон, куст - все это символизирует древо жизни. В петриковской росписи есть свои особенности: например, расположение центрального элемента - цветка, плода или ягоды - осуществляется таким образом, чтобы изображение и ракурс получилось привлекательным, со многими деталями и подробностями, самые выразительные из них особо подчеркиваются.

Цветок обычно повернет своей головкой к зрителю, может рисоваться полупрофильно с наклоном к переднему краю, возможным было изображение в полный профиль. Характерными особенностями в петриковском рисунке являются также листочки, развернутые к зрителю, четкое и внятное очерчивание контуров разноцветными чертами и линиями - это делает более заметными на белом фоне мельчайшие детали. Краски для росписи берутся густые, очень хорошо отличается каждый мазок, он виден отдельно от соседнего. В росписи все выражено через форму, цвет, линию. Элементы не накладываются один на один, существуют отдельно и не мешают друг другу, листок не скрывает цветок или стебель и тому подобное. Это является отражением особенностей народного быта, в котором нет лишних деталей, нагромождения вещей и хаоса.

И по сей день развиваются традиции народной росписи и народного рисунка. Мастерицы села Петриковка известны всему миру своими талантливыми росписями и композициями. Существует термин «наивная живопись» - и его представители, Мария Примаченко, Екатерина Билокур и многие другие народные мастерицы-художницы нынче признаны во всем мировом искусстве.

– Рассмотрите небольшие композиции в виде открыток, их называют «малёвками».

Цветовое решение петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая. Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или ромбовидная. Здесь, так же как и в других видах искусства, соблюдаются правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую.

В петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и. т. д.) .

– Какие холодные цвета вы знаете? Нарисуйте букет цветов по мотивам украинской росписи, используя холодные тона.

Итог занятия.

– Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор.

Занятие 4
ВЕСЕЛЫЕ ЗАДАЧКИ. ЛЫЖНИКИ

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная.

Цели: систематизировать знания о числе 6 и цифре 6; формировать представление о составе числа 6 из двух меньших; учить раскладывать число 6 на два меньших и получать из двух меньших одно бльшее число; лепить фигуру человека в движении, передавать форму тела, строение, форму частей, пропорции.

Имеет представление о составе числа 6, умеет раскладывать число 6 на два меньших числа; решает задачи путем вычитания и сложения; знает имя автора и название прочитанного стихотворения; лепит фигуру лыжника в движении, правильно передавая форму тела и соблюдая пропорции.

Материалы и оборудование: рисунки с изображением предметов для счета; пластилин; стеки; образец фигурки лыжника из пластилина.

Вводное слово воспитателя.

– Чебурашка хочет научиться кататься на лыжах. Но не может подняться на высокую снежную гору. Давайте ему поможем. Сначала надо вместе с Чебурашкой выполнить интересные задания.

Решение задач. Счет.

– Решите веселые задачки.

Бабочка, червяк, паук,

Муравей, комар и жук

Спрятались в дупло опять.

Повтори, кого искать.

– Сосчитайте, сколько всего насекомых спряталось в дупло. (Шесть насекомых.)

Ответьте на вопросы:

– Сколько ушек у трех старушек? (Ответ: 6.)

– Сколько спинок у шести свинок? (Ответ: 6.)

– На какие группы можно разбить множество матрешек? (2 и 4, 5 и 1, 3 и 3.)


– Как можно получить число 6? Рассмотрите рисунки. Запишите равенства, соответствующие каждому рисунку. (Раздает листы бумаги, карандаши.)


– Сосчитайте зонтики. Запишите их количество.

Раздает каждому ребенку по 8 квадратов из цветной бумаги.

– Положите квадратов столько же сколько зонтиков. Сколько квадратов надо убрать, чтобы их осталось 6? Будем убирать по одному квадрату. 8 без 1 будет 7, 7 без 1 будет 6. Всего убрали 2 квадрата. Запишите: 8 – 2 = 6.

Лепка «Лыжники».

– Послушайте стихотворение Льва Квитко «Лыжник».

– Рассмотрите фигурку лыжника. Расскажите о положении тела при ходьбе на лыжах. Вылепите фигурку человека, придайте этой фигурке пластику лыжника: полусогнутые ноги, руки; из картона и спичек сделайте лыжи и лыжные палки.

Дети самостоятельно лепят лыжника.

Итог занятия.

– Рассмотрите все поделки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор. Теперь Чебурашка может кататься на лыжах.

Занятие 5
РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «ПУТАНИЦА».
ИНЕЙ НА ДЕРЕВЬЯХ

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная.

Цели: учить анализировать юмористические рисунки, задавать вопросы, выделять в тексте слова-признаки предмета, изображать явления природы, передавать в рисунке строение разнообразных деревьев, рисовать угольным карандашом; совершенствовать умение образовывать однокоренные слова, существительные с суффиксом; развивать эстетическое восприятие.

Целевые ориентиры дошкольного образования: имеет представление о юмористических рисунках; составляет рассаз по предложенной теме, употребляя в речи сложные предложения разных видов; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, литературы и музыкальные, воспевающие красоту русской природы; самостоятельно выполняет рисунок инея на деревьях разными способами.

Материалы и оборудование: картина «Путаница» Е. А. Ведерникова; репродукция картины К. Ф. Юона «Волшебница-зима»; фотографии с изображением деревьев, покрытых инеем; угольные карандаши «Ретушь», гуашь белая, бумага бледно-серого цвета, кисти.

Вводное слово воспитателя.

– Художник Карандаш просит у вас помощи. Его картины Баба Яга превратила в чистые листы. Давайте ему поможем и выполним задания Бабы Яги.

Для начала пару слов о Петриковской росписи.
Яркой страницей вошла декоративная роспись в историю культуры украинского народа. Далеко за пределами Украины известные имена народных мастеров села Петриковки Днепропетровской области.

Ажурный, графически четкий орнамент, который в прошлом развивался как настенная роспись и декор бытовых предметов, сегодня широко используется в художественной промышленности, книжной графике, оформлении и.т.п… Волшебный петриковский цветок расцвел на замечательному фарфоровом блюде, загадочным узором лег на шелковую ткань, ценным самоцветом засверкал на лакированной поверхности сувенирной шкатулки.

Своеобразный орнамент Петриковки имел давние традиции, свой пластический язык, технику и свой арсенал художественных образов. Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии все более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к ХУШ-ХІХ столетиям. Сам же орнамент ведет начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.

Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, «лучка» или «кучерявки»). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда. Характерными являются также изображение листвы, которую называют «папоротником», бутонов и перистой ажурной листвы. Для петриковсих орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки - все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

… Петриковская роспись зародилась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Технология изготовления краски была проста и в тоже время уникальна - яичный желток размешанный с соком. Естественно, такая краска не долговечна и раз в год или к праздникам приходилось перекрашивать. Но во внегласном соревновании на лучшую роспись своей хаты уже недостаточно было просто перекрасить или нарисовать такой же узор - его обязательно нужно сделать еще более красивым, более эксклюзивным… Так, из любви простого народа к прекрасному, возник этот отдельный по методике исполнения и по истории развития вид изобразительного искусства Петриковская РОСПИСЬ. Прошло немало лет с тех пор, как была раскрашена первая казацкая хата поселения славного казака Петрика, посеяны первые семена нового народного искусства. Считается, что именно от него произошло название - Петриковка, где впоследсвии была зарождена и взрощена знаменитая петриковская роспись силами Центра народного искусства «Петриковка»
Фотографий много, но я даже не все сфотографировала)
Мне выставка очень понравилась! Приятного просмотра!






























Особенно ярко проявилась в украшении хаты. Здесь всю полноту своих чувств мастерицы свободно изливали, украшая стены причудливыми узорами. Расписывали хаты повсеместно – в Хмельницкой, Одесской, Днепропетровской областях, исключая Полтаву. Здесь хаты не белили. Роспись в украинском стиле бытовала как снаружи дома (окрашивались фризы под крышей, вокруг окон), так и внутри (окрашивали стены, печь, фризы под потолком). Росписями мастериц Днепропетровской области остается только восхищаться. Настолько грамотно подобрана цветовая гамма, которая сохраняет всю насыщенность оттенков. Чтобы добиться такого эффекта мастерицы пускали хитрость – разводили краски на яичном желтке с белком, что придавало краскам прочность и блеск.

Замечательным образцом росписи являются работы Г. Лебедь, выполненные в 20-е годы XX века. Они отличаются тонкими линиями, ажурным переплетением стеблей и цветов, которые выглядывают из небольшого ведерка-вазочки. Это нехарактерная для того времени роспись стен . В XX веке было принято расписывать скромно, не используя пятна, подбирать неброские цвета, всегда помнить о чувстве меры. Г. Лебедь удивительным образом удалось сочетать и форму и цвет, так, что все предметы приобретали индивидуальную красоту и при этом смотрелись не вычурно.









В послевоенные годы украинские мастера старались придать хате декоративный индивидуальный вид, освободить ее от всего архаичного и старого. Благодаря этому в рисунках стали преобладать крупные формы, пятна интенсивного окраса. Но даже среди такого обилия цвета и буйства красок встречаются скромные работы, например, Н. Белоконь. Она рисует цветы с пушистыми листьями, похожие на хризантемы или георгины. Они приобретают объемный вид, но из-за того как подобраны цвета и композиция, рисунок смотрится как целостная картина.

Встречаются работы на фольклорные и лубочные сюжеты: «Казак Мамай», «Цыгане». Мария Примаченко делает роспись на сюжеты известных сказок и песен. В ее творчестве очень много зверей и птиц, природы. Иногда появляются странные персонажи, ни на кого не похожие, например «кочубарка».

Петриковцы творят на народные национальные сюжеты, стараясь сохранить украинской культуры. Именно поэтому украинская петриковская роспись и её образы светлые, добрые, открытые, веселые, наивные и непосредственные, мягкие и солнечные.

В конце XX века петриковцы стали специализироваться на подлаковой росписи по дереву, но в этом случае роспись потеряла в цвете, стала менее лучистой и светлой.