Конспект занятия человек части тела. Конспект занятия «Человек

Утепление

Ирина Григорьева
Конспект открытого занятия по теме «Я человек»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 116»

г. Сыктывкар

Конспект открытого занятия

по теме : «Я - человек »

Составила :

Воспитатель Григорьева И. А.

г. Сыктывкар

Воспитатель : Григорьева Ирина Александровна

Дата проведения : 03.12.2015 года

Место проведения : МАДОУ «ЦРР – д/сад №116» г. Сыктывкар

Тема занятия : «Я – человек » .

Возрастная группа : подготовительная.

Форма организации : подгрупповая.

Предмет : Социально – коммуникативное развитие.

Тип занятия : Усвоение новых знаний и умений.

Задачи :

Воспитательная : Воспитывать осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважение к мнению другого человека .

Развивающая : Развивать умение выслушивать (слушать) друг друга, умение выделять свои индивидуальные особенности.

Обучающая : Дать представление детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Оборудование и материалы : фотографии детей группы, ватман, маркеры (фломастеры, магнитофон с аудиозаписью танцевальной музыки.

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята, сегодня у нас гости, поздоровайтесь.

Дети садятся в круг, воспитатель просит каждого ребенка назвать свое имя, рассказать о своем любимом животном. Итог : Ребята, чему мы сейчас научились? Ответы детей : …. мы с вами сейчас учились выслушивать друг друга, уважать мнение каждого (у каждого есть, и должно быть, свое мнение) .

А теперь, чтоб поближе узнать, друг друга, я предлагаю вам игру, которая называется «Вопрос – ответ»

Игра : «Вопрос-ответ»

Дети под музыку двигаются по группе. Как только музыка затихает, дети должны найти себе пару и задать друг другу любой вопрос (не громко, но чтобы ребенок, которому вы задаете вопрос, услышал только вас). А чтобы вы долго не думали, какой задать вопрос, я вам предложу схему вопросов : она у меня на доске в виде картинок, давайте посмотрим сюда. Какой можно задать вопрос …ответы детей. 1. «Твоя любимая еда?» ,2. «Твой любимый цвет?» , 3. «Твое любимое время года?» , 4. «У тебя есть братья и сестры?» , 5. «Куда бы ты хотел отправиться в путешествие?» . Игра повторяется 2-3 раза.

Подведение итогов игры : Ребята, что вы узнали друг о друге? А что вы сделали для того, чтобы узнать друг о друге? Ответы детей :…задавали друг другу вопросы и слушали ответы. Все правильно, мы с вами задавали вопросы и учились слушать ответы (у каждого свой ответ) .

Присаживаетесь, пожалуйста, на стульчики.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, пожалуйста, друг на друга… «Мы похожи друг на друга?» Чем похожи? Ответы детей :…одинаковое строение тела, правильно. Назовите мне, пожалуйста, части тела человека ? Ответы детей : голова, туловище, руки, ноги…

У меня для вас, есть шуточное стихотворение, про парные части тела. Послушайте, пожалуйста.

Шепчет ротик : «Эй, послушай!

Что ты, носик, приуныл?

Ко всему ты равнодушен,

Будто свет тебе не мил?»

Грустный носик отвечал :

«Разве ты не замечал?

Ушек двое, глазок двое.

Две руки и две ноги.

Только мы живем с тобою

В одиночку, чудаки».

«Ты напрасно, носик, тужишь.

Говорил тебе не раз.

Если мы с тобою дружим,

Значит, тоже двое нас?».

«А мы отличаемся друг от друга?» В чем отличие? Ответы детей : одежда, каждый носит то, что он хочет (мальчики в одном, девочки в другом, у девочек прическа. У каждого есть свои интересы (кто рисует, кто любит собирать наклейки, собирать пазлы, у каждого свой характер, каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности (кто-то умеет петь, кто-то танцевать, а кто- то умеет вязать) . У каждого ребенка есть свое мнение, и он имеет право высказать, это, свое мнение (ему что-то нравится, или, чем то восхищается, или же он чем то недоволен и ему что-то не нравится, не по душе).

Вывод : Молодцы, ребята, правильно. Все дети планеты Земля очень похожи друг на друга, ведь не смотря на внешние различия, у всех людей одинаковое строение тела. А теперь мы посмотрим, чем мы отличаемся, и чем мы похожи. Я предлагаю вам сделать фотоколлаж. Подойдите, пожалуйста, к столу и найдите свою фотографию. Ее надо приклеить на ватман. Посмотрите, что у нас получилось. Как мы с вами и говорили, у нас есть сходство и внешнее различие. Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель : Ребята, каждый ребенок, человек , имеет свое мнение, правильно? Ответ детей : ДА! А все дети могут высказать свое мнение? Ответы детей : …нет, стесняются, боятся (это мешает человеку в общении ) . Так давайте попробуем помочь застенчивому ребенку преодолеть себя и, научиться легко и открыто , контактировать с окружающими. Я предлагаю вам игру, которая называется «Посмотрите на меня» .

Игра : «Посмотрите на меня»

Ребенок ложится на длинный лист бумаги. Воспитатель обводит контуры его тела. Что у нас получилось? Ответы детей :… силуэт. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на ребенка, и на силуэт. Чего не хватает? Ответы детей : черты лица, цвет волос, одежда, обувь…

Воспитатель : Дети, а что можно пожелать нашему герою. Как это можно изобразить на плакате? Ответы детей : счастья, смеха, веселья (дети рисуют вокруг портрета улыбки, солнышко, цветы, игрушки и т. д.) .

Вывод : Ребята, какой можно из этого сделать вывод? Ответы детей :… В первую очередь – Я человек , я индивидуален, у меня есть свои индивидуальные особенности, у меня есть свое мнение и я имею право высказаться и вы должны уважать мое мнение, так же как и я уважаю ваше! Не надо стесняться и бояться говорить. Вы со мной согласны? Ответы детей : …ДА!

Итог занятия :

1. Ребята, как называлось наше занятие ?

2. Что нового узнали на занятии ?

3. Что получилось?

Спасибо, ребята, за занятие !

Домашнее задание : Рисование на тему «Автопортрет» .

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по лексической теме «Посуда» Елена Караганова Лексическая тема «Посуда». Цель: выучить стихотворение о посуде. Задачи: 1. Запомнить стихотворение о посуде, используя.

Конспект открытого занятия по лексической теме «Продукты питания» Цель: формирование лексико-грамматических категорий. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Активизировать предметный словарь по теме «Продукты.

Обобщенная Тема урока: Природа и человек

Эпиграф к уроку:

«Природа - это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли в долг у потомков » (Древняя индейская сентенция).

Цели урока:

  • Дать понятие учащимся о многообразии природы, о том, что человек - часть ее;
  • Показать связь живой и неживой природы;
  • Заложить фундамент экологической культуры учащихся;
  • Дать понятие рационального природопользования;
  • Показать на примерах - как влияет хозяйственная деятельность человека на природу;
  • Прививать правильные нравственные и эстетические устои;
  • Выработать понимание того, что здоровье окружающих, состояние природы - забота каждого отдельного человека;
  • Практика коллективной работы, умения делать выборку нужной информации.

Оборудование:

  • Изображение птиц, животных, растений в нетронутом лесу;
  • Изображения технологических катастроф и их вреда, нанесенного живой природе;
  • Плакаты по охране живой и неживой природы;
  • Проектор или любое другое средство демонстрации изображений.

Ход урока:

1. Инструктаж по ТБ. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Учитель: «Дети, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

  • Что такое природа?
  • Какая она бывает? (живая и неживая)
  • Вы любите природу?
  • Способен ли человек навредить природе?
  • Как именно?
  • Что нужно делать для того, чтобы защитить природу от нас самих?»

Учитель: «Писатель Джордж Оруэлл сказал, что «человек — единственное существо, которое потребляет, ничего не производя. Он не дает молока, он не несет яиц, он слишком слаб для того, чтобы таскать плуг, он слишком медлителен для того, чтобы ловить кроликов. И все же он верховный владыка над всеми животными. Он гонит их на работу, он отсыпает им на прокорм ровно столько, чтобы они не мучились от голода — все же остальное остается в его владении.» и действительно есть правда в его словах. Мы существуя - изменяем мир, природу под себя. Но может стоит задуматься? Не наносим ли мы вред всему, что существует параллельно с нами?»

3. Изучение нового материала:

Что же такое природа? Человек как часть окружающего мира природы

Учитель: «Сначала, перед началом темы, я сообщу вам, что сегодня у нас по этому уроку будет групповой проект - домашнее задание. Какое именно - я сообщу в конце урока. Та группа, которая по общему голосованию будет победителем, - получит грамоту и сертификаты на «5» на любой урок по нашему предмету.»

Учитель: «Кто знает, что означает слово «классификация»? Правильно. Это разделение общей группы, массы на части, соответственно некоторым отличительным чертам. Например, по росту люди классифицируются на высоких и невысоких, по возрасту - молодые и старые….»

Учитель: «Как можно квалифицировать природу? Правильно, - она бывает живая и неживая.»

Учитель: «Дети, а мы с вами часть природы? Человек относится к какому виду природы? Правильно, человек - часть живой природы.»

Учитель: «Давайте назовем примеры неживой природы.» (вода, воздух, земля…)

Учитель: «Кто же представители живой природы?» (человек, звери, птицы, растения…)

Учитель: «В мире живой природы есть 4 царства - животные, растения, грибы, бактерии. Все эти царства - живые, они созданы природой из живых частичек-клеток.»

Учитель: «Есть некоторые отличительные характеристики объектов живой природы:

  • Живые организмы нуждаются в дыхании;
  • Живым организмам нужна пища;
  • В процессе своей жизни они дышат и прогрессируют;
  • Живые организмы размножаются;
  • Живые организмы со временем умирают.»

Учитель: «Какая связь есть между живой и неживой природой? Давайте рассмотрим на примере:

(Учитель включает слайд где написано 5 слов - 1 столбик вода, земля, воздух, солнце, 2 столбик - растение)

  • Растение - Земля - корни питают растение из почвы;
  • Растение - Воздух - зеленые легкие перерабатывают углекислый газ на кислород;
  • Растение - Вода - корнями растение впитывает воду из почвы;
  • Растение - Солнце - солнечные лучи дают необходимое тепло для жизни растению.»

Учитель: «По этой же схеме можно разобрать связь любых представителей этих классов. И зверей, и насекомых, и человека…»

Учитель: «Жизнь на Земле невозможна за отсутствия любого из факторов неживой природы. Пропадет вода, земля, воздух или Солнце - пропадет все. Тяжело даже представить себе - сто будет со всеми живущими, когда все это исчезнет.»

Учитель: «Человек считает себя Царем Природы и думает, что он в праве распоряжаться всем, чем владеет Природа. Он ломает, вырубает, убивает, собирает… »

Учитель: «Могут ли представители мира животных и растений обойтись без человека? А он без них?»

Учитель: «Человек - это всего лишь часть Природы, он должен подчиняться ее законам. В своей среде обитания он должен вести себя, как подобает. Есть такое выражение: «Природа, которой мы пользуемся, - это не то, что осталось нам от предков, а то, что мы взяли взаймы у наших потомков.» Как вы понимаете это выражение?»

Учитель: «Множество необратимых и непредсказуемых последствий возникло от взаимодействия человека и природы. В начале времен человек собирал и ел, охотился и добывал только то, что давала ему природа. А она была щедра с ним: пища, жилье, рыба, дичь, ягоды и корнеплоды… Эволюционируя человек стал требовать большего и большего, он стал изменять, переделывать мир под себя. О никаких последствиях он даже не задумывался.»

Учитель ставит на демонстрацию слайды изображений техногенных катастроф, вреда нанесенного человеком живой природе.

Учитель: «Как же именно человек виляет на природу? У кого есть какие-то соображения?»

Учитель: «Стоит ли людям задуматься о том, как уберечь природу от самих себя?»

Учитель: «Что же человек оставит после себя своим потомкам? Он же желая им лучшего, все хуже для них все делает.»

Учитель: «Давайте вместе прочитаем стих В. Чижова:

В природе столько красоты -

Вглядись, и ты поймешь,

Зачем росистые кусты

Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,

Прозрачнее стекла,

О чем под вечер, в поле ржи,

Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему

Понятна птичья речь -

И ты научишься тому,

Как это все беречь.»

Учитель: «Как вы думаете, о чем этот стих? Что просит сделать нас поэт?»

Учитель: «Для того, чтобы мы помнили о том, что мы ответственны перед природой. О том, что жизнь растений и животных в наших руках. О том что гармония живой и неживой природы - наша задача. Нужно написать нам с вами памятку человеку. Давайте каждый напишет по предложению, которое помогло бы уберечь природу. Например, уменьшить вырубку деревьев.

Ученики разрабатывают предложения.

Учитель: «Задача человека, используя знания о природе, помогать ей. Сохранять нашу природу, каждую ее черточку. Мы ведь должны быть благодарными Земле за то, что она нас приютила, вырастила нас и дарит нам свои дары.»

Учитель: «Человечество уже не первый раз задумывается о том, чтобы сократить свое влияние негативного плана на природу. Создаются организации, пишутся книги, разрабатываются новые щадящие технологии. Но любая помощь в этот направлении - бесценна. Изменять мир нужно начиная с самого себя.» Учитель включает на проекторе агитационные плакаты про охрану живой и неживой природы.

4. Подведение итогов урока.

Закрепление изученного материала

Учитель: «Дети, ответьте мне:

  • Человек - это представитель живой или неживой природы?
  • Каких представителей живой и неживой природы вы знаете?
  • Как они взаимосвязаны?
  • Что нужно делать человеку для того, чтобы сохранить природу?»

Учитель отмечает самых внимательных из учащихся и поощряет их хорошими оценками.

Учитель: «В конце занятия я прочитаю вам стих:

За нежные рассветы, багряные закаты,

Сверкающие молнии-небесные раскаты,

За тайны все природные,

За недра плодородные,

Что матушка-Земля веками там хранит.

За капельки росы хрустальные,

За облака печальные.

За шум весеннего дождя, ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ я!»

Домашнее задание

Учитель: «А сейчас групповое задание-проект. По списку в классе по 3 человека в группе вы должны будете придумать агитационный плакат человечеству о том, что природу нужно сохранять и беречь.»

Покажите детям фильмы про охрану природы.

Тема урока: Повторение по теме «Жизнь древних людей».

Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Жизнь древних людей», развитие творческих способностей, умений работать в группе паре, воспитание трудолюбия, интереса к предмету, понимания важности его изучения.

Эпиграф к уроку: « Не зная прошлого, истории, трудно знать

настоящее время, предположить будущее»

Аль Фараби

Тип урока: обобщающее повторение

Оборудование: карта мира, схема «путешествия» на доске,

карточки

Ход урока

    Организационный момент.

    Объявление темы и задачи урока.

Итак, несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой, Этот период времени ученые назвали первобытностью. А чем этот период времени отличается, например, от современности? Вот это мы с вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал.

Работая на уроке, учащиеся должны сформировать своими словами отличительные черты первобытного общества.

    Путешествие по станциям.

    На первой станции выбираются два ученика, которые готовят развернутые ответы по карточкам. Им дается время на подготовку.

На доске схема путешествия по станциям.

Терминово

Кроссвордово

Задачкино

Рассказкино

Оттадайкинооооо

Подготовить развернутый ответ на вопрос «Чем первобытный человек отличался от животных и современного человека?». Для этого вспомни:

    От кого произошел человек?

    Как выглядели его походка, руки, глаза, лоб?

    Чем было покрыто его тело?

    Как выглядит современный человек?

    Сравни условия жизни древнего человека.

    Сравни занятия, орудия труда

Сделай вывод.

1. Подготовить развернутый ответ на вопрос «Почему появилось неравенство?». Для этого вспомни:

    Какой металл первым начал использовать человек?

    Какое это имело значение?

    Почему на смену родовой общине пришла соседская?

Сделай вывод

2. Пока готовятся двое учеников класс «переместится» на станцию «Картово» , где проверяется знание карты.

Покажи материк, на котором найдены:

А) кости и орудия труда древнейших людей. (Африка)

Б) покажите предполагаемую область прародины человечества. (Вост. Африка)

В) покажите древнейший район земледелия. (Западная Азия)

3. На станции «Задачкино» решаются творческие задачи.

Одно из первобытных племен не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «копье», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль. (Можно. Сами слова рассказывают о занятиях древних людей.)

Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота? (Сумев соединить топор с рукояткой, человек попробовал соединить и бревна…. Так появился плот.)

Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди. (Следы очага, орудия труда, рисунки на стенах пещеры.)

До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать. Не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбирались в природе: они знали более двухсот видов пригодных к

в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбираються в окружающей природе? (На протяжении 4 млн. лет собирательство и охота были главными занятиями людей.)

    На станции «Терминово» проверяется знание терминов.

Что обозначают слова и выражения: история, исторический источник, всеобщая история, орудия труда, религия, искусство. Родовая община, соседская община, племя, вождь, идол, неравенство!

5. На станции «Отгадайкино» учитель возвращается к задаче урока.

Каковы черты первобытности? (Первобытность – это такой порядок жизни людей при котором: а) люди жили небольшими коллективами, и все были равны; б) имели общее имущество; в) совместно трудились.

Вывод записывается в тетрадь.

    Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание: Подготовиться к самостоятельной работе.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока на тему "Древнейшие люди"

1. Сколько лет прожил Тит Ливий? Древнеримский писатель Тит Ливий, автор книги «История Рима от основания города», родился в 59 году до н.э., а умер в 17 г. до н.э. Сколько лет он прожил? 76 лет.

2. Иисус Христос был распят на кресте на горе Голгофе, по преданию, ему было 33 года. В каком году нашего летоисчисления был казнен Иисус? Сколько лет назад это было?

3. В 1829 году нашли древневавилонские книги. Они пролежали в земле 3200 лет. В каком году они оказались в земле? 1371 г. до н.э.

Сегодня мы отправимся в путешествие к нашим далеким предкам – древнейшим людям.

Тема урока: Древнейшие люди.

Большинство ученых утверждают, что человек появился вследствие эволюционного процесса, то есть произошел от человекоподобных животных в результате своего развития. Самых первых людей называют первобытными. Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов. Мы не можем точно воссоздать картину жизни наших далёких предков. Лишь приблизительно учёные устанавливают время появления древнейших людей на Земле и то время, когда люди стали такими же, как современный человек.

Давайте откроем учебник на с. 9 и посмотрим на карте места расселения древних людей. Обратите внимание на условные обозначения карты (объяснить). Теперь посмотрите на карту, на каком материке жили древнейшие люди? В какой части материка? А теперь попробуем представить себе, как выглядели и как жили древнейшие люди.

Предполагают, что предки древнейших людей впервые появились в Африке около 4 миллионов лет назад. Ученые называют этих людей «австралопитеками», что в переводе означает «южная обезьяна» (поставить →).

Полагают, что именно от австралопитека произошел первый человек. Ученые называют его «человек умелый» (поставить →). Он появился около 2 – 2,5 миллионов лет назад. Посмотрите на рисунок в учебнике на с. 11. Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом. Походка у людей была ещё не вполне прямая, прыгающая; длинные руки свисали ниже колен. Люди еще не умели разговаривать. Жили в группе по 10 -12 человек.

Теперь внимательно посмотрите на рисунок «древнейшие люди». (учебник – с.10). Представьте себе, что мы не знаем, люди или обезьяны изображены на рисунке. Как можно доказать, что изображены именно люди, а не животные. Посмотрите на человека, который одним камнем ударяет по другому, заостряя его и превращая в орудие труда. Даже самые умные животные не способны его придумать. Запомните, что изготовление орудий труда – главное отличие древнейших людей от животных.

Начало первобытной эпохи в истории человечества связывают с появлением каменных орудий труда. Именно поэтому этот период называют каменным веком. Древнейшие люди использовали для изготовления орудий не только камень, но и дерево. Но так как дерево гниет, археологи обычно при раскопках находят только каменные орудия. Посмотрите, как могли выглядеть каменные орудия (с. 12).

Основными занятиями древнейших людей были собирательство и охота. Собирательство – крайне трудоёмкое занятие. Собранные плоды и растения по сравнению с мясной пищей были малопитательны. Древнейшие люди собирали съедобные коренья и улиток, дикорастущие съедобные плоды и ягоды, яйца птиц. Охота далеко не всегда в те времена была успешной. Именно этим объясняется, почему древнейшие люди, несмотря на большое количество животных, часто страдали от голода. Никто точно не знает, как охотились древнейшие люди, об этом мы можем только догадываться. Давайте познакомимся с догадкой ученых – учебник, с. 12, п. 3, 2-й абзац (ученик читает вслух). Подумайте, почему древнейшие люди не могли прожить в одиночку.

А теперь поговорим об открытии, которое кардинальным образом изменило жизнь человека. Это – огонь. Очень долго люди не умели добывать огонь. Кроме того, они его очень боялись. Как человек овладел огнём? Этого никто не знает. Быть может, однажды, превозмогая страх, смельчаки приблизились к огню. Это могло быть зажжённое в грозу дерево или горящая лава из вулкана. Тогда и было сделано великое открытие: сунешь ветку в пламя – поймаешь огонь!

Древнейшие люди стали понимать, что мясо, испечённое на углях, оказалось вкуснее и питательнее сырого. Яркий огонь обогревал холодной ночью, разгонял мрак, отпугивал диких зверей. Долгое время люди не умели добывать огонь: днём и ночью они поддерживали костры на своих стоянках. Потеря огня была огромным несчастьем для первобытного человека. Много позже люди научились добывать огонь. Потрите одну ладонь об другую, что вы чувствуете? Вот и первобытные люди заметили, что при трении одного куска сухого дерева об другой выделяется тепло. Но чтобы добыть огонь таким способом, требуется и умение, и терпение.

Период овладения огнем характеризуется появлением Человека прямоходящего (поставить →). Так же как его предки, он первоначально обитал в Африке. Человек прямоходящий впервые появился около 1,5 миллионов лет назад. Его сменил Человек разумный – человек современного типа, произошло это около 40 000 лет назад. Фигурная скобка – первобытные люди.

Вопросы самоконтроля.

1) Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?

2) Почему древнейшие люди не могли жить там, где были суровые зимы?

3) В чём было главное отличие древнейших людей от животных?

4) Опишите по рисункам древнейшие орудия труда. Какую работу ими можно было выполнить? (наносить удар в схватке с диким зверем, разрубать на куски мясо, дробить кости)

5) Опишите рисунок «Нападение саблезубого тигра» (С.11) по плану (с.13).

globuss24.ru

Конспект урока истории по теме "Древнейшие люди"

Цель: изучение учащимися условий жизни древнейших людей.

Образовательные: подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение, помогла выжить.

Развивающая: формировать умение работать с учебником, иллюстрациями и исторической картой, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Воспитательная: воспитывать интерес и уважения к мировой истории.

История, наука, первобытные люди, археолог, реконструкция, собирательство, орудия труда.

2 млн. лет назад – появление первого человека.

овладение знаниями о быте, культуре и традициях первобытных людей.

Регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, анализ и синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций обучения.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, дети.

Прочитайте высказывание и объясните его смысл:

«Не знать истории - значит всегда быть ребенком».

(с) Цицерон

Ребята, а вы знаете, что такое история? Порассуждайте.

Размышляют.

Объясняют.

Рассуждают.

История изучает события, которые произошли и т.д.

2. Актуализация знаний.

Хорошо. А теперь обратите внимание на доску и прочитайте определение, которое приготовила вам я.

Откройте тетради, запишите дату и напишите это определение в свои тетради.

Ребята, как вы думаете, а что такое наука?

Молодцы. Наука – это область человеческих знаний, которые помогают людям выработать истинную картину мира.

А почему история – это наука? Выскажите своё мнение.

Хорошо! Ребята, вы можете представить, как выглядели древние люди? Опишите их. Чем они занимались?

Замечательно. Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

Читают определение: история - это наука о развитии общества и природы.

Записывают.

Отвечают: наука – это знания и т.д.

Высказывают мнения: потому что у истории есть своя область знаний о развитии общества и природы.

Предполагают, как выглядел древний человек.

Высказывают свои мнения: мы будем изучать то, как выглядели древние люди, их род занятий и т.д

3. Открытие нового знания

Откройте учебники на с. 8.

Прочитайте название главы, с которой мы познакомимся.

Ребята, как вы считаете, что означает слово «Первобытные»?

Из каких слов состоит это слово?

Верно, то есть, это первые люди. Запишите это слово к себе в тетради.

Прочитайте первое предложение.

Ребята, как вы считаете, откуда нам, людям, известна такая информация о жизни первобытных людей? Ведь они жили так давно!

Верно, важную роль играют раскопки, которые проводят учёные – археологи. Запишите к себе в тетради определении, которое вы видите на доске.

Прочитайте первый абзац из первого параграфа и ответьте на следующие вопросы: где жили древние люди? Когда появился первый человек?

Прочитайте второй абзац. Выйдите к доске и ответьте на вопросы: как выглядел древний человек? Как он передвигался? Как он разговаривал? (Иллюстрация древнего человека на доске).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Итак, ребята, давайте сыграем с вами в интересную игру: представьте, что вы археологи. Ваша задача заключается в том, чтобы найти свитки с изображениями предметов быта древних людей и предположить, для чего эти предметы были нужны древним людям. Можете вставать из-за столов и начинать поиски.

Итак, садитесь на места и расскажите, что же вы нашли?

Как вы думаете, для чего предназначались эти предметы?

На странице 9 найдите и прочитайте предложение, в котором говорится о том, что отличало древних людей от животных.

Хорошо. Итак, мы с вами обнаружили, что у древних людей были копья и дубинки. Значит, чем ещё занимались древние люди?

На ваш взгляд, древние люди охотились группами или в одиночку?

Какие животные становились жертвами древних людей? Найдите ответ на странице 10.

Как вы думаете, только ли мясом питались древние люди? Подумайте.

Совершенно верно, они собирали съедобную пищу. Можно сказать иначе: они занимались собирательством. Запишите это слово в свои тетради.

Прочитайте 4-й пункт на странице 10 и ответьте на вопросы: как человек овладел огнём? Для каких нужд использовался огонь?

Открывают учебники.

Читают «Первобытные собиратели и охотники»

Высказывают свои мнения.

Отвечают: перво – бытные, т.е. первый и быт.

Записывают: первобытные – древние.

Читают: первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

Рассуждают: люди узнают это благодаря раскопкам и т.д.

Записывают: археолог - это учёный, который изучает быт и культуру древних цивилизаций по сохранившимся останкам.

Отвечают на вопросы: древние люди жили в жарких странах, например, в Восточной Африке. Самым древним раскопкам костей первобытных людей примерно 2 миллиона лет.

Описывают у доски внешний вид древнего человека, показывая указкой его отличительные особенности.

Ищут свитки с изображениями орудий труда древних людей.

Отвечают: мы нашли изображения остро заточенного камня, дубинки, копья, тарелки.

Высказывают предположения.

Читают предложение: умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.

Отвечают: они охотились.

Отвечают: древние люди охотились группами.

Отвечают: больные, старые или очень молодые животные.

Образовательная область «Здоровье»

Возраст: 3 - 5 лет.

Конспект НОД по теме: «Тело человека»

Цели:

Формирование представлений детей о внешних особенностях строения тела человека;

Познакомить с возможностями тела человека (я умею бегать, прыгать и т.д.);

Развивать способность рассматривать себя, друг друга;

Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

Воспитывать проявление интереса к другим детям, доброжелательного отношения к сверстникам.

Оборудование: иллюстрации с изображением разных людей, кукла - перчатка «Незнайка»

Дети рассматривают иллюстрации (предварительно развесить на доске в группе) с изображением разных людей (дети и взрослые, разного возраста).

Воспитатель надевает куклу - перчатку на руку, обращает на нее внимание детей: ребята, посмотрите, кто к нам пришел, это Незнайка. Давайте с ним поздороваемся: здравствуй, Незнайка.

Незнайка: здравствуйте, ребята. А куда вы смотрите, что за картинки тут у вас висят, кто на них изображен? (ответы детей). Ой, правда, здесь нарисованы люди, они все такие разные.

Воспитатель - Незнайка, ты говоришь правильно - тут нарисованы разные люди, но если ты посмотришь получше, то увидишь, что они похожи друг на друга.

Незнайка - нет, непохожи, посмотрите мама такая большая, а ребенок на ее руках совсем маленький.

Воспитатель - ребята, а вы как думаете, есть у этих людей то, чем они все похожи? Давайте посмотрим на людей на картинках и назовем то, что у них одинаковое, чем они похожи.

Игра «Чем похожи» - рассматривание и обсуждение изображений: девочка и мальчик, мама и ребенок, дедушка и папа и др. Воспитатель просит назвать детей признаки сходства изображенных людей (черты сходства - есть руки, ноги, голова, туловище, на голове - уши, глаза, рот нос, волосы).

Воспитатель - ребята, давайте встанем и покажем Незнайке какое у нас тело.

Физкультминутка.

У меня есть голова

повороты головы

Направо - раз, налево - два.

направо налево, наклоны головы.

Она сидит на крепкой шее,

Повертели - повертели.

круговые повороты шеей.

Затем туловище идет,

руки на поясе,

Наклон назад, наклон вперед,

наклоны,

Поворот - поворот.

повороты

Умелые руки есть у всех,

рывки руками

Вверх - вниз, вниз - вверх.

вверх - вниз

Ноги нам нужны, чтоб бегать,

бег на месте

подскоки (2-3 раза),

приседать, стоять…

приседания (2-3 раза).

Вот какое мое тело!

С ним все делаешь на «пять»!

Воспитатель - теперь видишь, Незнайка, что у всех людей есть то, чем они похожи друг друга.

Незнайка - это так интересно, правда, ребята? Я хочу получше узнать о том, как устроено наше тело.

Воспитатель - ну что, ребята, поможем Незнайке? Тогда, занимайте скорее свои места.

Воспитатель - Наше тело устроено так:

Голова помещена сверху, на соединяется с туловищем при помощи шеи. Шея помогает голове совершать различные движения.

Незнайка - не может быть, я не верю.

Воспитатель - тогда попробуй, дай нашим ребятам задания, а они их выполнят.

Покажите, где у вас голова

Дотроньтесь до головы своего соседа, погладьте ее

Вытяните шею, как гусь

Втяните шею в плечи

Выполните круговое движение головой

Поверните голову в одну сторону, а теперь в другую

После выполнения заданий Незнайка хвалит детей.

Воспитатель - Также при помощи шеи голова соединяется с туловищем. Туловище тоже может двигаться.

Дети выполняют практические упражнения:

Наклонитесь вперед, а потом назад

Повернитесь в одну сторону, а теперь в другую

Воспитатель - А еще внутри туловища «хранятся» важные внутренние органы - сердце, его удары вы можете послушать друг у друга (дети слушают, как бьется сердце у своего соседа), легкие - они помогают нам дышать и другие, очень нужные и важные органы.

Воспитатель - Сверху к туловищу крепятся руки.

Незнайка - Покажите ваши ручки, сколько их у вас?

У руки есть ладошка, а на ней пальчики, что умеют делать ваши ручки? (ответы детей) - практические упражнения:

▪ хлопните в ладоши

▪ погладьте свой животик

▪ спрячьте руки за спину

▪ дотроньтесь до своей спины

▪ дотроньтесь до спины своего соседа

▪ погрозите пальчиком

▪ поднимите руки перед собой

▪ достаньте ладошками до пола

▪ сожмите ладошку в кулачок

▪ пошевелите пальчиками

Воспитатель - Снизу к туловищу крепятся ноги.

Незнайка - Покажите ваши ноги. Сколько их у вас? (Их тоже две.) Какие красивые на них носочки и туфельки. Покажите, какие веселые у вас ножки - практические упражнения:

▪ потопайте ногами

▪ попрыгайте на двух ногах, а теперь на одной

▪ поставьте ноги широко-широко

▪ походите на носочках, а теперь на пятках

▪ согните ногу в коленке

▪ присядьте

Воспитатель - Вот видите, ребята, мы с вами умеем делать очень много разных движений, а помогает нам наше тело.

В конце занятия Незнайка благодарит детей, говорит, что он обязательно еще к ним придет.

Затем воспитатель подзывает детей к себе (можно позвать сначала девочек, потом мальчиков, затем всех детей): проводиться подвижная игра «Петрушка»: дети образуют круг, Петрушка - водящий, встает в центр круга. Петрушка вместе с детьми произносит следующий текст:

Я — веселая игрушка,

А зовут меня — Петрушка!

Я буду делать упражнения,

Вы — повторять за мной движения.
В это время дети, стоящие в кругу, выполняют «пружинку», руки на поясе. По окончании текста Петрушка выполняет какие-либо упражнения (наклоны, приседания, прыжки и др.). Дети должны точно повторить показанные Петрушкой движения. Ребенок, наиболее точно и правильно выполнивший задание Петрушки, становится новым водящим. Игра повторяется.

Конспект урока обществознания в 6 классе по теме: « Человек – личность»

Цели и задачи: познакомить учащихся с характерными чертами, присущими личности, смыслом ее существования; дать представление о сущности двойственности человека; охарактеризовать сильную личность.

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться определять личностные и индивидуальные характеристики человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также уметь вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД:

Предметные: применять понятийный аппарат (человек, личность, сильная личность, индивидуальность) для раскрытия сущности природы человека; уметь анализировать, сопоставлять, изучать и систематизировать различные исторические и современные источники информации; находить нужную социальную информацию; понимать значение общества для формирования личности и трудовой деятельности для личности и общества;

Метапредметные – 1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию;

3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям;

Личностные: направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; анализ собственных поступков с точки зрения природы человека, ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация

Ход урока:

1) организационный момент

2) мотивационно-целевой этап

- Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Вопросы к классу

- Как вы поняли смысл этой притчи?

- О чем она?

Тема урока: «Человек – личность».

- Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

- Откройте учебник на с. 8 и ответьте на вопросы рубрики «Вспомним».

Итак, план уроков:

    Что такое личность.

    Индивидуальность – плохо или хорошо.

    Сильная личность – какая она?

3) Введение в новый материал

Каждый из нас наверняка не раз задавался вопросом: «Кто я? Какой я? Для чего я пришел в этот мир? Что я могу для него сделать?» в 21 веке люди разгадали не одну тайну, ранее казавшуюся неразрешимой. Но для самого человека нет более интересной загадки, чем проникновение в собственную природу, познание самого себя. Люди веками задавали себе вопрос: «Кто мы и какие мы?» - и не могли на него ответить.

Древний поэт Софокл писал:

Много есть чудес на свете,

Человек их всех чудесней.

4) Работа по теме урока

1. Что такое личность (1 ч)

Когда мы употребляем понятие «человек», то имеем в виду представителя человеческого рода, уникальное творение природы, обладающее рядом общих свойств.

- Вспомните, какова двойственная сущность человека?

(биологическое и социальное)

Человек – самая большая тайна мироздания, над раскрытием которой несколько тысячелетий бьются все великие философы. Человек – высокоразвитое живое существо, относящееся к биологическому виду Homo Sapiens (Человек разумный). Как и любой организм, человек обладает органами чувств, кровеносной, мышечной, костной, нервной и другими системами. Однако его природные качества проявляются в более сложных взаимодействиях.

Особой биологической организацией человека восхищались еще древние греки, создавшие культ человеческого тела.

В 19 веке Дарвин доказал, что человек представляет собой вершину эволюционного развития природы и отличается от других животных исключительным биологическим совершенством. Это положение выразилось в очень известных словах: «Человек – венец природы».

Как высшее психическое существо, человек имеет разум. Однако человеческий разум обнаруживает себя как в творческом созидании, социальной взаимопомощи, так и в насильственном завоевании природы, злонамеренном уничтожении миллионов людей. Следовательно, если человек благодаря разуму выделился из животного мира, то должен постоянно подтверждать статус разумного существа, призванного сохранять и преобразовывать жизнь на Земле.

Задание: таким образом, мы видим, что человек – это биосоциальное существо.

Теперь ваша задача составить у себя в тетради схему:

1 вариант – пишет биологические черты и признаки человека, 2 вариант – социальные черты и признаки человека

    существо биологическое – часть живой природы; организм, живущий по биологическим законам

    наделенное разумом общественное существо, которое: способно размышлять; решать самые сложные проблемы; может полноценно развиваться только в обществе себе подобных.

Мы убедились, что вне общества себе подобных человек не может успешно развиваться. Поэтому ученые выделяют два этапа становления человека:

    детское общество – семья и школа (игра, труд, учение)

    взрослое общество – семья, работа (учение труд)

мы видим, что в ходе своего развития человек становится личностью.

Что же такое личность? Какой образ у вас создается при слове «личность»?

Личность – совокупность качеств человека, которые появляются:

В процессе жизни в обществе,

В результате деятельности,

В процессе общения с другими людьми

Только личность обладает сознанием!

Сознание – это отношение человека к миру и понимание того, что человек делает, как живет, о чем мечтает.

Сознание дает человеку возможность заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми, оценивать окружающих и себя.

(схема на слайде)

Задание: откройте с. 9, прочитайте и запишите ответы на вопросы в тетрадь:

1) С какого времени человек становится личностью?

Когда начинает понимать себя; с отделением своего я от других людей; с появлением индивидуальности; любой человек является личностью, но различается степень уважения к данной личности

2) Все ли окружающие нас люди являются личностями?

Уважаема личность или нет можно, определить по тому, как человек трудится (учится, играет); относится к окружающему миру; оценивает самого себя

3) Запишите основные характеристики личности.

Умение трудиться; целеустремленность, воля, старательность, настойчивость, умение преодолевать трудности, критически относиться к своим успехам.

Домашнее задание

2) Ответить на вопросы рубрики «Обсудим вместе»

3) Прочитайте высказывание древнеримского философа Сенеки и объясните его смысл: « не может быть душа одного цвета, а ум – другого. Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным…»

4) Опираясь на текст учебника и собственный опыт, оцени, какие качества для успешной деятельности хорошо развиты у тебя? Над чем еще нужно поработать? Какие качества личности особенно привлекательны для тебя, какие из них ты бы хотел развить у себя?

2 урок (1ч) - продолжение

1) проверка домашнего задания (устно)

2) работа по теме урока (продолжение)

2. Индивидуальность – плохо или хорошо

Задание: обратимся к рубрике картинная галерея на с. 10-11 учебника. Перед вами два портрета девушек. Составьте словесные описания девушек. Используйте для этого слова: задумчивая, мечтательная, активная, печальная, жизнерадостная, улыбчивая.

- Можно ли по их внешнему виду определить черты характера, особенности поведения?

Люди имеют общие черты: определенное строение тела, умения мыслить, говорить и многое другое, но вместе с тем каждый из нас имеет свои отличительные особенности.

- по одному у доски: предположите из каких общих черт складывается индивидуальность? Какие ассоциации и мысли приходят вам в голову при слове индивидуальность? (итог – схема на слайде)

Индивидуальность:

    привычки (щелкать пальцами, грызть ручку и тд)

    внешность (лицо, волосы, телосложение)

    культура

    темперамент (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик)

    способность к творчеству и др

Каждый человек неповторим, и это прекрасно. А теперь давайте рассмотрим, а что же формирует эту неповторимость, и какие существуют факторы, формирующие индивидуальность человека.

Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов:

    наследственность и физиологические особенности (внешность, цвет глаз, форма носа, строение тела)

    факторы, проистекающие из окружения человека (в результате взаимодействия с семьей, друзьями, школа)

    черты и особенности характера человека (в результате личного саморазвития)

Некоторые индивидуальные черты личности человек получает по наследству, другие приобретает, общаясь с родителями и друзьями.

- задание на дискуссию – представьте, что мы пришли в дискуссионный клуб, где стоит проблемный вопрос – индивидуальность – это хорошо или плохо? Первый вариант – аргументы в защиту индивидуальности, второй вариант – аргументы против индивидуальности. Кто победит в этой дискуссии – самые активные получат пятерки, другие – ничего. Для помощи - с 12-13 учебника.

3) сильная личность – какая она?

Понятие «сильная личность» обычно используют для того, чтобы охарактеризовать человека волевого, способного высказать собственное мнение, достичь многого, поставив цель.

- можно ли назвать Бетховена сильной личностью? Почему?

- это был пример известной на весь мир личности. А теперь прочитайте историю про мальчика Мишу на с. 15, второй абзац. Можно ли причислить Мишу к сильным личностям?

Страх присущ каждому человеку. Но сильный человек отличается от слабого тем, что может преодолеть свой страх. (рассказать им про свои страхи и у них спросить, чего они боятся)

Последняя наша с вами задача на сегодня – составить потрет сильной личности. Поможет нам дополнительный материал. Раздать материал про Ник Вуйчич и на основе учебника составить потрет сильной личности и вместе проверить.

Итог – сильная личность:

    в первую очередь думает об интересах дела. Которым занимается, придавая ему первостепенную важность, и только потом – о личной жизни, семье, отдыхе и т.д.

    стремится к вершинам, которые до нее никто не покорял

    обладает уверенностью в себе и своих силах, инициативностью

    обладает высокими нравственными качествами, берет ответственность на себя

    обладает творческим началом

    осознает свои возможности и стремится их расширить

Если есть время – прочитайте высказывания и определите, что их объединяет.

«Смешаться легко с толпой, но трудно в ней быть самим собой!» (группа «Эпидемия», Время Выбора)

«не подражайте другим. Найдите себя и оставайтесь собой, ведь «зависть – это невежество», а «подражание – самоубийство»» (Дейл Карнеги)

«Чем умнее человек, тем больше своеобычности видит он в каждом, с кем общается. Для человека заурядного все люди на одно лицо» (Блез Паскаль)

4) домашнее задание

2) Рассмотреть картину на с. 14 учебника, устно ответить на вопросы к картине

3) Задания из рабочей тетради письменно (на отдельных листочках)

Дополнительный материал к уроку.

Ник Вуйчич – возможно всё

«Ник Вуйчич родился в Австралии, в 1982 году в семье медсестры и священника без рук и ног. Представьте, он ничего не мог делать самостоятельно, 24 часа в сутки за ни м вынуждены были ухаживать родные и близкие. Детство Ника было очень тяжелым и физически, и психологически, потому что у него почти не было друзей, а вокруг постоянно звучали насмешки. Однако молодой человек сумел получить высшее образование, сейчас все делает самостоятельно и даже…плавает! А скорость его печатания на компьютере 43 слова в минуту. Но это только верхушка айсберга. Он опередил многих физически полноценных людей, по всему миру проводит семинары и помогает таким же, как он, инвалидам и людям, у которых проблемы, начать ценить жизнь, бороться и идти вперед. Казалось бы, человек без рук и без ног, а вдохновляет обычных людей: жить, не сдаваясь, жить для близких. Каждому из нас есть чему у него поучиться».