Ландшафтное проектирование участка: для чего нужно и как проводится, стили проектирования. Что нужно для проекта ландшафтного дизайна участка Что входит в состав проекта

Фундамент

Проект ландшафтного дизайна участка – это поэтапный, комплексный, научно обоснованный подход к благоустройству территории. Он позволяет грамотно использовать особенности ландшафта, превратить недостатки в достоинства, подчеркнуть индивидуальную пластику рельефа, придать гармоничный образ любой территории и сделать ее наиболее комфортной для жизни и деятельности людей.

Ландшафтная мастерская «Сад фантазий» более 9 лет работает в данной сфере.

Наши специалисты занимаются разработкой и воплощением ландшафтных проектов дачных участков и коттеджных поселков под ключ в Подмосковье, имеют опыт благоустройства территорий с разными особенностями рельефа, имеющимися постройками, водоемами и другими природными и инженерными объектами.

1422201000 2015-01-25 18:50:00

Основные этапы создания дизайн-проекта дачного участка:

  • после обращения клиента наш специалист выезжает на участок, снимает его размеры, отмечает важные детали, делает серию фотографий;
  • заказчик сообщает нам свои идеи и задумки относительно оформления и озеленения приусадебной территории;
  • мы сможем реализовать все ваши пожелания по благоустройству сада, предложим на рассмотрение собственные идеи, включая элементы оформления, собранные в нашем портфолио;
  • в течение 10 дней мы подготовим для вас два эскиза с визуализацией каждого, и вы выбираете понравившийся вариант.
  • затем дизайнеры создают инженерные чертежи и смету, после чего проект переходит в стадию реализации.

Благодаря опыту и знаниям наших архитекторов, художников, инженеров ваш участок преобразится в живописную и комфортную среду, полностью соответствующую проекту ландшафтного дизайна, созданного с учетом всех ваших пожеланий.

Рабочий проект - Стоимость, руб.
Генеральный план 100 кв. м. от 1 500
Дендроплан 100 кв. м. от 1 500
Концепция мощения, конструктивные чертежи лист от 5 000
100 кв. м. от 1 000
План озеленения территории 100 кв. м. от 1 000
Ассортиментная ведомость комплект прилагается к Дендроплану
Базовая смета на планируемые работы комплект от 2 500
Пояснительная записка комплект от 3 000
  • Минимальная стоимость проектных работ 10 000 руб.

Рабочий проект в ландшафтном дизайне

Рабочий проект в ландшафтном дизайне включает в себя:

  • Генплан - это чертеж, составленный на основе эскиза дизайн-проекта участка. Он раскрывает форму проектируемого участка, все существующие, проектируемые здания, сооружения, насаждения, МАФ, дороги, площадки и т.д.
  • План благоустройства территории - является одним из разделов генерального плана любого объекта. На данном чертеже указываются: дорожно-тропиночная сеть, МАФ, площадки отдыха и т.д. с привязками к уже существующим зданиям и сооружениям;
  • План озеленения территории - является также составной частью ландшафтного проекта дизайна участка. На нем приведены все проектируемые древесно-кустарниковые насаждения, цветники с привязками к различным базисным линиям (дом, забор...);
  • Дендроплан определяет пространственную композицию и художественный облик проектируемого ландшафта . В комплекте прилагается ассортиментная ведомость, включающая в себя: размер проектируемых растений, количество, название русское и латинское.

Как заказать ландшафтный проект

Заказать ландшафтный проект – это прекрасный способ доверить работы по озеленению и оформлению сада профессиональным специалистам. Доступные цены, неординарный подход к решению задач и возможность выполнить дизайн дачного участка, его озеленение в самых разных стилях делают наше предложение особенно привлекательным для всех, кто желает создать на приусадебной территории атмосферу гармонии, природной красоты и изящного стиля.

Ушли в прошлое времена, когда проект ландшафтного дизайна дачного участка ограничивался только обустройством дома, цветника, грядкой для овощей, несколькими плодовыми или декоративными деревьями для сада. Сейчас дизайн участка – это настоящее искусство, позволяющее создать комфорт и уют на любой территории - от 6 соток и больше.

Проект ландшафтного дизайна дачного участка 6 соток

Приступая к планировке любой территории нужно учесть:

  • рельеф местности (ровный, террасообразный, близость гор, оврагов);
  • форму участка – прямоугольная, трапециевидная, треугольная, с закругленными углами;
  • тип почвы – песчаный, чернозем, глинистый.

Для разработки плана очень важна форма владения. От нее зависит стиль проектирования.

План усадьбы 6 соток одно из самых сложных заданий. Ведь небольшая территория должна вместить дом, сад, зону отдыха. Многим хочется еще обустроить и декоративный водоем, иметь место для подсобных построек.

Удачный вариант – геометрический стиль. Это позволяет сэкономить пространство и эффективно использовать каждый клочок земли. Планируя место для сооружения дома, нужно расположить его так, чтобы не затенял огород и сад.

Прежде всего, нужно разделить территорию:

  1. Дом с хозпостройками.
  2. Садово-огородная территория.
  3. Зона отдыха.

Оптимальный размер домика 5х6 метров с небольшой террасой. Компактный душ, хозблок, другие мелкие постройки можно разместить вместе, разделив перегородкой.

Понадобится место для сооружения туалета. Чтобы он не выделялся, вокруг можно посадить кустарники или деревья.

Выбирая место для сада, нужно учесть, что деревья со временем разрастутся и могут мешать не только хозяевам усадьбы, но и соседям. Много деревьев посадить не удастся, максимум 4-5 плодовых дерева.

Овощные грядки желательно расположить там, где много солнечного света. Ведь овощи любят солнце и воду. Много насаживать не стоит. Лучше рассчитать, сколько действительно понадобится, тогда на грядках поместятся все нужные, останется даже место для небольшого цветника.

Зону отдыха, а это, как правило, столик с несколькими стульчиками, изготовленными из дерева, можно расположить под тенью деревьев. Маленькую беседку, увитую плющом или виноградом, тоже можно себе позволить, но отказавшись от лишней грядки или цветника.

Дизайн участков 10 соток

Ландшафтное проектирование на 10 сотках гарантированно позволит создать уникальный, который не будет похож ни на какой другой, дачный участок. Спланировать расположение грядок и зон отдыха можно самостоятельно, но более креативный, возможно, готовый проект ландшафтного дизайна, который изготовят специалисты по озеленению с учетом пожеланий заказчика.

Фантазия, креатив, индивидуальность – это то, что позволит создать даже на небольшом участке земли живописный зеленый уголок, где можно не только выращивать овощи и фрукты, но приятно провести выходной или летний отпуск.

Прежде чем приступать к обустройству дачного участка, нужно определиться, какой стиль выбираете. От этого зависит не только архитектура дома, но и подбор растений, их геометрия высадки, характерные элементы декора.

Например, на владении 10 соток вряд ли удастся воплотить французский стиль. Ведь он предполагает большой сад, для ухода за которым потребуется наличие садовника.

А вот английский будет гармоничен. Он предусматривает естественность размещения элементов на определенном ландшафте. Деревья, кустарники цветы, трава высаживаются ярусами. Характеризуется такой стиль полным отсутствием симметрии, обилием зелени. Органично смотрятся извилистые дорожки, склоны, природные водоемы. С растениями тоже не придется заморачиваться. Подойдут все, которые произрастают на данной местности.

Японский стиль тоже подойдет. Он предполагает наличие небольшого искусственного водоема, декоративных, природных оригинальных камней, фонариков во дворе. Из растений предпочтение отдается можжевельнику, карликовым соснам. Аккуратность, сдержанность – характерны для японского сада.

Дворик-патио, кованная или плетеная мебель, гамак, цветы в горшочках присущи средиземноморскому стилю, который органично впишется даже в наших широтах. Дорожки, мощенные камнем, зеленая лужайка, беседка, увитая растениями, маленький фонтанчик создадут комфортную атмосферу для отдыха.

Дизайн участков 15 соток

Дачное владение 15 соток тоже не располагает к большому размаху. Но это уже дача среднего размера. Тут есть, где развернуться фантазии. Чаще всего это прямоугольник 30х50 метров.

Специалисты утверждают, что на такой площади свободно можно расположить:

  • жилой дом;
  • летнюю кухню;
  • хозяйственный блок;
  • гараж или навес для машины;
  • зону отдыха – беседка, детская площадка;
  • небольшой сад;
  • зеленый газон, цветочные клумбы;
  • огород.

А если отказаться от огорода, то место освободится даже для спортивной площадки.

При желании, хозяева могут выбирать готовые проекты ландшафтного дизайна участков, обратившись к ландшафтным специалистам. Тогда все каноны выбранного стиля будут соблюдены или же, внесенные по желанию владельца, не выйдут за рамки стиля.

Если территория имеет прямоугольную форму, то лучше всего подойдет регулярный стиль. Он отличается точными линиями, симметрией. Его можно воплотить и самостоятельно.

Если площадь имеет неправильную форму, а поверхность неровная, лучше всего придерживаться ландшафтного стиля. Это – полное отсутствие симметрии. Правда, так кажется только на первый взгляд. На самом же деле, нужно продумать каждую деталь дизайна. Только тогда можно достичь желаемого впечатления. Ландшафтный дизайн предполагает наличие:

  • неправильной формы цветочных клумб;
  • небольшие искусственные водоемы;
  • декорирование натуральными материалами, например, камнем;
  • кованые элементы во дворе.

Если уже есть постройки, а владельцу хочется обновить территорию, оптимальный вариант – смешанный стиль. В таком случае, хорошо сочетаются регулярный и ландшафтный стили.

Размещение зон на дачном участке

Независимо от размера земельной делянки, при планировании ее застройки нужно учитывать в какой части света предполагаете разместить ту или иную зону.

Все постройки лучше всего размещать на северной стороне. Так они не будут закрывать другие зоны от солнечного света. А вот окна дома, желательно, чтобы на север не выходили. Тогда дом всегда будет солнечным, светлым. Террасу и веранду располагают на южной стороне.

От традиционного забора тоже можно отказаться. Вместо него лучше посадить зеленую изгородь из кустарников. Подойдет ежевика, дикий виноград.

Сажать деревья вокруг дома нежелательно. Они будут затенять свет. Лучше посадить жасмин или сирень.

Садовая зона может размещаться возле дома. Но перед ним сначала высаживают смородину, крыжовник, малину, а уже дальше деревья – яблони, сливы и другие.

Зона отдыха предполагает наличие:

  • беседок;
  • лавочек;
  • мангала;
  • бассейна.

Для бассейна нужно выбирать хорошо освещенное место, там же можно оборудовать площадку для игр детей – песочницу, качели, турник.

Китайцы утверждают, сад – единый организм, не предполагающий господства какой-либо зоны над другой. Главное – естественность. Идеально, если сад имеет прямоугольную или квадратную форму. Все должно выглядеть так, как будто ему уже много лет. Центр не рекомендуют засаживать высокими деревьями.

Дорожки в саду должны быть плавными без острых углов. Тогда, по фэншую, никакие негативные энергии хозяину не страшны. А еще, в левом углу сада рекомендуется высадить деревья, цветущие красным и синим цветом. Это гарантирует семье достаток. Правый угол хорошо бы засадить белыми и розовыми цветами. Тогда семья будет обречена на любовь и согласие.

Для привлечения успеха, центральную часть сада хорошо бы отдать под арку из живых растений.

Скульптуры в саду

Оригинальным украшением сада могут стать скульптурки. Главное, чтобы они были аккуратно сделаны. Их количество может быть разным. Но если есть сомнение в том или ином украшении, лучше от него отказаться. На фото видите, что такое семейство сов хороший декор для пенька, который не выкорчевали.

Фигурки, которые есть в продаже, как правило, керамические или изготовлены из полимерной смолы. Они стойки к климатическим перепадам, но к зиме их все же лучше спрятать. Дешевая пластиковая штамповка в большинстве своем не станет украшением интерьера, хотя бывают исключения. Скульптурки можно изготовить самостоятельно. Уж тогда, точно, нигде подобной не увидите.

Такое декоративное украшение применяют в двух случаях:

  1. Как собственно украшение – не привязано ни к какой тематике.
  2. Как дополнение тематического уголка.

Помните! Фигурки, небольшие скульптуры нужно располагать так, чтобы их часто видеть. Но, кроме эстетической функции, иногда садовые украшения несут и чисто практическую нагрузку – это может быть фонтанчик, контейнер, вазон для цветов.

А из обыкновенного резинового детского мячика можно сделать большую яркую ягоду. «Посадить» в саду грибы тоже реально. Для ножек понадобятся отрезки трубы, а шляпки отливают из цемента. Ярко раскрашенные шляпки порадуют глаз, улучшат настроение.

Дорожки

Связующее звено любого стиля, воплощенного на дачном участке, являются дорожки. Они занимают до 20 процентов общей площади. В разных зонах их покрытие может быть разным. Парадную и хозяйственную лучше всего делать из натуральных материалов. Для этого подойдут камень, гравийное покрытие. Такие дорожки будут выглядеть красиво, а главное, они надежны, долговечны. В зоне отдыха дорожки могут быть покрыты отсевом или галькой.

Ширина парадного входа, как правило, до двух метров, второстепенные дорожки делают по желанию от 40 до 80 сантиметров. Главное, чтобы могли свободно разойтись два человека.

  1. Вместо площадки, вымощенной плиткой или другими твердыми материалами, можно свободное пространство покрыть газоном. Для этого не обязательно сеять газонную траву. Есть такое растение, как полевица побегоносная. Ее считают сорняком, но для дачной лужайки она может подойти идеально. Ведь вверх не растет, а ползет по земле. По такой изумрудной лужайке приятно ходить босиком.
  2. Если у вас большой сад, много построек, а для цветочной клумбы осталось мало места, можно сгруппировать овощные растения с цветами на одной грядке. Например, посадите в центре огурцы, причем не давать им ползти по земле, а поставить решетку, на которую они и поползут. Рядом посадите помидоры, а вокруг – цветы. Клумба должна быть небольшой, чтобы можно было доставать овощи с грядки, не причиняя вреда цветам.
  1. На каждой даче найдутся зоны, неприглядные для глаза – компостные короба, разные дачные ненадобности. Их можно замаскировать вьющимися растениями. Точно так же можно украсить веранду или беседку.
  2. Даже старое дерево, которое давно требует выкорчевки, может стать украшением двора или сада. Срезая его, оставьте пень до полутора метра, посадите рядом вьющийся плющ, виноградную лозу другие ползущие растения. Со временем образуется чудесная композиция.
  3. Не впадайте в крайности, экспериментируя со стилями. В погоне за соответствие им можно лишиться уюта или комфорта.
  4. Множество разных декоративных элементов – клумб, садовых мостиков и скульптур могут лишить дачный участок элементарной эстетичности.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Материал на конкурс

«Ландшафтный дизайн пришкольной территории»

ЕСЛИ БЫ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК НА КЛОЧКЕ ЗЕМЛИ СВОЕЙ СДЕЛАЛ ВСЕ, ЧТО ОН МОЖЕТ, КАК ПРЕКРАСНА БЫЛА БЫ ЗЕМЛЯ НАША.

А.П. ЧЕХОВ.

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛИ:

АЛИХАНОВА ЕЛЕНА,

НОВРАДОВА АЛЕКСАНДРА

УЧАЩИЕСЯ 10А КЛАССА

МКОУ «СОШ №7»

ПРЕДГОРНОГО РАЙОНА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

РУКОВОДИТЕЛЬ: ПАНАЭТОВА С.И.,

УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

СТ. ЕССЕНТУКСКАЯ

2014 - 2015

Утверждено:

на педагогическом совете

МКОУ «СОШ №7»

Протокол № 1

29. 08.2014 г

Положение о школьном дворе

Школьный двор – это универсальное средство, одновременно выполняющее ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.

Школьный двор – это целый комплекс, где можно создать идеальную модель маленького мира детства.

Школьный двор – это мир, где должны чувствовать себя уютно и комфортно, где каждый имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим.

Школьный двор и школьная территория - эффективное средство формирования экологической культуры учащихся.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Цели: 1.Формирование личности, готовую принять идеологию здорового образа жизни, формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции.

2. Создание эстетически и экологически привлекательного пространства вокруг школы; наиболее рациональное использование школьной территории в учебном процессе и хозяйственной деятельности школы.

3. Улучшение экологической обстановки в школе и на прилегающей к ней территории за счет зеленых насаждений и цветов.

4.Воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе.

5. Развитие творческих способностей обучающихся.

Задачи:

1.Привлечь внимание обучающихся к решению актуальных проблем школы.
2.Формировать чувство личной ответственности за школу, умение реализовать конкретные шаги по улучшению и благоустройству школы и ее территории.

3.Формировать у каждого участника педагогического процесса внутреннюю потребность к защите и приумножению природных богатств, к созданию и поддержанию прекрасного вокруг себя, развитию бережного отношения к природе.
4. Привлечь педагогов, обучающихся школы и родителей к вопросам улучшения эстетического оформления школы.

5. Формировать у участников образовательного процесса активную жизненную позицию, стремление быть неравнодушным к судьбе своей малой родины.

Актуальность и важность работы.

За последние годы в нашей стране огромное внимание уделяется созданию и реализации различных социальных проектов. В образовательном учреждении- это проект благоустройства школьной территории, создаваемый самими обучающимися, их учителями и родителями. Творческий подход к идее – наиболее важный аспект в данных проектах. Работа по такому проекту касается не только школьного здания, но и прилегающих к нему территорий (спортивной площадки, школьного двора, дорожек, школьных клумб). «Красота спасёт мир», - утверждали великие гуманисты. Человек чувствует себя комфортно, когда его окружают красивые аллеи парков, цветущие газоны и ярко оформленные клумбы цветов.

Обоснование работы.

Наша школа размещается на территории станицы Ессентукской Предгорного района Ставропольского края. Здание школы построено в 2008 году. Школьный двор находится в хорошем состоянии. Вокруг двора есть ограждение, которое соответствует всем нормам техники безопасности пребывания детей в образовательном учреждении, санитарным нормам территорий образовательных учреждений. Территория двора большая, поэтому проблема благоустройства является актуальной с первых дней её существования. Благоустройство школьной территории необходимо как для создания привлекательного внешнего вида, так и для поддержания репутации образовательного учреждения, которое должно иметь свое "лицо”, свой имидж. В школе и вокруг нее на воспитание ученика должен работать каждый квадратный метр.

Особенностью расположения нашей школы является то, что она находится всегда в поле зрения односельчан. Коллектив школы несет большую ответственность по воспитанию у обучающихся, их родителей и жителей села бережного отношения к своей станице, развитию эстетического вкуса и умению ценить красоту окружающей природы. В МКОУ «СОШ №7» сложилась система нравственного, экологического и трудового воспитания обучающихся, важной частью которой является привитие любви к природе и труду. Такая система позволяет успешно решать задачи обучения школьников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания. Территория школы обширна и разнопланова. На ней расположены здание школы, постройки хозяйственного назначения, спортивная площадка, цветники. Большую часть двора занимает центральная площадка, выложенная тротуарной плиткой. Это место для проведения школьных линеек, внеклассных мероприятий под открытым небом. Крыльцо школы выходит на северную сторону, правая часть - на запад, левая часть здания - на восток жилого массива, образованного улицами: Гагарина, Губина. Очень большую площадь на южной стороне занимает косогор из строительного мусора, где практически нет почвы. В свое время этот участок строители лишь засыпали слоем земли, к сожалению, недостаточным для посадки деревьев. Компенсирует недостаток деревьев большая площадь газонов. Там же, на южной стороне, находится тир для проведения уроков ОБЖ, над тиром находится спортивный городок, где имеются различные типы спортивных сооружений: баскетбольная и волейбольная площадки, беговая дорожка, полоса препятствий. Чуть ниже стадиона расположены игровые площадки для школьников младшего возраста с качелями и горкой. Большую часть территории школьного двора занимают газоны с небольшими клумбами из декоративных кустов, однолетних и многолетних цветов. В западной части школьного двора находятся два больших цветника, окаймленные двумя рядами низкорослых сентябринок (Новобельгийские или Виргинские астры) и чистеца византийского, с ними благополучно соседствуют молодые деревья и кустарники, однолетние и многолетние цветы. Начиная с июня и до заморозков, радуют глаз утопающие в цветах рабатки, клумбы и цветники. В этом году школьники занялись пересадкой сосен из питомника «Сосновый», посадкой цветников и кустарников.

Характеристика школьного двора:

Общая площадь школьного двора

15692 м 2

Площадь застроенной части

3302м 2

Площадь школьного здания

2540 м 2

Площадь хозяйственных построек

762 м 2

Площадь незастроенной части

12390 м 2

Площадь асфальтированной части

3830 м 2

Площадь озелененной части

6000 м 2

Площадь дендрария

400м 2

Площадь цветников

1500 м 2

Площадь газонов

3100 м 2

Площадь спортивной площадки

1500 м 2

Площадь уголка начальных классов

1000 м 2

Площадь детской площадки

60 м 2

Ведомость зданий и сооружений

№п/п

Обозначение типового проекта

Кол- во

Площадь застройки

кв. м.

Здание школы

2540

Хозяйственный блок с котельной

Трансформаторная подстанция

Тир

Разграничение зон школьной территории с целью создания наиболее благоприятной экологической обстановки, улучшения санитарно-гигиенического режима на территории школы. Начало работ по благоустройству школьного двора относится к лету 2008 года, когда были выполнены частично работы по оформлению дворовой территории школы, асфальтированы подъезды к центральному входу, разбиты центральные клумбы и газоны. Работа по озеленению и дизайну двора продолжается по настоящее время.

Зоны школьного двора.

1 зона

детская (игровая площадка с качелями, горкой, песочницей);

спортивная (2 спортивные площадки для игры в волейбол и баскетбол)

2 зона

внутренний дворик (плитка, асфальтированные дорожки)

3 зона

хозяйственная (котельная, трансформаторная подстанция, тир)

4 зона

зеленая (по фасаду школы и во дворе школы)

Этапы работы по благоустройству школьного двора:

Первый этап – февраль-март:

разработка обучающимися проектов благоустройства школьной территории, озеленения и рационального использования пришкольного участка.

Второй этап – апрель – май:

подготовка посадочного материала – семян цветов;
подготовка инвентаря;
весенняя обработка почвы;
работы по благоустройству школьной территории и прилегающей к ней площади,

Обрезка кустарников;
весенние посадки (пересадка сосен, закладка розария);

Третий этап – июнь – август:

уход за посадками: полив, прополка;

Четвертый этап – сентябрь-октябрь:

Сбор семян;
осенняя обработка почвы;
осенние посадки луковичных;
подведение итогов, подготовка отчетов.

Планы реализации работ.

Работа по благоустройству школьной территории состоит в выравнивании почвы, создании дорожек, посадке деревьев, формировании газонов и клумб, др. Эти задачи ежегодно мы осуществляем своими силами. Спортивные площадки - это важная часть школьной территории, где ученики проводят много времени, поэтому компактное размещение на ней всех объектов (беговых дорожек, площадок для игры в волейбол или баскетбол) является очень важным и необходимым элементом в благоустройстве. Имеющиеся на территории школы детская и игровые площадки, являются местом отдыха и развлечения. Места для отдыха планируем оборудовать декоративными лавочками, и здесь без помощи взрослых не обойтись. К данной работе мы привлекаем родителей и работников школы.

План мероприятий подготовительного этапа

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

Проведение анализа экологического состояния школьной территории

Классные руководители, ответственный за организацию трудовой и экологической деятельности в школе

Старт конкурса «Аукцион идей» по благоустройству школьного двора»

Классные руководители

Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты»

Классные руководители

План мероприятий практического этапа

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Сбор и заготовка семян

Осень - зима

классные руководители, учителя начальные классов

Акция «Чистый двор » по благоустройству школьного двора.

в течение года

классные руководители

Обработка почвы, внесение удобрений

Осень, весна

классные руководители и учителя начальных классов

Уборка территории спортивной площадки

еженедельно

учащиеся 4- х классов

Посев семян и высадка рассады цветочных культур

весна

Уход за посаженными цветочными культурами

весна

классные коллективы 5-8 и 10 классов

Обновление спортивной площадки

весна

Учителя физкультуры, техперсонал

Уход за посаженными цветочными культурами.

весна, лето

классные коллективы 5 – 8, 10 классов

Осенние работы:
- подготовка семян к хранению;
- заготовка компоста;
- осенняя обработка почвы.

осень

учителя технологии, классные руководители

Перечень растений, выращиваемых в школьном дворе.

Дендрологические растения:

Туя смарагд -7 больших и 35 - маленьких

Можжевельник стелющийся - 2

Магония падуболистная - 5

Сосна обыкновенная - 56

Барбарис обыкновенный - 8

Форзиция европейская - 5

Ель обыкновенная - 1

Розы - 50

Гибискус сирийский - 15

Цветочно – декоративный отдел:

Астра - семейство сложноцветные; Петуния - семейство пасленовые; Тагетес - семейство сложноцветные; Тюльпаны - семейство лилейные; Тигровая лилия - семейство лилейные; Циния - семейство сложноцветные;
Календула - семейство сложноцветные;
Ирисы - семейство касатиковые;
Гвоздика - семейство гвоздичные;
Георгина- семейство сложноцветные;
Космея - семейство сложноцветные;
Кохия - семейство маревые;
Львиный зев - семейство норичниковые;
Ромашки - семейство сложноцветные;
Канны – семейство канновые; Хризантемы - семейство сложноцветные; Нарциссы – семейство амариллисовые; Хосты – семейство спаржевые; Чистец византийский – семейство яснотковые; Аквилегия – семейство лютиковые; Виргинские астры – семейство астровые.

Видовой состав дикорастущих растений:

Сем. Мятликовые: ежа сборная, пырей ползучий Сем. Вьюнковые: вьюнок полевой

Сем. Сложноцветные: тысячелистник обыкновенный, одуванчик лекарственный, полынь горькая, полынь обыкновенная, мать-и-мачеха обыкновенная, цикорий обыкновенный.

Сем. Подорожниковые: подорожник большой, подорожник средний.

Сем. Бобовые: клевер луговой, клевер ползучий.

Сем. Губоцветные: пустырник пятилопастный.

Сем. Крестоцветные: икотник серый, сурепка обыкновенная.

Ландшафтный дизайн и озеленение:

Каждой весной территория школы обновляется. Осенью 2013 года по периметру двора высадили туи смарагд, а на косогоре с южной стороны пытаемся развести более неприхотливые сосны. С обеих сторон центральной дорожки высажены древовидные гибискусы. По-разному оформлены цветники начальной школы и клумбы старшеклассников (и по форме, и по содержанию), изменился вид центральной клумбы - объемными буквами из многолетних растений выложено название школы. За территорией школы, над дорогой, цветами выложены два запрещающих дорожных знака, а вокруг – газон. Прекрасным украшением школьного двора служат цветы и декоративные кустарники - универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Мы проектируем цветники таким образом, чтобы обеспечить длительное цветение. Каждый год цветники имеют различные размеры, формы, композиционные решения, сочетания декоративных растений. Учитываются их особенности – высота и диаметр куста, сроки цветения, совместимость с другими видами, экологические параметры и многие другие аспекты. Красота цветов, к сожалению, недолговечна, большинство цветников через месяц выглядят уже совершенно иначе, поэтому планируем их таким образом, чтобы они были привлекательны на протяжении всего года. Мы любуемся однолетними и многолетними петунией, тагетесом, циннией, однолетними георгинами различной цветовой окраски, многолетними каннами, турецкой гвоздикой, хризантемами, хостой, аквилегией, коврами в виде рабаток из сентябринок, чистеца византийского. Цветочные композиции желтого яркого махрового ковра из бархатцев всю осень привлекают внимание односельчан. В 2014 году появилась альпийская горка с многолетними растениями.

Благоустройство и озеленение - это не просто высадка деревьев, кустарников или цветов, а проектирование, подбор посадочного материала и газона. Лучший способ привести участок в порядок - посадка деревьев. Следует признать, что деревьев у нас мало и они еще совсем молодые. Попытки несколько раз посадить деревья по периметру школы не увенчались успехом. Несмотря на то, что почва в школьном дворе не очень плодородна, мы каждый год стараемся пополнить наш дендрарий новыми саженцами. Этой осенью с выпускниками школы планируем посадить березовую аллею. Ученическим Советом школы принято решение ухаживать за школьной территорией по графику. За ребятами закреплены определенные участки (клумбы), которые они оформляют по своему мини-проекту: выращивают рассаду цветов, высаживают её и в течение лета за ней ухаживают, собирают семена. Весь процесс идет под руководством классных руководителей и ответственного за организацию трудовой деятельности в школе. Акции по благоустройству и уборке территории в нашей школе проходят ежегодно, в них участвуют ученики 2-11 классов. Осенью пришкольная территория освобождается от осеннего мусора. Об этом свидетельствуют фотографии, сделанные во время субботников. (Приложение)

Акция: «Посади дерево в школьном дворе».

В 2010 году, принимая участие во Всероссийском молодежном движении «ЭКА» в программе содействия восстановлению лесов «Больше кислорода!», юные экологи школы на территории школьного двора создали питомник «Сосновый». С целью формирования экологической культуры обучающихся, их ответственного отношения к природе, создания благоприятной экологической среды в период с 14 по 23 ноября 2013 года была проведена акция: «Посади дерево в школьном дворе». Юные экологи высадили на косогоре с южной стороны школьного двора 20 саженцев сосны обыкновенной из питомника. 17 мая 2014 года ребята из экологического кружка приняли участие во Всероссийском дне посадки леса: высадили 10 сосен на территории школьного двора. В этот же день на алее Памяти возле мемориала павшим героям были высажены 4 сосны. Акция была посвящена 25-летию вывода советских войск из Афганистана. (Приложение)

Наши результаты:

Об итогах реализации проектов отчитывается каждый класс в середине октября. Ценность работы по благоустройству школьного двора заключается в следующем: 1. Приобретение опыта по благоустройству школьной и прилегающей территории силами обучающихся с наименьшими финансовыми затратами.

2. Ведение последовательной и целенаправленной работы по экологическому образованию и благотворительной деятельности.

3. Изыскание возможности сотрудничества школьников с руководством при решении проблемы общественных вопросов.

4. Развитие взаимопомощи, поддержки, взаимовыручки, дружеских отношений среди подростков. 5.Расширение зоны отдыха.

Предполагаемые результаты, их социальная значимость.

Все мы знаем, что человек, убирающий сегодня мусор во дворе, высаживающий цветы на месте пустыря, завтра не допустит их уничтожения и захламления. Выиграют, конечно же, все: и участники проекта, и жители станицы в целом. Благоустраивая нашу школу, мы улучшаем облик всей станицы, потому что школа является одним из ее культурных центров.

№ п/п

Предполагаемый результат

Организация социально-значимой общественной деятельности школьников;

Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию;

Приобщение к здоровому образу жизни;

Создание дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения школьников;

Создание условий для социальной защищенности школьников из «неблагополучных» семей;

Создание благоприятных условий жизни.

Заключение. "Театр начинается с вешалки», а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы. Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством воспитания экологической культуры у обучающихся и населения станицы. Эту работу мы рассматриваем как одну из составляющих системы социального становления личности.

Литература : 1. «200 дизайнов для вашего сада», Крупчиева И.Ю. Издательство: БММ, 2005 2 Жак Делиль. Сады. Л.: Наука, 1987 3.Шиканян Т.Д. Азбука ландшафтного дизайна. М.: Кладезь-Букс, 2006. 4 .Ландшафтная архитектура» Сычева А.В. Издание: Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2004
5. Юрченко А.В. Ландшафтный дизайн. – М.: Эксмо, 2005


Я хочу рассказать о составе ландшафтного проекта и последовательности работы. Когда мы договариваемся с заказчиком о первой встрече, предупреждаю его о том, что он должен располагать большим запасом времени, которое мне необходимо для того, чтоб обмерить участок и сделать фотосьемку. Также мы ставим перед собой задачи на будущее проектирование: нужна ли вертикальная планировка, какие будут функциональные зоны, какие растения предпочтительны и т.д. По итогам встречи вычерчивается обмерный план и высылается на утверждение.

Далее я предлагаю два эскиза. Это схема генплана – вид сверху всего участка, с существующими и будущими строениями, основными дорожками, а растения обозначены общей массой.

Мы обсуждаем с заказчиком эти два варианта. Решаем что исключить, а что оставить. Обычно итоговый генплан складывается из двух предложенных эскизов. В ходе проектирования могут вноситься несущественные изменения. Когда генеральный план утвержден, вычерчиваются необходимые чертежи, для выноса проекта в натуру. Если участок на сложном рельефе, то я черчу вертикальную планировку. Имея, этот чертеж, можно начинать земляные работы. Параллельно с этим делается разбивочный чертеж. На нем отмечены и образмерены все дорожки, подпорные стенки, площадки и строения.


При необходимости детально прорабатываются фрагменты благоустройства. В данном случае это разрез приподнятой клумбы во входной зоне.

Очень важная часть проекта – это баланс территории. Цветом отмечены разные зоны участка. К этой схеме прилагается ведомость, где указаны площади газона и мощения, сколько занимает зона парковки, протяженность подпорных стенок, площадь застройки и рекомендуемые отделочные материалы. Эта информация нужна при расчете сметы и закупке строительных материалов, особенно, если заказчик решил заниматься строительством сам.

Чтобы участок не затопляло, и растения чувствовали себя хорошо, необходимо делать отвод воды. На данном изображении схема дренажа, разрез траншеи и дренаж подпорной стенки.

Дендроплан. Это чертеж, на котором отмечены все растения, высаживаемые на данном земельном участке. Для удобства, на план наложена сетка, а каждое растение указано во взрослом своем состоянии. Например, на этом дендроплане сетка 5х5 метров, под цифрой 1 ель сербская. Видно, что размах кроны взрослого дерева будет примерно 3 метра. К дендроплану прилагается ассортиментная ведомость, в которой указаны порядковый номер растения, его количество, изображение и необходимые рекомендации. Все растения подбираются с учетом общей дизайн концепции, биологической и визуальной совместимости.

Обычно на дендрологическом плане я указываю крупные кустарники и деревья, а цветники и декоративные группы прорабатываю отдельно. На схеме цветник, расположенный во входной зоне. По просьбе заказчика, он состоит из многолетников, которые требуют минимум ухода, цветут на протяжении всего лета, сменяя друг друга.

Состав цветника:
1.Гортензия древовидная
2.Лапчатка кустарниковая
3.Спирея японская
4.Манжетка мягкая
5.Можжевельник Sky rocket
6.Астра кустообразная Blaubux
7.Астра альпийская
8.Вероника армянская
9. Гвоздика травянка
10.Дельфиниум
11.Лук гигантский
Группа вечнозеленых кустарников:

1.Туя западная Brabant
2. Туя западная Wareana Lutescens
3. Спирея японская
4. Самшит вечнозеленый
5. Гвоздика почвопокровная травянка

Как дополнительный декоративный элемент, предлагается часть забора оформить вертикальным озеленением.

Когда проработан дендроплан, я знаю, как расположить ландшафтные светильники. Они не только освещают дорожки, еще можно подсветить группу декоративных кустарников, или одно особенно красивое дерево. Схема расстановки светильников выглядит вот так:

Схема полива:

Когда все чертежи готовы, складывается генеральный план с экспликацией.


В состав ландшафтного проекта входит разработка МАФ – малых архитектурных форм. В данном случае это беседка барбекю и детская зона.



Как правило, для проекта разрабатывается только визуальная часть, то есть эскизы. Дополнительно можно сделать вид сверху и разрез. Обычно я не вычерчиваю узлы и конструктивные элементы, но материалы, которые я предоставляю, могут послужить подробным техзаданием для подрядчика, который возьмется мою конструкцию строить. Также, заказчик, может разослать их в разные подрядные компании, для просчета стоимости строительства и выбрать ту, которая предложит наиболее выгодные условия.

Детская площадка выполнена в современном стиле. Я считаю, что нестандартные пространства формируют творческое мышление у детей, а минимализм вдохновляет.